Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Какие этапы можно выделить в развитии Западной Европы в период Средневековья Назовите страны лидеры каждого этапа.

  • 3. В чем суть идеи Запада Когда она оформляется

  • 4. Когда начинает формироваться этническая, экономическая, политическая, религиозная, культурная общность Западной Европы

  • 5. В чем было основано единство западноевропейского общества в период Средневековья

  • 6. Когда началась революция в естествознании Каковы были ее причины и последствия Как меняется организация западноевропейской науки в позднее Средневековье

  • Глава 71. Дайте периодизацию истории Средневекового Востока, исходя из критерия степени зрелости феодальных отношений.

  • 2. Как складывались поземельные отношения в Индии, Китае, Японии на различных этапах феодализма Индия

  • 3. Какие изменения претерпела система экономических, политических и социальных отношений в этих странах от этапа к этапу феодализма Индия

  • история. Тема 1 Древний мир


    Скачать 59.84 Kb.
    НазваниеТема 1 Древний мир
    Анкористория.docx
    Дата12.05.2018
    Размер59.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория.docx
    ТипГлава
    #19142
    страница2 из 3
    1   2   3

    Глава 5
    Тема №2 Средние века


    1. Каковы основные экономические, политические, мировоззренческие характеристики развития западноевропейского общества в средние века?
    Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения.
    Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословнопредставительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю.
    Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества.
    Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.
    2. Какие этапы можно выделить в развитии Западной Европы в период Средневековья? Назовите страны лидеры каждого этапа.
    В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:
    - раннее Средневековье (VХ вв.) – идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья.
    В 800 г создание империи – Франкское государство.
    - классическое Средневековье (XIXV вв.) – время максимального развития средневековых феодальных институтов.
    В XIV-XV вв. самой образованной и процветающей страной Европы все еще оставалась Италия,  более всех в государственном строительстве преуспела Франция, где процессы централизации начались раньше, чем в других странах. В XIV-XV вв. во Франции уже были введены постоянные государственные налоги, установлены единая денежная система и единое почтовое сообщение. С точки зрения прав человека и защиты личности наибольших успехов добилась Англия. Другой особенностью развития Англии был усиленный рост товарноденежных отношений, широкое использование наемного труда во всех сферах хозяйства, активная внешнеторговая деятельность.
    - позднее Средневековье (XVXVII вв.) – начинает формироваться новое капиталистическое общество.
    Более быстрыми темпами развиваются Нидерланды, Англия и Франция.
    3. В чем суть идеи Запада? Когда она оформляется?
    Создание единого европейского общества важной харктеристикой кторого было общее состояние коллективных нравов, общественной настрой. В средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство ставшее базой для объединения европейцев в одну семью складывания единой европейской цивилизации.
    Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду с сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. 
    4. Когда начинает формироваться этническая, экономическая, политическая, религиозная, культурная общность Западной Европы? Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы. Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений, протестанство, складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.

    5. В чем было основано единство западноевропейского общества в период Средневековья?
    Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Важнейшей характеристикой средневекового западноевропейского общества была его иерархическая структура, система вассалитета. Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества. В Европе существует одна религия и это христианство.

    6. Когда началась революция в естествознании? Каковы были ее причины и последствия? Как меняется организация западноевропейской науки в позднее Средневековье?
    В XVIXVII вв. в развитии естествознания происходят существенные сдвиги, связанные с общим культурным прогрессом общества, развитием человеческого сознания и ростом материального производства. Этому в громадной степени способствовали Великие географические открытия, давшие массу новых фактов по географии, геологии, ботанике, зоологии, астрономии. Основной прогресс в области естественных наук в этот период шел по линии обобщения и осмысления накопленной информации. Национальные достижения быстро становились достоянием всей европейской научной мысли. К концу позднего Средневековья в Европе заметно меняется организация науки и научных исследований. Создаются кружки ученых, совместно обсуждающих опыты, методику, задачи, результаты. На базе научных кружков в середине XVII в. образуются национальные академии наук – первые из них возникли в Англии и Франции.

    Глава 7
    1. Дайте периодизацию истории Средневекового Востока, исходя из критерия степени зрелости феодальных отношений.
    Переодизация истории средневекового Востока. С учетом этих особенностей и исходя из представления о степени зрелости феодальных отношений в истории Востока выделяют следующие этапы: 
    I-VI в. н.э. – переходный период зарождения феодализма; 
    VII-Х вв. – период раннефеодальных отношений с присущим ему процессом натурализации экономики и упадка древних городов;
    XI-XII вв. – домонгольский период, начало расцвета феодализма, становление сословнокорпоративного строя жизни, культурный взлет;
    XIII вв. – время монгольского завоевания, прервавшего развитие феодального общества и обратившее некоторые из них вспять;
    XIV-XVI вв. – послемонгольский период, который характеризуется замедлением общественного развития, консервацией деспотической формы власти.
    2. Как складывались поземельные отношения в Индии, Китае, Японии на различных этапах феодализма?

    Индия

    -Раджпутский период  (VII-XII вв.) характеризуется ростом феодальных владений. Наиболее богатыми среди феодалов наряду с правителями были индусские храмы и монастыри. Если первоначально им жаловались только необрабатываемые земли и при непременном согласии владевшей ими общины, то с VIII в. все чаще передаются не только земли, но и деревни, жители которых обязаны были нести натуральную повинность в пользу получателя. 

    -Эпоха мусульманского завоевания Индии. Делийский султанат(XIII – нач. XVI вв.) . Войска султанов совершали завоевательные походы в Центральную и Южную Индию, а покоренные правители вынуждены были признавать себя вассалами Дели и платить султану ежегодную дань. Значительно возрастает государственный земельный фонд за счет владений покоренных индийских феодальных родов. Основная его часть раздавалась в условное служебное пожалование – икта (небольшие участки) и мукта (крупные «кормления»). Иктадары и муктадары собирали с пожалованных деревень налоги в пользу казны, часть которых шла на содержание семьи держателя, поставлявшего в государственную армию воина. Частными земельными собственниками, распоряжавшимися имением без государственного вмешательства, были мечети, владельцы имущества для благотворительных целей, хранители гробниц шейхов, поэты, чиновники и купцы. 

    -Индия в эпоху Могольскойи имеприи (XVI-XVIIIвв.)1 Заключительным этапом средневековой истории Индии стало возвышение на ее севере в начале XVI в. новой мощной мусульманской Могольской империи, которая в XVII в. сумела подчинить себе значительную часть Южной Индии. В могольскую эпоху Индия вступает в стадию развитых феодальных отношений, расцвет которых шел параллельно усилению центральной власти государства. Повысилось значение главного финансового ведомства империи (дивана), обязанного следить за использованием всех пригодных земель. Долей государства была объявлена треть урожая. В центральных областях страны при Акбаре крестьяне были переведены на денежный налог, что заставляло их заранее включаться в рыночные отношения. В государственный земельный фонд (халиса) поступали все завоеванные территории. Из него раздавались джагиры – условные военные пожалования, продолжавшие считаться государственной собственностью. Джагирдары обычно владели несколькими десятками тысяч гектар земли и обязаны были содержать на эти доходы воинские отряды – костяк имперской армии. Также в государстве существовала частная земельная собственность феодаловзаминдаров из числа покоренных князей, плативших дань, и небольшие частные владения суфийских шейхов и мусульманских богословов, передававшиеся по наследству, и свободные от налогов – суюргал или мульк.

    Китай

    -Эпоха раздробленности (III-VI вв.). С падением империи Хань на рубеже II-IIIвв. в Китае происходит смена эпох: заканчивается древний период истории страны и начинается Средневековье. Была введена надельная система землепользования (чжань тянь), которая сказалась на типе организации общества и способе управления им. Ее существо состояло в закреплении за каждым работником, отнесенным к сословию личносвободных простолюдинов, прав на получение участка земли определенных размеров и установлении фиксированных налогов с него.
    Надельной системе противостоял процесс роста частных земельных участков так называемых «сильных домов» («да цзя»), который сопровождался разорением и закабалением крестьянства.

    -Имперский период (конеч VI-XIII вв) В этот период в Китае возродился имперский порядок, произошло политическое объединение страны, изменился характер верховной власти, усилилась централизация управления, возросла роль чиновнобюрократического аппарата. Надельная система, достигшая апогея в VI-VIII вв., к концу Х в. исчезла. Система землепользования уже включала в себя государственный земельный фонд с императорскими поместьями, крупное и среднее частное землевладение, мелкокрестьянскую земельную собственность и поместья держателей государственных земель.

    .

    -Китай в эпоху монгольского владычества. Империя Юань (1271-1367 гг.) Монгольское завоевание Китая растянулось почти на 70 лет. Монгольские властители, заинтересованные в получении доходов с покоренных земель, со второй половины XII в. все больше стали перенимать традиционные китайские методы эксплуатации населения. Была определена система поземельных отношений, в рамках которой выделялись частные земли, казенные земли, земли общественного пользования и удельные наделы. Устойчивой тенденцией в сельском хозяйстве с начала XIV в. становится увеличение частных земельных владений и расширение арендных отношений. Широко, как никогда прежде, распространялось храмовое землевладение, пополняемое как за счет государственных дарений, так и за счет покупок и прямого захвата полей. Такие угодья считались вечным владением и обрабатывались братией и арендаторами.

    -Минский Китай(1368-1644). Минский Китай родился и погиб в горниле великих крестьянских войн, события которых невидимым образом режиссировались тайными религиозными обществами типа «Белого лотоса». Первый император династии Мин Чжу Юаньчжан (1328-1398) начал проводить дальновидную аграрную и финансовую политику. Он увеличил долю крестьянских дворов в земельном клине, усилил контроль за распределением казенных земель, стимулировал опекаемые казной военные поселения, переселял крестьян на пустующие земли, ввел фиксированное налогообложение, предоставлял льготы малоимущим дворам. 

    Япония

    -Эпоха царей Ямато. Рождение государства (IIIсер.VII). Социально-экономический строй III-VII вв. вступает в стадию разложения патриархальных отношений. Общинные пахотные земли, находившиеся в распоряжении сельских дворов, начинают постепенно подпадать под контроль сильных кланов, противоборствующих друг с другом за исходные ресурсы; землю и людей.

    -Эпоха Фудзивара (645-1192 гг.). переход от частного присвоения исходных ресурсов страны, земли и людей, к государственной. Страна была поделена на провинции и уезды во главе с губернаторами и уездными начальниками. С 690 г. каждые шесть лет стали проводиться переписи населения и переделы земли. 

    -В эпоху первого сёгуната Минамото (1192-1335 гг.) ведущей формой землевладения становится мелкое самурайское, хотя продолжали существовать крупные феодальные владения влиятельных домов, императора и всесильных вассалов Минамото.

    -В годы второго сёгунат Асикага (1335-1573 гг.) происходит переход от мелкого и среднего феодального землевладения к крупному.

    -Последний, третий, самый продолжительный по времени (1603-1807 гг.) сёгунат Токугава. Аграрная реформа Токугава еще раз закрепила крестьян за их землями. При нем были строго разграничены сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и торговцы. 

    3. Какие изменения претерпела система экономических, политических и социальных отношений в этих странах от этапа к этапу феодализма?

    Индия

    -Раджпутский период  (VII-XII вв.) В VI-VII вв. в Индии складывается система устойчивых политических центров, борющихся друг с другом под знаменем разных династий – Северная Индия, Бенгалия, Декан и Крайний юг. Социально-экономическое развитие Индии в раджпутскую эпоху характеризовалось ростом феодальных владений. Наиболее богатыми среди феодалов наряду с правителями были индусские храмы и монастыри. Городская жизнь, замершая после VI в., начала возрождаться лишь к концу Раджпутского периода. Быстрее развивались старые портовые центры. Новые города возникали возле замков феодалов, где селились ремесленники, обслуживающие потребности двора и войска землевладельца. На этапе феодальной раздробленности индуизм окончательно взял верх на буддизмом, победив его силой своей аморфности, что как нельзя лучше соответствовало политическому строю эпохи.

    -Эпоха мусульманского завоевания Индии. Делийский султанат(XIII – нач. XVI вв.) . В XIII в. на севере Индии утверждается крупное мусульманское государствоДелийский султанат, окончательно оформляется господство мусульманских военачальников из среднеазиатских тюрок. Государственной религией становится ислам суннитского направления, официальным языком – персидский.  Система экономических отношений претерпевает в мусульманскую эпоху некоторые, хотя и не радикальные, изменения. Значительно возрастает государственный земельный фонд за счет владений покоренных индийских феодальных родов. Основная его часть раздавалась в условное служебное пожалование – икта (небольшие участки) и мукта (крупные «кормления»). Иктадары и муктадары собирали с пожалованных деревень налоги в пользу казны, часть которых шла на содержание семьи держателя, поставлявшего в государственную армию воина. К XIV в. относят новую волну урбанизации в Индии. Города становились центрами ремесла и торговли. Внутренняя торговля преимущественно ориентировалась на нужды столичного двора. В годы правления Делийского султаната начинается проникновение в Индию европейцев. В результате военных экспедиций – Кабрала (1500), Васко де Гама (1502), д'Альбукерки (1510-1511) – португальцы захватывают биджапурский остров Гоа, ставший опорой их владений на Востоке. Монополия португальцев на морскую торговлю подорвала торговые связи Индии со странами Востока, изолировала глубинные районы страны и задержала их развитие.

    -Индия в эпоху Могольскойи имеприи (XVI-XVIIIвв.)1 В могольскую эпоху Индия вступает в стадию развитых феодальных отношений, расцвет которых шел параллельно усилению центральной власти государства. Повысилось значение главного финансового ведомства империи (дивана), обязанного следить за использованием всех пригодных земель. Долей государства была объявлена треть урожая. В центральных областях страны при Акбаре крестьяне были переведены на денежный налог, что заставляло их заранее включаться в рыночные отношения. Высокого расцвета достигло в этот период ремесло, особенно производство тканей, ценившихся на всем Востоке, а в районе южных морей индийский текстиль выступал своего рода всеобщим эквивалентом торговли.Начинается процесс сращивания высшей купеческой прослойки с господствующим классом. Денежные люди могли становиться джагирдарами, а последние – владельцами каравансараев и торговых кораблей. Складываются купеческие касты, играющие роль компаний. Сурат, главный порт страны в XVI в., становится местом, где зарождается прослойка купцовкомпрадоров (т.е. связанных с иностранцами). В Индии XVI-XVII вв. уже наблюдается зарождение капиталистических отношений, но социальноэкономический строй Могольской империи, основанный на государственном владении землей, не способствовал быстрому их росту.

    средневековая Индия олицетворяет собой синтез самых разнообразных социальнополитических устоев, религиозных традиций. этнических культур. Переплавив внутри себя все это множество начал, она к исходу эпохи предстала перед изумленными европейцами страной сказочного великолепия, манившей к себе богатством, экзотикой, тайнами. Внутри нее, однако, начинались процессы, сходные с европейскими, присущими Новому времени. Формировался внутренний рынок, развивались международные связи, углублялись общественные противоречия. 


    Китай

    -Эпоха раздробленности (III-VI вв.). С падением империи Хань на рубеже II-IIIвв. в Китае происходит смена эпох: заканчивается древний период истории страны и начинается Средневековье. Первый этап раннего феодализма вошел в историю как время Троецарствия (220-280 гг.). На территории страны сложилось три государства (Вэйна севере, Шув центральной части и Уна юге), власть в которых по типу приближалась к военной диктатуре. Период политической раздробленности сопровождался заметной натурализацией хозяйственной жизни, упадком городов и сокращением денежного обращения. Мерилом стоимости стали выступать зерно и шелк.

    -Имперский период (конеч VI-XIII вв) В этот период в Китае возродился имперский порядок, произошло политическое объединение страны, изменился характер верховной власти, усилилась централизация управления, возросла роль чиновнобюрократического аппарата.  Порядок налогообложения может быть назван тотальным. Главным был поземельный двухразовый натуральный налог, составляющий 20 % урожая, дополнявшийся промысловой податью и отработками. Для учета налогоплательщиков каждые три года составлялись подворные реестры.

    -Китай в эпоху монгольского владычества. Империя Юань (1271-1367 гг.) Монгольское завоевание Китая растянулось почти на 70 лет. Монгольские властители, заинтересованные в получении доходов с покоренных земель, со второй половины XII в. все больше стали перенимать традиционные китайские методы эксплуатации населения. Первоначально была упорядочена и централизована система налогообложения. Сбор налогов был изъят из рук местных властей, была проведена всеобщая перепись населения, составлены налоговые реестры, введены подушный и поземельный зерновые налоги и подворный налог, взимавшийся шелком и серебром.

    -Минский Китай(1368-1644). В эту эпоху было окончательно ликвидировано монгольское господство и заложены основы хозяйственной и политической систем, отвечающих традиционным китайским представлениям об идеальной государственности. Первый император династии Мин Чжу Юаньчжан (1328-1398) начал проводить дальновидную аграрную и финансовую политику. Центральной внешнеполитической задачей Минского государства в XIV-XV вв. было предотвращение возможности нового монгольского нападения. Не обходилось без военных столкновений. В эпоху Мин господствующее положение в религии занимает Нео конфуцианство. С конца XIV в. прослеживается стремление властей поставить ограничения буддизму и даосизму, что вело к расширению религиозного сектантства.

    История средневекового Китая представляет собой пестрый калейдоскоп событий: частую смену правящих династий, длительные периоды господства завоевателей, как правило, приходивших с севера и очень скоро растворявшихся среди местного населения, восприняв не только язык и образ жизни, но и классический китайский образец управления страной, оформившийся в танскую и сунскую эпохи. Однако и такое общество не было свободно от противоречий. И если побудительными мотивами крестьянских восстаний часто оказывались религиозномистические убеждения или национальноосвободительные идеалы, они нисколько не отменяли, а наоборот, переплетались с требованиями социальной справедливости. Показательно, что китайское общество не было столь замкнутым и жестко организованным, как, например, индийское. Предводитель крестьянского восстания в Китае мог стать императором, а простолюдин, выдержавший государственные экзамены на чиновничью должность, мог начать головокружительную карьеру.
    1   2   3


    написать администратору сайта