Главная страница

СРС - Древний мир. Тема Развитие физической культуры и спорта в Древнем мире


Скачать 23.49 Kb.
НазваниеТема Развитие физической культуры и спорта в Древнем мире
Дата20.01.2022
Размер23.49 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСРС - Древний мир.docx
ТипДокументы
#337542

Тема № 1. Развитие физической культуры и спорта в Древнем мире.


1. Посмотреть документальный фильм: Древние олимпиады. Пусть начнутся игры.

https://m.my.mail.ru/bk/vasilev-1966/video/_myvideo/246.html

И заполнить ответы на вопросы:

  • Перед началом играми, все участники давали клятву Зевсу, что они честно готовились, и будут достойно состязаться, так же происходили жертвоприношения. Судьями были должностные лица Элиды, таких судей было 10, они приступали к исполнению своих обязанностей за 10 месяцев до начала игр. В Булевтерии они принимали присягу участников игр, их семей и тренеров. Так же судей подкупали тренера, чтобы участник этого тренера одержал победу. Участвовать могли все мужчины, рожденные в Греции, кроме рабов. Примерно за год до начала игр, участники начинали тренироваться, за месяц до начала участники прибывали на Олимпию, где участвовали в отборочных этапов и продолжали тренироваться в специальном гимнасии. В 420 г. независимые спартанцы вели в Элиде боевые действия с участием тысячи гоплитов, за что были подвергнуты штрафу – 200 драхм за каждого воина. Отказавшиеся платить, они были отстранены от участия в играх.

  • Традиции: олимпийский огонь зажигают греческие жрицы на горе богов Олимпе; Игры проводятся раз в 4 года; На время проведения игр в древности прекращались все войны

  • Мне больше всего запомнились такие состязания, как бокс и панкратий (панкратион). Состязания по боксу проводились жестоко, бой мог длиться как и 5 минут, как и 5 часов, бойцы были без защиты, единственное что у них было, это обмотка в виде ремня на руках. Если бой длится очень долго, то по 2 представителя от бойцов создавали ограду, которая уменьшала площадку боя. Победителем считался тот, кто отправит своего соперника в нокаут или если соперник поднял палец вверх в знак поражения. По панкратию были почти такие же правила, но там допускались удары ногами, заломы, болевые и даже ломали конечности

  • Участвовать могли все мужчины, рожденные в Греции, кроме рабов. Позже к участию стали допускаться и римляне, только если они были потомками чистокровных греков, варвары и рабы не допускались. Женщины не имели право даже присутствовать на играх

  • Победителей называли "олимпионики" им на голову надевали венок. Им доставалась не только слава, но и почет, и награды, и подарки от зрителей, освобождение от налогов, денежное вознаграждение от родного города


2. На основе изучения теоретического материала (текст лекций), провести сравнительный анализ Афинской и Спартанской систем физического воспитания.


Критерий сравнения

Афины

Спарта

Идеал воспитания

Всесторонне развитый, прекрасный в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении человек

Физически развитый, сильный духом человек, разбирающийся в военном деле

Воспитательные приоритеты

Цели воспитания

Отличительные черты


Всестороннее воспитание

Формирование "совокупности добродетелей"

Демократический характер воспитания. Наличие государственных и частных школ. Упор на физическое и литературно-музыкальное образование. Физическое воспитание как развитие культуры тела

Физическое и военное воспитание с 7 лет

Подготовка воина

Авторитарный характер воспитания. Жесткая государственная регламентация воспитания Гипертрофированная военная подготовка. Принцип состязательности в сфере воспитания. Применение телесных наказаний


3. Подготовить текст беседы для школьников, тема по выбору: «Возникновение Олимпийских Игр Древней Греции: мифы, предположения, реальность»; «Герои античных стадионов»; «Первая женщина – тренер»; «Ритуалы, традиции и правила древних Олимпийских Игр».


"Герои античных стадионов"

Рассказывают, что когда древнегреческий лучник Тиманф состарился и однажды уже не смог натянуть свой лук, - знаменитый атлет бросился в костер. Ибо жизнь вне битв и состязаний на стадионах потеряла для мужественного эллина всякий смысл…
Не только Олимпийский, но и десятки других праздников античности сопровождались разнообразнейшими спортивными состязаниями. Эти многочисленные игры составляли весьма существенную часть эллинского быта и лишь перечень их занял бы, пожалуй, целую страницу.
Для древнего грека (как можем судить мы сейчас) было высочайшей честью – завоевать победу в соревнованиях с достойными соперниками на глазах у сотен соотечественников. Поэтому страсти, кипевшие на античных стадионах, порой носили и не совсем спортивный характер. Это даже нашло отражение а мифологии эллинов.
Наверное еще со школьных лет вы помните миф о лабиринте царя Миноса, где обитал кровожадный Минотавр, хладнокровно пожиравший афинских юношей и девушек. Так вот: эту страшную ежегодную дань Афины платили Криту отнюдь не по беспричинной прихоти тамошнего царя. А дело в том, что сын Миноса – могучий и отважный Андрогей – направился однажды на состязания атлетов в Фивы. И там юноша был, якобы, убит из засады завистливыми соперниками, которые потеряли надежду одолеть Андрогея в честном спортивном поединке. И тогда, в горе и отчаянии окончательно ожесточившись, осиротевший Минос наложил на афинян столь страшную дань… Впрочем, тут своевременно вспомнить, что это – лишь миф! Именно эллины первые придумали сотни всевозможных упражнений для развития и укрепления человеческого тела. Более того: они создали удивительные тренировочные комплексы как для себя, так и для своих лошадей. Однако, древние греки заботились не только о воспитании физическом: идея гармонического развития человека – один из самых надежных «мостиков», связывающих Древнюю Грецию с нашей современностью.
И все же истоки стремления людей к гармонии следует искать не в истории классической Эллады, а гораздо раньше – в эпохе позднего палеолита, за 30 и даже 40 тысячелетий до наших дней. И выражалось это стремление, разумеется, не только в первых творениях доисторических художников и скульпторов (оставленных нам в пещерах или на прибрежных скалах), а и в их образе жизни. Ну, например, в преклонении всего племени перед самым смелым, сильным и благородным воином, который неизменно являлся надежной опорой и защитой соплеменников. И, независимо от своей внешности, он, конечно же, был для них самым прекрасным и желанным! Ибо понятие красоты всегда имеет под собой и социальную основу.
Но истинными учителями человечества в сфере искусства и науки, в сфере теории и практики гармонического развития гражданина справедливо считаются эллины. Идеал прекрасного они связывали с вполне реальными человеческими качествами своих современников.


4. Для подготовки к тестированию на занятиях, подготовить ответы на вопросы для самоконтроля по разделу «История физической культуры и спорта в древнем мире».



1.
а) ранне-родовой; б) развитый родовой; в) поздне-родовой.
Особенности родового общества: ведение общего хозяйства; четкое разделение труда между полами; эпизодическое столкновение между племенами, т.е. появляется военная организация родовой общины; возникают новые виды трудовой деятельности – земледелие, скотоводство, ремесло.


2.
Древний восток Зачатки физической культуры в Древнем Востоке были связаны с бытовой деятельностью народов. Физическая культура выделилась в самостоятельную часть культуры общества и широко применялась в семейном воспитании, учебных заведениях, армии, быту, культовых обрядах.


3. Инициация -
(лат. initiatio «посвящение; совершение таинства») или посвящение — обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо общественной группы или мистического общества.

Ушу - (кит. трад., упр., пиньинь Wǔshù) — термин, употребляемый для обозначения как китайских боевых искусств, так и созданных на их основе современных видов спорта.

Йога - (дев.) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик


4.
Направленность воспитания в Афинах - гармоническое и ум и тело, в Спарте – ставка на физическое воспитание; В Спарте – обучение происходило в агелах, в Афинах – обучение было двуступенчатым: сначала – палестры, потом – гимнасии; Содержание образование носило различную направленность: в Спарте обучение письме, чтению и речи носило утилитарный характер, в Афинах – эти дисциплины имели целью эстетическое воспитание


5.
Развитие физической культуры в Древнем Риме носило своеобразный ха рактер. Поначалу она зарождалась как ритуальное отображение военной под готовки. В период республики она служила фактором стабилизации политиче ской жизни, буфером между рабами и патрициями. С помощью публичных зрелищ создавался божественный ореол императоров, народные массы отвле кались от политической борьбы. В конечном итоге, когда физическая культура перестала способствовать укреплению власти императоров (эту функцию стала выполнять новая религия - христианство) и даже стала представлять для нее определенную опасность, она была запрещена в наиболее ярких своих про явлениях на всей территории Римской империи.


6. Агон - (др.-греч. ἀγών) — борьба или состязание у греков и римлян; игры во время религиозных или политических празднеств, например Агоналий

Экехейрия - (от др.-греч. ἐκεχειρία, hekecheiría — снятие оружия) — старая греческая традиция, появившаяся в VIII веке до н. э., связанная с традицией Олимпийских игр


7. В
целом античную гимнастику древних греков можно разделить на три части: палестрику, орхестрику и игры. Палестрика включала в себя: а) главные упражнения (различные виды бега, прыжков, метаний копья и диска, борьбу, кулачный бой); б) военные упражнения (метание с помощью пращи, удары боевым копьем, стрельбу из лука); в) специальные упражнения (верховую езду, езду на колесницах, плавание); г) сферистику (игры в мяч).
В орхестрику входили акробатика, хореография, танцы в кругу, выполняемые под музыку. В раздел игр входили детские подвижные игры с палками, ко лесом, шаром, мячом и др.


8.
Олимпийские игры, начиная с 776 года до н.э., проводились один раз в четыре года в июле – августе в священной области Зевса в северо-западной части Пелопоннеса. Традиция, существовавшая в древней Греции, в конце XIX века была возрождена французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном.


9. Калокагатия -
(также калокага́тия; — «прекрасный и хороший», «красивый и добрый») — термин, использующийся в античной Этике, составленный из двух прилагательных: καλός (прекрасный) и ἀγαθός (добрый). Что в приблизительном переводе будет «нравственная красота».

Элланодик - (др.-греч. Ἑλλανοδίκαι, hellanodikai) — это член Древнегреческого комитета, состоящего из граждан Элиды, который выполнял функции современного судьи во время проведения Олимпиад.


10.
Сами игры в 5 веке до н. э. длились 5 дней: в 1-й день, когда участники Игр перед алтарем Зевса приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний, происходили жертвоприношения; во 2-й день проводились состязания в группе мальчиков, в 3-й состязания мужчин, в 4-й конные ристания, 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящен торжественной церемонии вручения наград.


11.
Расцвет игр приходился на V в. до н. э., период, когда греческие города-государства вели напряженную борьбу против персидских завоевателей. Причиной же упадка физической культуры в Древней Греции послужило расслоение общества на бедных и богатых, когда произошел раскол рабовладельческого общества. Богатеющая верхушка начинала отклоняться от несения военных обязанностей. Именно в это время появились наемные войска и спортсмены–профессионалы, стали возникать специализации по видам спорта. Ослаблялось значение традиций физической культуры, посвященных религии.В 394 году нашей эры Олимпийские Игры были запрещены, поскольку Греция была завоевана Римом, распространение получило христианство, ставшее в Элладе государственной религии. На тот момент Игры были проведены уже 293 раза.


12. Стадия -
(греч. στάδιον) — единица измерения расстояний в древних системах мер многих народов, введённая впервые в Вавилоне, а затем перешедшая к грекам и получившая своё греческое название.





написать администратору сайта