9. Технология производства телевизионных новостей на федеральном и региональном уровнях. 9 вопр. Технология производства телевизионных новостей на федеральном и региональном уровнях
Скачать 24.39 Kb.
|
Технология производства телевизионных новостей на федеральном и региональном уровнях; Блоки технологических этапов производства телесюжета. – Пре-продакшн: рисёч, концепция, синопсис. – Пост-продакшн: расшифровка, редактирование, монтаж. 3.8.1 Из кинематографа в телевещание пришло разделение технологического процесса изготовления телесюжета на три основных блока: - пре-продакшн – деятельность, предшествующая съемке; - продакшн – непосредственно съемка; - пост-продакшн – этапы обработки материала и подготовки его к выходу в эфир. 3.8.2 Пре-продакшн (от англ. pre – перед, production – изготовление производство) – процесс подготовки к созданию фильма, музыкального видеоклипа, рекламного ролика, любого другого произведения. В пре-продакшн телевизионного сюжета выделяют ряд этапов. Выработка идеи или получение задания. Существуют два варианта старта технологического процесса: когда репортер сам находит идею и получает «добро» от редактора и когда редактор дает задание. Поиск собственных идей, как правило, приветствуется в редакциях. Информационные поводы, которые превращаются в репортерские задания, находят либо шеф-редактор, либо продюсер, который отслеживает основные информационные потоки: сайты информационных агентств, блоги и социальные сети, электронную почту редакции, телефонные звонки. Сбор информации, или рисёч (рисёрч) (англ. research – изучение, исследование, изыскание) – процесс сбора информации о событии, его участниках, а также бэкграунда. На этот этап может уйти от 10 минут до нескольких дней. В некоторых редакциях для этого есть специальный сотрудник, который работает в интересах всех репортёров, – рисёчер. В ходе рисёча нужно получить ответы примерно на такие вопросы: - происходило ли что-то подобное раньше; - кто в этом участвовал; - чем ещё известны главные участники события; - чем обычно заканчивались подобные события; - какова статистика, имеющая отношение к теме; - каковы варианты развития событий; - как это событие связано с другими? Всю информацию следует перепроверить. Британская корпорация ВВС рекомендует своим корреспондентам, приступая к работе над той или иной новостью, ответить самому себе на следующие вопросы [1]: - что тут, собственно, нового? - чем данная новость отличается от других новостей того же ряда? - что в ней правда? - что в ней существенно и для кого? - чем она интересна и для кого? - в чем ее злободневность и для кого? - каковы основные аспекты, которые нужно осветить? - что надо узнать предварительно? - под каким углом освещать эту новость? - ограничиться ли изложением фактов или отразить чьи-то мнения? - давать ли анализ события? Вдаваться ли в предысторию вопроса и сопутствующие обстоятельства? - насколько зрители уже осведомлены о происходящем? - насколько подробным должен быть рассказ о событии? - как сделать его занимательным и злободневным (от «злоба дня» – актуальный, представляющий существенный интерес в данный момент)? - каков наилучший формат для данного случая: простое или расширенное информационное сообщение, «этажерка», интервью, репортаж? - каков должен быть объем вашего материала? - если новость уже довольно долго находится в центре внимания, как и чем ее развить? - можно ли спрогнозировать дальнейший ход событий и соответственно спланировать их освещение? Если репортёр не может найти ответы на какие-то из этих вопросов самостоятельно, можно сделать это вместе с шеф-редактором. Разработка общего замысла сюжета, или концепции (от лат. conceptio - понимание) – комплекса положений, которые дают целостное представление о будущем произведении. В рамках концепции необходимо понять: - зачем снимается сюжет; - о чем будет сюжет (его фабула); - какова будет основная идея сюжета; - кого, что, где и когда следует снять, чтобы эту идею проиллюстрировать. Концепцию репортер обязан разработать до начала съемок, хотя в процессе замысел может быть значительно скорректирован. Однако никогда не следует выезжать на съемки «с пустой головой». Обсуждение замысла с редактором. В профессиональных коллективах это обязательный этап. Редактор может сообщить дополнительную информацию, подсказать идею, благодаря которой сюжет приобретет «объём», то есть из частностей можно будет сделать обобщение, «приподняться над плоскостью». Написание синопсиса (греч. synopsis – обозрение) – здесь: краткого литературного изложения концепции сценария, его содержания, сути сюжетного конфликта. Синопсис чаще применяется в киноиндустрии при создании фильмов, его функция – заинтересовать продюсера, который обладает ресурсами. Считается, что написание синопсиса будущего телесюжета, особенно большого и/или сложного, помогает журналисту привести в порядок мысли, найти «красную нить» повествования и определить ключевой конфликт, который необходим для развития истории. «Телефонный», или «продюсерский» этап: переговоры с потенциальными героями будущего сюжета с целью понять детали истории и договориться о съемках, уточнить время и место. В некоторых телекомпаниях этим занимаются продюсеры, но если за телефон берется сам репортер, он имеет возможность получить дополнительную полезную для сюжета информацию. На этом этапе рекомендуется рассмотреть возможные варианты действий в непредвиденной ситуации (агрессивное поведение кого-либо на месте съемки, отказы от комментариев, отмена события, неблагоприятная для съёмки погода и т.п.). Вместе с продюсером или без него необходимо позаботиться о необходимых условиях работы: - парковке транспорта; - доступе к месту съемки (необходимы ли аккредитация, разрешения, пропуска?); - запасном варианте места съемки на случай плохой погоды; - взаимодействии с конкурентами, если событие снимают несколько камер; - питании группы, если нужно далеко ехать, съемка продолжительная или приходится на обеденное время. Обсуждение замысла с оператором. Он должен понять, что ему предстоит снимать. Репортёру следует помнить: телевидение – это коллективное творчество, оператор – соавтор. 3.8.3 Следующий блок – продакшн: съемка видео, запись синхронов и стендапа, сбор информации на месте событий. 3.8.4 Далее следует пост-продакшн (лат. post – после, англ. production – изготовление, производство) – обработка снятого материала и создание готового сюжета. Материал (от лат. materia – вещество) – вещество, предмет или информация, которые применяются для изготовления готового изделия, продукта, произведения; сырьё. Следует отметить, что телевизионные ведущие, сообщая зрителям, что все сейчас увидят «материал нашего корреспондента», не только совершают профессиональную ошибку, так как заставляют аудиторию осмысливать технологический жаргон, но и искажают смысл: зритель видит не материал, то есть сырьё, а готовое произведение. Просмотр снятого видео. При просмотре желательно отметить тайм-код наиболее удачных или важных кадров, потенциальных лайфов. Тайм-код (англ. time – время, code – код, шифр), он же адресно-временной код – данные о времени, записываемые на носитель вместе с изображением и звуком, с помощью которых кодируется место каждого фрагмента в записи. Расшифровка синхронов и стендапа. Задача – записать содержание синхронов и стендапа в виде текста, а также по тайм-коду установить их место в записи и продолжительность. Рекомендуется все расшифровывать дословно: так легче выбирать подходящие фрагменты, кроме того редактор при просмотре текста сюжета должен получить представление, что и как говорят спикеры. В некоторых редакциях расшифровкой занимаются специальные сотрудники. Написание текста сюжета и саморедактирование: вычитывание с целью проверки логики повествования и выявления языковых ошибок. Вычитывание и редактирование текста вместе с редактором. Часто у редактора бывает свой взгляд на тему, и он пытается удалить из текста то, что считает ненужным. Если репортёру удаляемое кажется важным, он должен уметь отстоять свою точку зрения. Начитка закадрового текста. Следует обратить внимание на темп, напор (драйв (от англ. drive – возбуждение, напористость)), интонацию, логические ударения. Монтаж (фр. montage – сборка) – творческий и технический процесс в кинематографе, телевещании или на студиях звукозаписи, позволяющий в результате соединения отдельных фрагментов исходных записей получить единое, композиционно целое произведение. Этим занимается монтажер (режиссер монтажа), но автор может присутствовать и подсказывать идеи. Монтажеры редко отказываются, так как обычно это облегчает им работу. Просмотр готового сюжета. Проверка качества, в частности, правильности всех титров. Следует отметить, что описанная технология применяется не во всех телекомпаниях. В частности, есть редакции, где авторы текстов не выезжают на съёмки, весь материал для них добывают продюсеры. Интершум – это звук, записанный вместе с видео. Как правило, он сопровождает закадровый текст, является полноценным изобразительным средством. При отсутствии интершума страдает эффект присутствия. Иногда интершум в телесюжетах заменяют музыкой. Её, как правило, не применяют в программах новостей. Задача музыки – вызвать у зрителя определённые эмоции. Лайф усиливает эффект присутствия и призван обострить ключевую эмоцию. Требования к лайфу: - видео и звук должны быть выразительными - хронометраж лайфа в новостном телесюжете не должен быть более 5-8 секунд (своеобразный «выстрел»). Синхрон – один из ключевых компонентов. Требования к синхрону: - хронометраж в новостном сюжете – как правило, не более 25 секунд (вернее, не более 25 секунд должно находиться в кадре лицо говорящего, иначе страдает динамика сюжета и внимание зрителя рассеивается); - следует обращать внимание на фон синхрона (желательно, чтобы он был «говорящим», то есть соответствовал теме сюжета, кроме того у спикера не должны «торчать из головы» ветки деревьев, столбы и т.п. Стендап (англ. stand up – вставать) – монолог репортёра в кадре. Обычно стендап используется, чтобы продемонстрировать зрителю присутствие на месте события и усилить телевизионные эффекты присутствия, диалогичности и доверительности. Требования к стендапу: - следить, чтобы внешность репортёра соответствовала ситуации или стандартам телеканала; - следить за фоном. Титры (фр. titre от лат. titulus – название, надпись) – поясняющие надписи в сюжете. Это могут быть - титры в синхронах (имя, фамилия, должность спикера); - геотитры (указание места событий); - поясняющие титры (например, «Съемка МЧС» или «Архив»); - субтитры (фр. sous-titres – подписи) – текст, сопровождающий видеоряд (например, перевод с иностранного языка или дублирование неразборчивого звучащего текста), а также «бегущая строка». Требования к титрам: - должны читаться без усилий; - не должны содержать фактических и грамматических ошибок. Закадровый текст, как правило, пишет побывавший на месте события репортёр. Иногда это делают редакторы, используя подготовленные продюсерами готовые материалы съёмок. Текст называется закадровым, потому что того, кто говорит, зритель не видит. Начитывать текст может как сам корреспондент, так и диктор. 3.8.4 Далее следует пост-продакшн (лат. post – после, англ. production – изготовление, производство) – обработка снятого материала и создание готового сюжета. Материал (от лат. materia – вещество) – вещество, предмет или информация, которые применяются для изготовления готового изделия, продукта, произведения; сырьё. Следует отметить, что телевизионные ведущие, сообщая зрителям, что все сейчас увидят «материал нашего корреспондента», не только совершают профессиональную ошибку, так как заставляют аудиторию осмысливать технологический жаргон, но и искажают смысл: зритель видит не материал, то есть сырьё, а готовое произведение. Просмотр снятого видео. При просмотре желательно отметить тайм-код наиболее удачных или важных кадров, потенциальных лайфов. Тайм-код (англ. time – время, code – код, шифр), он же адресно-временной код – данные о времени, записываемые на носитель вместе с изображением и звуком, с помощью которых кодируется место каждого фрагмента в записи. Расшифровка синхронов и стендапа. Задача – записать содержание синхронов и стендапа в виде текста, а также по тайм-коду установить их место в записи и продолжительность. Рекомендуется все расшифровывать дословно: так легче выбирать подходящие фрагменты, кроме того редактор при просмотре текста сюжета должен получить представление, что и как говорят спикеры. В некоторых редакциях расшифровкой занимаются специальные сотрудники. Написание текста сюжета и саморедактирование: вычитывание с целью проверки логики повествования и выявления языковых ошибок. Вычитывание и редактирование текста вместе с редактором. Часто у редактора бывает свой взгляд на тему, и он пытается удалить из текста то, что считает ненужным. Если репортёру удаляемое кажется важным, он должен уметь отстоять свою точку зрения. Начитка закадрового текста. Следует обратить внимание на темп, напор (драйв (от англ. drive – возбуждение, напористость)), интонацию, логические ударения. Монтаж (фр. montage – сборка) – творческий и технический процесс в кинематографе, телевещании или на студиях звукозаписи, позволяющий в результате соединения отдельных фрагментов исходных записей получить единое, композиционно целое произведение. Этим занимается монтажер (режиссер монтажа), но автор может присутствовать и подсказывать идеи. Монтажеры редко отказываются, так как обычно это облегчает им работу. Просмотр готового сюжета. Проверка качества, в частности, правильности всех титров. Следует отметить, что описанная технология применяется не во всех телекомпаниях. В частности, есть редакции, где авторы текстов не выезжают на съёмки, весь материал для них добывают продюсеры. |