Театрализованная деятельность в ДОО л.. Театрализованная деятельность в доо список литературы
Скачать 124.62 Kb.
|
Театрализованная деятельность в ДОО Список литературы Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2009. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2— лет. Метод, рек., онспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2007. Периодические издания: 1. Журнал «Дошкольное воспитание; 2. Журнал «Ребенок в детском саду»; 3. Журнал «Обруч»+ приложение; 4. Журнал «Музыкальный руководитель». 5. Журнал «Современное дошкольного образование» (теория и практика) Цель дисциплины: формирование у обучающихся готовности использовать театрализованную деятельность в воспитательно-образовательном процессе в ДОО. Театрализованная игра- это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности.(может носит репродуктивный характер). Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д.Б. Элькониным: роль, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения. Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Характерные особенности театрализованной игры - литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Общее для всех театрализованных игр – наличие зрителя. Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на Театрализованная деятельность дошкольников – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.) участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре ." С.Н.Томчикова. Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр»,сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления. Педагогической основой организации процесса театральной деятельности в ДОО является особенность восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра. Для того чтобы это восприятие было полным, детей стоит знакомить с различными видами театрализованной деятельности. Особенности содержания работы по развитию театрально-игровой деятельности в разных возрастных группах детского сада. Младшая группа Занятия организовываются так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Текст читает педагог, лучше 2-3 раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель. О.С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», разыгрывать сценки по литературным произведениям «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского, использовать потешки: «Кошкин дом», «Расти коса до пояса» и др. Чтобы создать повод для возникновения самостоятельной игры, можно раздать детям игрушки, предметы. Ступени организации театрализованной деятельности Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать). Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей. Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»). Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши...»). Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель. Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»). Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»). Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказ- кам («Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»). Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений: Средняя группа Происходит постепенный переход ребенка : от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре - драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена. Возможно использование обучающих упражнений типа «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе». С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр; с малоактивными - драматизировать произведения с небольшим количеством действий. Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются: Усложняются театрально-игровые умения дошкольников. 1.Дальнейшее развитие позиции «зритель»; 2.совершенствование позиции «артист»; 3.обеспечение первичного освоения позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнить его игрушками и фигурками по своему усмотрению; 4.овладение основными умениями оформителя спектакля( определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.); 5.позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры. Старшая группа Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Педагог учит самостоятельно находить способы образной выразительности, развивает чувство партнерства. Проводятся специальные экскурсии, прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения). Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.e. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства (музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.). Развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций: 1.Совершенствование позиции зрителя как «умного, доброго советчика». 2.Углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. 3.Обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей. 4.Овладение некоторыми умениями оформителя-костюмера . 5.Использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки. Подготовительная группа. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи -куклы, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова. Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей и для работников театра. Интересны детям и театральные профессии. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:
|