Главная страница
Навигация по странице:

  • Анализ содержания текста.

  • Анализ средств выразительности

  • РЕШИМОСТЬ Айна Нара Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно.

  • Анализ средств выразительности.

  • СИЛА ДУХА Айтмáтов

  • Огэ. Тексты огэ 2020 с сайта фипи, ким 6, 7, 8, темы сочинений к текстам авторитет одноралов Владимир Он растяпа, этот Вовка


    Скачать 471.35 Kb.
    НазваниеТексты огэ 2020 с сайта фипи, ким 6, 7, 8, темы сочинений к текстам авторитет одноралов Владимир Он растяпа, этот Вовка
    Дата28.04.2022
    Размер471.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаoge._teksty_k_zadaniyu_9.docx
    ТипДокументы
    #502342
    страница37 из 43
    1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   43

    ПРОЩЕНИЕ

    Одноралов Владимир У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик.

    (1)У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик. (2)Дед догадался, что они одноклассники внука.

    – (3)Андрей Лысов тут живёт? – спросила полноватая девочка.

    – (4)Тут, – признался дед.

    – (5)Мы пришли высказать ему осуждение, – продолжила девочка.

    (6)Дед и внук стояли рядом и на сто процентов были роднёй: круглолицые, голубоглазые. (7)Наверное, поэтому часть Андрейкиной вины само собой переходила на деда.

    – (8)У нас в дневнике всё записано, – сказала толстушка и передала тетрадку Александру Клавдиевичу.

    – (9)«Дёргал Аллу Иванову за волосы», – грустно прочитал дед.

    – (10)А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.

    (11)Когда ребята ушли, дед обратился к внуку:

    – Та-ак… (12)Зачем же ты эту Аллу за косу дёргал?

    – (13)Так просто, – буркнул мальчик.

    – (14)А я вот знаю и зачем, и почему! (15)Она тебе нравится, а на тебя, противного троечника, внимания не обращает. (16)Так, что ли?

    (17)Сломленный дедовой проницательностью, внук заговорил:

    – (18)Мы же раньше с ней дружили! (19)А теперь она всё: Толик да Толик. (20)Я раньше её дёрну – она меня книжкой – хлоп! (21)И обоим смешно! (22)А сейчас чуть-чуть тронешь – как плакса плачет...

    (23)Дед слушал его внимательно, прищурив глаза.

    – (24)Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (25)Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать.

    (26)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов.

    (27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.

    (28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку.

    – (29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь.

    – (31)Чего смотреть, на болонок похожи, – убитым тоном сказал внук.

    – (32)Нет, болонка – собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят.

    (33)Мальчик взглянул на цветы и подумал: «И правда, какие чистые... ледянистые...»

    (34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь. (35)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. (36)Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.

    (37)Дверь открыла Алла. (38)Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки астры:

    – Это тебе... эти ледянистые...

    (39)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.

    (По В.И. Одноралову*)

    * Одноралов Владимир Иванович (род. в 1946 г.) – современный российский поэт, прозаик, публицист и детский писатель.
    Анализ содержания текста.

    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1) Дед и внук были очень похожи.

    2) Дед хотел наказать внука за плохое поведение в школе.

    3) Дед заставил внука извиниться перед девочкой, потому что хотел, чтобы внук стал благородным и смелым человеком.

    4) Рассказчик пришёл к дому Алки вместе со своим дедом.

    5) Алка отказалась брать цветы.
    Анализ средств выразительности.

    Укажите варианты ответов, в которых нет сравнения.

    1) – А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.

    2) Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь.

    3) Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз.

    4) Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.

    5) Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.
    Лексический анализ.

    В предложениях 34–39 найдите разговорный синоним к слову «сказал». Выпишите этот синоним.
    1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Фёдора Ивановича Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».

    Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах».

    Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    3) Как Вы понимаете значение слова ПРОЩЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли уметь просить прощения?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    РЕШИМОСТЬ

    Айна Нара Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно.

    (1)Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно. (2)Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела. (3)И только появление «бесноватой» пробудило в них интерес. (4)Спортивный интерес.

    (5)Год назад, когда она переводилась в эту школу, Агния была хрупкой милой девочкой с потрясающими длинными медово-русыми волосами, похожей на принцессу настолько, насколько может быть похожей на принцессу девчонка, не отличающаяся благонравным характером.

    (6)Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой». (7) А дралась она, действительно, здорово.

    (8)Причём (и это всегда удивляло и учеников, и учителей) она всегда дралась без причины. (9)Вот и в этот раз ввязываться в драку со старшеклассниками причины не было никакой – всего лишь один мальчишка, которого они толкали, не выпуская из круга, забавляясь его беспомощностью. (10)А мальчишка просто был сердечником, и просто ему уже было плохо, но он никак не мог вырваться.

    (11)«Совсем озверели, – налетев со спины, Агния повалила одного из старшеклассников на землю и протянула мальчику руку, – идём!»

    (12)Тот, пошатываясь от слабости, шагнул к ней из окружения.

    (13)«Агни, наглеешь…» – раздался за его спиной угрожающий шёпот.

    (14)И старшеклассник, сплюнув, поднялся с земли.

    (15)Агния рывком оттащила мальчика за спину.

    (16)«Беги!» – приказала она, оттолкнув его, и шагнула навстречу противникам.

    (17)Много раз школьники абсолютно спокойно смотрели на то, как силы покидали её с каждым ударом. (18)Но Агния никогда не сдавалась. (19)Она падала, она поднималась или не могла подняться, но не сдавалась она никогда. (20)Поэтому били её всегда очень жестоко. (21)А в этот раз всё должно быть ещё хуже, наверное.

    (22)Старшеклассник с рассечённой губой шагнул к девушке первым, противно ухмыляясь и разминая кулаки. (23)Слышно было, как они похрустывают.

    (24)Агния только усмехнулась и сбросила кожаную сумку на землю. (25)Всё будет значительно хуже, чем всегда.

    – (26)Я в милицию звоню! – раздался из-за спин школьников смутно знакомый голос, он дрожал от страха и напряжения. – (27)Я уже звоню! (28)Отойдите от неё!

    (29)Щуплый семиклассник Витька с дрожащими от страха губами и полными слёз глазами поднял сотовый телефон над головой. (30)И в первое мгновение школьники усмехнулись, увидев его. (31)Но потом они разглядели в его взгляде нечто, чего не видели прежде. (32) Это была решимость.

    – (33)Отойдите от неё! – сорвавшись на истерический визг, повторил Витька.

    (34)И старшеклассники, переглянувшись, отступили от девушки.

    – (35)В другой раз.

    (36)Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда.

    (37)Посмотрев на Витьку, Агния слабо улыбнулась и провела ладонью ему по голове.

    – (38)Санька у меня такой же… (39)Смелый.

    – (40)Я не смелый… – возразил Витька тихо.

    – (41)Я сказала: смелый, – повторила Агния. – (42)Потому, что ты взял ответственность на себя в жизни, а не на словах. (43)Настоящую ответственность.

    (44)Мальчишка-сердечник, всё еще синий от слабости, смотрел на них мутными глазами и ничего не понимал…

    (По Н. Айне*)

    * Айна Нара – современная детская писательница.
    Анализ содержания текста.

    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1) Школьники пытались остановить драку.

    2) Агния не умела драться, но решила заступиться за мальчика-сердечника, которого били старшеклассники.

    3) В драках Агния никогда не сдавалась.

    4) Мальчик-сердечник пригрозил старшеклассникам, что позвонит в милицию.

    5) Смелый тот, кто в трудной ситуации умеет взять ответственность на себя.
    Анализ средств выразительности.

    Укажите варианты ответов, в которых нет фразеологизма как средства выразительности речи.

    1) Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела.

    2) Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой».

    3) Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно.

    4) Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда.

    5) И первое мгновение школьники усмехнулись, увидев его.

    Лексический анализ.

    В предложениях 15–21 найдите синоним к слову «невозмутимо». Выпишите этот синоним.

    1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной – с помощью знаков препинания».

    Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я сказала: смелый, – повторила Агния. – Потому, что ты взял ответственность на себя в жизни, а не на словах. Настоящую ответственность».

    Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    3) Как Вы понимаете значение слова РЕШИМОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём заключается решимость человека?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    СИЛА ДУХА

    Айтмáтов Чингúз Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил.

    (1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.

    (3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.

    (6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их бы¬ло семь человек. (8)Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста.

    (9)И вдруг мать тихо сказала:

    – Смотри, это твой отец...

    (10)Почему она так сказала? (11)Зачем? (12)Может быть, случайно или потому, что вспомнила мужа. (13)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фото¬графии, которая висела у них дома.

    (14)И мальчик поверил. (15)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. (16)Как он гордился своим отцом! (17)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди. (18)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хва¬тало.

    (19)А на экране шла война. (20)Появились немецкие танки. (21)Мальчик испугался. (22)«Папа, танки идут, танки!» – кричал он отцу. (23)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)Вот упал один артиллерист, потом другой, третий... (25) И вот остался только отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках.

    – (26)Стой, не пройдёшь! – крикнул отец и бросил гранату.

    (27)В этот момент в него начали стрелять, и отец упал.

    – (28)Это мой отец! (29)Вы видели? (30)Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

    (31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил ска¬зать ему правду.

    – (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика.

    (36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчи¬ка его горькой и прекрасной иллюзии.

    (37)Мать наклонилась к сы¬ну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.

    – (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, – тихо сказала она и повела его из зала.

    (40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44) Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.

    (46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.

    (По Ч.Т. Айтматову*)

    * Айтмáтов Чингúз Тореку́лович (1928–2008) – советский киргизский писатель.
    Анализ содержания текста.

    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1) Авалбёк хорошо помнил своего отца.

    2) Авалбёк смотрел фильм с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли.

    3) Авалбёк, глядя на экран, впервые испытал чувство страха за близкого человека.

    4) Взрослые и мать объяснили Авалбёку, что в фильме убили не его отца, а просто артиста.

    5) Война во время просмотра фильма уже не казалась Авалбёку забавной, ничего весёлого в том, как падали люди, не было.
    Анализ средств выразительности.

    Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

    1) Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

    2) И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фото-графии, которая висела у них дома.

    3) – Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

    4) Сердце мальчика было наполнено горем.

    5) Он был рад, что мать не видит его слез.
    1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   43


    написать администратору сайта