курсовая Янилкина.. Технология социального партнерства как ресурс развития деятельности концертнозрелищных учреждений
Скачать 42.44 Kb.
|
Тема: «Технология социального партнерства как ресурс развития деятельности концертно-зрелищных учреждений» СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ 1 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТНО-ЗРЕЛИЩНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРСТВ 4 1.1. Концертно-зрелищное учреждение как КДУ традиционного типа 4 1.2. Технология социального партнерства как технология менеджмента СКД 10 Глава 2. Практические аспекты развития деятельности концертно-зрелищных учреждений с использованием технологий социального партнерства. 17 2.1. Анализ социокультурной практики концертно-зрелищных учреждений 17 2.2. Проект по развитию деятельности концертно-зрелищных учреждений с использованием социального партнерства 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 ВВЕДЕНИЕАктуальность курсовой работы заключается в необходимости изучения досуговой сферы современной молодежи, поскольку свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Использование свободного времени молодыми людьми является своеобразным показателем культуры, диапазона духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека. Технология социального партнерства как ресурс развития деятельности концертно-зрелищных учреждений используется для того, чтобы в том числе определить причины недовольства (ограниченные материальные ресурсы в городе для интересных форм досуга; отсутствие в городе культурно-досуговых учреждений, которые отвечали бы требованиям молодежи; ограниченный выбор заведений, где можно провести свободное время) и решить их. Существует разрыв между потребностями молодежи в сфере досуга и деятельностью городского департамента молодежной политики, который проводит мероприятия по собственному плану, без учета мнения молодежи. Изучаются знания молодежи о мероприятиях и определяется проблема неосведомленности о культурно-развлекательных мероприятиях, которые связаны с отсутствием интереса у молодежи и отсутствием желания организаторов Департамента культуры выяснить, что интересует эту возрастную группу. Альтернативные формы досуга, которые молодые люди хотели бы видеть. Развитие культуры, в силу специфики культурной деятельности, требует активной государственной поддержки; государственное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в стране. В большинстве развитых европейских стран бюджетное финансирование остается одной из основных форм государственной поддержки культуры и досуга. Однако расходы на эти нужды составляют относительно небольшую часть общих расходов стран – от 0,2% до 2,5%. Модель государственного финансирования культуры формируется в каждой стране на основе выбора методов, форм и механизмов финансовой политики. На его формирование сильное влияние оказывают такие факторы, как традиционные национальные культурные ценности и развитие благотворительности и спонсорства. Приоритетными направлениями финансирования признаны сохранение культурного наследия (архитектурных памятников и т.д.), музыкальные и театральные фестивали, выставки современного изобразительного искусства и выпуск книг. Только часть средств, выделяемых на поддержку культуры и искусства, распределяется в ряде Европейских стран, за счет бюджетов министерств культуры (RESH, 2014). Другие центральные ведомства также несут бремя финансирования культуры: Министерство обороны финансирует военные оркестры, Министерство юстиции финансирует культурные мероприятия в тюрьмах, а Министерство образования финансирует различные предметы, связанные с культурой, для использования в обычных школах. Для повышения эффективности бюджетного финансирования были созданы межведомственные схемы субсидирования культуры. Во многих странах наряду с бюджетным финансированием широкое распространение получило государственное финансирование из внебюджетных фондов, оправданное «особыми потребностями» индустрии культуры и «национальными интересами». Объект исследования – технология социального партнерства. Предмет исследования – ресурс развития деятельности концертно-зрелищных учреждений. Цель исследования – определить значение технологии социального партнерства как ресурса развития деятельности концертно-зрелищных учреждений. Исходя из поставленной цели исследования были определены следующие задачи: - Рассмотреть концертно-зрелищное учреждение как КДУ традиционного типа; - Выявить технологию социального партнерства как технологию менеджмента СКД; - Проанализировать социокультурной практики концертно-зрелищных учреждений (Музыкальный театр Казани); - Разработать проект по развитию деятельности концертно-зрелищных учреждений с использованием социального партнерства. Методы исследования: в качестве метода исследования мы использовали метод отбора информации, анализ, обобщение, систематизация. Курсовая работа состоит из введения, двух глав с двумя параграфами, заключения и списка использованных источников. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТНО-ЗРЕЛИЩНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРСТВ1.1. Концертно-зрелищное учреждение как КДУ традиционного типаСоциальная модель досуга фокусируется на формах участия различных групп в досуговой деятельности социального плана и на поведенческих характеристиках ее участников. Главной особенностью всех концепций является свобода для интересной деятельности, а не свобода от правил человеческого взаимодействия. Еще одной особенностью является определенный набор мероприятий, предназначенных для отдыха, развлечений, физическое и духовное развитие человека. В последние десятилетия усилилась тенденция одомашнивания досуга и досуга, с другой стороны, возрастает потребность в социально-педагогическом управлении культурно-досуговой сферой специалистами, которые должны развивать и удовлетворять постоянно растущие запросы и потребности различных социально-демографических групп, внедряя игру приступаем к занятию. Благодаря развитию технологий виртуальное социокультурное пространство становится доступным к огромному количеству людей и дает им возможность объединяться в сообщества. По мере того, как изменения, происходящие в российском обществе, усиливают стремление молодых людей к свободе, независимости и наиболее полной реализации своих способностей, начинают появляться новые каналы для всех видов самореализации личности.1 В настоящее время потребности и интересы молодежи постоянно меняются и растут, и структура досуга становится все более сложной. Свободное время неравномерно распределено между разными группами населения. Морозов Г. Н. выразил свое мнение о необходимости разрабатывать дифференцированные формы организации досуга для разных групп населения. Разные категории людей отличаются друг от друга своими потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовки, бюджетом свободного времени и отношением к нему. Это именно то, что следует учитывать в работе современных культурно-досуговых программ, они должны предлагать людям наиболее эффективные виды досуга в каждом конкретном случае, свобода выбора и возможность смены различных видов деятельности.2 Выбор того или иного способа проведения досуга определяется, с одной стороны, уровнем культурного развития самого человека, который проявляется в системе его запросов и целей, а с другой стороны, возможностями, которые предоставляет ему общество для реализации интересов. Возможности раскрываются в системе условий, точнее, организационных форм, обеспечивающих реализацию различных видов досуговой деятельности. Эта тема имеет особое значение и актуальность для молодежи. Поскольку негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определить, как регулировать досуговую сферу жизнедеятельности молодежи. Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизни современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления. Таким образом, согласно определению Аванесова, Г.А. культурно-досуговое учреждение – это организация, основной деятельностью которой является предоставление населению разнообразных услуг социокультурного, просветительского, оздоровительного, развлекательного характера, создание условий для развития любительского художественного творчества. Оно создается учредителем в целях удовлетворения общественных потребностей в развитии традиционного народного художественного творчества, социокультурной активности населения, организации его досуга и отдыха.3 Культурно-досуговые учреждения могут являться юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Направления деятельности учреждений культуры: 1. Деятельность, связанная с гражданским воспитанием. 2. Деятельность, связанная с трудовым воспитанием. 3. Деятельность, связанная с дополнительным образованием. 4. Деятельность, связанная с эстетическим воспитанием. 5. Деятельность, связанная с рекреационной функцией. 6. Деятельность, связанная с экологическим воспитанием. 7. Деятельность, связанная с укреплением здорового образа жизни. Назначение КДУ: 1. культурное просветительство, 2. художественное творчество, 3. развитие эстетических чувств, 4. отдых, 5. развлечение. В свою очередь, концертно-зрелищные учреждения являются одними из самых популярных среди культурно-досуговых учреждений. Они ориентированы на демонстрацию образцов ценностей культуры. К зрелищным учреждениям культуры относят учреждения, ориентированные на демонстрацию, трансляцию образцов, ценностей культуры, т.е. актуализацию культур фонда, на введение в оборот таких ценностей, образцов, норм, их репродуцирование и внесений инноваций в имеющийся культурный фонд, в т.ч. в фонд мировой художественной культуры. Как правило, зрелищные учреждения имеют специально отведенные места. Все действующие в России культурно-зрелищные учреждения подразделяются на несколько типов, каждый из которых включает группу однородных учреждений, обладающих характерными признаками: - театры; - концертные организации; - спортивно-зрелищные комплексы; - цирки; - кинотеатры; - клубные учреждения; - санаторно-курортные; - выставки; - интернет-клубы и т.д. Эти учреждения и организации решают специфические задачи сохранения исторических, национальных памятников культуры, пополнение культурных достижений в области культуры, проведение исследование в этой области. Правовая основа сохранения и развития культуры регламентирована Законом РФ «основы законодательства РФ о культуре»4, в которой указана непрерывную связь создания и приобщения к культурным ценностям граждан. Опираясь на выводы Жировой М.Б. в статье «Современные методы управления культурно-досуговой сферой: региональный опыт», можем сказать, что деятельность культурно-досуговых учреждений должна решать, прежде всего, социальные проблемы молодого поколения в регионе, рассматривая и предлагая новые модели образа жизни. Досуг сегодня становится совокупностью таких социальных проблем, которые общество не способно решить в других сферах жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность, проституция и др.). Также Жирова М.Б. утверждает, что это не означает, полную способность досуговой деятельности разрешать социальные вопросы, но предложить альтернативу, социально-значимые программы входит в сферу обязанности досуга. Деятельность досуговых учреждений должна быть направлена на создание наиболее благоприятных, комфортных, оптимальных условий для отдыха, развития духовных, интеллектуальных, творческих способностей каждого молодого человека.5 Шарковская Н.В. отмечает наличие трех главных параметров, которые являются основой создания центров досуга: - собственно культурного, отражающего культурную ситуацию в регионе; - социального, характеризующего состояние тенденции развития социальной сферы; - чисто территориального, представляющего экономико-географические, этические и другие особенности данного региона. Практически каждый из этих параметров уже сам по себе служит основанием для поисков наиболее предпочтительной структуры социально-культурного центра, приоритетных направлений его деятельности.6 Культурно-досуговые учреждения реализуют запросы, которые появляются у человека в течении жизни, кроме того, важно, чтобы каждый запрос был реализован вовремя. Особенно ярко данная закономерность проявляется в молодом возрасте. Именно в этот период человек наиболее сильно интересуется музыкой, кинематографом, усваивает нравственные ценности, осваивает культурное наследие. Отсюда следует, что культурно-зрелищные мероприятия как КДУ традиционного типа необходимы обществу и являются наиболее значимыми для молодого поколения как воспитательная часть жизни. 1.2. Технология социального партнерства как технология менеджмента СКД В настоящее время привлечение спонсорских средств и социальное партнерство если и не становятся альтернативой государственному финансированию, то эффективно дополняют его. Тем не менее, на практике осуществление деятельности по привлечению средств в сферу культуры затруднено. Рассмотрим определение социально-досуговой деятельности, данное Володиной О.А. – это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры. Это многофункциональная сфера социально-педагогической деятельности, целью которой является организация рационального и содержательного досуга детей и молодежи, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации, раскрытие личностных способностей ее субъектов, развитие и совершенствование любительского творчества в сфере свободного времени.7 Социальное партнерство – это взаимоотношения между работниками и их представителями, работодателями и их представителями, органами государственной власти и органами местного самоуправления.8 В свою очередь, технология социального партнерства как технология менеджмента СКД подразумевает совместную взаимовыгодную работу нескольких организаций (например, филармония и власти местного самоуправления). Такое социальное партнерство базируется на следующих принципах: - заинтересованность каждой из сторон в решении определенных социальных проблем; - объединения усилий и возможность их реализации каждого из партнеров; - правовая обоснованность сотрудничества; - реализация целей и задач каждого партнера. Основания для партнерства: - финансовые вливания; - совместные исследования; - работа над грантами; - обмен технологиями; - взаимообмен кадрами; - создание общей материально-технической базы. В качестве важнейшего компонента социальное партнерство включает социальную и правовую защиту, создание условий для высокого уровня и качества жизни. К основным принципам социального партнерства относятся: - приоритет общенационального согласия; - исключение взаимной борьбы между социальными группами; - социальное партнерство с точки зрения способа и формы совместного проживания; - партнерство осуществляется между несколькими лицами и/или организациями, что определяет необходимость согласования потребностей и интересов взаимодействующих сторон; - партнерство направлено на решение социально значимой задачи, признанной и принятой всеми сторонами. Евладова Е. Б. представляет подходы, разработанные в настоящее время в оценке системы социального партнерства, а также систему оценки базового уровня социального партнерства. Первая система: - оценка сложных структурных и организационных элементов партнерства: - соглашения, контракты, проекты, программы (на федеральном, территориальном, организационном уровнях); - инструменты координации и защиты социально-экономических интересов субъектов партнерского взаимодействия; - эффективность существующих комиссий по урегулированию споров и конфликтов. Вторая система: - оценка характера преобладающих ценностей, норм, принципов и поведения субъектов партнерства; - определение места социального партнерства в системе социокультурного пространство общества.9 В свою очередь, Аракелов, Г.П., описывая критерии эффективности социального партнерства (уровень трансакционных издержек, эффективность функционирования отдельных институтов и т.д.), отмечает, что при реализации партнерства «не ставится задача достижения какого-либо экономического результата, это в первую очередь направленный на согласование интересов, поиск компромиссных решений на основе взаимовыгодного диалога сторон».10 Киселева Т. Г., рассматривая инновационные методы управления в сфере культуры, сформулировала критерии эффективности проектов, реализуемых в отрасли: - инновации; - финансирование; - менеджмент и маркетинг; - мониторинг и оценка результатов; - устойчивость проекта/долгосрочный эффект.11 Указанные автором критерии стали основой для многоуровневой системы экспертной оценки мероприятий и проектов, идею которой можно позаимствовать при разработке методологии оценки эффективности социально-культурных партнерств. Сегодня одним из важных субъектов образовательного процесса города Казани является Татарская государственная филармония имени Габдуллы Тукая,12 которая обладает стабилизирующей функцией в обществе и является основой формирования исторически конкретного индивидуального сознания. Являясь транслятором традиций, филармония способствует поддержанию определенного равновесия и сбалансированности систем ценностей различных поколений, а также является одним из возможных социальных партнеров. Необходимо, чтобы в разработке участвовали сотрудники филармонии, другие заинтересованные группы и лица, имеющие к ней отношение, ведь именно они могут оказать организации поддержку в тяжелые времена: местные власти, центральное правительство, вышестоящие руководящие органы, посетители, исследователи, спонсоры, друзья филармонии. Успеха КДУ добивается в том случае, когда ему удается учитывать и сочетать эти разнонаправленные интересы, не отдавая предпочтение ни одной из групп. Таким образом, технология социального партнерства как технология менеджмента СКД необходима для повышения общественного интереса к культурно-досуговым мероприятиям, а также к его значению для настоящего и будущего, привлечение новой аудитории, а также разработки новых программ и привилегий. Согласно Татарской республиканской организации Общероссийского профессионального союза работников культуры,13 социальное партнерство было организовано между Министерством культуры Республики Татарстан и Татарской республиканской организацией Российского профсоюза работников культуры на 2020 - 2022 годы. В Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая было организовано социальное партнерство с комиссией по вопросам сохранения и развития М. В. Ломоносова.14 Программа побыла разработана в виде конкурса популяризации татарского языка и литературы, татарского художественного слова, и проводится с целью пробуждения интереса, обучения ощущению поэтического потока. Кроме того, совместно с органами местного самоуправления, школами и последующими образовательными учреждениями, в Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая на регулярной основе проводятся концерты для детей и молодежи с целью активного привлечения детей и молодежи в возрасте с 14 до 22 лет к изучению искусства, мотивация к изучению истории джаза, повышение культурного уровня подрастающего поколения. Программа составлена с учетом детской психологии и рассчитана на широкую аудиторию. Разнообразный репертуар: от лучших образцов мировой джазовой классики до популярных и любимых мелодий из кино в исполнении филармонического джаз-оркестра РТ. Концерт «Инструменты джаз-оркестра» проходят в форме музыкально-театрализованных представлений. Программа выстраивается таким образом, что и оркестр, и ведущий-музыковед, и зрители, становятся участниками единого художественного действия, направленного на глубокое познание музыки. Также стоит отметить социальное партнерство театра Оперы и Балета имени Мусы Джалиля в Казани15 и застройщика АК Барс Дом. Последний является генеральным партнером театра и заявляет одним из своих приоритетных направлений в культурно-просветительской деятельности поддержку национального искусства. Кроме того, партнером театра является российский банк «Почта банк», который совместно с учреждением культуры и поддержкой государства организовали программу по популяризации культурных мероприятий среди молодежи. Банк предлагает оформить на своем сайте «Пушкинскую карту» номиналом 3000 рублей для посещения культурно-досуговых мероприятий. От Республики Татарстан участвуют 80 учреждений. Таким образом, в настоящее время, по мнению одного из ведущих специалистов по маркетингу культурно-досуговой деятельности Т.В. Абанкиной, эффективная маркетинговая стратегия состоит в формировании корпоративного предложения: межорганизационное сотрудничество, совместные программы с другими организациями и учреждениями культуры, партнерские проекты. При этом основу предлагаемого продукта составляют взаимодополняющие товары и услуги, которые провоцируют их комплексное потребление в определенных пропорциях. Такой продукт может создаваться совместными усилиями филармонии и туристических организаций, филармонии и образовательных учреждений, филармонии и индустрии развлечений и т.д. Социальное партнерство должно стать важнейшим направлением социальной политики и менеджмента СКД. Это требует формирования совокупных органов организаций для эффективного осуществления социального партнерства. Необходимо формирования субъектов социального партнерства, то есть многочисленных общественных организаций, профсоюзов, культурно-досуговых учреждений, ассоциаций и коммуникативных структур со своими разнообразными интересами и концепциями. Однако следует отметить, что острота разногласий между ними создает основу для различных противоречий из-за отсутствия политической культуры. Все это препятствует достижению социального партнерства. Необходима добрая воля всех социальных партнеров, их стремление к сотрудничеству, конструктивным встречам и совместным усилиям для решения важных проблем, стоящих перед обществом. Социальное партнерство связано не только с многообразием форм социальной структуры, но и с конкретными этапами развития, которые отражают не только реакцию правящей власти на социальный вызов масс, но и новые модели современной цивилизации. В рамках этой коммуникативной сферы устанавливаются не только взаимовыгодные отношения, но и гармоничные социальные отношения, конечной целью которых является социальная интеграция общества и социальные изменения на благо общества. То есть это определение, по сути, имеет дело с социальным партнерством. Социальные отношения во всех их формах, таких как образование, политика, пропаганда, популярная культура, религия и реклама, в настоящее время становятся все более и более источником власти. Социальные отношения можно рассматривать как средство и как процесс регулирования отношений во имя социального прогресса между властью и обществом, бизнесом и обществом, культурой и обществом, а также внутри власти, бизнеса и культуры, как сфер человеческой деятельности. Процесс регулирования отношений в сфере политики, экономики и культуры обеспечивает социальный прогресс и баланс в системе координат: человек-политика, человек-экономика и человек-культура. Процесс регулирования отношений осуществляется посредством обмена информацией. Глава 2. Практические аспекты развития деятельности концертно-зрелищных учреждений с использованием технологий социального партнерства.2.1. Анализ социокультурной практики концертно-зрелищных учрежденийМузыка неразрывно связана с контекстом, в котором она производится, потребляется и преподается, и взаимосвязь между музыкой, обществом и культурой исследовалась в течение многих десятилетий. Фундаментальные исследования в области музыковедения исследовали, как социальные и культурные обычаи влияют на музыкальные практики макро-и микро-способами. Например, музыка может быть основной особенностью социальных праздников, таких как свадьбы, в качестве средства культурного выражения и поддержания через церемонию. Именно это значение может меняться в разных контекстах и, следовательно, отражаться в способах манипулирования музыкой и звуком или создания более крупных произведений с различными целями. Будь то развлекать или играть решающую роль в церемониальных ритуалах, музыкальные практики не могут быть отделены от среды, в которой они существуют. Проанализируем социокультурную практику концертно-зрелищного учреждения – Театр Оперы и Балета имени Мусы Джалиля в Казани.16 Театр поддерживает современные молодежные направления и средства коммуникации и имеет собственную официальную страницу в социальной сети Телеграмм. Это, несомненно, является его плюсом, так как сайт успешно набирает обороты среди молодежи и является высокоиспользуемым в настоящее время, в период санкций. Это дает театру оперы и балета использовать дополнительную возможность рекламы и привлечения новой молодой аудитории. Кроме того, театр учувствует в социальных программах, одна из которых была отмечена нами в предыдущей главе (программа «Пушкинская карта»), что показывает его заинтересованность в социальном развитии. Также стоит отметить, что с 1994 года театр ежегодно проводит международные гастрольные турне по странам Европы (Голландия, Германия, Австрия, Швеция, Швейцария, Люксембург, Португалия, Дания, Франция, Великобритания и др.), в ходе которых представляет зарубежной публике до 120 спектаклей в год. Согласно данным официального сайта театра, средняя заполняемость зала составляет 96%, что свидетельствует о его популярности и признанности среди населения. Еще одной особенностью постановок следует отметить то, что ни один спектакль не проходит и дважды в одном и том же составе, благодаря чему удается поддерживать премьерный уровень всех постановок театра и избежать их деления на событийные и рядовые. Также важно то, что регулярно в театре Оперы и Балета имени Мусы Джалиля проходят фестивали при поддержке Татарской республиканской организации Общероссийского профессионального союза работников культуры. Фестиваль длиться практически месяц и включают в свою программу наиболее яркие и значимые спектакли театра. Кроме того, главные партии в них исполняют приглашенные солисты – солисты ведущих театров России и мира. Также в театре проходят фестивали татарской песни, что способствует поддержке национального наследия. Проведем анализ социокультурной практики концертно-зрелищного учреждения Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан (ГАСО РТ).17 В театре также проводятся разнообразные фестивали, например – музыкальный фестиваль «Творческое открытие» при поддержке Министерства Культуры Российской Федерации в рамках программы «Звезды XXI века» совместно с Московской государственной академической филармонией. Программа позволяет познакомиться зрителям с молодыми артистами и существует уже 8 лет. Стоит отметить, что события оркестра регулярно освещаются в разнообразных СМИ (ТВ, печатные издания, интернет-источники, радио), что способствует популяризации оркестра среди населения Казани и не только. Также оркестр регулярно выезжает на гастроли как по России, так и за границу. Проанализируем социокультурную практику концертно-зрелищного учреждения «Лориэн» – Народный Музыкальный Молодежный Театр. У театра есть собственная страница в социальной сети Вконтакте, Инстаграм и Ютуб, где они анонсируют события и предстоящие спектакли. Кроме того, театр гастролирует по городам России. Театр находится в социальном партнерстве с культурным центром «Московский» в Казани, являющемся подведомственным учреждением управления культуры ИКМО г.Казани, а также с Национальным музеем Республики Татарстан. Театр также можно посетить по «Пушкинской карте» о которой было сказано выше. Таким образом, проведя анализ социокультурной практики концертно-зрелищных учреждений, можно сделать вывод, что социальное партнерство необходимо для развития культурно-досугового учреждения, привлечения новых зрителей и слушателей, повышения клиентской лояльности, увеличения бюджета организации. Проанализировав несколько музыкальных театров Казани очевидно, что тяжелее всего развиваться небольшим молодежным организациям без поддержки Министерства культуры, хотя именно молодежь необходимо привлекать к КДУ. 2.2. Проект по развитию деятельности концертно-зрелищных учреждений с использованием социального партнерстваСогласно исследованиям В.М. Чижикова, технологии социального партнерства отражаются в необходимости организации культурно-досуговых мероприятий по месту жительства. Фактически, практика развития крупных мегаполисов актуализирует поиск технологий преодоления кризиса воспитательной городской среды и организации социально-культурной деятельности некоммерческих общественных объединений, цель которых – одухотворение жизненного пространства и приобщение жителей к культурным ценностям; развитие самодеятельной активности и содержательного досуга по месту жительства; преодоление одиночества и отчуждения посредством фестивальных движений, профилактика социальных деструкций в условиях массовой физкультурно-оздоровительной работы, оптимизация жизненного пространства в создании общества равных возможностей. В данной социокультурной ситуации некоммерческие общественные объединения активно работают по проблемам преодоления гражданской пассивности, формированию социального капитала, формируется новое качество социально-культурной деятельности – функция модератора общественного взаимодействия. Одной из задач социально-культурной деятельности некоммерческой общественной организации является умение восстанавливать и поддерживать социальные связи между личностью и обществом, «очеловечивать» отношения между людьми, используя не только средства культурно-досуговой работы, но и широкий арсенал культуротворческих методик, стимулирующих междусубъектное взаимодействие и общение. Такие методики позволяют оптимизировать процессы личностного развития представителей различных социальных и этнических групп, с успехом регулируют эмоциональную и нравственную обстановку в мегаполисе. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации, некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая свою прибыль между участниками.18 Культурно-досуговые учреждения объединяет цель создания общественных благ, оказания социальных услуг, которую они могут решать более эффективно, чем государственные или коммерческие организации. Однако, для решения данной задачи необходимо использовать социальное партнерство, что осложняется острым дефицитом квалифицированных менеджеров СКД. В оценках населения недостаточная обеспеченность социально-культурной деятельности, в первую очередь, связана со следующими проблемами: - неравномерность размещения объектов культуры, недостаток учреждений районного уровня в ряде отдаленных от центральной части города районов, сохранение сравнительно высокого «порога доступности» действующих учреждений; - объемы и виды услуг, оказываемые учреждениями культуры, не в полной мере соответствуют запросам, предпочтениям и ожиданиям граждан; - недостаточное оснащение учреждений культуры современным высокотехнологичным оборудованием для культурно-досуговой и творческой деятельности, образования и самообразования, проведения мероприятий, деятельности любительских объединений, а также средствами обеспечения доступности учреждений культуры для различных категорий населения, в том числе людей с ограничениями жизнедеятельности; - недостаточное использование возможностей негосударственных структур, работающих в сфере культуры и искусства, неразвитость форм взаимодействия с ними государственных учреждений культуры и, как следствие, недостаточное развитие услуг в сфере культуры, оказываемых негосударственными (общественными, некоммерческими, частными) организациями; - дефицит крупных современных комплексов международного уровня для проведения фестивальных и других программ в различных жанрах искусства (музыкального, театрального, кино), концертно-филармонической и выставочной деятельности, использования их в качестве базы для концертных и работы других художественных коллективов. Таким образом, для развития деятельности концертно-зрелищных учреждений с использованием социального партнерства необходимо: - сбор и обмен опытом по стратегиям организации профсоюзов; - развивать информационно-пропагандистскую работу; - делиться и обмениваться опытом в отношении предоставления услуг; - изучить специфические молодежные тенденции. Таким образом, предлагая проект для развития деятельности концертно-зрелищных учреждений с использованием социального партнерства предложим следующие мероприятия: 1. Обеспечение разнообразия репертуарного предложения – одно из приоритетных направлений развития концертной деятельности в области академической музыки. 2. Заключение сотрудничества между молодыми молодежными организациями и государственными театрами, разработка программ для повышения лояльности к обоим среди населения. Например, при социальном партнерстве молодежной организации и государственного театра с «серьезными» постановками сделать скидку на постановку в государственном театре при покупке билета в молодежный театр. 3. Ставить мюзиклы с яркими, красивыми декорациями. 4. Включить в репертуар оркестра современную музыку. 5. Обеспечить наличие концертных программ, подготовленных специально для детской и юношеской аудитории. 6. Наличие в концертных программах современных произведений российских и зарубежных композиторов, осуществление их премьерных исполнений. Также необходимо распространять музыкальный продукт с помощью социального партнерства. Например, театры могли бы обеспечить скидку школьникам, а также совместно со школами и министерством образования организовать регулярные посещения школами театра как классических, так и современных постановок. Школьники могли бы получить доступ к закулисным организованным мероприятиям, что могло бы поспособствовать их заинтересованности в мероприятиях. Театры и оперы могли бы организовать мастер классы для детей и молодежи по театральному и музыкальному искусству с участием главных артистов театра. Необходимо, чтобы на подобных мероприятиях у зрителей была возможность коммуникации с артистом. Также существует проблема не заполняемости залов при гастролях неизвестных театров по городам России. Рассмотрим возможность продажи билетов со скидками школьникам, сотрудникам партнерских организаций организаций и т.д. Также можно проводить музыкальные фестивали с бесплатным доступом школьников, сотрудников партнерских организаций и т.д. Кроме того, проведение виртуальных концертов является актуальным способом коммуникаций в настоящее время. Использование возможностей Интернета является для многих жителей единственной возможностью приобщения к высоким образцам академического музыкального искусства, частично компенсирующей существенное сокращение доли академической музыки на телевидении и радио. Посредством создания виртуальных концертных залов филармонии имеют возможность не только обеспечивать показ концертов академической музыки, но и осуществлять просветительские, воспитательные и образовательные функции. В деятельности концертных организаций серьезное место должно быть отведено проектам, ориентированным на выполнение просветительской миссии в области академической музыки с использованием таких форм как открытые репетиции, встречи до и после концерта, лекции-презентации, круглые столы, клубы любителей музыки. Особое внимание при этом должно быть уделено проектам, направленным на поиск современных методов приобщения к музыкальному искусству. ЗАКЛЮЧЕНИЕСоциальное партнерство для культурного-досуговых учреждений является необходимым фактором развития в современном мире. Результаты подобного сотрудничества показывают, что партнерство между крупными и малыми художественными организациями могут быть полезным инструментом для создания культурных программ и привлечения новых зрителей. Партнерства могут помочь как крупным, так и небольшим организациям расширять свои сети, горизонты, возможности и аудиторию. Тем не менее, анализ социального партнерства также показывает, что достаточно сложно создать взаимовыгодное или устойчивое партнерство. Для осуществления социального партнерства с КДУ необходим квалифицированный менеджер, заинтересованный в развитии социально-культурной деятельности, а также в развитии конкретного учреждения культуры. Различные КДУ разделяет как финансовое неравенство, так и другие факторы, такие, как как кадровый состав и профессионализация, размер аудитории и т.д. Существует необходимость помочь культурным организациям признать и оценить преимущества и проблемы развития социально-партнерских отношений. В целом результаты показывают, что лидерам культурных учреждений следует рассматривать социальные партнерства как возможности: - Расширить художественную программу; - Расширить каналы сбыта; - Привлечь новую аудиторию; - Привлечь артистов; - Привлечь спонсоров; - Улучшить организацию; - Укрепить персонал и внутренний организационный потенциал для проведения мероприятий. Партнерство может помочь КДУ решить определенные характерные проблемы, с которыми сталкивается каждое из них. Для маленьких культурно-досуговых учреждений партнерство с более крупными учреждения могут быть частью роста: помочь укрепить внутреннее управление, администрацию и финансовые возможности; привлечь большее количество людей. Крупным организациям могут помочь более мелкие партнеры достичь определенной аудитории, которую они были не в состоянии привлечь в одиночку, узнать, как наладить отношения в обществе, и заниматься просветительской деятельностью, которая отличается от их традиционных маркетинговых стратегий. Таким образом, считаю цель курсовой работы достигнутой. 1 Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. – М.: Издательство ЛКИ, 2016. – 352 с. 2 https://human.snauka.ru/2019/05/25785 3 Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации: учебное пособ. – М., 2016. 4 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 30.04.2021) 9 октября 1992 года N 3612-1 5http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-upravleniya-kulturno-dosugovoy-sferoy-regionalnyy-opyt 6 Шарковская, Н.В. Культуротворческие формы организации молодежного досуга [Текст] / Н.В. Шарковская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2014 .- № 6(62) .- С. 124-129. 7 Володина О.А., Рябова О.Н. Организация досуговой деятельности молодежи, 2017 – 322с. 8 Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки // Образование и общество: научный, информационно-аналитический журнал. – 2015. – № 2. 9 Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е. Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №3. – С. 15-26 10 Аракелов, Г.П. Особенности развития системы социального партнерства в современной России / Аракелов Г.П. // Актуальные проблемы современной науки. - 2013. - №5. - С. 36-38. 11 Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: учеб. пособие. М., 2014.С. 145-174. 12 https://tatfil.ru/yet/press_center/ 13 http://tatprofrk.ru/index.php/sotsialnoe-partnerstvo 14 https://gossov.tatarstan.ru/activity 15 https://kazan-opera.ru/ 16 https://kazan-opera.ru/ 17 https://tatarstan-symphony.com/ 18 Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 // ФЗ РФ. – 1994. – №32. – Ст.3301. |