Крижанич.. Свое произведение Юрий Крижанич писал специально для русского царя Алексея
Скачать 104.13 Kb.
|
Крижанич. Юрий Крижанич (около 1617—1683) был хорватом по своему происхождению и большую часть жизни прожил в Западной Европе. Здесь он получил образование, изучая теологию в Венском и Болоньском университетах. Здесь создал свои первые литературные произведения. В Россию Ю. Крижанич попал в конце 1660 г., т.е. уже в довольно зрелом возрасте. Однако именно в России он написал главные свои сочинения, в которых проявил себя в качестве глубокого и оригинального мыслителя. Будучи иностранцем, Ю. Крижанич сумел проникнуться интересами России, воспринять русских как своих единоплеменников. Он называл русских в своих сочинениях "нашим русским народом", Русское государство считал своим государством и мыслил с позиций русских национальных интересов, т.е. так, как должен мыслить истинно русский писатель. Тем не менее в Москве Крижанич был обвинен в поддержке униатов и в январе 1661 г. сослан в Тобольск (то есть, в столицу Сибири). Ему назначили государственное содержание, позволившее трудиться над книгами. Крижанич прожил в Тобольске 16 лет, написав там свои основные сочинения. Главным сочинением Юрия Крижанича является трактат, который может быть назван "Беседами о правлении". Он был написан в 1663 г. на "общеславянском языке", созданном самим автором на основе церковно-славянского, русского народного и хорватского литературного языков. Первая публикация рассматриваемого сочинения Крижанича (не всего, но большей его части) была осуществлена в России в 1859 г. Впоследствии оно получило название "Политика". Под этим наименованием его издали в 1965 и 1997 гг. Свое произведение Юрий Крижанич писал специально для русского царя Алексея Михайловича. Содержание трактата показывает, что Юрий Крижанич знал произведения античных философов (Платона, Аристотеля, Цицерона и др.), изучал книгу голландского правоведа и филолога Юста Липсия "Политические поучения и примеры", читал мемуары французского политического деятеля Филиппа Комина, был хорошо знаком со многими сочинениями о России посещавших ее иностранных деятелей. И наконец, Юрий Крижанич обладал удивительным для иностранца знанием русской истории и литературы. Юрий Крижанич не принимал некоторых основополагающих постулатов русской официальной политико-правовой идеологии. Так, Юрий Крижанич выступал против утвердившейся в русской официальной политико-правовой идеологии в конце XV – начале XVI в. концепции "Мономахова дара", согласно которой царская власть и ее символы были получены русскими правителями от византийского императора Константина Мономаха. По мнению Крижанича, данная концепция противоречит провиденциальному тезису о божественном происхождении государственной власти в России и унижает русский народ. Не отрицая самого факта передачи византийским императором русскому князю Владимиру Мономаху регалий царской власти, но считает, что тот, кто хочет быть царем, должен просить эту честь у Бога, а не у какого-либо более высокого человека. "Ни один человек не может ставить царей, а только лишь Бог. Бог ставит царей либо с помощью чудесного пророчества, либо посредством народного соглашения, либо с помощью оружия". "Глупой и грубой ложью", а также "басней" объявлял Крижанич и теорию происхождения русских царей из рода римского императора Октавиана Августа. Юрий Крижанич полагал нехорошим и неправильным в политике Ивана IV и то, что он пренебрег титулом "король", который Крижанич рассматривал в качестве славянского, подобающего высшему после Бога правителю, и воспринял "чужое, неподходящее, негодное и несвойственное высшей власти", в представлении мыслителя, римское имя "ЦАРЬ". Термин "царь" использовался в церковнославянском тексте Священного писания для обозначения титула Иисуса Христа, поэтому на Руси царями звались властители, над которыми никакого другого властителя, кроме Иисуса Христа, не стояло. "Басней" называл Крижанич и рассказ о призвании на Русь варяжских князей. Юрий Крижанич был противником концепции "Москва – Третий Рим. Ибо после разрушения этого преславного [Римского] царства его название и римский герб стали злосчастными (то есть проклятыми, окаянными и сулящими неудачу". В "Политике" много внимания уделяется исследованию вопросов о происхождении государства, его целях и задачах. По мнению Крижанича, государства возникали, возвышались и гибли в силу Божьей воли, ибо один Бог только государь всему свету. Крижанич отмечал, что напрасно люди стараются объяснить причины побед и поражений численностью войска, промысел Божий - вот первая господствующая причина, управляющая всеми действиями человека. Разделяя позиции провиденциализма, утверждал, что божественный промысл определяет лишь коренные повороты в жизни народов и допускает возможность свободного воздействия людей на некоторые стороны исторического процесса В своей историософской концепции Крижанич утверждал, что провиденциальный Божественный замысел в истории осуществляют в разное время различные народы и государства. В современной ему эпохе такую роль играет Русь, которая может и должна способствовать созданию единой славянской цивилизации как ее изначальная историческая основа. И для него божественная сущность верховной власти является неоспоримой, ибо "все законные короли поставлены не сами собой, а Богом". Следуя Аристотелю, Крижанич делит все существующие формы правления на три правильные и три неправильные. Три правильные: совершенное самовладство (абсолютная монархия); боярское правление и общевладство или посадское правление (республики). Самовладству противостоит тирания; боярскому правлению – олигархия и общевладству – анархия. Политическим идеалом Юрия Крижанича было неограниченное самодержавие – "совершенное самовладство", которое он считал самой первой, самой важной и самой главной Божьей милостью, оказанной России. При таком строе правления легко могут быть исправлены все ошибки, недостатки и могут быть введены всякие благие законы... Ибо все, что вправе приказать правитель, исполняется без проволочки". Самовладство, по его мнению, превосходит своими достоинствами другие способы правления. При "самовладстве" лучше, по его словам, "соблюдается всеобщая справедливость", легче и лучше "сохраняются покой и согласие в народе", "самовладство", в представлении мыслителя, "лучше оберегает от опасностей". В представлении Юрия Крижанича "самовладство" есть власть, противоположная "чужевладству". По его мнению, на престоле верховного правителя "лучше [будет] наихудший из сородичей, нежели наилучший чужеземец; лучше самый лютый тиран- сородич, нежели какой-либо сладчайший Давид из чужеземцев. Ибо невозможно, чтобы сородич, будь он даже разбойником и отцеубийцей, утратил любовь к своему народу. Наследование трона должно происходить "по отечеству" (т.е. переходить к старшему в роде сыну, который специально готовится к выполнению этой миссии). Следует запретить в законодательном порядке наследовать трон женщинам и чужестранцам. Необходимо принять закон о том, что присяга, клятва и крестоцелование королю-чужеземцу во всех случаях будут считаться недействительными. Наследование предпочтительней выборов, от которых бывает много смут, злодеяний, обманов, поскольку многие недостойные люди хитростями добиваются власти. Абсолютный монарх должен быть просвещенным правителем, а не тираном. Другим плохим способом правления, в представлении Юрия Крижанича, выступает "тиранство". По его определению, "тиран – это разбойник, не боящийся ни суда, ни наказаний. Это – палач без судьи и [без] закона. Это – человек, отвергший все человеческое". "Из всех грехов, из-за коих король становится мерзким Богу и людям, первое место занимает тиранство". Крижанич выдвигает сумму гарантий, с помощью которых возможно предотвратить превращение "совершенного самовладства" в тиранию. Прежде всего, это наличие на троне монарха-философа, затем принятие и соблюдение хороших законов, соответствующих божественным и "природным" (естественным) установлениям. Кроме того, в числе плохих способов правления Крижанич называл "испорченное боярское правление" – олигархию или "мало-владство", которое возникает, по его словам, "когда несколько человек незаконно захватывают господство и властвуют неправедно". "Общевладство", или "посадское правление", с точки зрения Юрия Крижанича, также имеет свою испорченную форму. Оно становится "анархией, безвластием, при котором весь народ буйствует, и каждый наипоследний [человек] хочет быть государем". Воплощением своего политического идеала Крижанич считал правление царя Алексея Михайловича. После смерти Царя Алексея Михайловича, в марте 1676 г. Крижанич получил разрешение вернуться в Москву, затем он выехал из России в Польшу, где вступил в католический орден. Юрий Крижанич погиб 12 сентября 1683 г. под Веной в битве с турками-османами, участвуя в военном походе Яна Собеского. Хотя ему было около 66 лет, то есть, такой бодренький мужчина был. |