Конфуцианство основано в V в. Таким образом, резюмируя, высокая мораль, этичное поведение и лояльность к другим основа конфуцианства
Скачать 18 Kb.
|
Конфуцианство основано в V в. до нашей эры и, как религия, учит достижению персонального спасения через правильные действия и строится вокруг исчерпывающего этического кодекса. Конфуцианская бизнес-культура основана на конфуцианской доброжелательности (仁), праведности (义), вежливости (礼), мудрости (智)и доверии (信), объединяя конфуцианские идеи и ценности с ведением бизнеса, формирует уникальную корпоративную культуру с китайскими особенностями. Вышеназванные пять констант сформировали моральные кодексы, которые действуют как нормативная система для всего общества. Китайцам не нужно изучать пять постоянств – данный моральный кодекс глубоко укоренился в сознании общества и любое поведение, противоречащее ему, считается неприемлемым. Таким образом, резюмируя, высокая мораль, этичное поведение и лояльность к другим — основа конфуцианства. Многие полагают, что экономические принципы конфуцианства столь же глубоки, как и те, которые существуют в протестантизме, иудаизме, исламе, хотя они иной природы. Основной аргумент тех, кто поддерживает эту позицию, в том, что влияние конфуцианской этики на культуру Японии, Южной Кореи и Тайваня, а также снижение издержек бизнеса в этих странах объясняет их экономический успех. В этом отношении три ценности (основа конфуцианской этической системы) - лояльность, ответные обязательства и честность представляют конкретный интерес. В конфуцианстве лояльность к старшим считается зарезервированной обязанностью, абсолютным обязательством, которое необходимо для религиозного спасения. В современных организациях лояльность проявляет себя как побудительный мотив уменьшения конфликта между управлением и трудом, но не является слепой преданностью. Императив ответных обязательств предполагает, что менеджер обязан поощрять лояльность своих подчиненных и если этого не происходит, то впоследствии лояльность исчезает. В японских организациях эта этическая позиция проявляет себя в понятии пожизненного найма. Третье понятие конфуцианской этики — честность в отношениях с другими, которая подчеркивает, что недобросовестное поведение может дать краткосрочные преимущества правонарушителю, но, в конце концов, прибыли или экономической пользы это не принесет. Значение честности в отношениях с другими имеет большие экономические последствия – доверие в части соблюдения договорных обязательств уменьшает издержки бизнеса в несколько раз. Говоря о влиянии конфуцианства на развитие корпоративной культуры, стоит так же упомянуть и о гуаньси (关系), что является своего рода доверием. Гуаньси можно перевести как личные связи, в положительном значении этого слова, то есть это не знакомства, благодаря которым вы получаете продвижение или какую-то выгоду, это сеть личных контактов, установленных на доверии. В конфуцианском обществе люди сначала проводят вместе время, создавая правильный гуаньси и пытаясь лучше узнать делового партнера, а затем решают деловые вопросы. Считается, что гуаньси способствует гармоничному сотрудничеству. В практическом плане исследователи отмечают следующие основные направления влияния конфуцианства на УЧР. Важность человеческого капитала для организации. Конфуций говорит: «Будьте примером для других, показывайте терпимость к незначительным ошибкам, продвигайте талантливых людей. Вам будут подчиняться, если вы поддерживаете людей добродетельных и подавляете порочных, и не будут вам подчиняться, если вы поступаете наоборот». Успех бизнеса зависит от человеческого капитала, от эффективного управления талантами, высокой оценки важности образования как индивидуальной ценности, так и на уровне общества, когда постоянное обучение, расширение горизонта знаний, освоение новых идей становятся характеристиками социальной среды. Забота о человеческом факторе и ее демонстрация. Говоря о важности заботы о людях, Конфуций признавал свободу воли каждого человека, он считал, что даже у простого человека нельзя отнять его волю. Лидеры дают пример заботливости, и этот пример заставляет других следовать ему. Это означает, что предприниматели должны обеспечивать стабильную занятость, справедливую оплату труда и безопасность, а также гармоничные отношения внутри коллектива. 3. Расширение прав и полномочий работников. Практика строгого контроля уходит в прошлое, постоянное обучение ведет к гибкости, росту, расширению кругозора и способности решать проблемы, освоению новых практик. Сегодня рабочая сила в целом намного более образованна, чем раньше. Работники испытывают естественное стремление к большей свободе действий, к самоуправлению, что должно быть им предоставлено. 4. Поддержка отношений типа семейственных. Коллективной работе способствует «семейный тип» отношений между руководством и работниками, «ориентированный на людей», «отеческий» (патерналистский) стиль, соответствующий конфуцианским ценностям. Работодатель ведет себя как «родитель, заботящийся о благе работников, а работники становятся обязанными ему... возникает чувство "общей семьи", и все конфликты разрешаются гармоничным путем». Тем самым поддерживается «коллективный дух», порождающий доверие и взаимопомощь. В рамках упомянутого исследования эти факторы отметили 95,7% респондентов [Low P.K Ch., Ang S.L. Confucian.., 2013, p. 39]. 5. Осознание катастрофических последствий плохого управления, ведущего к неэффективности бизнеса, потере репутации, убыткам, дискомфорту работников. Необходимы тщательный мониторинг решений и действий сотрудников, обеспечение их соответствия интересам как работодателей, так и работников, а также меры по противодействию коррупции. Отсюда требования к соответствию оплаты труда и достигнутых результатов, к точности, полноте и транспарентности корпоративной финансовой отчетности. Важно отметить, что эффективное корпоративное управление, практика бизнеса, осуществляемая в соответствии с КСО, способствует росту и процветанию как предприятий и их работников, так и всего общества. Специалисты из Университета Брунея и Южно-Австралийского университета провели исследование воздействия конфуцианской этики на КУ, а именно ее ориентацию на гуманизм, социальную ответственность, самодисциплину и самосовершенствование. Исследование проводилось методом опроса среди китайских владельцев и работников мелких и средних предприятий в Брунее. Оно показало широкое распространение мнения о значении самодисциплины и самосовершенствования как важных ценностных установках в контексте конфуцианской этики. Приверженность «хорошим» ценностям несет выгоду организации, поскольку способствует духу коллективизма и эффективной групповой работе. Один из главных выводов состоит в признании важности человеческого капитала и гуманистических отношений, соответствующих положениям конфуцианской этики. |