РОЛЬ ЕВАНГЕЛИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ. Роль Евангелических текстов в средневековой европейской культуре. Роль евангелических текстов в средневековой европейской культуре
Скачать 18.79 Kb.
|
РОЛЬ ЕВАНГЕЛИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ Средневековье – монотекстовое время, тысячелетний период в истории Европы (с IV века), отмеченный желанием общества не выходить за пределы христианского сюжета. Библия, получившая статус Священного Писания, стала определять не только религиозные и эстетические представления, но и юридические нормы, исторические и политические учения. Став стратегическим для Средневековья текстом, Библия не получила массового распространения как повседневное чтение. Были «технические» причины: слабая грамотность народа, дороговизна рукописной литературы. Существеннее – опасения христианской аристократии, отстаивающей единство мнений, общую веру, которая могла не выдержать напора личных интерпретаций. Самостоятельную работу с источником заменяла продуманная церковная система: религиозный календарь, соединявший природные ритмы с событиями из жизни Христа и святых; богослужение, представлявшее путь Сына Божия в ритуальных действиях; иконы, зрительно закреплявшие христианский сюжет. Библия породила множество посредников. Они всегда были перед средневековым человеком, а вот первоначальный текст за ними часто терялся. В средневековом сознании евангельская история о Царстве Божием, которое обретается в сердце человека, приобрела государственно-политические аспекты. Все знали о том, что Христос не обещал рая в обозримых исторических пределах и предупреждал о близости апокалипсиса. Чем дольше строили Царство Бога на земле, тем больше боялись «князя мира сего» – так в Новом Завете называют дьявола. Чем больше боялись, тем яростнее ловили – и не только в душе, как советуют евангелисты. Чем больше ловили, тем чаще фантазировали, позволяя сатане стать одним из главных героев средневековой культуры. В Библии о нем говорят мало. Христианская Европа борется с сатаной в аскетических писаниях, в житиях святых, в жанре видений, в демонологических трактатах и в молитвах, изгоняющих бесов. В Средневековье не изучали Евангелие как эстетический объект. Монахи и воины, крестьяне и ремесленники жили в нем и по-своему развивали. Тексты, литературно перелагавшие Новый Завет (”Евангелие от Иоанна” Нонна Панополисского (V век), «Христос» англосаксонца Кюневульфа (IX век), византийская поэма «Христос-страстотерпец» (IX век), особой популярностью не пользовались. Исключение – средневековый театр, сценически обрабатывавший священную историю. Кратко рассмотрев путь средневекового театра, можно оценить общее становление библейского сюжета в эту эпоху, движение от религиозной определенности и мистической серьезности к расширению содержания и постепенному видоизменению формы. Все начиналось с робких попыток драматизации евангельского текста в пределах храма, на праздничном богослужении. Но религиозному театру было тесно в святых стенах. Вскоре местом действия стала паперть, потом – площадь, близкая к храму, но духовно свободная от него. Масштабное использование библейских историй в XV-XVI веках привело к созданию мистерий – грандиозных «сериалов» своего времени. Они длились несколько дней, привлекали зрителей не только событиями Ветхого и Нового Заветов, но и сценическими эффектами, удачными и, конечно, не «христианскими» репликами, смешными и грубыми выпадами, стиль которых был подсказан городской средой, плебейской массой, наблюдавшей за действием. Орудия пыток, грязный котел, пасть искусно сделанного дракона – это театральный ад, с шумом поглощающий грешников. Шатер с дорогими коврами – это рай с праведниками и ангелами. Технические чудеса (вознесение в «небеса», бычьи бурдюки с «кровью», обезглавленные куклы) волновали не меньше, чем чудеса нравственного преображения и участия Бога в судьбе человека. В середине XVI века во Франции, где мистерии достигли наивысшего расцвета, они были запрещены Церковью. К этому времени кощунств в мистериях было много, а проповедей – мало. Начало средневекового театра: храм, священники, евангельский текст. Развитие: площадь, священный сюжет и хохот толпы. Ритуал постепенно уступает место развлечению. |