Главная страница
Навигация по странице:

  • Неправильное звучание: три ключевых причины.

  • Особенности речевого дыхания

  • Развитие речевого дыхания

  • Упражнения на развитие речевого дыхания для детей.

  • Упражнения на развитие речевого дыхания для взрослых.

  • Постановка и развитие голоса.

  • Упражнения на развитие голоса для детей.

  • Упражнения на постановку и развитие голоса для взрослых Чтобы открыть голос

  • Чтобы сделать голос приятным.

  • Чтобы сделать голос сильнее.

  • Упражнения общего характера для улучшения речевого дыхания и голоса.

  • Технология развития. Технологии и развитие речевого дыхания и голоса (описать этапы р. Технологии и развитие речевого дыхания и голоса (описать этапы работы). Введение


    Скачать 38.7 Kb.
    НазваниеТехнологии и развитие речевого дыхания и голоса (описать этапы работы). Введение
    АнкорТехнология развития
    Дата16.12.2021
    Размер38.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТехнологии и развитие речевого дыхания и голоса (описать этапы р.docx
    ТипРеферат
    #305756

    Технологии и развитие речевого дыхания и голоса (описать этапы работы).

    Введение
    Как бы ни была интересна и познавательна речь, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении важен в такой же степени, как и содержание речи, как внешность и манеры оратора. Это тот инструмент, с помощью которого говорящий доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос - могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатию и доверие.

    Техника речи – это совокупность характеристик звучащей речи, ее голосовой, дыхательной, дикционной и интонационной составляющей. Занятия техникой речи предполагают выработку правильных способов голосообразования и артикуляции, а также разнообразия интонационной составляющей речи. Упражнения по технике речи помогают «поставить» голос, сделать его гибким, выносливым и звучным. Тренировка голоса и речевого дыхания позволяет работать в большой аудитории без микрофона, чем профессионально владеют артисты, работающие в театре, как известно, без технических приспособлений. Этому можете научиться и вы путем последовательных тренировок в технике речи.
    Неправильное звучание: три ключевых причины.
    Звук появляется, когда воздух проходит между голосовыми связками. Когда мы произосим звонкие звуки и гласные образованная связками голосовая щель смыкается, при глухих звуках – расходится. Частое говорение, т.е. постоянное напряжение голосовых связок, приводит к тому, что изначально тонкие связки утолщаются, становятся менее гибкими, и голос «обрастает» хрипотой, теряет высоту звука и полетность.

    Неправильное звучание происходит по определенным причинам:

    Неправильное положение речевого аппарата. Работать с речью нужно почти 90% людей. Взрослые люди зачастую не обращают внимания на произношение своих некоторых звуков. Неидеальное звучание возникает из-за физических нюансов – язык стоит не так, как надо, губы не расслаблены в нужный момент и т.д.

    Лень. Одна из распространенных причин неправильного звучания – обычная лень. Мы ленимся открывать рот, поэтому не пользуемся челюстью – она неподвижна во время говорения, двигаются только губы. Образно говоря, звуки выходят с помощью воздуха, и их качество зависит от того, насколько широко мы открываем рот

    Использование только голосовых связок. Чтобы получить глубокий и приятный звук, и при этом не уставать, нужно научиться говорить, используя резонаторы, особенно грудной (трахея и бронхи).
    Особенности речевого дыхания
    Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох. Такое выполнение движений представляет трудность для детей, у которых имеются речевые нарушения.

    Речевое дыхание— это та сила, которая запускает в движение механизм образования звуков и с помощью которой звучит наша речь. Оно играет первостепенную роль в работе голосового аппарата человека. Мы не задумываемся о его важности, а между тем, правильное речевое дыхание является основой четкой дикции, от него зависит сила голоса и темп речи.

    Чтобы добиться звучности голоса, необходимо правильно поставить дыхание. Речевое дыхание, его отличие от физиологического. Это означает дышать глубоко, включая диафрагму в процесс вдоха и выдоха. Это значит также уметь контролировать свое дыхание, экономно распределяя выдох.

    Многие ораторы ошибочно считают, что вдох нужно делать на знаках препинания или по окончании фразы. На одном вдохе можно произнести только короткую фразу. Если же вы произносите длинную фразу, то по мере приближения ее конца неизбежно падают сила и звучность голоса. Хорошая звучность заключается не в том, чтобы на данные звуки затратить тот или иной запас воздуха, а в том, чтобы за ними был обеспечен воздушный столб, непрерывно и с силой подпирающий и выталкивающий их. Поэтому дышать надо часто, поддерживая постоянный запас воздуха, причем вдох делать следует во время естественных (логических) пауз и незаметно.

    В подавляющем большинстве случаев все дышат так, как придется, так как получается само собой. Люди в жизни учатся практически всему - ходить, говорить, читать, правильно держать ложку и вилку, водить автомобиль и многое, многое другое ... кроме обучения правильному дыханию. О том, что существует правильное дыхание, обычно вспоминают, когда, например, "садится" голос или не хватает воздуха закончить речевую фразу.

    Дыхание - это сила, без которой голос не зазвучит. Постановка голоса начинается с развития правильного дыхания, а именно с развития правильного вдоха и правильного выдоха.

    Человеческий организм так устроен, что может осуществлять процесс дыхания разными способами. Дыхание может быть поверхностным, когда вдох производится за счет подъема верхней части груди, может быть грудным, когда расширяется грудная клетка, и может быть брюшным (диафрагмальным), когда на вдохе увеличивается живот.


    Голос
    Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же, как и о внешнем виде, люди судят о голосе собеседника в течение первых нескольких секунд. Неважно, известный ли человек или нет. Несмотря на запоминающуюся внешность некоторых известных людей, вспоминая их, люди в первую очередь вспоминают их голос.

    Человеческий голос важен также, как внешность, манеры человека, текст его выступления. Голос - это инструмент, с помощью которого человек доносит свое сообщение до аудитории. Взаимопонимание между человеком и аудиторией зависит от его голосовых и речевых данных. Голос может привлечь слушателей на сторону говорящего, убедить их, завоевать их доверие. Человек при помощи голоса может расшевелить людей или усыпить, очаровать или оттолкнуть.

    Неприятный голос может оказаться ахиллесовой пятой имиджа человека. Он может перечеркнуть все достоинства человека. Хорошо поставленный уверенный голос является ценным средством демонстрации власти и оказания влияния. Когда другим людям нравится, как звучит голос человека, они со значительно большей готовностью прислушиваются к тому, что он говорит.

    Человеческий голос - могущественный инструмент. Всегда следует помнить, что слушатели ожидают - и вполне заслуживают - услышать приятный голос. Как бы ни был талантлив человек, обаятелен и умен, но если он искажает звуки, неверно ставит ударение, неправильно произносит слова и к тому же не использует свои голосовые возможности, то он не сможет стать успешным человеком.

    Развитие речевого дыхания
    Для речевого (или фонационного) дыхания характерны быстрый энергичный вдох, небольшая пауза и продолжительный ровный выдох. Это и есть основное его отличие от физиологического.

    Зачастую человек дышит короткими и равными по продолжительности вдохом и выдохом, затем пауза. Человек делает это, не задумываясь. Речевым же дыханием человек управляет.

    Вдох должен быть бесшумным, а выдох — плавным, без толчков. Умение контролировать выдох — это рациональное использование запаса воздуха в процессе говорения, выдержанные паузы, ровны

    Чтобы выработать сильную воздушную струю, уметь ею управлять, не захлебываться при разговоре, соблюдать паузы, поддерживать плавность речи, освоить произношение звуков, над речевым дыханием придется поработать.

    Постановка речевого дыхания состоит из трех этапов:

    1. Формирование диафрагмального дыхания и продолжительного ротового выдоха.

    2. Различение носового и ротового выдохов.

    3. Развитие речевого дыхания.

    На первом этапе осваивается навык дышать глубоко, задействуя все отделы легких. Это возможно при участии диафрагмы в процессе дыхания. Напряжение межреберных мышц, плавное движение диафрагмы обеспечивают ровный и продолжительный выдох, незаметный со стороны.

    На втором этапе происходит подготовка дыхательного аппарата к голосообразованию, приходит умение различать направление воздушной струи, чувствовать работу дыхательных мышц.

    Третий этап учит равномерно распределять воздух на выдохе и осуществлять его добор в процессе речи. Это важно для того, чтобы разделить фразу на интонационно-смысловые отрезки.

    В постановке речевого дыхания важную роль играют упражнения, для выполнения которых необходимо соблюдать определенные правила:

    • помещение, где проходит занятие, необходимо проветрить;

    • дыхательные упражнения выполнять до еды;

    • одежда должна быть свободная, не стесняющая движений;

    • во время выполнения упражнений на вдохе следить, чтобы не поднимались плечи, а на выдохе — не надувались щеки.
    Упражнения на развитие речевого дыхания для детей.
    Как выполнять упражнения

    • воздух набирать через нос

    • плечи не поднимать

    • выдох должен быть длительным и плавным

    • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

    • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

    1. Футбол. Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

    2. Ветряная мельница. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

    3. Снегопад. Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

    4. Листопад. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

    5. Бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

    6. Кораблик. Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

    7. Одуванчик. Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

    8. Шторм в стакане. Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

    9. «Подуем на плечо»

    Подуем на плечо, подуем на другое.

    Нам солнце горячо, пекло дневной порою.

    Подуем мы на грудь и грудь свою остудим.

    Подуем мы на облака и остановимся пока.

    10. Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки вдоль тела. На счет от 1 до 6 идет медленный вдох носом, руки при этом поднимаются вверх вдоль тела, скользя по полу. На счет от 1 до 6 идет медленный выдох через рот, руки опускаются в исходное положение, но поверху. Повторяем 3 раза.
    Упражнения на развитие речевого дыхания для взрослых.
    "Свеча". Ровный интенсивный выдох

    Берём полоску бумаги. Примерно 15 см. на 4 см. Подносим полоску ко рту на 5 - 7 см. Губы в трубочку, как для свистка. И начинаем дуть на полоску бумаги. Следим, чтоб угол наклона полоски был одинаков на протяжении всего выдоха. Упражнение позволяет следить за ровностью выдыхаемого воздуха при фонационном дыхании. Диктору нужно добиться ровного выдоха. Если выдох будет прерывистый - бумажка начнёт подниматься, опускается, дрожать. При ровном выдохе - бумажка будет находиться в одном положении - отклонившись. Как бы положили пламя свечи и держим его в таком положении. Следует обратить внимание на лёгкое напряжение в области межрёберных мышц и диафрагмы. "Дыхательный поясок" сохраняет ровность выдыхаемой струи.

    "Проколотый мяч". Плавный, энергичный выдох, не ослабевающий к концу.

    Имитируйте мяч, который прокололи шилом, звукоподражанием: сссссссс… 

    Ладони рук охватывают грудную клетку с боков, как можно выше. Нажимайте на "мяч" ладонями легко, без усилий, чтобы воздух выходил из лёгких подольше. Упражнение выполняйте легко, без напряжения в звуке. Медленно сходятся руки, ощущая небольшое сопротивление "мяча". И также долго, медленно выходит воздух на звуке "с". Чем меньше воздуха осталось в мяче, тем ближе руки. И в конце ладони сходятся. И вместе с этим выбрасывается в активном звуке "с" оставшийся воздух. Это упражнение для постановкидыхания проделайте несколько раз. Выполнять его следует легко, без напряжения в звуке, в руках.   

    "Звукоподражание" (различный выдох: плавный, спокойный, энергичный)

    Вспомните звуки природы и воспроизведите их:

    Произвольное управление выдохом

    Представьте, что вы стоите в море по грудь. Дыхание спокойное. Руки вытянули в стороны. А теперь резко опустите руки вниз - к бокам, при этом выдохнув воздух. Морская вода снова поднимает руки - в это время нужно вдохнуть. Снова опускайте руки, считая вслух: раз, два, три. Поднимите руки со вздохом и опустите их, считая: раз, два, три, четыре, пять, шесть. Затем до 9, 12, 15 и т.д. Потом обратный порядок. Нужно обязательно координировать движение рук со счётом. Пока не окончили считать - не опускайте руки раньше времени. Попробуйте ощутить сопротивление воды под руками. Они опускаются плавно т.к. вода их держит, и вы легко ими можете распоряжаться: то медленнее, то быстрее их опускать вниз.

    Тренировка добора воздуха

    Представили, что едем на лыжах, в руках лыжные палки. Ноги вместе. Слегка попеременно отталкиваясь палками скользим всё быстрее. На счёт: раз! два! (вслух) - оттолкнулись, сначала одной, потом другой рукой, слегка приседая. На счёт: три, четыре - (мысленно, не вслух) - вдыхаем, при этом продолжаем отталкиваться. Счёт: пять, шесть - вслух, семь, восемь - мысленно. И т.д.

    А теперь непрерывно, без пауз считаем все цифры вслух, убыстряя бег, ускоряя движение, глубже приседая, быстрее считая. Дыхание при этом - не задерживаем. Автоматически берём вздох. Нужно не думать о дыхании, а прислушиваться - как звучит голос. Речь должна быть свободна! Если чувствуете напряжение в звучании голоса, то вместо слов можно подставить слоги: мму! ммо! мма!  ммэ! мми! ммы!.. Согласный звук "м" поможет снять напряжение с голосового аппарата, т.к. требует меньшей затраты энергии на произнесение, являясь при этом наиболее звучным. А дыхание выбрасывается рывками на словах счёта.

    Упражнение для контроля дыхания

    Станьте перед зеркалом, выпрямите спину, не горбьтесь. Наполните легкие воздухом за три секунды. Воздух вбирайте носом так, чтобы струя шла в середину ноздрей и не стлалась по их стенкам. Воздух ни в коем случае не должен втягиваться, а плавно, равномерно вливаться. Следите, чтобы вдох был бесшумным. В течении следующих трех секунд задержите воздух. Поднятые, раздвинутые при вдохе ребра удерживайте в этом положении. Наконец, за три следующие секунды выдыхайте воздух. Проходящий через нос воздух не должен задевать его стенок. Выдох должен быть равномерным, плавным, без толчков и бесшумным. Нижние ребра расслабляются, а плечи и верхняя часть грудной клетки не должны опускаться. Всё это делайте в первый день. Во второй день задержите воздух на 4 секунды, в третий день - на 5. Оформим в виде таблицы:

    Первый день  3 - 3 – 3

    Второй день  3 - 4 – 3

    Третий день  3 - 5 – 3

    Четвертый день  3 - 5 - 4

    Пятый день  3 - 5 - 5
    Шестой день  4 - 5 - 5
    Седьмой день  5 - 5 – 5

    Вначале упражнение делайте не более полутора минут. В первый день упражнение сделайте десять раз. Во второй день повторите раза два предыдущее упражнение и переходите к следующему. И так далее.

    Когда эти упражнения будут даваться легко, переходите к такой схеме:
    5 - 5 - 6                      
    5 - 5 - 7                       
    5 - 5 - 8                       
    5 - 5 - 9                         
    5 - 5 - 10                      
    6 - 5 - 10
    7 - 5 - 10
    8 - 5 - 10
    9 - 5 - 10
    10 - 5 – 10

    Спустя два месяца время упражнений можно увеличить от полутора до двух минут. При слабом и больном сердце нужно ограничить задержку воздуха в легких.

    "Гекзаметр"

    Возьмите одно из произведений Гомера. "Илиаду", либо "Одиссею". Например:

    "Он же пошел каменистой тропинкою вверх от залива
            Через лесистые горы, туда, как Афина сказала,

    Где божественный жил свинопас, о делах господина
            Пекшийся более всех домочадцев, рабов Одиссея.
            Он застал свинопаса сидящим в сенях. Простирался
            Двор перед ним широкий на месте, кругом защищенном.
            Хижину всю окружал он. В небытность хозяина двор тот
            Огородил для свиней свинопас, камней натаскавши,

    У госпожи не спросясь, не спросясь и у старца Лаэрта.

    Дикие груши венчали забор тот высокий из камня".

    Прочитайте вслух на одном дыхании без пауз одну строчку стихов:

    Он же пошел каменистой тропинкою вверх от залива

    Затем, также без пауз, на одном дыхании читайте две строчки - эту же и следующую:

    Он же пошел каменистой тропинкою вверх от залива

    Через лесистые горы, туда, как Афина сказала,

    Потом три строчки:

    Он же пошел каменистой тропинкою вверх от залива

    Через лесистые горы, туда, как Афина сказала,

    Где божественный жил свинопас, о делах господина

    Прибавляйте по одной строке, пока хватает дыхания. Затем обратный порядок. Упражняясь, вы сможете прочитать на одном дыхании достаточно много. Цель этих упражнений состоит в воспитании подвижности и свободы работы диафрагмы, для того, чтобы она успевала обслуживать речь диктора, сохраняла опору при различных характеристиках речи.

    Имитировать действия дровосека.

    Удар топора сопровождайте звуком, похожим на "хэ"! Воздух с этим звуком выбрасывается из лёгких и они, за счёт движения диафрагмы мгновенно наполняются вновь. Выдох и вдох - короткие, энергичные, свободные. Только не нужно перенапрягаться! Рубите легко, играючи.
    Постановка и развитие голоса.
    Говоря о голосе, стоит упомянуть, что существует два типа резонаторов: верхний (головной), нижний (грудной). Головной резонатор - это полости, которые расположены выше нёбного свода, в лицевой части головы. Грудной резонатор - это трахея и крупные бронхи... Для постановки и развития голоса необходимо выполнять ряд упражнений. При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную осанку. Живот должен быть расслаблен, а грудь — выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.
    Упражнения на развитие голоса для детей.
    «Не разбуди Катю». Цель. Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

    Подготовительная работа. Взрослый приготавливает куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например: кубик, машинку, башенку и др., а также коробку для игрушек.

    Краткое описание:

    Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.

    Методические указания. Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.

    «Громко — тихо» Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

    Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

    Краткое описание:

    Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

    Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

    Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

    Рассказ «Кто как кричит?» Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

    Подготовительная работа. Педагог заготавливает для работы на фланелеграфе картинки с изображениями дерева, забора, птички, птенчика, кошки, котенка, а также игрушечных кошку, котенка, птицу, птенчика.

    Краткое описание:

    Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)

    Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:

    «мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)

    А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу».

    Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.

    Методические указания. Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.

    «Дует ветер». Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса.

    Подготовительная работа. Педагог подготавливает 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы. На другой - сильный ветер, качающий ветви деревьев.

    Краткое описание:

    Дети сидят полукругом на стульях. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у...» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.

    Затем педагог показывает картинки, уже не произнося звук, а дети подражают соответствующему ветру.

    Методические указания. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

     «Кот и мыши». Цель. Учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

    Подготовительная работа.  Приготовить шапочки с изображением кота. Разучить с детьми текст стихотворения.

    Краткое описание:

    Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят:

    «Тише, мыши.

    Тише, мыши.

    Кот сидит на нашей крыше.              

    Мышка, мышка, берегись!

    И коту не попадись!»

    Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котами.

    Методические указания. Следить, чтобы дети не усиливали голос, но и не говорили шепотом.

    «Катаемся на лифте»

    Поднимая руку вверх и опуская вниз, сопровождаем поездку на лифте звуком, меняя тембр голоса (верхний этаж –высоко, нижний – низко).

    «Маляр»

    Дети красят забор и водят рукой вверх – вниз, и вместе с рукой меняются их голоса, они звучат то высоко, то низко.

    Три медведя. Цель. Воспитывать у детей умение менять высоту голоса. Изменение тона голоса по высоте.

    Краткое описание:

    Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Потом задает детям вопросы, например: «Что сказал Михаил Иванович, когда увидел, что его стул сдвинут?» Дети, отвечая на вопросы, меняют соответственно высоту голоса.

    Методические указания. Взрослый следит, чтобы, подражая Мишутке, Анастасии Петровне и Михаилу Ивановичу, дети не говорили очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т. е. чтобы они повышали и понижали голос в доступных для них пределах.

    Этажи. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз. (Поднимаемся до 9 этажа и обратно.)

    «Отважный лётчик»

    В руке дети держат воображаемый самолёт, и, подражая ему, на звук «у-у-у», выполняют виражи, сопровождая самолёт характерным звуком. Вот самолёт набирает высоту, делает «петлю», затем ещё вираж, плавно парит, медленно приземляется.

    Карусели.

    Прочитайте стихотворение в заданном темпе:

    Еле-еле, еле-еле — — — (медленный темп)

    Завертелись карусели. — — — (медленный темп)

    А потом, потом, потом — — — (средний темп)

    Все бегом, бегом, бегом! — — — (быстрый темп)

    Все быстрей, быстрей, бегом, — — — (очень быстрый темп)

    Карусель кругом, кругом! — — — (очень быстрый темп)

    Тише, тише, не спешите — — — (средний темп)

    Карусель остановите. — — — (средний темп)

    Раз, два, раз, два — — — (медленный темп)

    Вот и кончилась игра. — — — (медленный темп)

    Быстро ехали, быстро ехали

    Произнесите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп до очень быстрого с последующем замедлением: «Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали»

    «От 1 до 10»

    Начинаем считать медленно от 1 к 10 постепенно ускоряемся. Возвращаемся обратно сначала очень быстро затем замедляемся.

    «Слоги» (слоги можно менять)

    Медленное, громкое и четкое произношение ряда слогов.
    МА-ША-РА-ЛА-СА-НА-ГА

    Приговорки Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:

    Божья коровушка,

    Полети на облышко,

    Принеси нам с неба,

    Чтобы было летом:

    В огороде бобы,

    В лесу ягоды, грибы,

    В роднике водица,

    Во поле пшеница.
    Упражнения на постановку и развитие голоса для взрослых

    Чтобы открыть голос

    Кью-икс

    Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» — растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

    Зевок

    Самый простой способ расслабить мышцы гортани — хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

    Чтобы сделать голос приятным.

    Три улыбки

    Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день — и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

    Длинный язык

    Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

    Чтобы сделать голос сильнее.

    Мычание

    Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Коротко, четко, представьте во рту «шарик». Должно ощущаться напряжение на губах. Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем — на средней громкости и в конце — очень громко.

    Рычание

    Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

    Звон

    Скажите слово «звон», а затем удлините в конце звук «нн». При этом язык приподнимется и отодвинется назад, а воздух и звук будут выходить через нос. Положите язык плоско, так чтобы он касался ваших верхних задних зубов.

    Поскулите

    Вспомните, как скулят животные, и сделайте серию коротких повторений звука «нн». Старайтесь звучать в удобном для вас диапазоне. Цель упражнения — научиться сохранять средний уровень звучания. Не делайте звук слишком низким или высоким.

    Звукорежиссёр

    Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником — прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном — держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит ваш голос, и сможете его улучшить.

    Выдох-стон

    Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

    Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий — если всё правильно, у вас должен получиться стон.

    При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

    Упражнение йогов

    Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

    Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем — глубокий вдох и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

    Протяжные слоги

    Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

    Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

    Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.
    Упражнение Тарзана

    Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос энергией и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

    Упражнение Шаляпина для настройки голоса

    Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

    Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.
    Упражнения общего характера для улучшения речевого дыхания и голоса.
    1. Полюбите себя

    На самом деле, у человека, который себя любит, звук рождается глубоко внутри, и человеку хочется, чтобы его услышали. Поэтому он говорит громче и яснее. Чтобы родилось чувство любви к себе, хвалите себя по утрам перед зеркалом в течение 5 минут, постоянно благодарите за то, что вы такой молодец, уделяйте себе время в течение дня.

    2. Открывайте рот

    Проговаривая слова, физически шире открывайте рот, работайте челюстью. Если человек переживает, нервничает, боится быть неудобным, то он не открывает рот во время говорения, двигая только губами. Поэтому речь его тихая, мало внятная, будто себе под нос. Вряд ли это оценит работодатель, коллега, слушатель и т.д.

    3. Зевайте и потягивайтесь

    Утром вместо вскакивания с криком «Я опоздал!/ Проспала!» потянитесь и хорошенько зевните. Большинство проблем в технике речи еще и в том, что зажаты все мышцы: они затекают утром после сна, а после в офисе мы сидим, ссутулясь и не разминась.

    Потягиваясь, вы отпускаете все мышцы шеи, которые позволяют лучше «отдавать» звуки. Зевая, мы «будим» суставы челюсти, расслабляем губы и дыхательное горло с его маленьким подвижным язычком. Он-то и влияет на то, как мы говорим – «выпуская» звуки через рот или через нос. Многие говорят гнусаво именно потому, что направляют воздух и звук через нос, не тренируя зеванием-расслаблением эту часть артикуляционного аппарата.

    4. Держите спину ровно

    В появлении звука огромную роль играет диафрагма, мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной (условно ее границу можно провести по нижнему краю ребер). Ссутулившись, напрягаясь, мы зажимаем диафрагму, препятствуя ее естественному движению.

    У хорошего спикера диафрагма «закачана», т.е. очень подвижна, поэтому она может быстро менять свое положение. С ровной спиной у нас не зажаты мышцы живота, а значит можно набрать столько воздуха для говорения, сколько необходимо.

    Проверьте, правильно ли вы сидите – сведите лопатки, опустите их до того уровня, когда спина станет ровной. Поначалу будет небольшой дискомфорт от непривычки, главное, чтобы вы спокойно смогли стоять или сидеть в таком положении. К слову, выпрямившись, вы выглядите более уверенным в себе.

    5. Ставьте подбородок перпендикулярно шее

    Одна девушка определяла свой голос в обычной жизни как «скрип несмазанной двери», но на встречах с друзьями после бокала вина все восхищались ее потрясающим грудным голосом. И на вопрос «А что не так с моим голосом?» нашелся очень простой ответ – она поднимала высоко подбородок, натягивая мышцы шеи, у горла, и звук не мог нормально выходить. А в расслабленном состоянии ее подбородок становился на место, появляелся воздух – и голос звучал так, как нужно. Если же подбородок опустить ниже, чем 90 градусов, то перетягиваются задние мышцы шеи и звук не получает достаточно воздуха для появления.

    6. «Будите» резонаторы

    Занимаясь утренними делами, мычите – тяните с закрытым ртом свою любимую песню, случайную мелодию, пытайтесь прочесть с закрытым ртом пару абзацев из книги или, что проще всего, произносите звук «ммммм».

    7. Всегда пейте мелкими глотками

    Гастроэнтерологи советуют пить теплую воду с лимоном для того, чтобы разбудить организм. Эта же вода помогает разбудить речевые органы. Утром выпивая мелкими глоточками стакан воды, вы тренируете маленький язычок. Подымаясь, он «работает» на полную, и ваша гнусавость исчезает сама собой.

    8. Делайте вибрационный массаж

    Как мы уже сказали, звуки создаются не одними голосовыми связками. Наш голос становится особенным, получая красивую вибрацию, благодаря внутренним резонаторам. Базовые приемы вибрационного массажа делаются на фронтальных пазухах (это пустоты в центре лба, в точке схождения бровей), гайморовых пазухах, верхней и нижней губе, а также верхней части грудной клетки. Упражнения ниже раскроют вам тонкости этого массажа в указанных точках.

    Фронтальные пазухи. 

    Массируя точку на фронтальных пазухах, произносите звук «м» и отправляйте его вверх. Представьте, будто звук уходит куда-то вверх, над макушкой, становясь тоньше. В том месте, где кончается небо и начинается язычок, появляется вибрация. Физически ничего не вибрирует, но само ощущение вибрации будет. Массаж помогает проснуться резонаторам – и организм в целом привыкает к правильному звучанию всех звуков.

    Гайморовые пазухи.

    Массажируя гайморовые пазухи, «опускайте» звук «м» полностью в нос. Закрывайте одну ноздрю и произносите звук «м», при этом понижая тон, выпуская через открытую ноздрю. Если вы правильно выполняете упражнение, крыло открытой ноздри немножко вибрирует. Контролируйте выполнение – важно чтобы вибрация оставалась в области носа, а не уходила на зубы или язык. Это получится не сразу, но с этим заданием легко справятся те, кто привык говорить в нос.

    Выпуская звуки поочередно через разные ноздри, можно массировать точки у крыльев носа. Вы наверняка знакомы с эффектом такого массажа. Часто, когда нужно говорить с заложенным носом, мы интуитивно трем точки у гайморовых пазух, уменьшая отек, прочищая дыхательные пути, и соответственно звучим более внятно, особенно произнося сонорные звуки, среди которых «м» и «н».

    Верхняя губа.

    Вибрационный массаж направлен на то, чтобы научить резонировать верхнюю губу – она должна расслабиться для правильного произношения всех звуков. Для этого произносите звук «в», стараясь ощутить, как работает середина верхней губы. Правильный звук «в» рождается именно в этой точке: воздух, выходя изо рта, под углом в 45 градусом попадает на середину губы и немного вибрирует. Делая это упражнение, вы почувствуете, как чешется это место. Добавьте массаж точки над верхней губой.

    Нижняя губа.

    Для нижней губы применяйте тот же принцип, что и для верхней губы, только используя звук «з». Звук «з» рождается точно так же как и «в», только воздух направлен на середину нижней губы. Массаж делается на точке ниже середины нижней губы. Из-за зажатости середины нижней губы могут возникать проблемы с произношением «ш», «щ», «ж». Если вам кажется, что губы не участвуют в появлении «в» и «з», начните массировать указанные точки и физически ощутите вибрацию.

    Грудной резонатор.

    Для вибромассажа грудного резонатора произносите звук «ж» и на выдохе отправляйте его максимально вниз по грудной клетке. Так вы понижаете свой голос настолько, насколько возможно. При этом голосовые связки не принимают участия в появлении звука, т.к.они полностью расслаблены, хотя физически вы можете ощущать их небольшие колебания.

    Проверьте правильность выполнения так – положите руку на грудь, ниже шеи. И именно в этом месте вы ощущаете вибрирование, но не на шее, где связки. Голос при этом становится ниже.

    9. Всегда тренируйте грудной резонатор

    Положите руку на грудь и на выдохе произносите «чух-чух-чух», будто вы маленький паровозик. В идеале вы должны услышать, как в ладонь звук бьется изнутри грудной клетки на каждое «чух». Сложно заговорить «грудью» сразу, но со временем это станет нормой.

    10. Открывайте дыхательное горло (трахею)

    Откройте рот и на выдохе протяните звук «а». При этом постарайтесь максимально расслабить горло. К тому же, этим вы разминаете челюсти и губы – дополнительный полезный эффект.

    Человек в стрессе весь сжимается и звуки с трудом продираются сквозь его горло наружу. Попробуйте напрячь горло, сразу поймете, о чем речь. Поэтому каждый раз, когда нужно расслабить горло перед публичным выступлением, презентацией, собеседованием, уделите пару минут для этого упражнения.
    Заключение

    Таким образом, каждый, кто заинтересован в успехе своего выступления, должен разбираться в том, что происходит с тоном голоса, как он изменяется, каков его интонационный рисунок при произнесении предложений.

    Хороший голос необходим не только для достижения профессиональных успехов в деловой сфере, но и в повседневно-бытовом общении. Людей, имеющих приятный проникновенный голос, обычно более охотно и долго слушают, чем тех, кто обладает резким пронзительным или грубым хриплым голосом.

    Научиться четко, ясно, красиво говорить можно. Этому поможет техника речи - особый раздел риторики и важная сторона ораторского мастерства. Техника речи - это «совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективно использовать речевой аппарат».

    Техника речи является специфическим разделом риторики. Здесь, как нигде, важны упражнения и упорная, длительная практическая работа над навыками произношения.


    написать администратору сайта