МОДМ ПДО 1.9. Свободное время
Скачать 329.11 Kb.
|
1 2 Появление третьего промежуточного звена между ментифактами и артефактами в виде культурно-досуговой активности населения в практике работы некоторых краеведческих музеев выразилось, прежде всего, в акценте на деятельностном опыте освоения и познания края. Краеведение в этом случае становится фактически организационным оформлением, квинтэссенцией лучшего социального опыта и школой гражданственности данного края, местности. Краеведение становится и формой общественной деятельности, к которой причастны не только ученые специалисты, а значительно более широкий круг лиц, преимущественно местных жителей. Другими словами, если обычный музей — это музей о местности для местного населения, то музей, ориентированный на культурно-досуговую активность — это музей о местности, в деятельности которого активное участие принимает само население. Соответственно, сверхзадачей современного краеведческого музея должно стать выявление и распространение социальных технологий, способствующих реализации потенциала духовной культуры в решении жизненно важных проблем местного населения через разнообразный социальный опыт, способствующий формированию и развитию культурно-досуговой активности населения. Посетитель музея должен иметь дело с актуальной культурой — той культурной информацией, которая значима для него как активного субъекта культурно-досуговой деятельности. Соответственно, создание в музее той или иной культурной среды, погружение посетителей в ту или иную историческую эпоху не является самоцелью. Значима та информация, которая создает эффект интерактивности — живого взаимодействия посетителей с музейными специалистами, изучения музейных предметов для решения проблем, связанных с повышением качества и совершенствования образа жизни населения. Сама же музейная деятельность должна изучаться и организовываться в контексте взаимодействия культурного наследия и процессов развития культурнодосуговой активности населения. Театральное искусство и театральная деятельность. Коммерческая ориентированность многих театров привела к значительному угасанию студийного движения как одного из важных проявлений культурно-досуговой активности населения. В последнее время наметился поворот усиления общественных инициатив в сфере театрального искусства в виде независимых театральных организаций, преодолевающих известный государственный монополизм в театральном деле. Эти организации используют зачастую более полно творческий потенциал актеров и режиссеров, вовлекают в театральную деятельность самые различные группы населения. Вместе с тем, многие общественные, любительские театральные коллективы и организации стремятся приобрести статус государственных для получения бюджетного финансирования и, тем самым, жертвуют в значительной мере своей творческой самостоятельностью. Этот процесс в последние годы становится доминирующим, ставя театральное творчество в зависимость от отношения к нему государственных бюрократических структур. Обсуждаемые модели театров, организационно-правовые условия их функционирования делают актуальным поиск удовлетворения разнообразных культурно-досуговых запросов театральным искусством. В современной социально-экономической ситуации деятельность театров должна быть ориентирована не только на решение собственно художественных задач, но и способствовать вовлечению человека в культурно-досуговую деятельность, более глубокому раскрытию социальных проблем общества. При такой постановке вопроса речь должна идти не просто о поддержке театров, но о развитии средствами культурно-досуговой деятельности театральной среды в регионах, становящейся органичной частью образа жизни населения. Это — создание и развитие студийного движения, театрализация городской среды, проведение местных праздников, фестивалей с участием всех местных театральных сил, адресное формирование театрального репертуара, создание театральных общественных организаций, клубов, кафе, гостиных ит. д. Но для этого необходимо отказаться от сужения задач организации театрального дела до преимущественной поддержки государственных театральных театров независимо от их влияния на реальную культуру досуга населения. Музыкальная культура и концертная деятельность. Приоритетными направлениями организации культурно-досуговой деятельности средствами музыкального искусства являются: возрождение и развитие музыкальной культуры российской провинции; поддержка молодых дарований в сфере музыкального искусства; поддержка классических видов музыкального искусства; поддержка народного творчества. Эти направления реализуются через различные федеральные и региональные программы, фестивали, конкурсы, праздничные мероприятия. Одной из острейших проблем в организации концертной деятельности в культурно-досуговом аспекте является преодоление разрыва между столичной и провинциальной концертной деятельностью. Необходимо обеспечение всех территорий России столичными образцами музыкальной культуры, продуманность гастролей провинциальных коллективов на межрегиональном уровне и в музыкальных столицах. Неудовлетворительно решается задача государственного регулирования музыкального рынка через соответствующие правовые и общественные механизмы (лицензии, контракты, налоговая политика, авторское право, общественное мнение, независимые экспертизы и т. д.), что приводит к вытеснению социально ориентированного музыкального рынка, рассчитанного на различные группы населения, теневым музыкальным бизнесом. В неудовлетворительном состоянии находится материально-техническая база концертной деятельности, наблюдается острейший дефицит музыкальных инструментов. Распространена тенденция неконтролируемой приватизации объектов, предназначенных для концертной деятельности с последующим их перепрофилированием. Отсутствует открытый банк информации о состоянии музыкального искусства и наиболее значимых музыкальных событиях в нашей стране и за рубежом. Наблюдается значительная эмиграция многих отечественных выдающихся композиторов и исполнителей за рубеж. Причем, по признанию самих отъезжающих музыкантов, определяющим в этой тенденции является не столько экономический, сколько социальный фактор — отсутствие собственной аудитории любителей музыкального искусства, вызванной отторжением от высоких образцов музыкального искусства самых различных групп населения (недоступность цен на билеты, несформированность высоких музыкальных вкусов и запросов, нерентабельность музыкальных гастролей в провинции). Понизился исполнительский уровень в сфере музыкального искусства, которое стало жертвой коммерциализации и невзыскательных требований массовой музыкальной культуры. Между тем, смазанность границ между подлинно профессиональным музыкальным искусством и невзыскательным любительством во многом связана с неразвитостью последнего среди самого населения. Именно музыкально просвещенный любитель во многом может стать тем коллективным экспертом и заказчиком в музыкальной сфере, который может поднять планку музыкальных достижений до должного уровня. Необходима в этой связи дальнейшая демократизация государственной политики в области музыкального искусства и гастрольной деятельности через усиление музыкального просветительства, обеспечение доступности музыкального творчества для населения. Но это окажется возможным, если само это население сможет, так или иначе, влиять на государственную политику в сфере музыкального искусства через соответствующие культурно-досуговые объединения. Само же государство, самоустранившись от решения проблем формирования музыкального рынка, воспитания музыкальных вкусов, повышения массовой музыкальной культуры (в том числе, через СМИ) дало дорогу неуправляемой коммерциализации музыкального искусства, разворачиванию часто криминального музыкального бизнеса, вытесняющего высокие образцы музыкального творчества. Необходим выход на новую систему показателей развития концертной деятельности, музыкальной культуры, фиксирующих реальное бытование музыкального искусства в образе жизни и досуге населения. Деятельность клубных учреждений. Наблюдается общий процесс сведения к минимуму взаимодействия федеральных и региональных органов культуры в управлении этой подотраслью. Клубные учреждения становятся большей частью объектом регионального и муниципального управления. Эта тенденция имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительные — отказ от административно-идеологического диктата, неэффективного доминирования централизованного финансирования в клубной сфере. Отрицательные — недооценка значения клубной деятельности как инструмента социокультурной политики на федеральном уровне как пространства социализации личности, механизма демократизации общественной жизни и развития культурно-досуговой активности населения. Между тем, клубная деятельность как фактор формирования и развития культурно-досуговой активности населения может обеспечить замену традиционного административного управления сетью клубных учреждений комплексными стратегиями развития досуговой активности населения, где эти учреждения, клубные общности могут способствовать интеграции учреждений культуры других типов, различных досуговых объединений, коллективов, так или иначе решающих проблемы свободного времени в регионе. Распространена тенденция своеобразного снобизма по отношению к клубной деятельности, в которой чаще видят атавизм «культпросвета» советского периода. Характерно в этой связи и отсутствие названия «клубы», «клубная деятельность» в учебной литературе отраслевых вузов. Эти учреждения, как правило, не включаются как самостоятельный объект в государственные федеральные программы. Между тем, именно клубные специалисты потенциально являются одними из немногих, обеспечивающих функционирование «третьего сектора» как «инновационных яслей» гражданского общества. Характерно, что клубных специалистов за рубежом достаточно часто называют «специалистами по социальному участию», активизирующими, в первую очередь, деятельность разнообразных гражданских структур. Обеспечение клубной деятельности не стало одним из приоритетов государственной культурной политики. Между тем, именно клубные учреждения при надлежащей их государственной поддержке могут стать «локомотивом» дальнейшей активизации культурно-досуговой деятельности с участием учреждений культуры других типов. Подведем итоги. Для совершенствования организации культурнодосуговой деятельности важна реализация критериев доступности культурно-досуговой деятельности для различных групп населения; актуальности и доступности социально значимой культурно-познавательной информации; инновационности культурно-досуговой деятельности; развития культурно-досуговой активности населения по совершенствованию своего повседневного образа и качества жизни. В этой связи основными резервами повышения эффективности организации культурно-досуговой деятельности являются: 1. Дальнейшее расширение состава субъектов культурно-досуговой деятельности за счет вовлечения в нее представителей нарождающегося «среднего класса». Этот процесс может способствовать не только расширению социальной базы культурно-досуговых услуг, но и выявлению новых устойчивых источников ее финансирования и материальной поддержки; 2. Переориентация всей системы государственных культурно-досуговых учреждений на удовлетворение культурных запросов всех социально-демографических групп населения и оценка их деятельности, прежде всего, исходя из решаемости этой задачи. Причем данная задача должна сопровождаться и интенсивной культуртрегерской деятельностью культурно-досуговых учреждений, прежде всего, в виде просветительской деятельности, способствующей развитию культурнодосуговой и социальной активности населения. Это: правовое, политическое и экономическое просвещение; развитие навыков самоорганизации и самоуправления населения в сфере досуга, любительской деятельности; предоставление культурно-досуговых услуг, способствующих формированию здорового образа жизни, социальной активности и культурной самодеятельности населения; 3. Включение организации культурно-досуговой деятельности в более широкий контекст государственной социальной политики и оценка эффективности первой, в первую очередь, на основе ее реальной социальной эффективности — влиянии культурно-досуговых учреждений на процессы социализации и социальной адаптации широких групп населения. Соответственно, именно такие культурнодосуговые учреждения должны иметь преимущество в государственной поддержке, соответствующих льготах и т. д.; 4. Разработка общегосударственной стратегии культурной политики в сфере досуга как пространства социализации и формирования гражданской культуры личности. Особое внимание при этом необходимо уделить государственной поддержке клубной сети при условии расширения ее функций до общественного социального института, в поддержке которого участвуют самые различные группы населения. При этом важно учесть клубный опыт стран с уже развитым гражданским обществом и устойчивыми клубными традициями. Задание 5. Составьте и заполните таблицу «Формы досуговой работы с подростками».
1 2 |