История исполнительского искусства. мой. Тагирова А. М
Скачать 141.82 Kb.
|
Направление: История исполнительского искусства История возникновения домры на Руси Гарифуллина Ильмира Руководитель: Тагирова А.М. г. Нижнекамск Содержание 1. Введение. 2. Теоретическая часть. История существования домры на Руси. Свидетельства о домре у древних руссов. 3. Практическая часть. 4. Заключение. 5. Список использованной литературы. Тема исследования «История возникновения домры на Руси». Введение. В ее три струнки включены все состояния души- Уж так природа человека создала Поет от звуков домрочки душа. Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. Она встречает нас при рождении и сопровождает по жизни. Музыка наполняет наши души и сердца любовью, красотой, чистотой. В ней мы можем найти сочувствие, понимание. Музыка вечна! Вот уже третий год я занимаюсь в музыкальной школе по классу домры. Я никогда раньше не была знакома с этим инструментом. В детском саду моя подруга стала посещать музыкальную школу. Мне стало интересно, чем она там занимается и на чем играет. Она мне рассказала, что есть такой народный инструмент- домра. Я захотела познакомиться с ним. Мама меня записала в музыкальную школу на отделение народных инструментов по классу домры. Впервые, услышав этот инструмент, обладающий особенным звучанием и неповторимым тембром, я была заворожена. Сначала было трудно, а теперь, когда уже я немного знаю о музыке, начинаю ее понимать, становиться все интереснее. Проблема исследования заключается в том, что очень мало книг для детей о возникновении музыкальных инструментов и влиянии их на развитие культуры в России. Объектом исследования является история возникновения, распространения домры как музыкального инструмента на территории России. Предметом моего исследования является домра как музыкальный инструмент, разновидности, её значение и место в культурном наследии русского народа. Гипотеза моего исследования состоит в том, что если я изучу материалы, связанные с историей возникновения, распространения домры на Руси, ее влияние на развитие музыкальной культуры России, то это может помочь мне: лучше понять музыкальные произведения, написанные для домры. повысить качество исполнения произведений. расширить мой общий кругозор. Ц елью исследования является изучение материалов по истории возникновения и распространения домры, ее влияния на развитие культуры в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач: Выяснить, насколько домра известна среди моих одноклассников. Изучить культурные и исторические предпосылки занесения домры на Русь. Определить место и роль древней домры в музыкальной культуре русского народа. Рассмотреть отношения церкви и государства к народной культуре. Найти социальные и культурные закономерности, повлиявшие на проникновение инструмента в новую культурную среду, его слияние с различными видами творчества. Определить влияние домры на развитие народного музыкального инструментализма. Я прочитала статью Веры Махан « Домровое искусство на рубеже веков», в ней она поднимает вопрос, почему домра не известна людям. Раскрывает возможности домры как народного и академического инструмента. Т.Разумеева. в своей книге «Азбука домриста» знакомит нас, начинающих домристов, с инструментом, дает понятие о первоначальных навыках игры. Прочитав книгу Аркадия Кленова «Там, где Музыка живет», познакомилась с другими музыкальными инструментами разных времен и народов. Автор рассказывает о том, как рождается музыка. Домра – старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Судьба его удивительна и уникальна в своем роде. О ткуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается для исследователей загадкой. В исторических источниках сохранилось немного сведений о домре, еще меньше дошло до нас изображений древнерусской домры. Да и домры ли изображены на дошедших до нас документах, или какие-то другие, распространенные в те времена щипковые инструменты, тоже неизвестно. Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XVI века. В них говорится о домре как о довольно распространенном уже в ту пору на Руси инструменте. В настоящий момент наиболее вероятных версий происхождения домры две. Первая и самая распространенная - версия о восточных корнях русской домры. Действительно, схожие по конструкции и способу звукоизвлечения инструменты существовали и по сей день существуют в музыкальных культурах стран Востока. Если вам доводилось видеть или слышать казахскую домбру, турецкую багламу или таджикский рубаб, то вы могли заметить, что все они имеют круглую или овальную форму, плоскую деку, звук извлекается посредством ударов плектра разной частоты и интенсивности. Принято считать, что все эти инструменты имели одного предка – восточный танбур. Именно танбур имел овальную форму и плоскую деку, играли на нем специальной щепочкой, выточенной из подручных материалов - плектром.1 Предположительно, инструмент, позже трансформировавшийся в домру, завезли либо во времена татаро-монгольского ига, либо в ходе торговых отношений со странами Востока. Да и само название «домра», несомненно, имеет тюркский корень. Д ругая версия исходит из предположения, что свою родословную домра ведет от европейской лютни. В принципе, в Средние века лютней называли любой струнный щипковый инструмент, имевший корпус, гриф и струны. Лютня, в свою очередь, произошла также от восточного инструмента – арабского аль-уда. Возможно, на внешний вид и конструкцию домры повлияли инструменты западных, европейских, славян, например, польско-украинская кобза и ее усовершенствованный вариант - бандура. Как раз бандура очень многое заимствовала непосредственно от лютни. Учитывая, что славяне в Средние века постоянно находились в сложных историко-культурных взаимоотношениях, безусловно, домру можно также считать родственной всем европейским струнно-щипковым инструментам того времени.2 Таким образом, исходя из накопленных к настоящему моменту знаний и исследований, можно сделать вывод, что домра являлась типично русским инструментом, объединившим в себе, как и многое в культуре и истории нашего государства, и европейские, и азиатские черты. Свидетельства о домре у древних руссов. Домра — древнерусский старинный музыкальный инструмент. Этимологические разыскания в родственных славянских языках показывают, что термин «домра» не славянского происхождения, т.к. подобные корни в них отсутствуют. Вероятно, слово «домра» тюркского происхождения (танбур, домбур, дунбара, думбра, домбра, домб, домра). Учёные предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандура», и бывший в употреблении уже за несколько тысячелетий до нашего времени. Инструмент этот под названием «танбур», возможно, проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем. У разных народов до сих пор бытуют инструменты близкие домре: у грузин — чунгури и пандури, у южных славян — танбура, у украинцев — бандура, у туркменов — дуатар, у монголов — домбур, у киргизов и татар — думра, у остяков — домбра, у калмыков — домр. В Европу подобные инструменты проникли в раннем средневековье и получили наименование лютневых. Именно лютня стала впоследствии родоначальницей таких многострунных инструментов, как виола, мандолина, гитара. Первые сведения о бытовании у древних русов музыкального инструмента танбуровидного типа принадлежат перу арабских путешественников IX-X столетий. Не располагая однако, прямыми указаниями на то, что речь идёт о домре, можно выдвинуть гипотезу о наличии такого инструмента у восточных славян. Первым русским историческим письменным свидетельством о домре можно считать запись в старинной новгородской книге конца XV — начала XVI веков о Калинке — «домрачее». В переписных документах этого периода профессии «домрачей» и «доморник» встречаются неоднократно. Непосредственное название инструмента обнаруживается только в памятниках XVII столетия. В 1627 году русский живописец Симон Ушаков составил описание древней стенной росписи Грановитой палаты московского Кремля (сооружение которой относится к 1487-1491 гг.). В описании Ушаков дважды упоминает название инструмента: «человек играет в домру» и «сидят подле стола на скамье люди и играют в гусли и в скрипки и в свирели и в волынки и в домры». Н еоднократны упоминания о домре в административной документации XVII века: в указах, грамотах, памятях, посланиях. В них домра фигурирует как атрибут скоморошьего ремесла, обычно в совокупности с другими инструментами: гуслями, волынками, сурнами, бубнами и т.д. К тому же времени относятся поговорки «рядъ скомрахъ о своихъ домрахъ». «любить — игра, купить — домра», «у Ерёмы гусли, у Фомы домра». Они дают повод предполагать, что ударение в названии инструмента падало на последнюю «а». Итак, в разных литературных источниках русского происхождения фигурирует слово «домра». Помимо того мы располагаем вариантами названий «домришка», «домра большая басистая». Вероятно употреблялись и другие: альтовые, теноровые домры. История существования домры на Руси. Основываясь на исторических материалах можно прийти к выводу о популярности домры не только в народной среде, но и в дворцовом быте XVII в. В царствование Михаила Фёдоровича при дворцовой потешной палате рядом с гусельниками и бахарями состояли домрачеи. Неоднократно упоминаются такие имена, как Богдан Путята, Андреюшка Фёдоров, Васька Степанов и др. Главными исполнителями на домрах были скоморохи и были они не только музыкантами, но и актёрами, плясунами, акробатами и балагурами. (Само слово «скоморох» происходит от арабского «maskhora» — смех, насмешка.) В Древней Руси центром поселения скоморохов стал Великий Новгород. Представители этой профессии пользовались в «вольном» городе большой честью. Скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок. Своим весельем и «гульбой» они не только развлекали народ, но и заставляли подражать себе. Потому, при царствовании Алексея Михайловича прозванного «тишайшим» по инициативе патриарха начались гонения на певцов и скоморохов. Начиная с 1648 года последовал ряд царских указов, запрещавших инструментальную музыку. В Москве было приказано собрать все инструменты и когда их собрали, то, нагрузив ими 5 возов, свезли за Москву-реку и там сожгли. С тех пор первенствующее значение при дворе приобретают певцы духовных стихов. Несмотря на довольно частые упоминания о домре до нас не дошло изображения этого инструмента. Потому долгое время не знали к какому роду инструментов её отнести. Лишь в конце 19 века в Вятской губернии был найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса. Инструмент вскоре попал в руки Василия Васильевича Андреева как раз в ту пору занимавшегося поисками и восстановлением сохранившихся в народе образцов старинных русских инструментам. Андреев, путем сличения найденного инструмента с изображениями на старинных лубочных картинках и гравюрах, а также по описанию, предположил в нем давно разыскиваемую домру. Именно поэтому вятскому образцу в 1896 году и была воссоздана полузабытая русская домра, получившая квартовый строй и полный хроматический звукоряд. В 1908 году Г. П. Любимов совместно с мастером С. Ф. Буровым на основе реконструированной Андреевым домры создал четырехструнную домру с квинтовым строем. В 1914 г. из таких домр был организован квартет, а в 1919 г. — оркестр. Появление этого инструмента вызвано возросшей необходимостью в увеличении звукового диапазона домры. Общность строя конструкции с мандолиной и скрипкой делает доступным для нее громадный репертуар, написанный для этих инструментов. Звук четырехструнной домры сравнительно более слабый, что вызвано конструктивными особенностями многострунных инструментов, потому в настоящее время в балалаечно-домровых оркестрах употребляются преимущественно трехструнные домры, хотя нередки и четырехструнные. Наибольшей популярностью четырёхструнные домры пользуются на территории Украины. Интерес к домре рос с каждым годом, расширялись музыкальные и технические горизонты, появлялись музыканты-виртуозы. Наконец, в 1945 году был создан первый инструментальный концерт для домры с оркестром русских народных инструментов. Знаменитый концерт g-moll Николая Будашкина был написан по просьбе концертмейстера оркестра им. Осипова. Это событие открыло новую эру в истории домры. С появлением первого инструментального концерта домра становится сольным, виртуозным инструментом. В 1948 году в Москве открывается первая в России кафедра народных инструментов при Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Первым педагогом по домре стал выдающийся композитор Ю. Шишаков, а затем молодые солисты оркестра им. Осипова В. Мироманов и А. Александров – создатель первой школы игры на трехструнной домре. Благодаря высшему профессиональному образованию народный изначально инструмент домра за короткий срок прошел на академической сцене путь, на который инструментам симфонического оркестра потребовались столетия (ведь и скрипка когда-то была народным инструментом!). Исполнительство на домре движется вперед гигантскими темпами. В 1974 году прошел I Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, победителями конкурса стали выдающиеся домристы-виртуозы - Александр Цыганков и Тамара Вольская творческая деятельность которых на десятилетия вперед определила направление развития домрового искусства как в области собственно исполнительства, так и домрового репертуара. Заключение. Сегодня домра – молодой перспективный инструмент с огромным, прежде всего, музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни и, тем не менее, поднявшийся до высот академического жанра. Благодаря своим исполнительским возможностям домры в оркестре составляют основную мелодическую группу. Кроме того, домра находит своё применение как сольный инструмент. Для неё пишут концертные пьесы и произведения. Проведя исследование, я прихожу выводу о том, что познакомившись с устройством домры, изучив материалы, связанные с историей возникновения, распространения домры на Руси, ее влиянием на развитие музыкальной культуры России, это помогло мне лучше понять музыкальные произведения, написанные для домры, повысить качество исполнения произведений, расширить мой общий кругозор и повлиять на отношение к народной музыке моих сверстников и взрослых. Список использованной литературы. Азбука домриста. Сост. Т.Разумеева. 2006г.,изд. «Кифара», Москва. Домра. Домра и музыка. Сайт посвящен домре, домровой музыке, музыкантам и композиторам. А также родственным инструментам (мандолина, домра) Форум. «Домра и домровое искусство на рубеже веков». Статья Веры Махан Кленов А. «Там, где Музыка живет» 1985г., изд. «Педагогика» Москва. Методический сборник «Методика работы над новым репертуаром для домры» Лукин С. и Имханицкий М. Вып.1.-Москва.,2003г. Пересада А. «Справочник домриста» Краснодар.,1993г. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Сборник научных трудов. Выпуск 2: В двух частях. Ч.1.-М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1993. Яковлев Ю.В. История русской домры: на подступах к новому прочтению. Статья. Ссылки. 1.Яковлев Ю.В. История русской домры: на подступах к новому прочтению. Статья. 2 «Домра и домровое искусство на рубеже веков.» Статья выдающейся домристки Веры Махан (солистки оркестра Всероссийской Государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) п/у Николая Некрасова) в которой она подробно рассказывает о современной домре, истории ее возникновения и развития. 3. Методический сборник «Методика работы над новым репертуаром для домры» С.Лукин и М.Имханицкий. Вып.1.-Москва., 2003г., стр.110. 4.Пересада А. «Справочник домриста» Краснодар.,1993г., стр.147. |