реферат о гобелене. "Техника исполнения гобелена"
Скачать 4.71 Mb.
|
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Суджанский колледж искусств" (ОБПОУ "СКИ") Реферат на тему: “Техника исполнения гобелена” Выполнила: Студентка III курса отд: ДПИ Волобуева Полина Проверила: Ворошилина Е. М. Суджа 2020 При ткачестве гобеленов в подавляющем большинстве случаев используется метод наложения утков друг на друга. При этом исключаются четкие линии и формы, цвета как бы играют друг с другом, гармонично перетекая один в другой, создавая эффект неопределенности, туманности и тайны. Использование метода зависит от общей композиции. К примеру, если одна часть гобелена лишена конкретики, а другая требует четкого обозначения определенных деталей, метод наложения утков друг на друга будет использоваться лишь в первой части. Приступим к изучению метода. Составляется два утка контрастных цветов (например, желтый и фиолетовый). Вставляется утки по направлению друг к другу, используя передние нити основы (четный зев), сцепливаются и разводятся в разные стороны, используя задние нити основы (нечетный зев). Снова возвращаются утки друг к другу сквозь четный зев, но в этот раз делается прокидка желтого утка длиннее. Сцепляются утки и разводятся в разные стороны сквозь нечетный зев. Произошло наложение желтого утка на фиолетовый. На следующем этапе везвращаются утки друг к другу, но теперь накладывается фиолетовый уток на желтый и т. д. Накладывать утки друг на друга можно в произвольном порядке, но с одним условием — это должно выглядеть красиво, не создавайте хаоса. Расстояние наложения может быть разным, в зависимости от задумки. Сцепление утков не обязательно. Чтобы облегчить процесс ткачества, можно подвести утки друг к другу и, не перевивая, развернуть в обратную сторону, захватив срединную нить основы одним из утков. Теперь научимся выполнять очень плавный переход от одного цвета к другому. К примеру, рассмотрим переход от светло-голубого к темно-голубому. Для данной операции понадобится пряжа этих двух цветов. Нити пряжи должны быть достаточно тонкими, потому что утки будут составляться из нескольких нитей. Берется моток светло-голубой пряжи и составляется уток из четырех сложений нити. Первый рабочий уток готов, он полностью светло-голубого цвета. Второй уток должен состоять из трех светло-голубых и одной темно-голубой нитей. Третий уток составьте из двух светлых и двух темных нитей данных цветов. Четвертый — три темных нити и одна светлая. И последний, пятый, уток полностью должен состоять из темно-голубой пряжи. Итак, мы получили пять утков в строгой последовательности меланжа (смешивания одного цвета с другим). Приступим к ткачеству. Берутся утки по порядку. После этого ткем ими, применяя принцип наложения утков друг на друга с небольшим расстоянием наложения. Такие искусные цветовые переходы придают гобелену изысканный вид. Плавные переходы из цвета в цвет применяются не только среди родственных цветов, они эффектны и при взаимодействии контрастных цветов. Например, переход из розового в фиолетовый или из светло-зеленого в пурпурный и так до бесконечности В гобелене прямоугольной или квадратной формы сверху ткется заработка, а после этого косичка, как и снизу гобелена. В гобеленах сложных форм заработка не ткется. После укрепления основы косичкой вынимается нижний разделительный картон и разделительная палка. Затем гобелен следует срезать. При срезании гобелена оставляются свободные концы основы длиной не меньше 10 см. Срезать начинают снизу, оставляя нетронутыми несколько крайних и центральных нитей основы, которые срезают в последнюю очередь. Точно в таком же порядке срезают верхний край. При расчете размеров гобелена учитывайте тот факт, что после снятия гобелен обязательно немного просядет. На срезанном гобелене могут проявиться недостатки, которые были незаметны, пока тот был натянут. Например, вздуются пузыри, поведет края, образуются «волны». Эти недостатки устраняются отпариванием гобелена утюгом через влажную тряпочку. Другой дефект — стянутость (верхний край короче нижнего) — исправляют так: гобелен оборачивают влажной тряпочкой, через какое-то время ее снимают и набивают гобелен па раму, растягивая меньший край. В таком положении работе дают полностью высохнуть. Прежде чем отпаривать изделие, нужно «оформить» его. Если на гобелене имеются щели от вертикальных соединений утков, то их зашивают. Затем подворачиваются заработки. Перед этим связываются свободные нити основы между собой, чтобы образовался рубчик. Соседние нити связываются обычным двойным узлом, после чего левая нить подворачивается на изнанку гобелена, а правая связывается с соседней. Можно просто связать все нити основы между собой попарно. Связав основу, концы нитей подрезаются, чтобы они не мешали. Подворачивается заработка и подшается потайным швом. У фигурного гобелена без заработки аккуратно подшивают нити основы к изнанке гобелена, а потом заделывают плотной тканью или тесьмой. Средние и большие гобелены чаще всего вешают на палку, то есть к верхнему краю гобелена с изнанки на всю ширину пришивают карман из прочной ткани и в него вставляют палку. В концы палки вбивают гвозди и крепят к ним прочную леску или шнур. Вместо кармана можно выткать несколько тонких полосок, сложить пополам и пришить к изнанке гобелена. Они послужат подобием кармана для палки. Низ гобелена иногда украшают кистями. В этом случае нижнюю заработку распускают. Кисти можно сформировать двумя способами. В первом случае нижние свободные нити основы связывают между собой пучками. Во втором случае кисти выполняют из цветной шерсти и подвязывают к краю гобелена крючком. Небольшие гобелены могут вставляться в раму. как картины. Хорошо смотрится естественная рама, вытканная в махровой технике. Ширину такой рамы, состоящей из узлов, мастер определяет в соответствии с композицией. Иногда гобелены подвешивают на специальные карнизы. А чтобы работа смотрелась более изящно, снизу подшивают заработку, выполняют карман и вставляют в него тяжелую металлическую палку. Она служит утяжелителем, гобелен хорошо вытягивается и держит форму. Гобелены круглой формы можно поместить, например, в бамбуковую раму. Держать гобелен будет декоративный шнур, прикрепленный к полотну и красивообвязывающий раму в нескольких местах. Реже встречаются специально изготовленные рамы из металла, с помощью которых гобелен может принять пространственно-объемную форму (например, волнообразную). Иногда в оформлении гобеленов используют объемные помпоны. Мастер прикрепляет помпоны к уже сотканному гобелену в определенных местах, исходя из общей композиции. Чтобы сделать помпоны, нужно сначала приготовить некоторое количество картонных дисков с отверстием в центре. Два таких дискаскладываются вместе и плотно обматываются нитками. Для этой цели используются кручения, создающие максимальный объем. Когда вся поверхность картона будет полностью закрыта нитками, между двумя дисками вводятся концы ножниц, и нитки расстригаются по всему внешнему краю. Затем между двумя дисками проводится новая нитка и несколько раз туго обматывается вокруг расстриженных ниток, после чего закрепляется узлом. При этом должны остаться достаточно длинные концы, из которых впоследствии можно сделать подвеску для помпона. Далее в дисках делается разрез, и картонная форма снимается с пучка ниток. Получившийся помпон следует тщательно подстричь острыми ножницами. Помпоны бывают одноцветными (из пряжи одного цвета) и пестрыми (из пряжи нескольких цветов). Чтобы получить пестрый помпон, обматывая картонные диски, время от времени меняйте цвет пряжи. Зачастую в современной таписерии встречается применение вышивки как особого вспомогательного способа украшения некоторых участков гобелена. Вышивку выполняют после того, как гобелен соткан. Рассмотрим один из видов декоративной вышивки, применяемой ткачами. Это вышивка навивкой. Иголка для этой вышивки должна быть длинной. Выполняется вышивка следующим образом. Нитку закрепляют на изнанке и выводят на лицевую сторону ткани, затем, немного отступив назад, вкалывают иголку в ткань справа налево, набирают на нее некоторое количество ткани и выводят в место первого прокола на лицевую сторону. После этого на кончик иголки делают навивку нити (9-10 витков) и осторожно вытягивают иголку, придерживая рабочую нитку пальцем левой руки. Затем иголку вкалывают в предыдущий прокол и выводят рядом с первым. Таким образом получается небольшой жгутик из ниток. После того как первый жгутик выполнен, иголку вкалывают в ткань на 2-3 мм ниже первого жгутика и выводят рядом с его концом. Опять делают навивку (7-8 витков) и вытягивают иголку. Так продолжают вышивку, располагая жгутики лучеобразно и чередуя два коротких жгутика (7-8 витков) и один длинный (9-10 витков). Так можнотвышить хризантемы, ромашки и т. д. Центр полученного цветка заполняют узелками. Если на иголку с изнанки захватить меньший отрезок ткани, а навивок делать больше, то получится стежок, свернутый дугообразно. Уложенные по кругу дугообразные стежки образуют цветок розы. В этой технике вышивки рабочая нитка служит основой, на которую делаются навивки. Делая стежок, мы тем самым определяем длину жгутика. Рассмотрим еще один вид вышивки, который называется гобеленовым швом или полукрестом. В талисерии он служит для особого оригинального выделения того или иного мотива. Для этой вышивки иголку выбирают тупоконечную с увеличенным ушком. Различают прямой гобеленовый шов (с прямыми стежками) и косой гобеленовый шов (с наклонными стежками). Косой гобеленовый шов выполняется как нижний стежок шва «крест». Стежки прокладывают горизонтальными рядами плотно друг к другу. Длина стежков полностью зависит отжелания. Прямой гобеленовый шов выполняют вертикальными стежками, прокладывая их плотно друг к другу. Чтобы увеличить рельефность вышивки и лучше закрыть ткань-основу, применяют гобеленовый шов с прокладкой нити. Для его выполнения на лицевой стороне изделия в соответствии с узором проложите справа налево длинный конец рабочей нити. Прикрепите его к ткани той же рабочей нитью диагональными стежками, вкалывая иголку сверху вниз. На изнаночной стороне должны получиться длинные косые стежки. Гобеленовыми швами вышивают мотивы рядами, меняя, когда нужно, цвета ниток. Такая техника может значительно обогатить изделие. Технология выполнение гобелена « Колибри» Работа над эскизами гобелена «Колибри» начинается с зарисовок птиц и цветов. Затем вырисовывается примерный графический эскиз будущего гобелена. Цветовое решение эскиза позволяет раскрыть образ, создать гармонию красок, найти цветовую гамму. С помощью цвета и тона создается сложная тканая картина. Общее количество цветов и оттенков в гобелене примерно 20-25. После того, как сделан графический вариант эскиза гобелена и цветовой «нашлепок», можно приступать к выполнению проекта. Для того, что бы соткать гобелен, нужно изображенную на проекте композицию перенести на шаблон. Размер гобелена небольшой – 36 х 39 см Следующий этап – заправка станка. Ткацкий станок имеет две станины и два вала, один из которых подвижный. Делим вал на дециметры. Натягиваем основу на валы. Распределяем основу на верхнем и нижнем валах, в каждом дециметре по 20 пар. Перебираем нити основы попарно: на верхние и нижние. Заправляем шохту (рейку) и картон. Изготовляем косички попарно, ткем заработку основой. Затем ткем гобелен в соответствии проекту по шаблону. В качестве основы используем суровый лен. Уток создан из шерсти и полушерсти с добавлением акрила, а так же из шелка. Ткать начинаем с заработки, которая делается репсовым переплетением. После того как выполнена заработка нужной высоты, за рабочими нитями основы закрепляем шаблон. С нижнего края шаблона оставляется небольшая чистая полоска, за которую шаблон пришивается к заработке. При этом нижняя граница рисунка должна совпадать с краем заработки. Во время ткачества используются разные способы прокидки утка: косые прокидки, криволинейные прокидки, зубцы. При ткачестве гобелена «Колибри» используем метод наложения утков друг на друга. После завершения работы гобелен срезаем со станка и завязываем плотно к рисунку узлы (попарно), длина основы (по краю) должна быть 10-15 см. Гобелен оформляется в раму. |