Эссе (Конституционное право). Эссе_ИПЗ_КП — копия. Таким образом, проблемы свободы совести и вероисповедания в России теснейшим образом взаимосвязаны с политическими, правовыми и нравственными процессами, происходящими в обществе
Скачать 22.81 Kb.
|
Введение На протяжении большей части человеческой истории считалось, что истинная религия требует государственного воплощения религиозных верований (соединение государства и церкви), а политическая стабильность подразумевает единство веры и культуры. Общество не могло быть стабильным без утверждения единой веры, которая служит связующим звеном и создает главное и единственное побуждение к верности и послушанию правящим кругам. Из-за данных выводов совершалось множество религиозных войн. Религия с 20 января 1918 г. считается в России личным делом каждого, что было провозглашено декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР. По Конституции РФ 1993 г. церковь отделена от государства и все конфессии (религии) равны. Однако, Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» в 1997 г. зафиксировал «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», и данный документ не полностью совместим с принципом свободы вероисповедания и равенства конфессий, который указан в Конституции РФ. Таким образом, проблемы свободы совести и вероисповедания в России теснейшим образом взаимосвязаны с политическими, правовыми и нравственными процессами, происходящими в обществе. Это логично объясняется с юридической точки зрения: при новой государственной власти появляется новое право, обеспечивающее юридический механизм действия государственных и общественных институтов на основе норм отечественного права и международно-правовых норм и стандартов при приоритете последних, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина, их соблюдение и защиту, независимо от религиозной и иной принадлежности. Религиозную свободу в конкретном обществе можно оценить по степени зависимости государственных учреждений от религиозных и наоборот. При этом следует учитывать, что разделение церкви и государства автоматически не приводит к появлению свободы совести и вероисповедания. Жесткое разделение, к примеру, может перерасти во вражду к религии, а механическое требование разделения любой ценой может направить государственную систему к равнодушию, или, наоборот, к репрессиям. И только культура или историческое прошлое народов обусловливают конкретный подход, обеспечивающий максимально возможную степень свободы совести и вероисповедания в каждой конкретной стране. Актуальность темы данной работы обусловлена фактором недостаточной научной и правовой разработанности темы. Вследствие научной не разработанности темы право каждого на свободу совести и вероисповедания упоминается повсеместно лишь в качестве декларации, фактически исключаясь из правового поля. И российское законодательство, таким образом, вместо того, чтобы регулировать реализацию свободы мировоззренческого выбора, направлено на регламентацию деятельности религиозных объединений. Защита права на свободу совести и свободу вероисповедания ведет к усилению стабильности и упрочению мира и отражает процесс взаимопроникновения религий и культур в условиях глобализации. 1. Понятие свободы совести и свободы вероисповедания Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека в ст. 10 указывает, что «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания. Это право включает свободу выбирать свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию и убеждения как индивидуально, так и совместно с другими, отправлять религиозный культ, следовать и выполнять религиозные и ритуальные обряды и действовать в соответствии с ними». По времени возникновения право на свободу совести и вероисповедания относится к первому поколению прав человека, сформировавшихся во время буржуазных революций и реализующих так называемую «негативную свободу». Данное право относится к личным правам и свободам. В советской литературе большинство авторов относили свободу совести к числу политических конституционных прав. Некоторые современные авторы и сегодня считают возможным отнести свободу совести и вероисповедания к политическим свободам. В начале XX века в трудах некоторых отечественных ученых-юристов свобода совести и вероисповедания рассматривалась как одна из важнейших личных духовных свобод. При характеристике свободы совести и вероисповедания как правового института необходимо рассмотреть собственно его содержание и выявить тенденции развития данного института. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, предусмотренным законом и необходимым в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или для защиты прав и свобод других лиц». Рассмотрим подробнее понятия свободы совести и вероисповедания. Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, то есть не верить в Бога совсем. Данная свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь. Современные исследователи определяют совесть как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные ценности и обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков, подчеркивая индивидуальные личностные начала отдельного человека. Но нам необходимо рассмотреть свободу совести именно в юридическом аспекте. Прежде всего, в статье 28 Конституции говорится о совести и ее свободе, которые нередко отождествляются с вероисповеданием, атеизмом либо с выбором между ними. Однако совесть и ее свобода хоть и составляют ядро религиозной нравственности, тем не менее, не определяют свободы выбора между верой в Бога и отрицанием Бога как такового. Совесть есть особое душевное свойство каждого человека, присущее ему вне зависимости от того, признает его человек или отрицает, и состоит оно во врожденном познании и различении добра и зла. Совесть закладывается еще в младенчестве, когда ребенку родители объясняют, что такое добро и зло. Что такое хорошо и что такое плохо. Совесть определяется нравственными нормами. Человек руководствуется ими во внешнем проявлении своих мыслей и чувств. Если человек поступает бессовестно, то он, как правило, несет ответственность сначала моральную, а потом возможно и правовую. Совесть как элемент нравственного сознания ориентирует человека в мире поступков. Способность к оценке своих поступков, с точки зрения добра и зла – одна из основных черт человеческой натуры[3] . Но поскольку Россия есть светское государство, где церковь отделена от государственной власти, то его гражданам предоставляется право самостоятельно выбирать и определять нравственные основы добра и зла либо в соответствии со своими религиозными убеждениями, либо с тем, что именуют «общечеловеческой моралью». Следовательно, свобода совести равнозначна свободе убеждений и мировоззрений, им имеющих политико-идеологического содержания (части 1–3 ст. 13 Конституции РФ). В Конституции прямо не сформулировано «право на убеждения». Но запрещается принуждение к выражению убеждений или отказу от них (часть 3 ст. 29). Таким образом, свободу совести можно сформулировать и с юридической точки зрения, но тогда будет свобода в объективном и субъективном смыслах данного слова. А именно в объективном смысле свобода – это система юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Свобода совести в субъективном смысле есть конкретные возможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободе совести. При характеристике отношения человека к религии в ст. 28 Конституции РФ помимо понятия «свобода совести» употребляется и термин «свобода вероисповедания». А в нормах международного права, в частности, в ст. 18 Всеобщей декларации прав человека, ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других актах – «свобода религии». Понятие «свобода вероисповедания» поставлено в ст. 28 Конституции РФ как однопорядковое «свободе совести», но не равнозначное ей[4]. В ст. 52 Конституции СССР 1977 г. же понятие «свобода совести» в значительной степени было равнозначным понятию «свобода вероисповедания». Данная статья гарантировала свободу совести, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести антирелигиозную пропаганду. Тоже самое повторяется и в ст. 50 Конституции РСФСР 1978 г. Но при изменении данной Конституции 15.12.1990 г. уже указывается, что гарантируется «свобода совести и вероисповеданий». Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. назывался «О свободе вероисповеданий». Свобода вероисповедания равнозначна свободе религии, религиозной свободе. Свобода вероисповедания предполагает не только свободную деятельность религиозных объединений различных конфессий, действующих в соответствии с законом, но и индивидуальное право каждого свободно выбирать любую религию, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любые религиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах, а также не исповедовать никакой религии. Как справедливо указывают М.В. Баглай и В.А. Туманов: «В субъективном смысле, то есть как право человека, понятия свободы вероисповедания и свободы религии равнозначны, но последнее означает также право на существование всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать свое вероучение. Однако очень часто все указанные термины употребляются как идентичные»[7] . В целях унификации терминологии и приведения отечественного законодательства в соответствии с требованиями международного права, было бы возможным использовать в Конституции РФ и отечественном законодательстве термин «свобода религии». Можно сделать вывод, что свобода совести соотносится со свободой вероисповедания как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть – ни государство, ни духовенство той или иной религии – не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека. Заключение Свобода положительного совести и обусловливается вероисповедания понятие расширяется сложное и которому многогранное. На значение протяжении многих движении веков философы, чисто историки, социологи и сравнении юристы вкладывали постоянно различный смысл в его наблюдаем теоретическое понимание. В веков первой главе указано рассмотрены данные неопределенно понятия, проведены сравнении грани различия вторая между ними. В бесконечностью действующем законодательстве теряют наблюдается неопределенность несовершенной конституционной конструкции, что пространство может негативно закономерности сказаться на однако законотворческой деятельности и расширяется правоприменительной практике. цели Нельзя не чисто отметить, что несовершенной необходимо понятия установления «свобода совести» и дать «свобода вероисповедания» останется поместить в пример разные статьи обманчива Конституции РФ, так как два настоящее этих права не значение являются синонимичными и расширяется должны иметь расширяется свою сферу ученого применения и положительном способы защиты. Но в своему настоящее время точных разработчики законов и веков исследователи иногда пространство противопоставляют эти чисто понятия, а установления иногда используют как опытной равные. «Свобода вероисповедания» науки является лишь может одной из однако составляющих понятия ставит «свободы совести», как мы бесконечностью выяснили ранее при законов проведении данного бесконечность курсового исследования. Они знание соотносятся как установления родовое и чисто видовое понятия, как потребности общее и научном частное. Свобода закономерности вероисповедания есть постоянно лишь элемент опытной свободы совести, науке поскольку к пример свободе вероисповедания знание относится свобода бесконечность выбора религии и чисто свободы отправления всеобщность религиозных обрядов. вперед Свобода совести и дальнейшем вероисповедания предполагает, что ни наблюдаем одна власть, ни знания власть государственная, ни прийти власть духовная не иллюстрирована вправе вмешиваться в полного религиозную жизнь бесконечность человека. Список бесконечностью литературы: Декларация наиболее о ликвидации законченного всех форм материальные нетерпимости и чисто дискриминации на плохой основе религии или законов убеждений (Принята задача 25.11.1981 Резолюцией всеобщность 36/55 на положительная 73-ем пленарном которому заседании Генеральной чисто Ассамблеи теоретические ООН). всеобщность / Документ несовершенной опубликован не положительное был. // СПС изучает Консультант. Постановление настоящее Верховного Суда РФ от смысле 22.11.1991 г. иллюстрирована №1920–1 «О называл Декларации прав и действительности свобод человека и гражданина» // теряют «Ведомости СНД останется РСФСР и ВС всеобщность РСФСР», 26.12.1991 г., смысле №52, ст. бесконечно 1865. Декларация обусловливается «О религиозной свободе» внешнего Римско-католической церкви, продолжающейся принятая на задача Втором изучает Ватиканском наука Соборе в несовершенной 1965 г. // положительной Документы Второго Ватиканского ставит Собора. М., являющейся 1998. Конституция назад Российской Федерации от законченного 12.12.1993 г. // кругом Российская газета. бесконечность 1993. №237 (25 ставит декабря). Уголовный разрешить кодекс Российской смысле Федерации. М.: знание КОДЕКС. 2009. Кодекс вперед об административных сказать правонарушениях Российской будет Федерации. М.: Эксмо. постоянно 2008. Федеральный дать закон от материальные 26.09.1997 №125-ФЗ конца (ред. от теоретические 23.07.2008) «О целостное свободе совести и о знание религиозных объединениях» расширяется (принят ГД ФС РФ наблюдаем 19.09.1997) // борьбу Первоначальный текст законов документа опубликован СЗ РФ, развивалось 29.09.1997, №39, ст. закономерности 4465. Теория постоянно государства и глазами права: Курс знание лекций иллюстрирована / Под задаче ред. Н.И. Матузова всеобщность и А.В. положительной Малько. – 2-е смысле изд., перераб. смысле и доп. М.: Юристъ, науке 2001. С. постоянно 278. Дозорцев сравнении П.Н. Философско-правовые сравнении основы свободы которому совести в слабостью современной России. М. являющейся 1998г. С. 28. |