урок музыки. ДЛЯ УЛЬЯНЫ. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир
Скачать 40.5 Kb.
|
Тема урока: «Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир». Цель урока: Образы героев в музыке и церкви. Задачи урока: Рассказать о княгине Ольге Расширять слушательский опыт. Музыкальный материал: величание равноапостольной святой княгине Ольге, новогодние песни. Новые понятия: Величание, святые, Баллада, равноапостольная. Проблема урока: Кто такие святые? Прогнозируемые результаты: Отклик на звучащую на уроке музыку. Определение на слух духовной и композиторской музыки. Дополнительный материал: презентация, видео материалы. Ход урока. Организационный момент. Работа с презентацией. В начале этого урока рекомендуется вспомнить с учащимися те музыкальные образы, которыми характеризовались знакомые им русские святые – благоверный князь Александр Невский (фрагменты из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева) и преподобный Сергий Радонежский (напев Оптиной Пустыни «О, Преславного чудесе» и народные песнопения «Там, где стоит, красуясь, ныне обитель Троицы святой…»). Пусть учащиеся споют (прослушают) главные темы этих сочинений, расскажут о том, какими делами прославили себя эти люди. Желательно было бы напомнить третьеклассникам, в каких произведениях изобразительного искусства запечатлены эти образы. Особо значимым событием для русского народа стало Крещение Руси в 988 г (X в.), принятие Русью православной веры. Проводниками этого религиозного учения стали княгиня Ольга и князь Владимир, о которых пойдет речь на этих уроках. Здесь учащиеся знакомятся с музыкой величания, взятой из церковного обихода, и с «Балладой о князе Владимире», посвященных образам святых — княгине Ольге и князю Владимиру. Ольга и Владимир не только русские князья, но и русские святые. Русская православная церковь называет их равноапостольными, т. е. дела их на земле равны делам учеников Иисуса Христа — апостолов, которые просвещали народы мира, рассказывая о Христе и его заповедях. Так же как апостолы, которые проповедовали учение Христа, они принесли православную веру на Русь. Образы святой равноапостольной княгини Ольги и святого равноапостольного князя Владимира, которые учащиеся увидят на страницах учебника, являются фрагментами росписи В. Васнецова Владимирского кафедрального собора в Киеве. В. Васнецов хорошо знал старинные русские и восточные узоры и орнаменты. Он изобразил княгиню Ольгу и князя Владимира в византийских одеждах (именно в Византии Ольга приняла крещение). Крест, церковь в руках Ольги, меч на ее поясе — все это символы княжеской власти и признаки святых земли Русской. Павлины на ткани одежды княгини Ольги символизируют вечную жизнь. Обратите внимание учащихся на эти символы. Информация для учителя Княгиня Ольга. В молодости княгине Ольге, жене убитого киевского князя Игоря, дороги были языческие боги ее предков. Она поклонялась многим богам, славя грозные силы природы – огонь, ветер, воду, солнце. Но чем старше становилась мудрая Ольга, тем настойчивее она искала другой веры, которая смогла бы объединить русский народ. Летописцы называют разные даты поездки Ольги в Константинополь, столицу Византии (955 г. или 957 г.). Именно там, в храме Святой Софии Константинопольской патриарх Игнатий, глава Православной церкви, совершил обряд святого крещения Ольги, а император Константин стал ее крестным отцом. Возвратившись в Киев, Ольга (в крещении Елена) хотела обратить своего сына князя Святослава в христианскую веру. Но не лежала душа воина-князя к христианству с его кротостью и милосердием. Лишь внук Ольги, Владимир, продолжил начатое ей дело – обращение русских в православную веру. Князь Владимир. В Киеве жило много христиан, немало их было и в дружине князя Владимира. В Киеве как в торговом городе сходились купцы со всех сторон света, разнося молву обо всем, что они видели и слышали. Соседние народы стали пытаться обратить Вла-димира в свою веру, чтобы сделать такого сильного князя своим единоверцем. Приходили к Владимиру посланцы из болгарских земель (магометане), немцы-католики, евреи. Греческий посланник рассказал Владимиру о том, как Господь Иисус Христос сошел на землю ради нашего спасения. Послал Владимир десять самых умных бояр к болгарам, немцам и грекам. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, потрясла их. Вот как этот восторг послов запечатлели древние летописи: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве. Если бы вера греческая не была лучше всех, не приняла бы ее мудрая Ольга». И провозгласил киевский князь Владимир (Красно Солнышко) на Руси христианскую веру, веру в единого Бога – Иисуса Христа. Обряд крещения киевлян происходил в водах Днепра. Дополнительная информация Княгиня Ольга была одной из первых христианок нашей земли, а внук ее — князь Владимир — крестил Русь, т. е. обратил в христианство все подвластное ему государство «Баллада о князе Владимире» на стихи А. Толстого является народным песнопением. Мелодия баллады безыскусная, с ровным ритмическим рисунком. Она близка историческим народным песням. Спокойно, размеренно звучит напев — рассказ о делах князя Владимира. Мелодию баллады интересно сравнить с величанием, с песнопениями о Сергии Радонежском, выявляя контрастное и тождественное в интонациях. Баллада о князе Владимире (отрывок) …По лону Днепровских сияющих вод, Где празднуя жизни отраду, Весной все гремит, и цветет, и поет, Владимир с дружиной обратно плывет Ко стольному Киеву-граду. Всё звонкое пташство летает кругом, Ликуючи в тысячу глоток, А князь многодумным поникнул челом: Свершился в могучей душе перелом, И взор его мирен и кроток. Забыла княгиня и слёзы и страх; Одеждой алмазной блистая, Глядит она, с юным весельем в очах, Как много пестреет цветов в камышах, Как плещется лебедей стая, Как рощи навстречу несутся ладьям, Как берег проносится мимо, И, лик наклоняя к зеркальным водам, Глядит, как её отражается там Из камней цветных диадема. Плывет и священства и дьяконства хор С ладьёю Владимира рядом; Для Киева синий покинув Босфор, Они оглашают Днепровский простор Уставным демественным ладом. Когда ж умолкает священный канон, Запев зачинают дружины, И с разных кругом раздаются сторон Заветные песни минувших времен, И дней богатырских былины. Так вверх по Днепру, по широкой реке, Плывут их ладей вереницы, И вот перед ними, по левой руке, Всё выше и выше растет вдалеке Град Киев с горой Щековицей. Владимир с княжого седалища встал, Прервалось весельщиков пенье, И миг тишины и молчанья настал, И князю, в сознании новых начал, Открылось новое зренье: Как сон, вся минувшая жизнь пронеслась, Почуялась правда Господня; И брызнули слёзы впервые из глаз, И мнится Владимиру: в первый он раз Свой город увидел сегодня. Народ, издалёка их поезд узнав, Столпился на берег, и много Скитавшихся робко без крова и прав Пришло христиан из пещер и дубрав И славят Спасителя Бога. И пал на дружину Владимира взор: «Вам, други, доселе со мною Стяжали победы лишь меч да топор, Но время настало – и мы с этих пор Сильны еще силой иною! Что смутно в душе мне сказалось моей, То ясно вы ныне познайте: Дни правды дороже воинственных дней! Гребите же, други, гребите сильней, На вёсла дружней налегайте!» Всшипела под полозом, пенясь, вода, Отхлынув, о берег забила, Стянулась быстро ладей череда, Передние в пристань вбежали суда, И с шумом упали ветрила. И на берег вышел, душой возрожден, Владимир для новой державы, И в Русь милосердия внес он закон, Дела стародавних, далеких времен, Преданья невянущей славы! А. К. Толстой Величание — это молитвенное торжественное песнопение. Характер музыки спокойный, величавый, мелодия распевная. Величать — значит восхвалять, славить, чествовать. В величании нет спешки, поэтому слова произносятся спокойно, нараспев. В старину величали песнями, заздравными пожеланиями, почетными причитаниями. Величание, данное в учебнике, является музыкой православной церкви. Постарайтесь спеть с учащимися это величание спокойно, достойно, широко и напевно. Своеобразна нотная запись величания: непривычный размер, постоянно повторяющиеся звуки. Желательно выписать продолжение нотной записи величания на доске из «Хрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс» и обратить внимание учащихся на то, как проговариваются (пропеваются) слова на одном звуке. Интересно, что эта музыка остается неизменной для величания всех святых |