Главная страница

стреленко_ч.4. Т. Г. Развитие туризма в Приморском крае Хрестоматия Часть 4 Современное состояние туристской отрасли в муниципальных районах Приморского края Владивосток 2016


Скачать 6.67 Mb.
НазваниеТ. Г. Развитие туризма в Приморском крае Хрестоматия Часть 4 Современное состояние туристской отрасли в муниципальных районах Приморского края Владивосток 2016
Дата08.05.2022
Размер6.67 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файластреленко_ч.4.doc
ТипДокументы
#517580
страница143 из 285
1   ...   139   140   141   142   143   144   145   146   ...   285

13.12. Национальные особенности Приморья: туристическая «мекка» удэгейцев


Источник: Национальные особенности Приморья: туристическая «мекка» удэгейцев // Приморская газета. Электрон. Версия. – 2015. – 24 сентября. – Режим доступа: http://primgazeta.ru/news/national-characteristics-of-primorye-tourist-mecca-of-the-udege.
По дороге в Красный Яр (140 километров от Лучегорска – центра Пожарского района) неоднократно встречаются тяжело груженные лесом грузовики. Для того, чтобы разойтись с ними на узкой таежной дороге, небольшому внедорожнику приходилось плотно прижиматься к обочине. Сопровождающий Алексей Кудрявцев, член инициативной группы по созданию национального парка «Бикин», рассказал, что летом разъехаться с большегрузами – это не проблема. Проблема сделать это зимой, когда пробитая в снегу колея одна, а транспорт движется по ней в обе стороны. Для того, чтобы пропустить встречный лесовоз, приходится буквально нырять в сугроб и выбираться из него потом час или полтора, в глухой тайге в сорокаградусный мороз. Новая дорога просто необходима, считают местные жители. Когда будет создан национальный парк, появятся деньги на ее постройку. Территория проектируемого национального парка «Бикин» занимает бассейн верхнего и среднего течения реки Бикин на севере Приморского края. Сама река является одним из основных правобережных притоков Уссури. Нацпарк расположится на западном склоне горной системы Сихотэ-Алинь, и его территории будут подниматься над уровнем моря от 200 м (в долине реки) до 1932 м (в районе горы Аник).

Удэгейцы называют лодку «ульмага». Уверяют, что лучшие делают именно в Красном Яре, и приезжают за ними даже с Хабаровска. Поднимает такая лодка до 1000 килограмм, она необычайно устойчива. Новая лодка стоит до 60 тысяч рублей, но старую можно купить и по 40, и по 20. Однако всегда стоит помнить о безопасности. С виду мирный Бикин ежегодно топит 2-3 человека. Река глубокая и хитрая – очень много на ней опасных проток и мелей. Лодочников называют «водителями». Если в Пожарском районе вас спросят, нашли ли вы «водителя» – вы сразу поймете, – речь идет не о такси. Однако такса на услуги тоже существует. В среднем около пяти тысяч в день: найм лодки, водителя, услуги эскорта.

Сам поселок Красный Яр не особенно экзотичен. Самый обыкновенный поселок севера Приморского края. Дороги, разбитые техникой, и сама техника тут же.Средняя школа в поселке Красный Яр впечатляет. Огромная пришкольная территория, ухоженная, словно причесанная. На заднем дворе – теплицы. Перед самим зданием – лавочки, газоны, клумбы. Заботятся о парке сами учителя. В самом здании пока гулко, но пахнет не свежей краской, а свежим хлебом – его пекут тоже сами. В 11 классах учится всего 72 человека, в среднем по семь в классе. Еще 15 малышей ходят в дошкольные группы – аналог детского сада.

Директор школы Татьяна Геонка – хозяйка учебного заведения с 2007 года. Говорит, что повышенное внимание к поселку Красный Яр не мешает, а скорее помогает. – После того, как родилась идея с образованием национального парка, к нам стали чаще заезжать «высокие гости», – уточнила она. – Относились к проблемам с вниманием и пониманием. Вот, в итоге – нам подарили теплицы, и даже первые саженцы, в будущем обещали построить стадион. Думаю, когда начнутся работы в национальном парке, школе это только на пользу пойдет. У нас даже учителя готовы принимать участие в работе научного, этнического, культурного центра.

Тех, кому хочется узнать историю и культуру народа удэге поближе, ждет этнический центр. Создавать этнический центр помогал Всемирный фонд дикой природы (WWF). На первом этаже небольшого деревянного знания располагается музей, на втором – небольшая гостиница, кухня и мастерские. Две сестры, Галина и Тамара, делают здесь сувениры и обереги из медвежьих клыков, кости изюбра и даже позвоночника тайменя. Шьют национальные костюмы. Даже шаманские. Изготовление бубнов осваивает муж Галины – Владимир.

Во дворе этнического центра есть классические постройки удэге. Любую жилую постройку, кроме промысловой, удэгейцы называют джугди. Все постройки удэгейцев, нанайцев и орочей независимо от срока их использования делятся на наземные, полуподземные и свайные. Мы видели только наземные.

Особенная гордость музея – воспоминания жителей Красного Яра о родных, погибших во время Великой Отечественной войны. Информацию эту собирают по крупицам. Ищут фото, сведения, опрашивают родных и близких. Сегодня есть данные уже о 109 сельчанах. А всего несколько дней назад было только о 104. Правда, об этих «новых» пяти еще надо собрать подробные сведения, найти и обработать фотографии, почистить награды, подготовить место на стенде. На нем, кстати, нет мест «почетных». Все равны перед односельчанами.

Красный Яр живет сегодня не только памятью. Живет и надеждой на будущее – недаром начал заново строиться. Кстати, строительство в районе бассейна реки Бикин уже сегодня дело хлопотное и дорогостоящее. Тут опять не обойтись без помощи государства и различных фондов. Все стройматериалы приходится завозить из Лучегорска. Древесину – в первую очередь. На месте не заготовишь. Каждая строительная площадка и территория вокруг тщательно проверяется лесниками – не спилено ли лишнего дерева. Стройки мониторят со спутника. На учете – каждая елка.

Сохранить красоту, что еще осталась не тронутой, просто необходимо. Сегодня фактически закончено утверждение документов проекта Национальный парк «Бикин». Основываясь на мнении местного населения, ученых, экологов, опыте уже существующих парков, в том числе и в других странах, правительство приняло решение – задачей Национального парка «Бикин» станет сохранение и развитие традиционной хозяйственной деятельности, в том числе природопользования на территории парка, а также и всего традиционного образа жизни местных жителей.

13.13. Шестаков К.В. Этнографический и культурно-познавательный туризм в Приморском крае – одно из важнейших направлений по сохранению этнокультурного многообразия народов России
Источник: Шестаков К.В. Этнографический и культурно-познавательный туризм в Приморском крае – одно из важнейших направлений по сохранению этнокультурного многообразия народов России / К.В. Шестаков // // Приморье: народы, религии, общество. – Владивосток: Изд-во «48-часов», 2015. – С. 93-107.
Село Красный Яр расположено в Пожарском районе Приморского края, в 90 км к востоку от административного центра района – посёлка Лучегорск, на левом берегу реки Бикин. Красный Яр – одно из крупных национальных сел Приморского края, в котором проживают удэгейцы и нанайцы.

Село знаменито представителями самобытной национальной культуры. Среди них – член Союза писателей, национальный удэгейский писатель Н. С. Дункай (1930–2004), автор уникальных повестей, рассказов, сказок, легенд и этнографических очерков, которые с достоверностью передают разнообразную палитру материально-духовной жизни удэгейцев.

Первый и единственный профессиональный художник, член Союза художников И. И. Дункай живет также в селе Красный Яр. Традиционный уклад жизни своего народа он отображает на своих полотнах. В настоящее время литературным творчеством успешно занимается А. А. Канчуга. На двух языках – удэгейском и русском – в издательстве Университета Хоккайдо (Япония) вышла книга А. А. Канчуги «Автобиография». В селе также проживает мастер резьбы по дереву В. Л. Суляндзига. Уникальны поделки из дерева, представленные мастером корнепластики А. С. Рыбиным.

Более десяти лет в поселке действует национальный ансамбль танца «Агдайми».

Ежегодно осенью здесь проводится национальный праздник удэгейской культуры.

Фестиваль «День Бикина», посвященный Международному Дню коренных малочисленных народов, проводиться в селе Красный Яр в августе. На фестиваль собираются гости со всего Дальнего Востока, в том числе японцы и корейцы. Украшением праздника являются национальные обряды, проходящие при участии удэгейского танцевального ансамбля «Агдайми» («Радость»), постоянного участника межрегиональных фестивалей искусства коренных малочисленных народов.

Объекты показа на фестивале:

Швейная мастерская. В швейной мастерской под руководством Раисы Ли работают 10 умелиц. В мастерской изготавливаются изделия швейного мастерства, вышивки национального орнамента нитью и бисером, сувениры.

Национальные узоры, которые вышивают на халатах, сначала надо нарисовать на трафарете, потом перенести на ткань, только затем можно вышивать. Вышивка мулине получается необычайно яркая и рельефная. Бисер придает узору объем. Детские, женские и мужские национальные халаты украшены разноцветными орнаментами. Изготавливают в мастерской домашние тапочки из шкуры косули и охотничьи сумочки – паду, в которых в тайге не промокают спички, не теряются рыболовные крючки и мушки. Олочи– зимнюю обувь для охотника – шьют из шкуры изюбря. Шкуры долго мнут в специальной мялке, чтобы они стали мягкими, потом их раскраивают. Используют женщины и шкурки белки, украшая ими тапочки и медальоны из бересты, беличьи хвостики идут для отделки охотничьей шапочки – богдо, чтобы охотник был быстрым, как белка. Кукол, поделки из коры, брелоки, бусы из рыбьих косточек и бисера, броши из спилов рогов изюбря делают мастерицы для продажи на фестивале.

Столярная мастерская. В столярной мастерской общины «Тигр» под руководством Николая Васильевича Тельгерекова можно научиться резьбе по дереву, изготовлению поделок из бересты. В Красный Яр Николая Васильевича недавно пригласил глава общины Владимир Аркадьевич Ширко. За короткое время мастер показал, на что способен – вместе с Владимиром Леонидовичем Суляндзигой они украсили въезд в поселок красивейшим деревянным панно, сделали наличники для строящегося этно-культурного центра, мебель для туристических домиков. В мастерской можно организовать мастер-класс по строительству лодки-плоскодонки. Раньше удэгейцы делали баты – большие лодки, выдолбленные из цельного дерева. Для батов брали толстый тополь или ильм. Сегодня, когда появились пилорамы и станки, проще и быстрее сделать лодку из досок – умальгду. А вот оморочку– маленькую лодку до 4 м длиной, которой может управлять один человек, умельцы делают до сих пор с помощью одного инструмента – топора.

Танцевальный ансамбль «Агдайми». В переводе с удэгейского «агдайми» означает ‘радость’, занимаются в коллективе дети и молодежь. Создает танцы и придумывает музыку к ним Галина Богданова. Дети с удовольствием копируют воронят, лихо хлопая крылышками и подпрыгивая, а вот «Танец с копьями» и «Бой изюбрей» исполняют, имитируя природные явления, парни и девушки. Народный инструмент кункай придает танцам своеобразие и национальный колорит, а звуки бубна вдохновляют зрителей.

Краеведческий кружок по развитию традиционного образа жизни. Занятия в краеведческом кружке проходят под руководством Александра Александровича Канчуги. Вместе со знаниями об истории и культуре своего народа ребята изучают родной язык.

Кроме того, дети выходят в лес, знакомятся с правилами поведения в природе. Жители Бикина издревле считают кедр самым лучшим деревом и берегут его. Они уважают тигра и никогда не убьют его. Вера помогает понимать законы природы, природа помогает человеку жить в гармонии с миром.

Этно-культурный центр в с. Красный Яр (в процессе достройки). Руководитель этно-культурного центра – Наталья Дмитриевна Канчуга. На первом этаже расположены зал музея, офис, в котором будет вести консультации юрист, сувенирная лавка. Молодежь должна знать, что вековые традиции надо сохранять не для истории, это нужно для самоуважения народа и развития самосознания. Прадеды брали у природы самое лучшее и использовали в быту и на промысле. Простая рогатулина – сена – становилась основой для устройства по переноске тяжестей в тайге, из веток ивы гнули удобную люльку для младенца – амгэ, в которой он мог сидеть и вдеть окружающий мир. Люльку можно было переносить на спине, при этом черемуховые стружки, которые насыпали снизу в люльку, предохраняли малыша от сырости и обладали бактерицидными свойствами.

1   ...   139   140   141   142   143   144   145   146   ...   285


написать администратору сайта