связь культуры и природы Выполнил студент : Мещеряков Владислав
Группы : Эпс-22-1 - Оппозиция природы и культуры явлется основополагающей в осознании культуры как специфической формы бытия, Само слово Cultura ( в переводе с латинского “Воспитание”), предполагает воздействие человека на природу. Культура- прежде всего преобразование натуры, естестве5нной природной среды, в которой человек существует и к которую огн, в отличие от животных, может приспособить к себе.
- Это процесс начинается с глубокой древности, когда наши предки сооружали каменные орудие, жилища, сосуды, одежду, и продолжается до сих пор. Результаты этой деятельности есть предметы материальной культуры
- Кроме окультуривания природной среды, на протяжении истории человечества человек изменял и собственную натуру (природу). Развивая медицину, он преодолевал физические недостатки, избавлялся от болезней. В перспективе, благодаря генной инженерии, открываются возможности превращения человека в кибернетический механизм, синтезирующий натуральные, природные характеристики с искусственными, внедренными в организм кибернетическими средствами
- Соотношение культуры и природы определяет основные ступени историко-культурного процесса.
- В начале своего развития (первобытное общество) человечество ощущало себя органической частью природы, чья жизнь и деятельность должна была подчиняться общим законам природного бытия. Все окружающее : земля, небо, растительный и животный мир- представлялось человеку в виде природного универсума, космоса, в котором все его состовляющее представлены как одушевленные, разумные и родственные друг другу существа,
- Отсюда- фетишизм свойственные первобытному сознанию
- (фетишизм предмет, вещь, становящаяся объектом поклонения, фетишизма.)
Первоначальный тип отношений культуры и природы характеризует и магия, выражающая, с одной стороны, слабость человека, который выпрашивает у природы успех в охоте, дождь, плодовитость женщины, а с другой - его убеждение в способности воздействовать на природу, добиться от нее того, что ему нужно. Таким образом, по мере развития человечества, развития материального производства и общественного сознания происходит постепенное освобождение человека от всевластия над ним стихийных сил природы, зреет осознание качественного отличия человека от животного и выделения человека из природного окружения. Этот процесс наглядно продемонстрировало искусство: от изображения мифологических образов кентавров, сфинксов, русалок, изображения существ со звериными и птичьими головами, оно приходит к портретам и одухотворенно-психологическим скульптурным образам. Тем не менее, в Античности сохраняется сознание зависимости человека от стихийных сил природы, олицетворенным в богах. Историческое культурное время характеризуется возникновением оппозиции понятий “культура” и “природа” и различным ее осмыслением в разные периоды культурного развития человечества. Начало перелома связано с утверждением мировых религий, отождествивших божественное с одухотворенным. Они резко противопоставили культуру и природу, абсолютизируя дух, требуя подавления всего натурального, физического, животного в человеке его духовным, религиозным устремлением, т.е. культурным началом. - Таким образом, по мере развития человечества, развития материального производства и общественного сознания происходит постепенное освобождение человека от всевластия над ним стихийных сил природы, зреет осознание качественного отличия человека от животного и выделения человека из природного окружения. Этот процесс наглядно продемонстрировало искусство: от изображения мифологических образов кентавров, сфинксов, русалок, изображения существ со звериными и птичьими головами, оно приходит к портретам и одухотворенно-психологическим скульптурным образам. Тем не менее, в Античности сохраняется сознание зависимости человека от стихийных сил природы, олицетворенным в богах. Историческое культурное время характеризуется возникновением оппозиции понятий “культура” и “природа” и различным ее осмыслением в разные периоды культурного развития человечества. Начало перелома связано с утверждением мировых религий, отождествивших божественное с одухотворенным. Они резко противопоставили культуру и природу, абсолютизируя дух, требуя подавления всего натурального, физического, животного в человеке его духовным, религиозным устремлением, т.е. культурным началом.
Вывод - В заключении хотелось бы сказать, что культура, человек и природа находятся в теснейшем взаимодействии: культура влияет на человека, а через него на природу; человек влияет непосредственно на природу и культуру; природа в свою очередь является домом человека и через него влияет на культуру. Поэтому такое тесное сотрудничество очень чувствительно к любым переменам и оказывает сильнейшее влияние друг на друга. На столько сильное, что иногда трудно найти выход из создавшейся ситуации…
|