Главная страница
Навигация по странице:

  • Номады и номадизм

  • Жанболат Нурай К №5 01.03.2021

  • Быт и культура кочевников

  • 2.Культура древних племен на территории Казахстана: усуни и канглы их обычаи, нравы, традиции, культы, верования.

  • 3. Номадическая культура саков, массагетов, сарматов, скифов, гуннов.

  • Культура номадов Казахстана. Жанболат Нурай К 5. Тема Культура номадов Казахстана


    Скачать 165.88 Kb.
    НазваниеТема Культура номадов Казахстана
    АнкорКультура номадов Казахстана
    Дата01.03.2021
    Размер165.88 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЖанболат Нурай К 5.pdf
    ТипДокументы
    #180558

    Жанболат Нурай
    К №5
    01.03.2021
    Тема № 5. Культура номадов Казахстана
    Вопросы:
    1.Типология номадической культуры. Классификация и виды номадизма (культуры
    кочевников).
    Номадизм – это кочевничество. Номадизм – это особый вид хозяйственной деятельности, при которой большинство населения занимается кочевым скотоводством. Иногда номадами
    (кочевниками) ошибочно называют всех людей, ведущих подвижный образ жизни. К ним относят охотников, собирателей, подсечных земледельцев, рыболовов и даже цыган. При изучении этого вопроса возникает, как правило, множество мнений, дискуссий, исчезает четкость формулировок. Поэтому в качестве основы возьмем следующее определение: номады
    – это мигрирующие народы, живущие за счет скотоводства. Оно в большей мере отражает суть понятия.
    Номады и номадизм
    Далеко не все скотоводы являются номадами. Специалисты отмечают три главных признака
    кочевничества:
    • основным видом хозяйственной деятельности должно быть экстенсивное скотоводство;
    • особая культура и мировоззрение кочевых сообществ;
    • регулярное перемещение населения и скота.
    Местами обитания кочевников исторически были степи, полупустыни или высокогорные районы. То есть номадный тип хозяйствования складывался в условиях резко континентального климата, в местах с низким количеством осадков, с ограниченностью водных и кормовых источников. Такие территории называют аридными зонами.
    История изучения номадизма позволяет провести классификацию видов кочевничества. Но следует отметить, что количество их велико и продолжает расти по мере изучения вопроса специалистами в этой области.
    Наиболее распространенными схемами считаются основанные на степени оседлости и экономической деятельности:
    1. кочевое;
    2. полукочевое, полуоседлое;
    3. отгонное;
    4. сезонное (летние и зимние пастбища).
    Некоторые схемы расширяются видами кочевания:
    ❖ вертикальное (горное и равнинное) ;
    ❖ горизонтальное (широтное, меридиональное, круговое и т. д.).
    Географически специалисты выделяют шесть основных зон, в которых до настоящего времени распространено кочевничество:
    ➢ Степи на территории Евразии. Здесь исторически разводят «пять видов скота», а именно: лошадей, крупный рогатый скот, овец, коз и верблюдов. Кочевники этой зоны: монголы, тюрки, казахи, киргизы - создали могущественные степные империи.
    ➢ Ближний Восток. Местное население: курды, пуштуны, бахтияры - разводит мелкий рогатый скот, а лошади, ослы и верблюды используются как транспортные средства.

    Жанболат Нурай
    К №5
    01.03.2021
    ➢ Сахара, Аравийская пустыня. Основное занятие бедуинов – верблюдоводство.
    ➢ Восточная Африка. Местное население разводит крупный рогатый скот.
    ➢ Высокогорные районы (Тибет, Памир, Анды). Здесь содержат яков, лам, альпаку.
    ➢ Зоны Крайнего Севера (субарктические). Чукчи, эвенки и саамы разводят оленей.
    Быт и культура кочевников
    Вынужденные перемещаться в поисках новых пастбищ, скотоводы используют под жилища различные легко разбираемые, нетяжелые конструкции. Это могут быть палатки, шатры, юрты.
    Каркас такого жилища закрепляется жестко на земле, а сверху укрывается шерстью, кожей или тканевыми материалами.
    2.Культура древних племен на территории Казахстана: усуни и канглы их обычаи, нравы,
    традиции, культы, верования.
    В 1 тыс до н.э. Семиречье и Южный К-н были центрами расселения большой группы сакских племен, об этом говорит наличие топографии и петроглифов. Бесшатырский могильник (5 в. до н. э.) – берег реки Или, состоит из 31 кургана, является памятником наземной древней культуры. Особенно выделяется царская усыпальница (коридор, предвходная камера, погребальная комната). Трупоположение головой на Запад. Курган Иссык в 50 км от Алматы –
    6-5 вв до н.э. Найден в 1969г. Маргулаком и Кадырбаевым. В этом кургане был найден труп молодого сакского воина-царя. Он лежал на подстилке из золотых ниток. Полотно усыпано бляшками пластинами из золота. Одежда парадная: плащ накидка, кожанные сапоги красного цвета, пояс с драгоценными камнями. На правом боку железный меч в деревянных ножнах, на левом – акинак (короткий нож). Шапка украшена бляшками с изображением животных. Далее отходили «наконечники стрел». В левом ухе золотая серьга. Чиликтинский курган (7 в. до н.э.) в Зайсанской котловине в Южном Алтае, берег реки Бухтармы. Культура прототюрок – продолжение и развитие сакской. Повсеместно распространенно железо, появился ткацкий станок, широко обрабатывается дерево, зарождаются ремесла, развитая материальная культура, навыки военного дела. Жилища – юрта, повозка. Другой тип – войлочная юрта с коническим верхом на большой повозке, покрытая коврами, кошмами. В оседло-земледельческих оазисах были зимовки-поселения, иногда имевшие вид укрепленных городищ. Родовые кладбища по берегам рек, на местах кочевий, из небольших курганов. Особенности захоронения усуней – насыпные курганы – групповые. У кангюев наземные захоронения в грунтовых ямах, в могилах с подъемом. В могилах глиняные сосуды с пищей, оружие, украшения. Развито гончарное дело, наскальные изображения. Искусство связано с художественными традициями саков (звериный стиль), широкое применение инкрустации вставок, самоцветов. В 3-2 вв. до н.э. на смену звериному стилю – полихромный. Вера в духов-предков, статуэтки мужчин, женщин, культ природы, предков, солнца.
    3. Номадическая культура саков, массагетов, сарматов, скифов, гуннов.
    Культуру кочевых обществ следует исследовать в её единстве и целостности. Это единство и целостность, в некоторых отношениях, настолько поразительны, что позволяет некоторым исследователям истолковывать, например, скифские обычаи на основании монгольского материала XIII века нашей эры. Конечно же, этнологическое обоснование таких сопоставлений сомнительно. Хронологически скифский материал отделен от монгольского, по крайней мере,
    15 веками. Сопоставления эти обоснованы культурно-историческим единством и целостностью кочевого мира.

    Жанболат Нурай
    К №5
    01.03.2021
    В частности, кочевой мир проникнут культом военной доблести. Только тот, кто доказал свои военные качества, является полноправным членом общества. Черепа убитых врагов служат драгоценным трофеем, отделываются в пиршественные чаши. Этот обычай, удостоверенный для печенегов (череп Святослава), указан также китайскими хрониками для гуннов восточно- евразийских степей и Геродотом для скифов. "Сопровождающие погребенья", отличительные для кочевого мира (т.е. погребение вместе с вождем жены и слуг), могут быть сопоставлены с культом верности, составляющим одну из основ кочевого быта. Культ верности является краеугольным камнем в мировоззрении Чингисхана, и этот же культ, в виде особых обрядов, сопровождающих братание и клятву, равно засвидетельствован для древнейших кочевых периодов западно-евразийских и восточно-евразийских степей. Без вождя жена и слуги не должны мыслить жизни.
    Также очень важно изучение кочевого мира в его “месторазвитии”. Это последнее может быть определено как совокупность степи и травянистой пустыни. Наибольшей не только в Евразии, но и во всем мире сплошной полосой районов, удобных для кочевника-скотовода, является северная полоса травянистых пустынь и примыкающая к ним с севера и запада область травянистых степей. Такие районы практически непрерывно тянутся от плато Ордос и до
    Причерноморья.
    На протяжении всего хода истории от античности и до наших времен эта территория представляет собой некую прослойку между оседлыми государственными образованиями. Из этого следует, что кочевой мир – это мир “срединный”. Притом срединное положение толкало его к выполнению соединительной роли. В историческом смысле "прямоугольник Евразийских степей" - это как бы Средиземное море континентальных пространств.
    Огромной главой всемирной истории является военная история кочевников. История эта примечательна тем, что количественно небольшие группы кочевников добивались величайших военных успехов. Например, все население гуннского царства не превышало по численности населения нескольких китайских округов, но эта горсточка (организованная на основах кочевого быта) держала в страхе Китайскую империю и временами добивалась политического над ней перевеса. Таковыми же были численные соотношения кочевого и окраинных государств в монгольскую эпоху.
    Кочевой мир нужно рассматривать как нечто текучее. В течение долгих, обозримых для нас веков истории кочевые волны хлещут почти исключительно в одном и том же направлении.
    Несколько народов выходит из Маньчжурии на запад (в восточно-евразийские степи). Однако ни один из этих народов не проник на запад далее срединно-евразийских степей (до этих степей дошли в XII в. так называемые каракитаи). Зато восточно-евразийские степи в течение истории, по крайней мере дважды, явились отправной точкой движения, дошедшего до Европы. Мы подразумеваем походы гуннов и монголов.
    Однако гуннское движение II-V веков нашей эры нужно отличать по характеру от монгольского движения XIII века. Нужно отделять завоевания-экспансии от завоеваний-переселений. В первом случае завоеватель не бросает той базы, от которой он первоначально исходит; он расширяет свои владения, не отказываясь от прежних. Во втором случае первоначальная база оставлена завоевателем. Часто самое завоевание производится потому, что завоеватель вытеснен из первоначальной базы. Здесь он не только завоеватель, но также переселенец. И если гунны были вынуждены пойти на запад, то монголы проводили чисто экспансивную политику.


    написать администратору сайта