|
естествознание пр р1. естествознание 1. Тема 1 Естествознание фундаментальная наука
Специальность:
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Дисциплина: Естествознание
Тема №1.1. Естествознание – фундаментальная наука.
Практическое задание №1
Выполнил:
обучающаяся Комарова Виктория Олеговна
группа 2 ПДО-09/20А-1
Преподаватель:
Коновалова Лидия Викторовна
Задание 2. Заполните таблицу «Характерные черты науки»
Специфические признаки науки
| Сущность признака
| Преемственность
| Сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.
| Фрагментарность
| Изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные дисциплины. Вообще понятие бытия как философское не применимо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.
| Общезначимость
| Получаемые знания пригодны для всех людей, и ее язык однозначный, поскольку наука стремится, как можно более четко фиксировать свои термины, что способствует объединению людей, живущих в самых разных уголках планеты.
| Обезличенность
| Ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.
| Систематичность
| Имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.
| Незавершённость
| Хотя научное знание безгранично растет, оно всё- таки, не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.
| Преемственность
| Новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями.
| Критичность
| Всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты.
| Достоверность
| Её выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам.
| Внеморальность
| Научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.
| Рациональность
| Получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.
| Чувственность
| Её результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными.
| Эти свойства науки образуют шесть диалектических пар, соотносящихся друг с другом: универсальность — фрагментарность, общезначимость — обезличенность, систематичность — незавершенность, преемственность — критичность, достоверность — внеморальность, рациональность — чувственность.
Задание 3. Заполните таблицу, в которой укажите отличия науки от других форм общественного сознания и культуры
Формы общественного сознания и культуры
| Отличия науки
| мифология
| стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку.
| мистика
| стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению.
| религия
| разум и опора на чувственную реальность имеют в ней большее значение, чем вера.
| философия
| ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?», «каким образом?».
| искусство
| своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий.
| идеология
| ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества.
| техника
| нацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира.
|
Задание 4. Выполните упражнение.
Вот как описывает бывший госсекретарь США Д. Ачесон встречу между Р. Оппенгеймером, возглавлявшим в 1939—1945 гг. работы по созданию атомной бомбы, и президентом США Г. Труменом, которая состоялась после атомной бомбардировки городов Японии: «Как-то раз я сопровождал Оппенгеймера к Трумену. Ученый, ломая себе пальцы, говорил: “У меня руки в крови”. Позднее Трумен сказал мне: “Больше не приводите ко мне этого дурака. Бомбу сбросил не он. Я сбросил бомбу, меня тошнит от этой слезливости».
Может быть, Г. Трумен прав? Сформулируйте и аргументируйте свое мнение.
Я считаю, что Г.Трумен не прав. Возможно, многие государственные деятели, которые считают, что дело ученого решать те задачи, которые перед ним ставит общество, власть, а остальное не должно его касаться, поддержали бы такую позицию. Но, я считаю, она неприемлема для ученых. Они не должны быть марионетками, безропотно исполняющими чужую волю. Ведь массовые уничтожения людей в войнах, и губительное воздействие на природу, не были бы возможны без использования современной науки и техники. Считаю, что достижения науки и техники необходимо использовать на благо всем людям. И вопрос об ответственности ученых перед обществом, считаю одним из важнейших.
|
|
|