Главная страница
Навигация по странице:

  • Средняя общеобразовательная школа села Эворон Солнечного муниципального района Хабаровского края На районную конференцию «Старт в науку 2014

  • ТАЛИСМАНЫ И ПРИМЕТЫ, СОЛДАТ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. Выполнил

  • СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………. 2

  • ………………… 5 Обращение к мистике и религии как способ выживания ………………… 7

  • ……………………………………………………………………………….. 9 Приметы, суеверия и талисманы, сложившиеся в ходе войны ………… 10

  • ……………………………………………………………. 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………. 14 Список источников …………………………………………………………… 15 ВВЕДЕНИЕ

  • Список источников

  • Талисманы, приметы и суеверия солдат Великой Отечественной войны. талисманы и суеверия солдат великой отечественной войны. Талисманы и приметы, солдат великой отечественной войны


    Скачать 42.48 Kb.
    НазваниеТалисманы и приметы, солдат великой отечественной войны
    Анкор Талисманы, приметы и суеверия солдат Великой Отечественной войны
    Дата16.05.2022
    Размер42.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаталисманы и суеверия солдат великой отечественной войны.docx
    ТипРеферат
    #531635

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа села Эворон

    Солнечного муниципального района

    Хабаровского края

    На районную конференцию «Старт в науку 2014

    ТАЛИСМАНЫ И ПРИМЕТЫ, СОЛДАТ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

    Выполнил: Петров Сергей Константинович,

    Ученик 7 класса

    Руководитель: Костромин Антон Валерьевич,

    учитель истории I кв. категории

    Солнечный район

    2014

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………. 2

    1. ВЛИЯНИЕ ВОЙНЫ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

      1. Участие в боевых действиях как стрессовая ситуация ………………… 5

      2. Обращение к мистике и религии как способ выживания ………………… 7

    2. ТАЛИСМАНЫ И ПРИМЕТЫ СОЛДАТ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

      1. Приметы, возникшие в русской армии до Великой Отечественной

    Войны ……………………………………………………………………………….. 9

      1. Приметы, суеверия и талисманы, сложившиеся в ходе войны ………… 10

      2. Война и религия ……………………………………………………………. 12

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………. 14

    Список источников …………………………………………………………… 15

    ВВЕДЕНИЕ

    На протяжении апреля месяца мы готовили мероприятие для учеников младших классов, посвященное Дню Победы. Изучая историю Великой Отечественной войны, я натолкнулся на примечательный факт, оказывается у солдат разных родов войск, принимавших участие в боевых действиях, складывались различные приметы и существовали талисманы, которые «оберегали» их от смерти. И мне стало интересно, почему солдаты Великой Отечественной войны верили в различные талисманы и приметы или обращались к религии? Когда я начал искать ответ на этот вопрос, то оказалось, что информации по данному вопросу или очень мало или она рассредоточена по разным источникам.

    Таким образом, актуальность моей работы состоит в том, что данный вопрос является малоизученным, а самое главное, что мои сверстники не представляют себе, как их прадеды вели себя на войне? во что они верили? как выживали в состоянии постоянного стресса?

    Отсюда я и определил цель моего исследования: изучить влияние войны на психологию человека, и то, как талисманы, приметы и обращение к религии помогали им выживать в условиях войны.

    Задачами моего исследования является:

    • Изучить взгляды психологов по влиянию боевых действий на психику человека;

    • Изучить литературу, в которой описываются приметы сложившиеся в русской армии до Великой Отечественной войны;

    • Выяснить какие приметы и талисманы существовали у солдат Великой Отечественной войны, опираясь на воспоминания ветеранов и мемуары её участников.

    Для достижения цели моего исследования я обратился к воспоминаниям участников войны, трудам психологов, в моей работе использовались ресурсы сети Интернет, сельской библиотеки, семейные предания моих односельчан. В своей работе я применял методы описания, сравнения сопоставления данных разных источников.

    1. ВЛИЯНИЕ ВОЙНЫ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА



      1. Участие в боевых действиях как стрессовая ситуация

    При изучении влияния на психологическое состояние человека экстремальных условий боевых действий я столкнулся с тем, что исследований психологов, на эту тему посвященных именно Великой Отечественной войне очень немного. Этот факт объясняется тем, что одним из основных методов психологии является наблюдение, а во время войны писать подобные специальные исследования было, видимо, просто некому и некогда и поэтому психологи и историки, как правило, используют воспоминания участников войны. Сравнивая разные документы, они освещают общее нравственно - психологическое состояние солдат Великой Отечественной войны.

    Гораздо больше работ психологов посвящено недавним конфликтам, в которых пришлось участвовать советским и российским солдатам. Однако, я думаю, что психология солдат Великой Отечественной войны и психология солдат, участвовавших в Чеченской войне во многом схожи, поскольку и там и там человек, привыкший к мирной жизни вдруг оказывался в ситуации тяжелейшего психологического стресса. И поэтому для характеристики влияния боевых действий на человека я воспользуюсь материалами книги Л.А Китаева-Смык. «Стресс войны: Фронтовые наблюдения врача-психолога», посвященной событиям первой и второй Чеченской войны.

    В данной книге автор выделяет несколько типов поведения солдат в условиях боевых действий. Во - первых, это солдаты, которых он называет «старички». В условиях войны они стараются выглядеть опрятно, следят за состоянием оружия, охотно учатся владеть его новыми видами. В бою их страх равнозначен опасности, они стремятся выжить и не впадают в уныние. Как пишет психолог: «Убивать для них стало привычным, но к местному населению и пленным они относятся терпимо». Автор книги пишет, что это положительный пример влияния боевого стресса на солдата. Многие из «старичков» стремятся после войны овладеть мирными профессиями связанными с созиданием (строитель, учитель, и так далее)

    Вторую группу солдат составляют «сломавшиеся». Их поведение основано на страхе. Он «съедает» их изнутри. Мыслей о будущем у таких солдат нет, впереди у них только смерть. Они постоянно испытывают депрессию, им снятся кошмары, а в реальной жизни они подвержены приступам агрессии. В послевоенное время таким солдатам требуется долгая психологическая реабилитация.

    Третью группу автор называет «дурашливые». У этих солдат боевой стресс вызвал своеобразные изменения в сознании. Эти изменения проявляются в постоянной склонности шутить, чаще всего невпопад. На конкретно заданный вопрос они, как правило, отшучиваются, не вникая в смысл произносимого. Их шутки часто раздражают окружающих, но спустя время на них перестают обращать внимание. В бою они также продолжают шутить, но это не появление смелости, а проявление психического расстройства. Оказавшись в мирной жизни, такие солдаты быстро приходят в норму.

    Четвертую группу солдат испытавших боевой стресс автор называет «остервенелые». Они отличаются особой агрессивностью как по отношению к врагу, так и по отношению к окружающим. У этих солдат злоба вытесняет страх, они становятся легкой мишенью и часто погибают. Они также нуждаются в долгой реабилитации, которая, как правило имеет целью научить таких солдат сдерживать свою агрессивность.

    Таким образом, я выяснил, что участие в военных действиях является стрессом для психики человека. Также, боевой стресс может оказаться положительным, но чаще всего оказывается отрицательным для людей, участвующих в боевых действиях

    2.1 Обращение к мистике и религии как способ выживания

    Выше я рассмотрел влияние боевого стресса на психологию солдат. Наверняка в подразделениях солдат Великой Отечественной были свой «старички», «остервенелые», «дурашливые», «сломавшиеся». Но почему они обращались к мистике и религии? Я думаю, что люди оказавшиеся смертельной опасности, когда ситуация вокруг них неопределённая и любой шаг может стать последним начинают обращаться к мистике надеясь «привязать» к себе удачу, отвести беду. Наверное, это обращение сходно с верой в силу амулетов и заговоров наших первобытных предков и не проявляется, пока мы существуем в относительной безопасности. Но в случае наступления критической ситуации она вновь оживает. Свои предположения я могу подтвердить воспоминаниями одного из участников войны из книги Сенявской Е.С.. «Психология войны в XX веке - исторический опыт России». «Ни в Аллаха, ни в Бога я не верю", - вспоминал ветеран Великой Отечественной, бывший комсорг батальона, минометчик Мансур Абдулин. Но тут, же делал признания совершено иного рода: "Помню, еще на пути к фронту ... [вместе с новым полевым обмундированием] были нам выданы и пластмассовые патрончики с крышкой на резьбе. Внутри - ленточка, которую надо было собственноручно заполнить своими анкетными данными, завинтить патрончик наглухо, чтоб в него не попала сырость, и положить в кармашек. "Паспорт смерти" - так окрестили мы этот патрончик между собой. Не знаю, кто как, а я тот паспорт выбросил тихонько, чтоб никто не видел, и на его место положил в брюки свой талисман - предмет, который я должен буду сберечь до конца войны. Наверное, у всех моих товарищей были вещи, которые служили им талисманами, но говорить об этом, было не принято, талисман "имел силу", если о нем знал только ты сам».

    Аналогичные приметы, и талисманы были и у солдат, участвовавших в афганской войне, и в конфликтах конца 20 века.

    Таким образом, можно сделать вывод, что человек, попавший на войну, как правило, обращается к талисманам и приметам, которые придают ему сил и уверенности.

    1. ТАЛИСМАНЫ И ПРИМЕТЫ СОЛДАТ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

    1.1 Приметы, возникшие в русской армии до Великой Отечественной Войны

    Солдатские приметы и суеверия имеют многовековую историю. Благодаря воспоминаниям участников многочисленных войн, которые вела Россия в 20 веке, мы можем рассказать о некоторых из них.

    Одной из старинных примет в русской армии является обычай надевать перед боем чистую одежду. Данный обычай имеет как чисто практический смысл, (в случае ранения меньше вероятность заражения), так и более глубокий – стремление предстать чистым перед Богом в случае смерти.

    Ещё у солдат Первой Мировой войны была примета носить с собой первый, выданный им патрон. «Первую пулю надо хранить обязательно, тогда не тронет тебя пуля. А использовать можно, только когда кончиться война» так считали солдаты Первой Мировой войны.

    Особое место в воспоминаниях солдат участвовавших в разных войнах занимает предчувствие смерти. В воспоминаниях солдат той же Великой войны 1914-1918 года приводится следующий случай. Перед боем один из офицеров русской армии, убежденный в своей гибели вручает другому офицеру письма к близким, убеждая того, что он останется жив, а сам он погибнет. Причем, интересно то, что офицер, передававший письма действительно погиб, а взявший их остался жив, хотя несколько часов числился в списках убитых. Это кстати ещё одна примета, если солдата считали мертвым, а он оказывался живым, то считалось, что жить он будет долго.

    Естественно, что солдаты Первой Мировой и более ранних войн были людьми религиозными и поэтому их талисманами порой служили крестики, или образа святых, которые им дали родители или близкие люди. Также в дореволюционной армии существовали полковые священники, порой исполнявшие роль армейских психологов.

    Таким образом, мы выяснили, что в русской армии воевавшей, как ни одна армия в мире сложилось множество примет, у солдат были свои талисманы, с помощью которых те надеялись отвести от себя смерть.

    1.2 Приметы, суеверия и талисманы, сложившиеся в ходе войны

    В ходе Великой Отечественной войны у солдат и офицеров также появилось множество примет, суеверий и талисманов. Расскажу лишь о некоторых из них.

    Все приметы на войне и предметы используемые как талисманы всегда связанны с попыткой человека отвести от себя угрозу гибели, обмануть смерть, защититься с помощью «оберега» в роли которого порой выступали самые различные предметы.

    По воспоминаниям солдат Великой Отечественной можно судить о том, что существовал своеобразный обычай носить у сердца фотографию любимой девушки или письмо от близких и родственников. Такой же силой обладало и стихотворение «Жди меня» поэта Симонова, но его было необходимо переписать от руки и обязательно носить у сердца.

    Особое отношение было у солдат к вещам погибших. Их надевали лишь в крайнем случае, запрещалось что либо брать с покойников, нельзя занимать место покойного, на себе показывать куда ранили, причем относилось это, в основном, к своим.

    Наиболее опасными на войне считались профессии разведчиков и летчиков, и видимо из-за этой опасности у летчиков существовало множество примет, связанных с полетами. Такой приметой, например, был запрет на бритьё перед вылетом. Также летчики не надевали новую форму, и порой в полет отправлялись в старых заштопанных гимнастерках. Некоторые пилоты, пересекая линию фронта, крестились, причем даже неверующие.

    Еще у летчиков было принято за правило: нельзя собирать цветы на летном поле, в кабину самолета нужно было залезать исключительно с правой ноги. Нельзя было выходить из самолета раньше командира. В столовой нельзя занимать место командира полка: это считалось крайне плохим предзнаменованием. Также и летчики, и солдаты других родов войск не употребляли слово «последний», заменяя его на слово «крайний».

    Существовал обычай идти на аэродром пешком, и нельзя было соглашаться, если кто - то предлагал подвезти. Считалось, что если ногами дойти до аэродрома, то и вернешься обязательно на своих ногах.

    Особое место занимают различные талисманы летчиков, которыми становились порой самые неожиданные предметы. Например, в книге «Под крыльями - Берлин» описывается случай, когда один из штурманов дальнего бомбардировщика во время первого полета на столицу Германии заметил случайно забытый техниками ключ, который и стал его талисманом. Этот штурман совершил восемь вылетов на Берлин, прошел всю войну и, в конце концов, сделал блестящую карьеру став генералом авиации. И всю войну ключ «пролетал» вместе с ним. Причем такой суеверностью отличались не только советские летчики, фашистские ассы были ещё более суеверными. Порой они брали с собой в полет черепах, морских свинок, щенят и т.д.

    Подводя итог, следует сказать, что видимо количество примет и талисманов находится в зависимости от степени опасности угрожающей человеку на войне. Данное явление объясняется желанием солдат выжить в экстремальной ситуации, сохранить себя для будущего. Но вместе с этим мы знаем и массу случаев, когда советские солдаты жертвовали собой ради своих товарищей или ради выполнения приказа. И я хочу сказать, что если их талисманы и приметы помогали им сохранить в бою мужество и придавали уверенности, то наверное это было правильно.

    1.3 Война и религия

    Тема религиозности на войне, роли православия и веры в Бога на войне сама по себе заслуживает отдельного исследования. Изучая эту тему, я натолкнулся на интересную фразу: «В окопах атеистов не было». Это значит, что солдаты Великой Отечественной войны поневоле обращались к религии, крестились, делали самодельные крестики, порой слушали проповеди священников, одетых в военную форму и взявших в руки оружие. Причем как генералы, (Г.К. Жуков) так и простые солдаты.

    В годы войны, советская власть изменила отношение к церкви и религии. Вновь были открыты храмы, мечети и синагоги. Несмотря на то, что в предвоенные годы государство преследовало церковь, значительная часть населения СССР оставалась верующими людьми: православными, мусульманами, иудеями, католиками и так далее.

    Свой вклад в победу внесли и православные священники и муллы и раввины многие, из которых взяли в руки оружие, защищали общую Родину, были награждены орденами и медалями. Приведу лишь несколько случаев.

    В первый же месяц войны через подпольную группу партизанского отряда было передано из Москвы послание патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, которое отец Василий Копычко, настоятель Одрижинской Успенской церкви Ивановского района на Пинщине, прочитал своим прихожанам. С начала войны до ее победного завершения отец Василий не ослабевал в духовном укреплении веривших ему людей, совершая богослужения ночью, без освещения, чтобы не быть замеченным. Кроме того, отважный пастырь знакомил прихожан со сводками Информбюро, рассказывал о положении на фронтах, призывал противостоять захватчикам, читал послания священноначалия Церкви к тем, кто оказался в оккупации.

    Однажды в сопровождении партизан он приехал к ним в лагерь, обстоятельно ознакомился с жизнью народных мстителей и с того момента сам стал партизанским связным. Отец Василий собирал продукты для раненых партизан, присылал и оружие. В начале 1943 года немцам удалось раскрыть его связь с партизанами. Церковь и дом настоятеля немцы сожгли. Отцу Василию пришлось скрываться. За свою патриотическую деятельность священнослужитель был награжден медалями «Партизану Великой Отечественной войны», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

    Но ещё более меня потрясло поведение протоирея отца Александра Романушко. Он участвовал в боевых операциях, ходил в разведку, был в полном смысле слова партизанским священником. Однажды он пошел на такой смелый шаг. Летом 1943 года родственники убитого партизанами полицая попросили отца Александра отпеть покойника. На кладбище пришло много народа, была выставлена и полицейская вооруженная охрана, Все приготовились слушать отпевание. Отец Александр, надев на себя епитрахиль и ризу, отошел в сторону и глубоко задумался. А потом совершенно неожиданно начал: «Братья и сестры! Я понимаю большое горе матери и отца убитого, но не наших молитв и "Со святыми упокой" заслужил своей жизнью во гробе предлежащий. Он - изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо "Вечной памяти" произнесем же "Анафема"».

    Люди стояли, как громом пораженные. А отец Александр, подойдя к полицаям, продолжал: «К вам, заблудшим, моя последняя просьба: искупите перед Богом и людьми свою вину и обратите свое оружие против тех, кто уничтожает наш народ, кто в могилы закапывает живых людей, а в Божиих храмах заживо сжигает верующих и священников».

    Это лишь несколько случаев поведения священников во время войны. Однако в них, на мой взгляд, отражены наиболее яркие и положительные черты поведения религиозных людей на войне. Это готовность служить своей Родине, вне зависимости от отношения к власти, готовность принести себя в жертву ради блага других людей, стремление не убить врага физически, а сделать так, чтобы погибло меньше людей.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В заключение моей работы я пришел к следующим выводам. Во - первых, во время боевых действий человек испытывает сильнейший психологический стресс и люди, в силу того, что у них разные темпераменты и характеры воспринимают ситуацию боевых действий по разному. Во-вторых, появление примет, суеверий и талисманов во время боевых действий, это закономерное явление, поскольку они позволяют солдату «зацепиться» за жизнь, сохранить уверенность в себе. В-третьих, я выяснил, что приметы и талисманы на войне имеют многовековую историю, и каждая новая война создаёт новые и трансформирует старые приметы и талисманы. В - четвертых, мной описаны приметы, в которые верили и талисманы, которые носили с собой солдаты Великой Отечественной войны. В-пятых, солдаты участники войны в минуты смертельной опасности обращались к Богу. Также и велика была роль священников.

    Когда я писал эту работу, я понял, что тема Великой Отечественной войны в истории нашей страны огромна, также как и тема поведения человека в экстремальной ситуации. Думаю, что в будущем я вернусь к этим темам и возможно освещу роль Русской Православной церкви в войне.

    Для меня лично эта работа имеет большое значение, я узнал много нового, интересного. Также моя работа имеет и практическую значимость, на её основе, в то числе, нами была составлена и проведена игра-викторина о Великой Отечественной войне для младших классов нашей школы.

    Список источников

    1. Л.А Китаев-Смык. «Стресс войны: Фронтовые наблюдения врача-психолога» . : М 2002

    2. Журнал. «История и археология» // Е.С. Сенявская Советский солдат в годы великой отечественной войны: историко-психологический портрет.: Москва 2005

    3. Сенявская Е.С.. Психология войны в XX веке - исторический опыт России .: Москва 2007

    4. http://med-books.info/pedagogika-psihologiya-voennaya/psihologiya-voynyi-veke-istoricheskiy-opyit.html

    5. http://rjstech.com/nado-znat/primety-i-sueveriya-lyotchikov.html


    написать администратору сайта