Силлабус_ Философия _2022-2023г._Аухадиева Ш.Д.. Syllabus
Скачать 244 Kb.
|
Вопросы для подготовки к экзамену Предмет философии. Специфика философского знания. Место философии среди других наук. Проблема развития. Решение проблемы развития средствами диалектики и метафизики. Основной вопрос философии и его две стороны. Идеализм и материализм в истории философии. Движение как способ существования материи. Движение и покой. Формы движения материи. Проблема человека в экзистенциализме и психоаналитической философии. Понятие познания. Объект и предмет познания. Познание как взаимосвязь субъекта и объекта познания. Скептицизм и агностицизм. Проблема истины и ее критериев в философии и науке. Наука как общественное явление. Основные периоды и «модели» развития науки. Научное познание. Основные уровни, методы и формы научного познания, специфика их Методологические проблемы медицины (проблема предмета медицины, классификации в медицине и др.). Глобальные проблемы современности: сущность и пути решения. Здоровье человека – важнейшая проблема современной цивилизации. Общество как объект философского исследования. Основные теории общественного развития (структурно-функциональная, конфликтов и д) Социальные отношения: понятие, типология. Проблема социальной дифференциации в обществе. Политика и власть. Политическая система общества (понятие, сущность, основные виды). Человек в системе политической власти (государства, политических партий и др.). Проблема науки в западной философии ХХ века: позитивизм, постпозитивизм. Культура и общество. Социальные функции культуры. Единство и многообразие культур. Человек в системе культуры. Культурное творчество. Свойства истины: объективность, конкретность, парадоксальность. Догматизм и релятивизм. Проблема понимания в философии. Объяснение и понимание как способы постижения истины. Общество и личность. Проблема отчуждения личности. Свобода личности. Общественное сознание и его формы. Структура и функции философского знания. Основные положения диалектического материализма. Формы и методы научного познания. Сущность сознания. Структура и функции сознания. Понятие метода и методологии науки. Философская методология. Проблемы моделирования мышления. Творческий потенциал человека и возможности “мыслящих” машин. Основные черты философии Античности. Основные черты восточной философии. Понятие диалектики. Диалектика объективная и субъективная. Диалектика и метафизика. Понятие мировоззрения. Философия и мировоззрение. Многообразие мировоззрений. Сознание и мозг. Мышление и язык. Разум и рассудок. Творческий характер сознания. Особенности философии средних веков. Отражение как всеобщее свойство материи. Развитие форм отражения. Предпосылки возникновения сознания. Философия эпохи Возрождения Общество и природа. Их взаимосвязь. Понятие биосферы и ноосферы. Роль географической среды в общественной жизни. Понятие техники. Место и роль техники в общественном производстве. Специфика русской философии. Основные направления русской философии. Картина мира Нового времени. Формирование классической науки. Пространство и время как формы существования материи. Проблема справедливости в философии Жусупа Баласагуни. Категории «құт», «қанағат», «тәуба», «әділет»,«сабыр». Философия науки ШоканаУалиханова. Вклад проекта «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» в развитие отечественной науки и образования. Сциентизм и антисциентизм. Наука и техника. Философия образования Ибрая Алтынсарина. Модель «Білімді адам». Проблемы научно-техническогопрогресса и перспективы развития современной науки. Этика науки.А.Эйнштейн. Перспективы науки Казахстана. Вклад проекта «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» в развитие отечественной науки и образования. Социальная форма движения материи. Понятие общества и общественной деятельности. Механистическая антропология Нового Времени: человек - «тело» и человек – «машина» (Ж. Ламетри). Б. Паскаль: человек – «мыслящий тростник». Антропологизм Л.Фейербаха. Марксистское понимание сущности человека. Идея сверхчеловека у Ф. Ницше. Человек и его бытие в мире экзистенциализма. Человек деятельный: прагматизм. Человек как символическое животное: Э. Кассирер. Человек играющий: И. Хейзинга. Человек одномерный: Г. Маркузе. Философская антропология XX в. (М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен). Общественный прогресс. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Общество как саморазвивающаяся система. Понятие категории. Категории диалектики как отражение закономерного в существовании материи. Значение и место немецкой классической философии в развитии философского знания. Понятие закона. Основные законы диалектики, их направленность в раскрытии содержания процесса развития. Материя как философская категория. Значение понятия материи для естественнонаучного знания. Диалектика как наука: принципы, законы, категории. Логика формальная и диалектическая. Уровни процесса познания. Эмпирический и теоретический уровень и их взаимосвязь в процессе познания . Происхождение и сущность глобальных проблем Приоритет общечеловеческих ценностей в решении глобальных проблем. Научный факт, проблема, гипотеза и теория. Закономерности развития научных теорий. Понятие культуры. Культура как мера развития человеческого общества. Соотношение понятий “культура” и “ цивилизация”. Философское учение об истине Абсолютная и относительная истина. Их взаимосвязь в процессе развития познания. Общественное бытие и общественное сознание. Объективные и субъективные факторы общественного развития. Практика и ее роль в познании. Общество как объективно-исторический процесс. Понимание исторического процесса: источник развития и движущие силы. Общественное производство как саморазвивающийся процесс. Взаимоотношение производительных сил и производственных отношений. Проблема человека в философии Сохранение и развитие уникальных национальных этических ценностей казахского народа как предпосылка и условие успеха модернизации общественного сознания. Любовь как сущность человеческого существования. Мистическое мировоззрение Ходжи Ахмеда Яссауи в традиции фалсафа. Любовь как смыслообразующее начало в философии Абая. «Махабатпенжаратқан адамзат...» Может ли человек быть свободным с позиции трансцендентальной философии? В чем своеобразие трансцендентального мира человека? Что является движущей силой трансформации Абсолютной идеи в Абсолютный дух? Какова роль человека в объективном идеализме Гегеля? Наука логика рассматривает динамику идей, какова движущая сила этой динамики? Бог в системе Гегеля трансцендентен миру или имманентен ему? История формирования ислама, его догматика и исторические формы существования. Суфизм (Аль-Газали, Ходжа Ахмед Яссауи). Проблема возможности существования религии как философии в XIX веке, ее причины. Религиозно-философские концепции немецких романтиков (Ф. Шлейермахер). Религиозная философия С. Кьеркегора. Как интерпретирует идеальное К.Маркс? Как преодолевается спонтанность индивидуального сознания в философии К.Маркса? В чем смысл материалистического понимания истории? Почему из экономических теорий Маркса следует необходимость социальной революции? Содержание категории «жизнь» в философии жизни Ф. Ницше. Содержание категории «жизнь» в творческой эволюции А.Бергсона. Человек в контексте рационализма и иррационализма. Антропология Фейербаха. Национальная культура казахов как основа национальной идентичности казахов. Религия и философское знание. Поясните фундаментальную значимость категории материи в системе философии материализма. Изложите современные представления о единстве пространства и времени /в философии, физике и космологии/. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия. Цивилизационная идентификация Казахстана в глобальном мире. Программная статья Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Процесс формирования единого человечества и мировой истории. Сознание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Проблема истины в философии. Критерии истины. Познание и практика. Проблемы научного познания и его специфические признаки. Рациональное познание и его формы. Чувственное познание и его формы. Развитие форм отражения в неживой и живой природе. Общественная сущность сознания. Сознание и мозг. Формы и методы научного познания. Общественное бытие и общественное сознание. Структура общественного сознания. Философские подходы к сознанию. Диалектика как учение о взаимосвязях и развитии. Законы диалектики Проблема человека в философии. Осознание конечности как обретение смысла. Время, вечность и цель. Проблема бессмертия в мировоззрении Коркыта. Человек, личность, индивид, индивидуальность. Проблема антропогенеза. Проблема жизни и смерти человека. Представления о смысле жизни. Биологическое и социальное в человеке. Подходы к пониманию истоков человеческой нравственности. Утилитаризм и деонтологические теории (теории долга). Полезность и принципы. Природа ценностного сознания. Этическое измерение в традиции фалсафа. Проблема справедливости в философии ЖусупаБаласагуни. Категории «құт», «қанағат», «тәуба», «әділет», «сабыр». Взаимосвязь природы и общества. Культура как мир человека. Свобода слова и самовыражения. Свобода и творчество как способы подлинного существования человека в культуре. Концепция Абая «толық адам». Идеи свободы и независимости в философии деятелей Алаш. Стратегии исследования искусства в современной философии. Основные категории философии искусства: эстетическое видение мира, подражание и побуждение, прекрасное, художественный образ, художественный стиль, художественный вкус, символ, мимезис, катарсис и симулякр и др. Философия искусства казахского народа. Национальные инструменты кобыз, домбра как выражение духовной культуры кочевников .Особенности традиционной музыки казахов. Кюй – феномен казахского искусства. Технологические и социальные причины современного экологического кризиса и пути выхода из него. Проблема ноосферы. Глобальные проблемы современности и основные пути их решения. Формации и цивилизации. Восток-Запад. Столкновение цивилизаций. Процесс формирования единого человечества и мировой истории. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия. Тенденции развития человечества. Философия «Жерұйық» Асана Кайгы. Философия независимости Казахстана. Формационная концепция общественного развития. Цивилизационная концепция общественного развитии. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Философиясының қысқаша тарихы Сократтан Дерридаға дейін.тарихы Сократтан Дерридаға дейін. Дерек Джонсон. Алматы «Ұлттық аударма бюросы» қоғамдық қоры, 2018 . – (Рухани жаңғыру «Жаңа гуманитарлық білім. Қазақ тіліндегі 100 жаңа») 216 б. Иудаизм, христиандық пен исламдағы 4000 жылдық ізденіс Кұдайтану Баяны, Карен Армстронг Алматы «Ұлттық аударма бюросы» қоғамдық қоры,2018 -– (Рухани жаңғыру «Жаңа гуманитарлық білім. Қазақ тіліндегі 100 жаңа») 432б. Антропология тарихы мен теориясы, А. Барнард Алматы: «Ұлттық аударма бюросы» қоғамдық қоры, 2018 – (Рухани жаңғыру «Жаңа гуманитарлық білім. Қазақ тіліндегі 100 жаңа») -240б Философияның таңдаулы 25 кітабы: Оқу құралы. Хесс Р Алматы: «Ұлттық аударма бюросы» қоғамдық қоры, 2018 -– (Рухани жаңғыру «Жаңа гуманитарлық білім. Қазақ тіліндегі 100 жаңа») 360б. 56 Учебное пособие. Философия. Аухадиева Ш.Д. Алматы, 2016.- Изд. Алла-Прима.- 270с. История философии Руденко А.М. Ростов н/Д 2015 297 с. 1 Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Философия» АкаеваМ.О.,Дюсембекова У.Д. 2015 г. Алматы 152 с. 50 Введение в философию: Учебное пособие Хасанов М.Ш. Алматы: Қазақ университеті, 2014.- 301 с. Философия. Мырзалы, С. -Алматы – 2014. 216 с. Philosophy Myrzaly, S. Almaty 2014 220 с. 20 История и философия науки. Под ред. Артемьев, А.И.- Алматы.-2013 -285 с. Дополнительная литература Акбаева А.Н..Философия. Учеб. пособие к семинарским занятиям.- Алматы.- 2014. 259с Барлыбаева Г.Г Эволюция этических идей в казахской философии.Алматы- 2011. 240с Зотов А.Ф. Современная Западная философия – М.: Высшая школа, 2012. - 285с |