сарматы проект. САРМАТЫ ПРОЕКТ. Тайны сарматских захоронений
Скачать 2.84 Mb.
|
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Соль-Илецка» Оренбургской области XI МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ СОЛЬ-ИЛЕЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУНА Секция: Общественно-гуманитарная секция Вид работы: Проект Тема работы: «Тайны сарматских захоронений». Выполнили учащиеся 7 класса: Кужеева Белла Цепленко Екатерина Корниенко Мария Научный руководитель: учитель истории и обществознания МОБУ «СОШ № 2» Виноградова Анна Анатольевна Соль-Илецк 2023 Содержание Введение 3 Источники и происхождение 5 Легенда о сарматском олене 7 Сарматский олень в культуре кочевых народов 9 Филипповский курганный могильник 13 Одежда сарматов 16 Сарматская религия и ее связь с иранскими народами 17 Заключение 18 Список литературы 20 Приложение 21 Введение В городе Оренбурге на главной пешеходной улице Советской находится очень красивое скульптурное изображение оленя с ветвистыми рогами. (Приложение 1) На многолюдной нарядной улице оно появилось в 2010 году и несмотря на обилие красок города оно притягивает к себе внимание. Мне стало интересно, что это за памятник и узнала, что это памятник сарматской культуры. Летом 2021 в Соль-Илецкий музей приезжала выставка «Спасенные сокровища сарматских курганов», мы вместе с моими одноклассницами Машей и Катей посетили выставку. (Приложение 2) Перед нами предстали реплики древних нарядов, украшений, жертвенников. Основой выставки стали находки экспедиции 2013 года в селе Филипповка Илекского района. Нам показали увлекательный фильм, который описывал как происходили раскопки, что за народ такой сарматы. Удивительно, что могильник был разграблен, однако ученым удалось сделать сенсационную находку – захоронение воительницы, сарматской царицы, в котором находилось огромное количество ценных предметов. Краткое описание выполненного проекта Мы хотим рассказать вам о столь близкой и необыкновенной истории древних сарматов, когда — то населявших наш регион. Хочется познакомить Вас с уникальным культурным наследием, которое расположено в нашем крае - Филипповский курган, расскажем о его местонахождении, физиологических характеристиках, приведем исторический факт и предметы, найденные при раскопках, можно сказать наполнение кургана. Цель работы: создать макет типичного сарматского захоронения и костюма. Задачи: Посетить выставку музея, посвященную памятникам сарматской культуры. Изучить монографии, посвященные сарматским памятникам на территории Оренбургской области. Исследовать источники сети интернет, посвященные последним раскопкам сарматских могильников на территории Оренбургской области. На основе полученных сведений разработать и создать макет сарматского памятника и костюма. Объект исследования: Сарматские захоронения. Предмет исследования: Образ жизни и обряд захоронения сармат. Гипотеза исследования: в результате реализации проекта у наших сверстников появится интерес к истории народов, населявших когда-то наш кр Источники и происхождение. Сарматы были кочевой народ. И являлись они ираноязычными племенами с IV века до н.э. Родственными народами являлись скифы и массагеты. Многие люди считали по-разному откуда происходят сарматский народ. К примеру, Диодор Сицилийский сообщает о переселении скифами савроматов из Мидии к реке Танаис. Плиний также сообщал, что сарматы родственны мидийцам. Геродот сообщал, что сарматы происходят от амазонок. Они выходили замуж за скифских юношей, переселившихся вместе с жёнами « к востоку от Танаиса на расстояние 3 дней пути в направлении северного ветра»1. В его произведениях имеется упоминание, что ни одна сарматская девушка не может выйти замуж прежде чем убьет вражеского воина. Скорее всего это преувеличение, однако археологические памятники, а именно захоронения, частично подтверждают его слова о роли женщины у сармат. Однако, говоря о происхождении самих скифов, Геродот сообщал, что «скифы-кочевники», жившие в Азии, были вытеснены массагетами и, «перейдя реку Аракс, ушли в Киммерийскую землю»…. Например, есть версия, что часть сарматов, нанятых на службу римской империи, была направлена в Британию, положив начало легенде о короле Артуре и его рыцарей круглого стола. Михаил Ломоносов рассуждал так, что именно от сарматов произошли славяне. В старину польская шляхта вела свою родословную от сарматов. Современные казаки считают своих предков сарматами. Геродот в своём описании Скифии впервые упоминает восточных соседей скифов под именем сарматы (позднее более употребительным сделается иной вариант этого этнонима – «сарматы»: с лёгкой руки Клавдия Птолемея – александрийского географа, математика, астронома). Отличительной чертой их наружности были длинные рыжеватые волосы. Византийский историк IV в. Аммиан Марцеллин находил внешность сарматов «симпатичной»: «почти все аланы высоки ростом и красивы видом …», даже несмотря на то, что «свирепостью своего взгляда они внушают страх, как бы они ни сдерживались».2 В период, когда сарматы впервые появились на исторической сцене, они населяли земли, прилегающие к восточным границам Скифии. Геродот отмечает, что «за рекой Танаис (Дон) кончается Скифия и начинаются земли сарматов, простирающиеся на север на 15 дней пути, на которых не растёт никаких деревьев, ни диких, ни насаженных». Согласно Страбону, об этих землях известно очень мало, «поскольку эта местность холодна и пустынна». Недавние археологические исследования показали, что территории, которые сарматы занимали в ранний период своей истории, включали Южный Урал и степные области к востоку от реки Урал. Хотя археологические находки из областей, расположенных далее к востоку, - из степных районов Казахстана до Алтайских гор и Центральной Азии, - имеют определённое сходство с предметами сарматской культуры, обнаруженными на Южном Урале или в низовьях Волги. Это наводит на мысль о том, что все эти области были населены народами, тесно связанными с сарматами. В большинстве случаев они были прямыми предками сарматских племён, которые позднее переселились в Северное Причерноморье. Легенда о сарматском олене В V - IV веках до н. э. оренбургские степи населяла высокоразвитая цивилизация скифо-сарматов. Несколько лет назад при раскопках Филипповских курганов в районе реки Донгуз ученые-археологи обнаружили в двух тайниках около 600 золотых предметов, относящихся к скифо-сарматской эпохе. Находка исследователей стала сенсацией мирового уровня. Самыми необычными среди найденных реликвий древней цивилизации оказались 26 массивных оленей с мощными ветвистыми рогами, покрытыми золотыми обкладками. (Приложение 3) Благородное животное было священным для скифо-сарматов: считалось, что олень приносит удачу, здоровье, силу и оберегает любовь того, кто до него дотронется. Об этом гласит старинная легенда: «Легенда Великой степи, или Сказ про Оленя Любви». Давным давно, когда небо было Землей, а Земля — небом, когда ночью светило солнце, а днем ярко горели звезды, просторы нашей Великой степи населяли племена скифов и сарматов. Слава об этих красивых, гордых и сильных людях уходила далеко за пределы горизонта. Для скифо-сарматов Великая степь была и отцом, и матерью, и колыбелью, и последним пристанищем. Вся жизнь этих бесстрашных воинов была связана с необъятными степными просторами, покрытыми в те времена зеленым бархатом сочной травы. Скифо-сарматы были необыкновенно трудолюбивы: с ранней весны до поздней осени великие кочевники перегоняли свои многочисленные стада с одного места на другое, выбирая лучшие места в степи, щедрой на разнотравье. Уже тогда они умели добывать и обрабатывать металлы, изготавливая орудия труда и чудесные украшения для своих женщин — невероятно красивых, стройных как стебель ковыля, с глазами, ясными, как степное небо… …Красивых, стройных, ясноглазых и — сильных духом. Женщина у этой древней цивилизации была не только хранительницей очага, но и настоящим воином. Наравне с мужчинами, оседлав густогривых, быстрых словно птиц, коней, они бесстрашно защищали свое племя, свой род, своих детей от нападения недругов, которых у скифо — сарматов было великое множество. Черная зависть одолевала чужеземцев, ведь скифы были не только кочевниками, но и удачливыми торговцами. Меч, выкованный ими, мог стоить нескольких верблюдов, а, порой, и целого стада. А золотые и бронзовые украшения были просто бесценны. …Бесстрашно сражалось племя скифов с теми, кто хотел отнять их благо, свободу и счастье, до последнего вздоха, не жалея себя… И отступали враги ни с чем… … Но не всегда детям Великой степи удавалось защитить себя и свой род: чужеродцы нападали на сарматов всегда неожиданно, по — варварски, заметая, как черная, пыльная буря, мирную жизнь степного народа… Настал день, когда сражение с чужеземцами стало совсем неравным: угроза нависла над всем родом скифов, над их будущим. И тогда красивые, стройные, ясноглазые и сильные духом женщины этого гордого племени обратились к Великой степи с мольбой о спасении их мужей и детей, о спасении их счастья, о спасении самого дорогого, что есть у степного человека — его свободы. И Великая степь услышала скифских женщин… Так появился священный Олень. …Варвары — чужеземцы не смогли вынести яркого золотого света, который окружал Оленя с чудесными ветвистыми рогами, и бежали с поля сражения. Скифы же, купаясь в золотой радуге волшебного света, идущей от Оленя, прикоснулись к священному животному, которое спасло их род от гибели. Дотронувшись до Оленя, они почувствовали, что это — любовь. Любовь Великой степи к ним — к ее детям. К ее будущему, которым они станут. И Олень исчез, оставив после себя только золотое облако. …С тех пор Оленя Любви больше никто не видел: ни скифы, ни их потомки… Но Олень живет. Он живет в наших сердцах, в нашей любви к родному краю, которая передалась нам, детям Великой степи, через тысячелетия. Олень живет в нашей Любви к Оренбуржью, которое навсегда между Востоком и Западом, Европой и Азией, в нашей Любви к необъятным просторам с медовым запахом степного ковыля. Сарматский олень в культуре кочевых народов Удивительные по Скифский звериный стиль, мало кто не знает эту фразу. Скифы и Сарматы загадочный древний народ, оставившие, потомкам, замечательное наследие красоте золотые изделия, изображающие в основном животных, так же различных зооморфных мифологических персонажей. Отсюда и названия, "Скифский звериный стиль". Действительно, основными героями знаменитого ювелирного искусство древних Скифов были животные, но все же можно выделить одно животное, которое было одним из самых популярных "сюжетом" в их замечательном искусстве. Это Олень, которого можно смело причислить к самому популярному герою древних мастеров, он в разных стилистических вариантах встречается практический во всех древних курганах, особенно много изображений Оленя были всегда в так называемых царских захоронениях. Чем же или кем же на самом деле является Скифский Олень? Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, мы сравним два слова, названия этого животного, из двух разных ( на первый взгляд) языков Русского и Осетинского. Саг - осетинский язык. Олень - русский язык. Что же почитали древние Арии и какой же бог был самым главным в пантеоне древних? Ответ только один, Арии больше всего почитали Свет, а главным божеством для них всегда было Солнце. Религия древних Ариев - магия Света, и всегда любое ювелирное изделие носила отпечаток древней Магии. Исходя из этого мы предполагаем, что Скифский Олень, ни что иное как стилизованное изображения Солнца. Шаг, Шах, Шахъ - это буквально Дух, Свет, Солнечный свет (записано в русской транскрипции). Олень - можно предположить, что изначально в слове Олень вместо звука "О" мог находиться звук"У" и он мог служить как указательное местоимение, то есть У - Лан, или его обратное прочтение Нал - У, Нар - У, - это Дух, это Свет, это Солнце. Древними Солнечный свет приравнивался к мужскому началу, в осетинском языке Нал, Нар, буквально мужчина. Можно сделать заключение, что имена Шаг и Лан или Нал - это имена Солнца, а Олень одно из его главных тотемных животных. Среди всех археологических ценностей, обнаруженных в Филипповском кургане №1, своей уникальностью выделяются, прежде всего, деревянные скульптуры оленей, оббитые золотом и серебром. По типу расположения рогов относительно туловища – перпендикулярно или параллельно – исследователи определили скульптуры как двухплоскостные (10 экземпляров) и одноплоскостные (16 экземпляров) Судя по своему размеру (51,2 х 45,3 х 25 см двухплоскостные; 41-42 х 21,5-22 см одноплоскостные), превышающему все другие изображения животных в этом комплексе, а также по общему количеству изображений оленей (188) на других изделиях, образ оленя имеет главное значение в иерархии животных символов, представленных в кургане. Уникальность этих скульптур была отмечена в ряде исследований, в том числе, сотрудников Эрмитажа, которые реставрировали оленей. Но некоторые моменты нам бы хотелось заострить особо, не вдаваясь при этом в подробное описание памятников, так как основательно они Искусство Евразии представлены в научных трудах А.Х. Пшеничнюка и Е.Ф. Корольковой. Интересна символика образа оленя в скифосибирской цивилизации, нюансы которой, на наш взгляд, открываются через Филипповские скульптуры. Эта символика, несомненно, связана со сложными и развитыми космологическими и мифологическими представлениями скифо-сибирского мира, о чем свидетельствует многообразие форм и сюжетов звериного стиля. «Зотолые олени», Филипповский курган №1 Предуралье. В облике Филипповских оленей сразу бросается в глаза условность изображения, передающая не реальный облик оленя как биологического вида, а лишь примерное о нем представление. Мы понимаем, что перед нами изображение оленя, а не какого-то другого животного, прежде всего, по ветвистым рогам, хотя они больше напоминают лабиринт, нежели реальные оленьи рога. Далека от реального облика и чрезмерно вытянута тупая морда животного, укороченные ноги. Из этой изобразительной условности облика оленя можно сделать вывод о том, что художники, создававшие образ, не видели реальное животное и не знали, как оно выглядит. По некоторым сведениям ученых в период жизни народа, создавшего Филипповские курганы, в лесостепной зоне Южного Урала благородные олени не водились, а северный олень обитал вне зоны кочевья сарматов. Очевидно, в данном условном изображении оленя перед нами предстает закрепленная в сознании кочевников древняя традиция, истоки которой теряются в глубине веков. Филипповские курганы изобилуют изображениями различных животных (верблюд, сайгак, рыба, грифон, лошадь, медведь, волк, кабан, архар, ворон, бык, тигр), большинство из которых созданы в местной мастерской и имеют достаточно реалистические формы изображения при всей своей условной декоративности, обусловленной утилитарностью предметов, которые они украшают. Скульптуры же оленей выделяются именно своей предельной отдаленностью от реального облика. Но именно они, и по своим размерам, и по своей самостоятельной функции, не связанной с украшением какого-либо предмета, главенствуют в этой иерархии животных. Эта традиция почитания оленя, несмотря на то, что филипповские мастера уже не имели представления о том, как выглядит это животное, несомненно, имеет очень древние корни, гораздо более древние, чем существование самой скифо-сибирской цивилизации. Сам факт того, что скифо-сибирская цивилизация была коневодческая, и олени не были основным источником жизни для кочевников евразийских степей в 1 тыс. до н.э., может свидетельствовать о том, что образ оленя как символ духовного культа кочевников зародился Искусство Евразии в более раннюю эпоху, когда олень был основным источником жизни для номадов. Причем смысловая и духовная сторона этой традиции оказывается настолько энергетически мощной, что продолжает жить в сознании кочевников, которые давно утратили тесную связь с оленем как с биологическим видом. Известно, что первые изображения оленей встречаются в эпоху каменного века, они появляются вдруг, как и само искусство палеолита на евразийских просторах. Изображения оленей в пещерной живописи, вырезанные на кости, выбитые на камне, имеют совершенную художественную форму, узнаваемую вплоть до определения биологического вида животного: большерогий олень (самый древний вид, встречающийся в искусстве каменного века), благородный олень, северный олень, лань, лось. Обращает на себя внимание равнозначность этих изображений по отношению к другим видам животных, встречающимся в искусстве палеолита: бык, бизон, медведь, лев, лошадь и т.д. Остается неопределенным вопрос, когда именно олень у евразийских кочевников стал занимать в иерархии образов животных главенствующее положение. А.П. Окладников и Б.А. Рыбаков предположили, что это была эпоха мезолита, когда природа в очередной ледниковый период дала возможность человеку выжить путем приручения северного оленя. Искусство Евразии Как считают современные исследователи, окончательное прекращение ледниковых явлений относится ко времени 10-9 тыс. до н.э. Удивительно то, что даже в самые суровые времена оледенения Евразии (28-20 тыс. до н.э.) человек не просто не покидал холодные территории и не просто выживал, а продолжал творить и развиваться. Более того, последние исследования в Якутии доказали, что человек появился на территории Азии одновременно с африканским человеком – 3,2-1,8 млн. лет назад, и выживал он не в благоприятном климате, а при температурах гораздо более низких, чем мы это наблюдаем на территории современной Якутии: минус 60º по Цельсию в ледниковый период было нормой. Вполне возможно, что в процессе дальнейших исследований время почитания оленя как главного символа в иерархии божеств у древних кочевников отодвинется глубже эпохи мезолита. Филипповский курганный могильник По данным которые мы собрали оказалось он был найден в Оренбургской области, Илекского района близь деревни Филипповка, раскопки проводились с 1986 вплоть до 2013 года. Казалось бы, что может удивительного скрывать обычный холм, но нет это не так. Возникает масса вопросов, которые хочется сразу задать, попробуем ответить пока на такие: - Что же нашли наши великие ученые? - Каким образом были захоронения этого таинственного кочевого народа? Как оказалось, мы многого не знаем раскрытого в полной мере. Филипповский курганный могильник состоит из 29 курганов (2 из них царские), закрывали такие курганы большими камнями или глыбами: - в центре могильника находился самый большой курган (№1) высотой более 7 м и диаметром 100-120 м. Раскопки кургана №1 велись с помощью автоскреперов и бульдозеров, траншеями в меридианальном направлении. После снятия насыпи под центральной частью кургана оказалась большая могильная яма диаметром 20 м, глубиной 2 м с коридорообразным входом (дромосом) длиной 17,5 м с южной стороны. (Приложение 4) - над могильной ямой была возведена деревянная конструкция шатерообразной формы с мощными стенами, сложенными из толстых бревен. Дромос также был перекрыт бревнами. - Вход в погребальную камеру был оформлен в виде тамбура с массивными дверями или воротами, установленными между 4-мя столбами. Но вот сенсация , как утверждали ученые это можно найти раз в 200 лет. В 2013 году в филипповском курганом могильнике нашли настоящее захоронение амазонки под 4 метрами песка амазонка была украшена множеством драгоценностями и возле ее скелета огромный котел. Ранее до этого открытия в 1985 году была найдена усыпальница вождя в двух тайниках обнаружили большую коллекцию украшений, парадного оружия, фигуры оленей и многое другое, ниже опишу самые яркие находки: 1. Филиповском кургане нашли фигуры золотых оленей. Вы многие, проходя на улице Советской, думали какая необычная фигурка оленя, вы правы она правда необычная она имеет весьма интересную историю. Говорят, что древние сарматы специально изготавливали их для захоронения вождей или старейшин .Они клали их в курган вместе с оленями . 2.Акинак - это маленький меч имеющий длину всего 56 см, обитый золотом и вырисованный звериными орнаментами. (Приложение 5) 3. Длинный двулезвийный меч — сделан из железа меч так скажем ранне — сарматского типа с серповидным навершием и изломанным под тупым углом брусковидным перекрестием, рукоять обмотана золотой проволкой . Во время открытия этого могильника стало ясно - его грабили, после грабителей остались лазы и прочие вещи. Грабили не в наше время, а в древнее - значит грабители вполне могли быть сарматами, но зачем им грабить у себя? Кто мог знать, что именно в этом холме есть усыпальница, если это не сарматы? Много не раскрытых загадок остается в древности, в которую мы не сможем переместиться. Еще одним царским курганом является курган № 4, раскопки его начались в 2006 году, так как в 2005 он подвергся разграблению черных копателей. Вандалы использовали экскаватор, поэтому повредили значительную часть насыпи кургана. Перед археологами стояла сложная задача провести раскопки за три летних месяца, в противном случае разграбление могло продолжится. (Приложение 6) Исследователи обнаружили богатый материал по истории сарматов. Вот некоторые итоги их работы. В захоронения относившихся к IV – V в до н.э. были найдены останки диких животных, птицы (возможно сокола), многочисленные изделия в зверином стиле, останки лошадей. Несколько захоронений были неожиданно обнаружены у края насыпи. Одно из них парное – молодого знатного мужчины и девушки. В головах погребенного лежал железный меч–акинак, поверх которого находился серебряный сосуд–амфора (Приложение 7). Сосуд имел носик–слив, украшенный фигурой бородатого козла. На шею погребенного была надета гривна с заходящими концами, сделанная из литого золотого прута. Концы гривны украшали литые фигурки баранов.(Приложение 8) У предплечья находился колчан со стрелами, в ногах два деревянных блюда (уже истлевших). Любопытно, что типичный для ранних сарматов женский ритуальный комплекс был уложен в ногах мужчины. Другой скелет принадлежал девушке 18—20 лет. Она лежала вытянуто на спине.3 Вдоль правой плечевых костей женщины располагались нашивки, сделанные из штампованного золотого листа и изображающие тигров.(Приложение 9) Всего таких нашивок было обнаружено 19, они вероятно были нашиты на правый борт плаща. На шее гривна, на конце которой изображены фигуры кошачьего хищника, а на руках браслеты с изображением козлов. (Приложение 10) Ученые предполагают, что гривны, украшавшие погребенных, являются символами власти. С научной точки зрения очень важен вывод о том, что все курганы могильника, как оказалось, сооружались в исторически относительно короткий период времени, очевидно, в пределах одного столетия. В этом отношении данные археологии подтверждаются палеопочвоведческими исследованиями могильника.4 Одежда сарматов В 8-18 века до нашей эры в городе Томис на Черном море в изгании был Римский поэт Овидий. Здесь для нас он оставил описание язиги, форсировавших зимой Дунай . «Они защищались от холода с помощью шкур, которые покрывали все их тело, оставляя открытыми только лица. На волосах висели сосульки, которые звенели при ходьбе. Бороды их побелели от мороза». Сарматы не сильно отличались от своих соседей в сфере одежды, могу сказать, что одежда их не менялась до Средних веков совсем. Главным предметом верхней одежды был кафтан, называемый «курта». Полы кафтана запахивались на животе справа налево. Обычно «курту» кроили из лосины, но иногда – из сукна. Штаны («саравара») имели свободный или более тесный покрой. Нижнее белье часто ткали из конопли. «Кто не знал о том, что эта ткань делается из пеньки, тот думал, что это лен» (Геродот). Сапоги скифского стиля, назывались «ксшумака». На ноге сапоги удерживались кожаными ремешками, охватывающими лодыжки и проходящими под подушкой. Сарматы почти всегда и везде были изображены с накрытыми головами, что звучит очень странно, учитывая резкий климат степи. Возможно это может быть головной убор или это как-то связано с традициями или обычаями древних сармат. Довольно часто сарматы набегами забирали или покупали оружие, одежду или всякие предметы изделия. Геродот говорит «в V в. до н.э. торговый путь на черноморском побережье шел через Ольвию в устья Буга и Днепра. На востоке этот торговый путь далеко уходил на территорию савроматов, и шел дальше, вплоть до Китая. Греческие колонии на побережье Черного моря веками изготавливали товары для скифов. С появлением в регионе сарматов цент торговли сместился в столицу Боспорского царства Пантикапей (Керчь) и Танаис, расположенный в устье Дона. Этот рынок контролировали греки, которые меняли свои товары на рабов и изделия кочевников (Страбон)». Аорсы и позднее аланы контролировали торговые пути, шедшие от Черного моря в Месопотамию и Индию. Это приносило им изрядный доход. Страбон пишет, что они «носили золото» на своей одежде. Восточные предметы роскоши, обнаруживаемые в захоронениях богатых кочевников, позволяют уверенно отличить захоронения аорсов и аланов от захоронений других сарматов. Сарматская религия и ее связь с иранскими народами Когда мы начинали делать проект меня заинтересовал вопрос. В каких богов верили кочевники? Вот что удалось найти. Кочевники верили в четырех богов: Сурья - бог солнца ,Яма – владыка преисподней, бог перерождения – Агни, Индра – бог огня и громовержец, покровитель духов . Давайте разберем поподробнее. Самой известной была Агни так как очень тесно связан с солнечной энергией. Её считали жизненно-образующей. Ей присваивали магические свойства защиты от нечисти. Сурью почитали как носителя света, целителя, а также всевидящее око богов и небесного стража. Кроме того, бог солнца одновременно был и богом судьбы, поскольку от солнца зависело плодородие и выживание. Его атрибутом стала колесница, запряжённая 7-ю лошадьми, олицетворяющими солнечные лучи. Следующий бог – Индра. Индра –удивительный бог, имя которого достаточно часто сопоставляют с знаменитым в греческой мифологии Зевсом. Объединяет их званием громовержца, на этом вся схожесть заканчивается разве что поклонения перед обоими слагалась песня и гимны так в честь Индры было составлено три сотни торжественных песнопений и эта цифра заметно выше любой другой, о каком бы боге не шла речь. Заключение В первом тысячелетии до н. э. и в первых веках нашей эры на просторах Великой Степи располагались племена сарматов и скифов. Термины «сарматы» обозначают по сути большую по численности и разнообразию группу родственных племен ранних кочевников тюркского происхождения. В описаниях античных авторов мы находим названия некоторых из этих племен: аорсы, аланы, роксоланы, сираки, язаматы, яксаматы и другие. Самым значимым историческим источником по сарматской культуре являются многочисленные курганы, достигающие порой 5–7 метров в высоту. Они зачастую представляют собой не единичное захоронение, а группу курганов, располагающихся на возвышенностях, это понятно так как при кочевом образе жизни важно знать где покоятся предки, а холмы позволяют заметить такое захоронение издалека. В древности эти курганы не редко становились объектом пристального внимания грабителей, кладоискателей. Чтобы не допустить хищнического разорения нашего культурного наследия в изучение древних курганов активно включились ученые и краеведы. Такие экспедиции проходят систематически и не только на территории Оренбуржья. Одним из самых богатых являются Филипповские курганы в Илекском районе Оренбургской области. Исследования царских курганов начались еще в восьмидесятых годах XX века. Пытались разграбить захоронения и черные копатели. Несмотря на то что это захоронение изучается уже давно, в 2013 году здесь была сделана удивительная находка – сарматская царица. В одной из усыпальниц середины I тысячелетия до н. э. Было обнаружено не разграбленное захоронение с богатейшим кладом, содержащим более шестисот высокохудожественных изделий из золота и серебра. Благодаря археологическим данным стало возможным реконструировать образ жизни, хозяйство и религию кочевников. Основу их хозяйства составляло кочевое скотоводство — разведение овец, лошадей, крупного рогатого скота, а также верблюдов. Оно кормило и одевало, давало мясо, молоко, кумыс, шерсть, шкуры, войлок и т. п. Многочисленные вещи из меди, бронзы, железа, позволяют сделать вывод о том, что сарматы умели обрабатывать металлы. Есть предположение, что они копировали некоторые «импортные» изделия, используя собственные формы. Особенностью общественного строя сарматов можно считать особое положение женщин в обществе. Женщина занимала одно положение с мужчиной, о чем нам говорят некоторые захоронения. Знатные женщины нередко выполняли почетные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. О женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Среди изделий, найденных при раскопках преобладает так называемый звериный стиль. На оружии, предметах быта, украшениях, конской упряжи изображались дикие звери: барс, пантера, волк, медведь, олень, горный козел, кабан, орел, а также баран, лошадь и др. Одной из самых интересных находок является сарматский золотой олень, выполнявший вероятно у кочевников религиозную функцию. Ведущее же место в религиозных верованиях сарматов занимал культ огня, связанный с почитанием солнца как главного божества. Выполняя этот проект, мы пришли к выводу, что наша история очень богатая и могучая. Сарматы — это очень таинственная народность, изучать ее крайне тяжко, ведь она не имеет как таковой письменности. Как любой другой человек, населяющий нашу планету, мы в первую очередь должны понимать, то где мы проживаем, что было до нас и приложить все усилия, чтобы сохранить и донести изведанное нашим потомкам. Итогом нашей работы стала реконструкция сарматского захоронения и реконструкция костюма. Список литературы .Археологические памятники Оренбуржья. Выпуск 4 – Оренбург:ООО «Оренбургская губерния»/Л.А.Краева, Н.Л.Моргунова, Ю.С.Зубов, 2000г. «Новые находки в Филипповских курганах.» Л.Т. Яблонский, д.и.н., профессор. 14.08.2013 http://ru-sled.ru/novye-naxodki-v-filippovskix-kurganax/ Сокровища сарматских вождей (Материалы раскопок Филипповских курганов)-из-во Печатный дом «Димур»/Л.Т.Яблонский, 2008г Л.Т. Яблонский «На востоке скифской ойкумены.» // М.: «Грифон». 2017 Л.И. Футорянский. «История Оренбуржья». Оренбург : Кн. изд-во, 1996 Тадеуш Сулимирский Сарматы. Древний народ юга России. Москва : Центрполиграф, 2008 Приложения Приложение 1. Сарматский олень на улице Советская в Оренбурге Приложение 2 В Соль-Илецком музее на выставке Приложение 3 Сарматский олень Приложение 4 Могильник Филипповка 1. Приложение 5 Акинак Приложение 6 Раскопки Филипповского кургана Приложение 7 Сосуд амфора в зверином стиле Приложение 8 Гривна с фигурками баранов Приложение 9 Нашивки в зверином стиле Приложение 10 Гривна 1 Тадеуш Сулимирский Сарматы. Древний народ юга России. Москва : Центрполиграф, 2008 стр.42 Тадеуш Сулимирский Сарматы. Древний народ юга России. Москва : Центрполиграф, 2008 стр. 12 3 Сокровища сарматских вождей (Материалы раскопок Филипповских курганов)-из-во Печатный дом «Димур»/Л.Т.Яблонский, 2008г стр. 25. 4 Сокровища сарматских вождей (Материалы раскопок Филипповских курганов)-из-во Печатный дом «Димур»/Л.Т.Яблонский, 2008г стр.29 |