Россия в 16в.. Тема Россия в xviв. Внутренняя политика в правление Василия iii
Скачать 23.19 Kb.
|
Студентка второго курса направление подготовки: 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» Зеленковой Марины Петровны. Тема : Россия в XVIв. Внутренняя политика в правление Василия III и Ивана IV Процесс объединения удельной Руси завершил Василий III, преемник и сын Ивана III. При нем были присоединены Псков (1510) и Рязанские земли (1521). В январе 1547 г. Иван IV принял новый для Руси титул царя, подчеркивавший исключительность его положения в государстве. В 1549 г. собирается первый в истории Руси Земский собор — сословно-представительный орган совещательного характера. На этом соборе присутствовали представители бояр, дворян и духовенства. В то же самое время царь создает подобие правительства — Избранную раду, включавшую в себя целый ряд незаурядных государственных деятелей. Избранная рада в 1550-е гг. подготовила и провела реформы, охватившие все стороны русской жизни. В это время происходит дальнейшее закрепощение крестьян. Новый Судебник (1550) не только подтверждал правила перехода в Юрьев день, но и значительно увеличивал пожилое, которое крестьянин должен был заплатить перед переходом своему бывшему хозяину за пользование его землей, лесом и пр. Рада продолжала раздачу земель в поместье, чтобы увеличить и укрепить новое дворянское сословие. Серьезные реформы были проведены в сфере государственного управления. Рада ограничила и упорядочила местничество — выгодный для боярства порядок назначения на высшие должности, при котором в расчет брались не личные заслуги и способности, а знатность рода и давность его службы московским князьям. Были составлены официальные "Государев родословец" — роспись знатным родам и «Государев разряд» — записи назначений на службу (своеобразные справочники при местнических спорах). На время же военных действий местничество вообще отменялось. Создаются первые функциональные органы центрального управления — приказы: Посольский, Поместный, Разрядный, Челобитный и др. Эти приказы потеснили старые дворцы. Однако по мере присоединения новых земель возникают Приказ казанского дворца, Сибирский приказ и др., т.е. органы, с помощью которых из центра управляли отдельными территориями. В сер. 1550-х гг. Рада проводит губную реформу, в ходе которой присылаемые из центра бояре-наместники заменялись губными старостами — администрацией из числа местных дворян, выбираемых населением губы, новой административно-территориальной единицы. Наконец, в это время создается стрелецкое войско. Стрельцы получали денежное жалованье и обмундирование, были лучше обучены и более боеспособны, чем дворянское ополчение. В 1560 г. Грозный начал менять систему своего правления. Он распустил Избранную раду, наложив опалу на ее руководителей. Суть новой политики состояла в разделении всего русского населения и всей русской земли на две неравные части. Большая часть, т.н. земские поступали под надзор опричников (поначалу 1000 чел в нач. 1570 г. — ок. 6000 чел.). Власть опричников над земскими была полной, и пользовались они ею не только в интересах царя, но и в своих собственных. Те русские земли, которые были поставлен ны под опричное управление, раздавались опричникам в пользование, причем старые хозяева-помещики безжалостно изгонялись. Опричники стремились выжать из предоставленных им земель и крестьян максимум возможного. Произвольное разделение населения на мучимых и мучителей, постоянные казни и погромы, разорение массы поместных хозяйств — все это ослабляло Русь. К тому же опричники, которые помимо борьбы с врагами царя внутри страны, должны были еще и держать границы — оборонять его от врагов внешних, оказались никудышными воинами. В 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей дошел до Москвы и сжег ее. На другой год хан снова пошел походом на Русь, но на этот рав был разбит земским войском у села Молоди. После этих событий в 1572 г. опричнина была отменена; земли и служилых людей объединили; старым хозяевам возвратили большую часть их поместий. Однако репрессии продолжались и позже, до смерти Ивана Грозного. Только теперь бывшие опричники страдали от них не меньше всех прочих. Внешняя политика в XVI в. (западное, восточное, южное направления). Реформы позволили Ивану IV вести в 1550-е гг. и успешную внешнюю политику. Прежде всего он нанес удар по остаткам Золотой Орды. В 1552 г. к Руси было присоединено Казанское ханство; в 1556-м — Астраханское. В результате была обеспечена полная безопасность восточных границ; важнейшая торговая артерия — р. Волга — на всем ее протяжении стала русской; открылся путь в Сибирь — в нач. 1580-х гг. Ермак уже совершает туда первые походы. Грозный начинает пробиваться и к Балтийскому морю: в 1558 г. Русь вступает в войну с одряхлевшим Ливонским орденом. Эта война поначалу шла чрезвычайно успешно — к 1560 г. почти вся территория Ливонии была занята русскими войсками. В Ливонской войне долгое время сохранялось затишье, вызванное тем, что в Речи Посполитой (польско-литовское королевство), где король выбирался шляхтой (дворянством), шла междоусобная борьба между сторонниками разных кандидатур. В 1575 г. на престол был выбран трансильванский князь Стефан Баторий, незаурядный государственный деятель и полководец. К концу 1570-х гг. он захватил большую часть Ливонии и перенес военные действия на русскую территорию. В 1581 г. Баторий осадил Псков, но взять его не смог. Героическая оборона города остановила дальнейшее наступление поляков. В 1582-м в г. Яме-Запольском было заключено перемирие с Польшей; в 1583 г. — со Швецией в г. Плюссе. По их условиям Россия утратила все свои приобретения в Ливонии и, кроме того, вынуждена была отдать шведам свои старинные города Ям и Копорье на побережье Финского залива. Т.о., затяжная (25 лет), стоившая огромных расходов и потерь война не принесла России ни малейшего успеха. Российская культура в XIV-XVI вв. Монголо-татарское нашествие наложило на русскую культуру неизгладимый отпечаток. По свежим его следам были созданы «Слово о погибели русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и др. произведения, в которых оплакивалась Русь и воспевались ее защитники. Историческая победа над татарами в 1380 г. вызывает к жизни в конце XIV — нач. XV в. летописное сказание о Куликовской битве, «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщину» Софрония Рязанского, стилистически близкую «Слову о полку Игореве». Отметим и очень популярные на Руси "хожения" — описание путешествий, и прежде всего знаменитое «Хождение за три моря» (в Индию) тверского купца Афанасия Никитина (втор. пол. XV в.). Мощное воздействие на литературу оказало возвышение Москвы. С конца XIV в. возрождается общерусское летописание, прославлявшее деяния московских князей и порицавшее их врагов. В XV в. в литературе все настойчивее подчеркивается избранность Москвы и ее князей. В «Сказании о князьях Владимирских» проводилась идея преемственности власти московских государей от византийских и, более того, римских императоров. Конец XV — нач. XVI в. ознаменованы серьезными религиозными спорами. В 1480-х гг. в Новгороде, а затем и в Москве проявляет себя еретическое движение «жидовствующих», направленное против официальной церкви. Еретики отрицали основные церковные догматы, требовали уничтожения церковной иерархии, монашества и конфискации церковных земель. В то же время внутри самой церкви сформировалось течение "нестяжательства" , вожди которого монахи-пустынники Нил Сорский и Вассиан Патрикеев стремились поднять авторитет духовенства отказом от собственности, аскетизмом и нравственным самосовершенствованием. Им противостояли иосифляне во главе с игуменом Полоцкого монастыря Иосифом, выступавшие за материально сильную церковь. В начале XVI в. «нестяжатели» осуждены церковным собором как еретики. Архитектура после нашествия монголов переживала период упадка. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия. Важнейшую роль здесь сыграл византиец Феофан Грек, приехавший в 1370-х гг. на Русь. В 1378 г. он расписал в Новгороде церковь Спаса на Ильине (фрески частично сохранились). Ему приписываются несколько икон Благовещенского собора в Москве. Феофан, не всегда тщательно прорисовывавший изображения, стремился произвести максимальное воздействие на чувства зрителя. Его живопись сурова по характеру, мрачна по колориту. Иной характер носят произведения Андрея Рублева (ок. 1360—1430). Они всегда узнаваемы благодаря редкому изяществу рисунка, теплому, радостному колориту, общей умиротворенности композиции; в них воплотилась народная мечта о мире, спокойствии, взаимопонимании. Эти черты наиболее ярко проявились в знаменитой рублевской «Троице». Сохранились фрески Рублева в Успенском соборе во Владимире. Традиции Рублева во второй половине XV — нач. XVI в. продолжил Дионисий, из творений которого дошли до нас фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502). Важнейшим явлением культуры XVI в. стало начало книгопечатания. В 1564 г. дьяконом одной из московских церквей Иваном Федоровым и его помощником Петром Мстиславцем был напечатан *Апостол* — первая русская печатная книга с выходными данными. Впоследствии во Львове Федоров выпустил первый русский букварь с грамматикой. Однако в XVI в. печатали в основном богослужебные книги; летописи, сказания и пр. продолжали переписывать от руки. В 1560-х гг. вопросы государственного устройства Руси оказываются в центре внимания Ивана Грозного и бежавшего в Литву Андрея Курбского. В своей переписке они выдвигают два варианта такого устройства: Грозный свой идеал видел в деспотической монархии, в которой царь обладает абсолютной властью, а подданные должны ему безоговорочно подчиняться; Курбский же считал, что царь не может нарушать права своих подданных и должен управлять, опираясь на мудрых советников, причем не только из боярской аристократии, но и «всенародных человек». Ярким и своеобразным памятником является *Домострой*, написанный членом Избранной рады священником Сильвестром. Эта книга, посвященная искусству «вести дом». В XVI в. продолжают развиваться ереси, направленные против официальной церкви. Дворянин Матвей Башкин и постригшийся в монахи беглый холоп Феодосии Косой отрицают обряды, церковную иерархию. Феодосии шел еще дальше, заявляя, что у христиан не должно быть властей и потому призывал не платить налогов и не подчиняться феодалам. Наиболее ярким признаком архитектурных памятников этого времени является шатровый стиль, который обогащает каменные церкви элементами деревянных, в частности невиданной раньше конструкцией верха в виде шатра. Шедевром и одновременно наиболее ранним образцом этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой. Вершиной же русского зодчества XVI в. является собор Покрова на Рву, посвященный взятию Казани (более известен как храм Василия Блаженного — в честь знаменитого московского юродивого, постоянно ночевавшего в одном из его приделов). Построенный русскими мастерами Бармой и Постником Яковлевым, собор отличается неповторимым своеобразием. В XVI в. ведется грандиозное крепостное строительство. В 1630-х гг. к Кремлю было пристроено полукольцо укреплений Китай-города, защищавшего центральную часть посада. В конце XVI в. замечательный «городовых дел мастер» Федор Конь возвел кольцо укреплений Белого города, заключившее в себя почти всю тогдашнюю Москву. Им же был построен и мощный кремль в Смоленске. Иконопись в XVI в. испытывает все большие сложности. Ее сковывает жесткий канон — образец, за рамки которого иконописцу выходить запрещалось. В результате вырабатывается своеобразное художественное направление, в котором идейное содержание, внутренний мир изображаемых персонажей уходят на задний план. Мастера — Прокопий Чирин, братья Савины — стремились проявить себя в технике живописи, изобразить утонченную красоту фигур, одежды. Это направление получило название «строгановской школы», по имени купцов Строгановых, способствовавших его развитию своими заказами. |