Реферат - текст и его структура. Текст и его структура функциональносмысловые типы речи описание, повествование, рассуждение
Скачать 31.23 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное учреждение высшего образования Кабардино-Балкарский государственный университет Им.Х.М.Бербекова РЕФЕРАТ На Тему: «Текст и его структура: функционально-смысловые типы речи – описание, повествование, рассуждение» Выполнила: Ст-ка 1ппнА Байчекуева Ж. Преподаватель: Бербеков Б.Ч. Налчик-2021 Содержание Введение………………………………………………………………………..3 Текст и его структура………………………………………………………….4 Функционально-смысловые типы речи………………………………………5 Заключение……………………………………………………………………. Введение Термин «текст» происходит от латинского «textus», что означает «ткань; сплетение, соединение, сочетание», т. е. В общих чертах термин означает связную и полную последовательность символов. Функционально-смысловые типы речи (ФСТР) - коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, к числу которых традиционно относятся описание, повествование и рассуждение. В истории развития риторики, поэтики, стилистики они имели разные названия: способы изложения, типы текста, словесно-стилевые единства, композиционно-речевые формы. Термин "функционально-смысловой тип речи" введен в научное обращение профессором О.А. Нечаевой в 1974 году. Выход в свет монографии О.А. Нечаевой, посвященной исследованию описания, повествования и рассуждения, положил начало активному изучению ФСТР, функционирующих в стилевых разновидностях современного русского литературного языка. Развитие функциональной стилистики, специальное обращение ученых к проблеме ФСТР, привлечение в качестве объекта исследования всего многообразия общественно значимых функциональных разновидностей речи привело к вычленению подтипов внутри ФСТР, выделению новых типов речи. К ним следует отнести предписание и констатацию - типы речи, характерные в первую очередь для официально-деловых текстов. В результате того, что цели и задачи общения в разных сферах коммуникации различны, неодинаковыми оказываются и процессы эволюции типов речи в русском литературном языке, и современные характеристики каждого ФСТР. Процесс коммуникативного развития личности невозможен без формирования теоретически четкого представления о функционально-смысловой типологии речи, без выработки умения анализировать текст с точки зрения его принадлежности к определенному типу, умения создавать тексты в соответствии с коммуникативно-функциональными, композиционно-структурными, лексико-грамматическими характеристиками того или иного ФСТР. Текст и его структура Текстом называют записанную речь, состоящую из предложений, которые объединены общей темой и структурными средствами связи. Тема — это предмет (понятие или событие), которому посвящён текст; другими словами, это основное содержание описания, повествования или рассуждения, изложенного в тексте. Общая тема определяет смысловую связь предложений. Каждое из них соответствует ей, раскрывает её. Тему можно выразить в заголовке текста. Смысловая структура текста обычно состоит из трёх частей: вступление (или зачин), основная часть, заключение. Вступление вводит в тему сообщения, основная часть её раскрывает, а заключение обобщает содержание, представляет выводы или отношение автора: Часто слышишь, что молодёжь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное. Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества. (Л. Т.). Тема этого текста — опыт, точнее, отношение к опыту, накопленному другими людьми, предшественниками. Первое предложение — это вступление, два последующих — основная часть, а последнее предложение — заключение. В нём автор выразил идею текста, т. е. замысел, ту мысль, для выражения которой и был сочинён текст. Какова эта идея? Опыт, накопленный предшественниками, бесценен: в нём сила человечества. Так же структура текста связана темой и идеей, сюжетом и композицией. Тема – это то, что описывается в тексте, о чем идет повествование, развертывается рассуждение, диалог. Названия художественных произведений, могут быть прямо связаны с темой, могут представлять собой метафорический образец. Например, «Герой нашего времени»или «Мертвые души». Тема может быть узкая и широкая. «Осень» - широкая тема, «осенний день» - узкая. Идея – главная мысль, замысел производства, то что говорится о предмете речи. Сюжет – последовательность и связь описания события. Композиция – построение, завязка, развязка, экспозиция, кульминация. В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на такие типы: описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками. Описание – это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица, путем перечисления и раскрытия основных признаков. Например, описывая предмет, портрет, мы указываем такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, улыбку. Описание помещения будет содержать такие его признаки: размер, оформление стен, особенности мебели. При описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо и т.д. цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет, представил его в своем сознании. Описание может быть использовано в любом стиле речи, но научная характеристика предмета должна быть предельно полной, а художественный акцент делается только на самых ярких деталях. Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события. Повествование может вестись от третьего лица (авторское повествование). Может идти от первого лица – рассказчик назван личным местоимением я. В таких текстах часто употребляется глагол – в форме прошедшего времени, сов. вида. Но, чтоб придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени, несовер. вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность. Глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя, формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг, помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия. Повествование как тип речи очень распространено в таких жанрах как воспоминание, письма. Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Композиция рассуждения такова: первая часть – тезис, то есть мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть – обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть – вывод, заключение. Тезис должен быть четко доказуем. Содержательная структура текста рассматривается в трех разных измерениях: вертикальном, горизонтальном и глубинном. Вертикальная структура текста - это его формально-тематическое содержание (общий замысел или тема, далее подтемы, субтемы, микротемы, вплоть до отдельных суждений). Автор создает текст в соответствии со своим коммуникативным намерением «сверху – вниз». Воспринимающий текст формирует эту иерархическую структуру в обратном направлении «снизу - вверх» от более мелких частей содержания к целостному пониманию всего текста. Горизонтальная структура текста создается формальными и смысловыми связями между высказываниями. Формальная связность текста (когезия) достигается с помощью таких языковых средств как: союзы, повторы, слова-заменители, согласование временных и иных форм. Смысловое единство текста (когерентность) обеспечивается логической последовательностью и непротиворечивостью изложения, логическими связками (итак, следовательно, подведем итоги и пр.), использованием стереотипных формул, обозначающих начало (зачин) и концовку повествования, анафорическими и катафорическими отсылками к другим частям, тема-рематическими структурами и т.п. Основными признаками текста являются: Ø завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста; Ø связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность); во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка; Ø стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль. Ø цельность, которая проявляется в связности, завершённости и стилевом единстве. Научный текст. Его особенности. Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения. Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением. На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому. Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями. Другим типичным признаком научного стиля речи является точность. Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов. Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст. Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи. Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий. Официально – деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое своеобразие. Официально-деловой стиль отличается устойчивостью и замкнутостью. В нем в большей степени распространены клиширование, штампованность, усугубленная нормированность. Деловой стиль – это совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы официально-деловых отношений, т. е. отношений, возникающих между органами государства, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, хозяйственной, юридической деятельности. Деловая речь реализуется в виде письменных документов, построенных по единым для жанровых разновидностей правилам. Типы документов различаются спецификой своего содержания (какие официально-деловые ситуации в них отражены), а соответственно, и своей формой (набором и схемой размещения реквизитов – содержательных элементов текста документа); объединены они набором языковых средств, традиционно используемых для передачи деловой информации. Таким образом, сфера применения деловой речи может быть представлена как широкая сеть актуальных официально-деловых ситуаций и как набор соответствующих жанров документов. Различают (согласно разным источникам) по меньшей мере 3 подстиля (разновидности) делового стиля: Ø собственно официально-деловой (канцелярский, как его часто именуют); Ø юридический (язык законов и указов); Ø дипломатический. В сфере деловой речи имеют дело с документом, т. е. с деловой бумагой, обладающей юридической силой, и сам факт обусловливает письменный характер реализации языковых средств официально-делового стиля. Специфика культуры официально-деловой речи заключается в том, что она включает в себя владение двумя различными по характеру нормами: Ø языковыми, регулирующими закономерности отбора языкового материала для наполнения содержательной схемы документа; Ø текстовыми, регулирующими закономерности построения документа, закономерности развертывания его содержательной схемы. Официально-деловой стиль – это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, деловых бумаг и т. д. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт. К ним относятся: Ø сжатость, компактность изложения; Ø стандартная форма расположения материала; Ø использование терминологии, номенклатуры, сложносокращенных слов, аббревиатуры; Ø употребление отглагольных существительных, различных словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (по той причине, что…); Ø повествовательное изложение, использование предложений с перечислением; Ø преобладающий принцип его конструирования, прямой порядок слов в предложении; Ø преобладание сложных предложений; Ø отсутствие экспрессивной лексики; Ø он не индивидуален. Функционально-смысловые типы речи. Цель текста определяет его содержание, смысл, предъявляет особые требования к структуре, отбору языковых средств. Сочетание этих факторов – функции, смысла, структуры – сформировало три функционально-смысловых типа речи: Описание Повествование Рассуждение Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель описания в художественном тексте – передать впечатления о событии, предмете, явлении, человеке, создать общий образ с помощью акцента на деталях. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании. Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается на самых ярких деталях. Научное описание: Яблоня ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом. Художественное описание: Липовые яблоки были крупные. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. Структура развернутых текстов-описаний: предмет – портрет героя, пейзаж, интерьер, объект исследования, ситуация; детализация – характеристика отдельных деталей, складывающихся в общую картину; общее представление, целостная картина. Общим представлением описываемого объекта текст может начинаться или заканчиваться. Портретные, интерьерные описания обычно статичны: переходя от одной детали к другой, автор дополняет общую картину. Пейзажные описания могут быть динамичными, когда отдельные объекты общей картины появляются в поле зрения и описываются по ходу движения. Примеры текста — описания Портрет. В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. Пейзаж. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Интерьер. Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие, низенькие, какие обыкновенно встречаются у старосветских людей. В каждой комнате была огромная печь, занимавшая почти третью часть ее. Комнатки эти были ужасно теплы, потому что и Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна очень любили теплоту. В художественных текстах характеристика деталей предполагает использование изобразительных средств: лексических: эпитет (образное определение) — золотая листва, тяжелое впечатление; метафора (неявное сравнение) — ангельское личико, безмолвные улицы; гипербола, литота, сравнение и другие тропы — напуганный до смерти, тише воды ниже травы, словно испуганная птица; просторечная, экспрессивная лексика и другие: холуйский взгляд, белобрысая челка; синтаксических: ряды однородных членов предложения — смутился, спрятал дрожащие натруженные руки, отвел глаза и тяжело вздохнул; прямой или обратный порядок слов — высокий прямостоячий ствол, взгляд наглый, бесстыжий; составные именные сказуемые — руки у него были сильные, походка уверенная, взгляд в упор; морфологических (вневременное использование глаголов в настоящем, прошедшем времени) – Давно это было, но помню отчетливо. День стоит теплый, ласковый, листья еле шевелятся, птицы замолкли от жары. Повествование — это тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности. Цель повествования в тексте – передача событийного ряда, информация о последовательном развитии действия. Развернутый текст-повествование строится по схеме: завязка – событие, с которого все началось, причина, по которой дальше развернулась цепочка взаимосвязанных действий; развитие с кульминацией или без нее: перечисление основных этапов, взаимосвязь узловых моментов; развязка – последнее звено в цепи событий. Пример текста — повествования В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты, правый фланг шведской пехоты, воодушевленный присутствием короля, бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Великий, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля. Динамичный характер изложения, смена действий, последовательная логика изложения (хронология) – особенности повествовательных текстов. Рассуждение — это тип речи, где автор размышляет, обдумывает что-то, старается при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому либо выводу. Цель этого функционально-смыслового типа речи – подтверждение или опровержение какой-либо мысли, разъяснение. Рассуждение необходимо при исследовании свойств и возможностей объекта, взаимосвязи с другими явлениями, поэтому развернутые тексты такого типа характерны для научно-популярной, деловой речи. В художественной литературе встречается при изложении раздумий героя, внутренних терзаний в момент принятия решения. В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого и др.: Предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12-го года. <...> Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т.п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты. Структура текста- рассуждения: тезис – предмет рассуждения, основное положение; доказательства – аргументы за и против; вывод – умозаключение, вытекающее из размышления. Для рассуждения характерны сложные предложения, осложненные обособленными конструкциями – вводные слова, уточняющие члены. Придаточные в сложноподчиненных предложениях, относятся к обстоятельственным – причины, уступки, цели, следствия. Обилие деепричастных и причастных оборотов, риторические вопросы, глаголы разных форм характерны для текстов, содержащих рассуждение. Примеры текста — рассуждения Пример 1 Она подошла к окну и осторожно двумя руками взяла небольшой цветочный горшок. Обернувшись, она подошла, подняла на меня глаза и почти шепотом сказала: – Ты только посмотри, это же чудо какое-то! Оно живое! У меня получилось. Протянула мне горшок, приглашая взглянуть поближе. Я из вежливости сделал вид, что мне интересно, и наклонился ближе. Анализ: Кадр за кадром разворачивается небольшая сцена, в которой двое действующих лиц. Чаще других частей речи в тексте встречаются слова, обозначающие действие – глаголы и деепричастия. Все действия последовательны, вытекают одно из другого. Это повествование. Пример 2 Она подошла к окну, взяла цветочный горшок, обернулась ко мне. Я никогда не видел ее такой счастливой. Глаза одновременно наполнялись слезами и так глубоко сияли, что я понял: у нее случилось что-то очень важное. Тонкие руки бережно держали горшок с невзрачным растением. Казалось, она не дышит, чтобы не потревожить свое сокровище. Анализ: Портрет девушки, переживающей сильное волнение, складывается из отдельных деталей. Глаза, руки, дыхание – каждый штрих усиливает впечатление. Читающий представляет ее образ, видит глазами героя текста. Это описание. Заключение Текст имеет конструктивную структуру. Он разделен на абзацы, подчеркивающие микротемы текста. Правильность построения текста заключается в соблюдении требований внешней связности, внутренней осмысленности, возможности своевременного восприятия, выполнения необходимых условий общения. Правильность восприятия текста обеспечивается не только языковыми единицами и их соединениями, но и необходимым общим фоном знаний. Чтобы овладеть стилистическими навыками, вам необходимо научиться определять стиль готового текста, проводить его стилистический анализ, улучшать стиль данного текста, а также создавать собственный текст данного стиля. При таком анализе обычно уточняется основная идея текста, определяется его тип, анализируются языковые средства. В журналистском стиле реализована функция воздействия на агитацию и пропаганду. Публицистические произведения затрагивают вопросы очень широкой тематики любые актуальные вопросы современности, интересующие общество: политические, экономические, нравственные, философские, вопросы культуры, воспитания, повседневной жизни. Текст этого стиля характеризуется использованием изобразительных и выразительных средств языка, в частности средств стилистического синтаксиса, подбором языковых средств с упором на их ясность, использованием клише и переосмыслением лексики. других стилей. Характерной чертой официального делового стиля является наличие множества речевых стандартов клише. Для этого стиля характерны лаконичность, компактность, ясность изложения, прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его построения. В основном используется для деловых документов. Отличительной чертой художественного стиля речи можно назвать использование особых речевых образов художественных приемов, придающих повествованию красочность, силу изображения действительности. Художественный стиль имеет эстетическое воздействие. Он наиболее ярко отражает литературный и, шире, общий язык во всем его разнообразии и богатстве. В этом стиле наиболее широко представлены все структурные аспекты языка: лексика со всеми прямыми и переносными значениями слов, грамматическая структура со сложной и разветвленной системой форм и синтаксических типов. |