Главная страница

Плавание. Плавание1[1]. Свободоспособность как педагогическая ценность современной педагогики


Скачать 19.53 Kb.
НазваниеСвободоспособность как педагогическая ценность современной педагогики
АнкорПлавание
Дата02.11.2020
Размер19.53 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПлавание1[1].docx
ТипРеферат
#147413

Приднестровский государственный университет им. Т.Г.Шевченко

Факультет физической культуры и спорта

Реферат

по дисциплине «Психология»
на тему: «Свободоспособность как педагогическая ценность современной педагогики».

Выполнила: Кодряну Алина
студентка 13 группы

Проверила: К.П.Н., доцент

Китикарь Оксана Васильевна

г.Тирасполь, 2019г.

Новые ориентации и ценности образования, характерные для ситуации постсоветизма, обусловили необходимость обращения к пониманию воспитания как деятельности, базирующейся на свободном саморазвитии личности и его педагогической поддержке.

Одним из первых советских ученых Олег Семенович Газман обращается к педагогическому потенциалу сознания, как главной ценности образования. Сознание — целостная категория образования личности, имеющая три взаимосвязанных компонента: «образ мира», «образ мыслей», «образ Я», в связи с чем эти категории «наиболее точно характеризуют личность как субъекта сознание... сознание творит деятельность, а, значит, и самого человека».

О. С. Газман по-новому ставит вопрос об «объекте» образования. В гуманистической педагогике объектом не может выступать ни отдельная личность, ни класс (группа, коллектив). Им является только образовательный материал (предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, отношения, психологическая атмосфера), в процессе выбора, исследования и преобразования которого происходит самоопределение и саморазвитие и учителя, и ученика, и взаимодействующей группы. Подобное определение объекта образования ведет к такой с ним работе, которая изменяет и сам материал, и самих субъектов образования, их взаимодействие и взаимовлияние. Самоопределение является процессом и результатом осознанного выбора личностью позиции, целей и средств самореализации в конкретных жизненных условиях, главным механизмом обретения внутренней свободы.

В соответствии с концепцией педагогики свободы, педагогическая поддержка, по Газману, состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Педагогическая поддержка относится к иной культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном (а не мнимом) демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка (не учителя и ученика, т. е. не в ролевых иерархических функциях). Гуманистическая культура воспитания есть качественно иное измерение человеческих взаимоотношений (равноправия, равноценности, уважения и доверия).

Весьма знаменательно, что ключевым понятием в этом определении выступает «преодоление» препятствий. Это связано с тем, что предметом педагогики свободы, в отличие от предмета педагогики необходимости, являются способы изучения человек ом самого себя, а не только естественнонаучной картины мира. Изучая мир таким, «каков он есть», как он представлен наукой, педагогика необходимости не ставит перед собой задачу развития у детей способности к самопознанию — это не ее предмет, если она и изучает человека, то в качестве всеобщей, а не частной, личностной данности, категории.

Педагогика свободы, изучая человека как субъекта выбора, имеет в виду то, что человек осуществляет этот выбор по отношению к себе. Следовательно, без самопознания свобода невозможна. Педагогика свободы рассматривается как теория и практика деятельности профессионалов, ориентирующихся на ученика, как на уникальную, духовную «самость». Она понимает ученика не как индивидуальную возможность, а как индивидуальную действительность. Это снимает для нее проблему «человека как объекта воспитания» (предмет социализации) и ставит задачу помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного выбора (самоопределения).

Свобода не исключает отношения человека с миром, но как акт его активности знаменует переход к независимости от него, от внешней обусловленности к внутренней обусловленности сознания и поведения: «Человек не свободен от условий, но он способен занять позицию по отношению к ним» (В. Франкл). В этом смысле человеческая свобода — это конечная свобода. Гуманистическое рассмотрение человека и как существа биологического (природного), и как социального (культурного), и как экзистенциального (независимого, свободного) позволяет определить свободоспособность как характеристику нового измерения личности.

Свободоспособность — способность к автономному, нонконформистскому существованию; способность независимо (учитывая, но и преодолевая биолого-социальную заданность) реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный (особый) выбор.

Такая постановка вопроса требует от учителя умения отличать социализацию от индивидуализации.

Под социализацией понимается введение ребенка в мир взрослых, научение жить «как ВСЕ люди живут», по общим законам. Социализация предполагает выработку и обретение способности к «адаптивной активности»: первично общество (оно — цель), вторичен человек (он — средство для общества).

Индивидуализация (не путать с индивидуальным подходом к ребенку, чтобы он лучше усвоил задачи социализации) — это деятельность учителя и учащегося по поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в нем от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте. Индивидуализация предполагает:

1) индивидуально ориентированную помощь ученикам в реализации первичных базовых потребностей — без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;

2) создание условий для максимальной свободной реализации заданных природой способностей и возможностей, характерных именно для этого индивида;

3) стержневая черта индивидуализации— поддержка человека в автономном духовном строительстве, в творческом самовоплощении («неадаптивная активность»), в развитии способности к жизненному самоопределению (экзистенциальному выбору).

В индивидуализации первичен индивид, вторично общество, человек — цель, общество — средство.

Индивидуализация — это система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других; своей слабости и своей силы для духовного прозрения, для самостоятельного выбора собственного смысла жизни, это помощь ученику в личностном самоопредении.

Семантический и педагогический смысл такой помощи, т. е. поддержки заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т. е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека.


написать администратору сайта