Главная страница
Навигация по странице:

  • Такие тезисы называются «софизмами».

  • 2 слайд: История софистики состоит из двух периодов

  • 5 слайд: Тремя наиболее характерными представителем школы софи­стов являются

  • Протагор.

  • Для софистов характерно

  • Софистику

  • софисты. Такие тезисы называются софизмами


    Скачать 22.33 Kb.
    НазваниеТакие тезисы называются софизмами
    Анкорсофисты
    Дата10.10.2022
    Размер22.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласофисты.docx
    ТипТезисы
    #725149

    1 слайд: Софистика – это одно из течений в древнегреческой философии, возникшее в V веке до нашей эры. Софисты долгое время были одними из наиболее почитаемых философов, которых современники считали мудрецами. Они были красноречивы, благодаря чему могли одержать победу практически в любом споре. Но со временем отношение к софистам менялось. Если изначально их считали мудрецами, то позже стали относиться к ним как к изворотливым и бесчестным демагогам.

    Классическая софистика как философское учение существовала недолго – в V и IV веках до нашей эры. Позже возникали новые софистические течения, однако и они быстро прекращали существование. Сегодня термин «софистика» используется для обозначения особой формы аргументации, вводящей в заблуждение при помощи тезисов, которые кажутся логичными. Такие тезисы называются «софизмами». В них могут использоваться логические ошибки, многозначность некоторых терминов, подмена понятий, принятие ложных утверждений за истинные, неочевидное нарушение законов логики и прочие приёмы.

    В современной философии софистикой называется намеренное использование софизмов для введения людей в заблуждение. Этот приём может быть достаточно эффективным. Заложенная в утверждение логическая ошибка часто бывает настолько хорошо замаскирована, что её сложно найти без глубокого анализа. Поэтому использование софизмов осуждается и подвергается вполне обоснованной критике.

    Данное философское течение возникло в V веке до нашей эры. Его создали философы, называвшие себя софистами. Тогда это слово имело положительный оттенок. Сами софисты позиционировали себя как учителя мудрости. Они обучали других людей философии, логике и, конечно же, риторическим приёмам. Очень быстро они поняли, что умение доказать любую мысль заменяет реальные знания, поэтому именно этому навыку они учили своих учеников.

    По сути, деятельность софистов быстро свелась к поиску наиболее эффективных приёмов ведения спора, как правило, нечестных. Эти приёмы заключались в подмене понятий, намеренном сокрытии логических ошибок и даже в психологическом давлении. А чтобы отстоять своё право на подобный подход, софисты создали особую философскую идеологию, в рамках которой утверждалось, что объективной истины существовать не может. И если человек способен доказать определенное утверждение, его можно считать истинным.

    2 слайд: История софистики состоит из двух периодов, которые условно называют «старшей» софистикой и «младшей».

    3 слайд: Наиболее известными представителями «старшей» софистики являются Протагор, Горгий, Гиппий и Антифонт.

    4 слайд: Среди «младших» софистов наиболее известны Критий, Алкидам (Алкидамант), Калликл, Фрасимах и Ликофрон. Практически все софисты были очень богатыми людьми, поскольку богачи охотно брали у них уроки мудрости. При этом в обществе к ним относились недоброжелательно (даже между собой они ладили плохо и часто вступали в споры).

    5 слайд: Тремя наиболее характерными представителем школы софи­стов являются:

    Протагор из Абдер (ок. 480-410 до н.э.)

    Горгий из Леонтии (ок. 483-375 до н.э.)

    Продик из Кеоса (ок.465 - ок. 395 до н. э.)

    Заслуга данного философа в том, что он:

    Прославился тем, что он:

    Вошел в историю фи­лософии тем, что он:










    1) наиболее полно выразил суть воззрений софистов своим высказыванием: «Че­ловек есть мера всех вещей, существующих, что они су­ществуют, и несуществу­ющих, что они не существу­ют». То есть в качестве кри­терия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого, софисты выдви­нули субъективное мнение человека, ибо вне челове­ческого сознания ничего не существует. Нет ничего раз и навсегда данного и то, что хорошо для человека се­годня, то и есть хорошее в действительности. Если зав­тра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности. Иными словами, вся окружа­ющая действительность за­висит от чувственного вос­приятия человека: то, что здоровому кажется сладким, больному покажется горьким.

    1) доказывал три положения: что ни­чего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо; 2)пришел к выводу, что ни о чём нельзя сказать достоверно (например, мы счита­ем человека хоро­шим, но когда мы го­ворим о нем, он уже, возможно, сделал что-то плохое и уже таким не является, так как всё очень быстро меняется); 3) считал, что луч­шим ответом на воп­рос является молча­ние, так как только оно уберегает от ошибки, и лишь ука­зание пальцем на то, о чем спрашивают  

    1) проявлял исклю­чительный интерес к языку (к номинатив­ной функции слов, проблемам семанти­ки и синонимии); 2)занимался изуче­нием правильного употребления слов; 3) составил этимо­логические гроздья родственных по зна­чению слов; 4)анализировал проблемы омонимии (различение смысла графически совпа­дающих слов в раз­ных контекстах); 5) большое внима­ние уделил прави­лам спора (особенно приемам опроверже­ния);  

    6 слайд: Главой софистов был Протагор. Ему, считавшему себя «учителем людей», принадлежат знаменитые слова, что «человек есть мера всех вещей; существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».

    Выдвинул 3 основных принципа софистов:

    I. Изменчивость есть главное свойство материи и человека. Отсюда берет начало релятивизм софистики (лат. relativus – относительный – философское течение, в соответствии с которым человеческое познание всегда относительно, условно).

    II. Все возникает и существует само по себе.

    III. Все существующее в космосе приходит в противоположное себе, а не изменяется как попало. Следовательно, всякая вещь состоит из противоположностей, а «о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом».

    Для софистов характерно:

    - Отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании.

    - Стремление доказать условность и несовершенство государства и права.

    Субъективизм в оцен­ках и суждениях, от­рицание объектив­ного бытия и попыт­ки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека («Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков»).

    Релятивизм, т. е. вос­приятие норм мора­ли не как абсолют­ной данности, а как предмета для крити­ки, стремление дока­зать, что всё относи­тельно («Болезнь есть зло для больных, но благо для вра­чей»).

    - Неприятие основ традиционной цивилизации и критическое отно­шение к окружающей действи­тельности.

    - Стремление все проверить на практике и логически доказать правильность или неправильность того или иного суждения.

    7 слайд: Главной целью софистов была не истина, а умение убедить слушателей, поэтому на первое место у них выходила риторика – искусство красноречия. Они отрицали объективную истину и утверждали, что истина всегда субъективна. Софистика была риторически-диалектическим искусством и строилась на столкновении противоположных тезисов.

    При помощи софизмов и других логических уловок они брались защищать и опровергать любое мнение. Постепенно софистов стали именовать лжемудрецами, считая, что они либо вовсе не занимаются практическими вопросами, либо обнаруживают в них такую ловкость, что заморочат и обведут вокруг пальца любого. Софизмы, разного рода словесные уловки и логические ухищрения создавались на почве двусмысленности слов, путем подмены тезиса, намеренного удлинения речи, приведение противника в состояние раздражения и гнева, когда в состоянии аффекта он утрачивал способность следить за логикой изложения и т.д.

    Софисты создали определенные предпосылки для создания формальной логики. Софистику определяют как совокупность многообразных видов аргументации, основанных на субъективистском использовании правил логического вывода ради сохранения и утверждения наличных положений и теорий, которые по тем или иным причинам признаются истинами, не подлежащими критике, пересмотру.

    Важно, однако, что в центре внимания софистов был человек и его познавательные способности. Тем самым софисты впервые выдвинули гносеологическую проблему достоверности человеческих знаний и возможности объективных истин. Софисты ориентируются на индивида, объявляя его субъектом познания. Все, что мы знаем о предметах, мы получаем чрез органы чувств. Все же чувственные восприятия субъективны (то, что здоровому человеку кажется сладким, больному покажется горьким). Значит, всякое человеческое знание относительно. Объективное, истинное знание недостижимо. Ведь критерий истины – человек с субъективным миром мнений и восприятий. Все человеческие представления, оценки, идеи имеют субъективный характер. Истина (добро, прекрасное, мудрое…) существует только для нас, для людей. Нет и не может ничего истинного, справедливого и прекрасного вне и независимо от человека. Поэтому объективных знаний нет – есть только мнения.

    Примером может служить следующий («рогатый») софизм:

    «То, что ты не потерял, ты имеешь;

    ты не потерял рога;

    следовательно, ты рогат».

    Несмотря на то, что деятельность софистов вызывала не­одобрение как властей, так и представителей иных философ­ских школ, к их главным заслугам можно отнести то, что они критически взглянули на окружающую действительность и распространили философские и иные знания среди граждан греческих полисов. Софисты считали, что окружающий мир относителен и существует лишь мир мнений. С этим не мог согласиться Сократ, который считал, что мнений, действитель­но, может быть много, но истина одна.


    написать администратору сайта