Эссе. Эссе -Свобода и счастье в творчестве И. Канта. Свобода и счастье в творчестве И. Канта
Скачать 18.38 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛНР ГОУ ВПО ЛНР "ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ" ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНО – ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК КАФЕДРА МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ И ТЕОЛОГИИ ЭССЕ по дисциплине : «Философия» на тему : «Свобода и счастье в творчестве И. Канта» Студент _______ Тараканов А. Е. (подпись) (Ф.И.О. студента) Группа ТЛ – 691 с Проверил ___________ _____________ Кобылкин Д. С. (должность) (подпись) (Ф.И.О.) г. Луганск -2020 Философия Канта полна противоречий. О ней можно с основанием сказать, что она есть «кульминация классического буржуазного гуманизма в Германии» . Но есть доля истины и в том, что она «…поистине есть промежуточная инстанция на полпути к позитивизму» , поскольку для нее познание трансцендентного мира лишено смысла, а опыт и природа -- одно и то же. Кант признавал объективный мир вещей и отстаивал права научного познания, но сам же обескрылил науку, изолировав ее от этого мира. Он мечтал добиться в метафизике «абсолютной научной полноты», но сумел лишь разрушить прежнюю метафизику. Рассуждение Канта состояло в том, что счастье является настолько неопределенным и субъективно окрашенным понятием, что на таком шатком основании рационально обоснованную моральную систему построить невозможно. Кант, установили мы, недоверчиво относится к счастью. Но это отнюдь не означает, что Кант предполагает, будто человек может поступиться счастьем и не стремиться к собственному благополучию. Он не рекомендует человеку преодолевать способность желания и стремление к счастью, ибо хорошо понимает их непреодолимость. И тем более Кант не рекомендует человеку устремиться в погоню за несчастьем. Совсем нет. В том-то и состоит обрисованная Кантом драма нравственности, драма человеческого существа, что человек не может не стремиться к счастью, ибо не может не следовать законам жизни. Кант много рассуждал о счастье, известно много его цитат на тему счастья, например „Человек редко думает при свете о темноте, в счастье — о беде, в довольстве — о страданиях и, наоборот, всегда думает в темноте о свете, в беде — о счастье, в нищете — о достатке.“ „Так приблизительно мог бы воззвать Творец к человеку: «Я наделил тебя склонностью к добру. Твое дело развить ее. И, таким образом, твое собственное счастье и несчастье зависит от тебя самого».“ Учение о свободе личности является связующим звеном всей философской системы Канта. Взгляды мыслителя на проблему свободы личности последовательно складывались на протяжении долгих плодотворных лет работы в самых различных отраслях знаний. В своих работах Кант не дает четкого однозначного определения свободы и счастья. Содержание данного понятия наполняется разным смыслом в зависимости от контекста соответствующего произведения и его места в системе всего учения мыслителя. Поэтому для установления наиболее важных аспектов понимания свободы обратимся к основным работам мыслителя по данной проблематике. Первоначально вопросы нравственности Кант планировал исследовать в одной из первых частей «Критики чистого разума». Однако в процессе работы обнаружилось весьма важное обстоятельство, состоявшее в том, что свобода личности, ответственность, и, следовательно, вытекающая отсюда моральность возможны лишь при условии автономии их бытия. Это связано с тем, что в природе, где господствует необходимость, и в познании, опирающемся на единство понятий и опытных данных, вопрос о самостоятельности человека полностью лишен смысла. Данная проблема стала предметом анализа «Критики практического разума». Важное значение для прояснения сущности человеческой свободы имеет понятие действия. Кант говорит в первую очередь о действии в природе, раскрывая тот общий онтологический горизонт, в котором устанавливается идея свободы как особого рода причинность. Свобода выступает как особый и отличительный вид причинности. Именно такое понимание оказывается для Канта особенно значимым, чтобы выяснить сущность свободы в ее космологическом измерении. Космологическая свобода есть «способность само собой начинать некоторый ряд следующих друг за другом вещей или состояний» Это означает: быть свободно предоставленным самому себе, действовать спонтанно, абсолютное самодействие. Свобода как абсолютная спонтанность есть свобода в космологическом понимании Для Канта мир есть «совокупность всех явлений» . Космос или природа есть совокупность всего налично сущего, доступного человеческому познанию. Выяснение того, какое место занимает идея свободы во всей метафизической проблематике, — как раз это имеет решающее значение в философии Канта. Значительное внимание проблеме свободы личности в историческом процессе Кант уделяет в работе «Предполагаемое начало человеческой истории» (1786). В указанной работе мыслитель выделяет этапы развития общества, становления государства и публичной власти в зависимости от степени осознания человека себя и остальных членов общества в качестве равных субъектов, наделенных свободой и ответственных перед членами своей семьи и будущими поколениями; устанавливает взаимосвязь между свободой членов общества и силой государства. Соответственно, анализ философии истории мыслителя свидетельствует о том, что в процессе формирования общества и становления государства свобода личности проявляет себя и как цель, и как средство достижения всеобщего правового состояния. Таким образом, на основе анализа основных работ Канта, посвященных проблематике свободы, можно выделить следующие наиболее важные значения понятия свободы личности: свобода как основание автономии воли (личности), достоинства, вменения и ответственности; свобода личности как цель и средство достижения всеобщего правового состояния, как движущий фактор развития отношений частной собственности, становления государства и формирования публичного законодательства; свобода личности как единственное прирожденное естественное право, из которого как следствие выводятся все остальные права; свобода каждого члена общества как человека в качестве принципа гражданского состояния; свобода как понятие, относящееся к строгому праву, к которому не примешивается ничего этического. Наличие подобного разнообразия значений в понимании свободы личности свидетельствует о том, что понятие «свобода личности» является в трудах Канта сложным и многогранным, а сама проблема трактуется очень широко, охватывая при этом все стороны бытия как отдельного индивида, так и общества, государства в целом. Учение Канта о свободе — в каком-то смысле кульминационный пункт новоевропейской философии человека. Если он прав, то само существование людей приравнивается к чуду. Некоторые философы подхватывали эту интуицию, призывая смотреть даже на нашу повседневную жизнь как на воистину удивительный феномен. Но на кантовское учение можно взглянуть и с другой стороны. В конце концов, противоречия, обнаруживающиеся в системе его взглядов на свободу, могут свидетельствовать о неблагополучии самой этой системы, а не о принципиальной непостижимости понятия свободы. Впрочем, этика Канта, разумеется, не ограничивается анализом этого понятия. Ведь свобода есть лишь предпосылка морали. Человек свободен всегда, но моральным он становится лишь в том случае, если следует категорическому императиву: «Поступай так, чтобы максима твой воли во всякое время могла бы иметь также и силу принципа всеобщего законодательства» Список использованной литературы 1.Критика чистого разума [Текст] ; Критика практического разума ; Критика способности суждения : [перевод с немецкого ] / Иммануил Кант. - Москва : Э, 2018. - 463 с. : портр.; 22 см. |