Эссе. еесееее. Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика Л. Фейербах
Скачать 406.89 Kb.
|
ФИЛОСОФСКОЕ ЭССЕ на тему: «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика» Л. Фейербах. Людвиг Андреас Фейербах (1804–1872) – это первый среди немецких философов, подвергший развернутой критике философию идеализма. По его мнению, основу философии составляет знание, стремление к раскрытию действительной природы вещей. Главная философская задача – подвергнуть религию критике и разоблачению. Философ считал, что для освобождения от религиозных догм следует постичь, что человек является не божьим творением, а частью вечной природы. Философия материализма Фейербаха не спроста определяется как антропологическая. Она имеет существенные отличия от материализма XVIII века, поскольку не связывает любую реальность с механическим движением и представляет природу не в качестве механизма, а, в роли организма. Центром своей философии Фейербах избрал не отвлеченное определение души и тела, а человека в качестве психофизического единства. Дух и тело являются двумя сторонами того настоящего, которое зовется организмом. Человеческую природу представляют, в основном, в биологическом контексте. В теории познания Фейербах выступает как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Антропологический материализм Фейербаха возникает как реакция на идеализм и, прежде всего, на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над единым было утрировано. Фейербах встал на защиту природно-биологического начала в человеке. Людвиг Фейербах утверждал, что истина, действительность и чувства не могут находиться друг без друга. Человек понимает только то, что чувствует. Если мы прислушиваемся к чувствам, то перестаем сомневаться. Это главный инструмент познания окружающей действительности и единственный источник истинного знания. Степень достоверности происходящего определяют не только человеческие чувства, но и его отношение к остальным людям. Мы изучаем свое окружение и только после — самих себя. Благодаря теплым чувствам к окружающим и солидарности с ними, человек раскрывает перед собой настоящий смысл жизни. Данной концепции было дано определение «туизм» (противоположность эгоизма). Жизнь без понимания нравственного долга – невозможна. В своей философии Людвиг Фейербах, огромную роль отводит этическим и религиозным вопросам. Предмет этики – сфера воли человека, основанная на его стремлении к счастью. Нет смысла упоминать вопросы нравственности, если человек не старается достичь личного счастья. Забота о личном счастье, расходится со стремлением к служению на благо общества. Основу истинной этики составляет не удовлетворение личных нужд, а уважение интересов иных людей. Можно обрести свое счастье тогда, когда принесешь счастье своему партнеру. При возникновении конфликта между чувством долга и эгоизмом, с ним можно справиться. Мы часто стремимся найти компромисс между своими интересами и долгом. Даже если поначалу мы чувствуем сопротивление, постепенно приходит удовлетворение и счастье от служения другим. Далее рассмотрим идею Фейербаха о теории и практике. Я согласен с великим немецким философом-материалистом Людвигом Фейербахом, который в своём высказывании выразил одну из проблем научного познания – соотношение тории и практики. Из истории науки мы знаем, что существовали 2-е точки зрения на способы получения истины – эмпирический и рационалистический (теоретический). Эмпирики считали, что только опыт, практика, т.е. чувства способны привести к истине («нет ничего в голове, чего бы прежде не было в чувствах»). Рационалисты же полагали, что только рациональное познание (разум) может раскрыть истинную, т.е. скрытую сущность вещей. Я полагаю, что Фейербах подчеркнул главное – в научном познании оба метода важны и необходимы – и теория, и практика. Людвиг Фейербах делает акцент на проблеме взаимоотношения теории и практики во время любого процесса познания. По его мнению, для достижения цели познания, постижения истины, достоверного знания о мире – необходимо объединить теорию и практику. В наши дни его слова имеют актуальность. Философ из Германии Людвиг Фейербах обогатил мировую культуру и философию многими яркими и свежими мыслями. Его воззрения уже много лет изучают другие представители науки, и не только немецкие. Работами Фейербаха зачитываются в разных концах света. Фейербах связал свою жизнь с постижением сути человека. Цель познания, при котором происходит реализация приобретенного знания – получить знание, соответствующее реальным условиям. По условиям одной точки зрения - знание является истинным лишь тогда, когда оно согласовано с существующей теорией. Другой критерий истины - практика, или подтверждение существующего знания с помощью опыта. Но не всегда имеющая логическую целостность теория бывает истиной. Имеют место даже противные ситуации, когда знание, которое не имеет прямой пользы, может являться истиной. Объяснение звучит достаточно просто. Данные критерии дополняют друг друга. Ведущий среди них - практика. Это мнение как Фейербаха, так и множества других мыслителей. Не следует забывать, что критерии истинности не прекращают свое развитие. По этой причине в каждую историческую эпоху выдвигались теории, практическое подтверждение которых в ту эпоху было невозможно. В настоящее время, на практике нельзя доказать определенную теорию о том существует другая жизнь во вселенной или нет. Отсутствуют соответствующие технологии. Не имея практического подкрепления данное суждение не выходит за рамки теории. В связи с тем, что практика затрагивает все аспекты человеческой деятельности, можно взять пример из обычной жизни. Потребность в сдаче вступительных экзаменов в вуз объясняет познавательную популярность у выпускников образовательных учреждений определенных наук. Во время процесса самопознания школьник лучше постигает свои возможности, используя также теории, например, психологии. Данные факты являются подтверждением того, что науку, исследования ученых востребует сама жизнь, т.е. практика. Подводя итог к вышесказанному, можно заключить, что в основе познания лежит взаимосвязь теории и практики. Без практики нельзя доказать истинность теории, а без теории нельзя сделать что-то, имеющее практическую пользу. Иначе говоря, теория, которую не подтверждает практика - неполноценна и вызывает сомнение в своей истинности. |