Главная страница

коллоквиум по логике 1 семестр. коллоквиум 1 ответы. Тема 1 и 2 Древнейшие памятники права Законы Хаммурапи и Законы Ману


Скачать 30.05 Kb.
НазваниеТема 1 и 2 Древнейшие памятники права Законы Хаммурапи и Законы Ману
Анкорколлоквиум по логике 1 семестр
Дата15.04.2023
Размер30.05 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаколлоквиум 1 ответы.docx
ТипЗакон
#1063572


Модуль 1 Рабовладельческий строй
Тема 1 и 2 Древнейшие памятники права: Законы Хаммурапи и Законы Ману


  1. Причины создания ЗХ


Возникли ЗХ в XVIII в. до н.э. в период существования Старого царства, при котором гос-ва являлись древними империями (сильными гос-ми), с целью обеспечения порядка на широких территориях и уменьшения соц. противоречий, преследуя цель в полноценной централизации государства и усиления его могущества, правитель унифицировал законодательство, опираясь на различных божества для того чтобы придать нормам данных сборников вес в общественном сознании.
2) Особенности правового регулирования общественных отношений по законам Ману.
Особенностью регулирования общественных отношений по законам ману являлось то, что они делают это не исключительно в правовой сфере, но прежде всего и в религиозной и моральной
3) Общественная организация по ЗХ. Различия между авилум и мушкенум
В структуре населения Древнего Вавилона по ЗХ выделялись: Авилум, Тамкар, Шамалум, Мушкенум, Вардум, Жрец, Воины (Редум, Баирум, Декум, Лубунтум).

В отличие от «авилум», «мушкенум» составляли более низкий по своему положению разряд свободных граждан. «Авилумами» являлись крупные рабовладельцы, члены общин, а «мушкенумами» были вольноотпущенники, дворцовые слуги, жители покорённых городов. Дифференциация проявлялась в оценке их жизни и здоровья: в отношениях «мушкенумов» проявлялась денежная оценка нанесённого вреда, а в отношениях «авилумов» принцип талиона.
4) Правовое положение рабов в древневосточных государствах
В ЗХ представлено меньше видов рабов, нежели чем в ЗМ (7 видов). По ЗХ рабы могли владеть имуществом, в то время как в ЗМ это было запрещено. В ЗХ с рабами запрещались любые виды сделок, под угрозой смерти, однако в ЗМ, несмотря на сходство данного вопроса с ЗХ, существовало правило, разрежающее рабу заключать сделки, которые пойдут на пользу его семейству.

5) Варны и дхарма каждой из варн. Отличие понятия варна от понятия каста
Брахман – жреческий аристократ (Обучение, изучение Веды; Жертвоприношения для себя и других; Раздача и получение милостыни); Кшатрий – светский аристократ, военачальник, царь (Охрана поданных, раздача милостыни, жертвоприношение, изучение Веды); Вайший – крестьянин, ремесленник, торговец (Пасьба скота, раздача милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, торговля, ростовщичество, земледелие); Шудр – отступник, изгой, нищий крестьянин, вольноотпущенник (смиренное служение остальным варнам)

Кастой признавалась единица сословного общественного деления, имеющая профессиональные корни происхождения, а варной признавались предрасположенность человека к определённому типу деятельности. Каст было неописуемое множество, в то время как варн было всего 4. Варна, как и кастовая принадлежность были с человеком от рождения до смерти, а также носили наследственный характер.
6) Брачно-семейные отношения по ЗМ и ЗХ
ЗХ

По ЗХ брак считался разновидностью договора. Брак был в основном моногамным. Условия заключения брака: 1. Наличие договора 2. Внесение выкупной платы в семью невесты 3. Брак заключался в присутствии свидетелей. 4. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате чего мужчина покупал себе жену. Мог заключаться как в устной, так и в письменной форме, и при свидетелях. Действовало правило: нет договора — нет брака и семьи.

Жена мужа-авилума имела право распоряжаться своим приданым, заниматься ремеслом, торговлей, в общем имела довольно широкую гражданскую дееспособность. Закон в какой-то мере охранял её честь и достоинство.

Развод по инициативе мужа: 1. Бесплодие жены. 2. Расточительство, разорение со стороны жены. 3. Позор своего мужа. Муж мог развестись свободно, выплатив жене приданное, разводную плату.

Развод по инициативе жены: 1. Если доказана измена, унижение и издевательство над женой. 2. Если муж бежал из поселения.

За безнравственное поведение жену следовало утопить, бросить в реку, если она, не дождавшись своего мужа из плена, не хранила своего достояния. Жену за убийство мужа сажали на кол.

ЗХ предусматривал большую власть отца семейства над детьми. Он мог продать своих детей в рабство, отдать дочь в храм в качестве жрицы любви, где она торговала своим телом, а деньги отдавала храму, что считалось богоугодным занятием.
ЗМ

Брачно-семейным отношениям в основном посвящены главы III и IX.
Характер семейных отношений — патриархальный (большие семейные кланы, где мужчина — глава семьи, обладал неограниченной властью).
Выделяется 8 форм брака. Первые 4 были поощряемыми брахманами и включали брахму (вручение отцом «наделённой драгоценностями» дочери жениху),  дайву (вручение дочери жрецу, когда он исполняет обряд), аршу (отец выдаёт дочь жениху после получения от него быка и коровы или двух пар) и праджапатью (вручение отцом дочери жениху после слов «Исполняйте вместе дхарму»). Другие «дурные» формы брака включали суру (покупка невесты), гандхарву (добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей), ракшасу (похищение невесты) и самая худшая форма — пайшачу (насилие над девушкой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, или безумной).
Брать в жёны несовершеннолетних не запрещалось. Многожёнство не поощрялось, но муж мог взять вторую жену, если первая была склонна к пьянству, злобна или расточительна. Также имело место в ЗМ полиандрия, когда братья имели одну жену, ребёнок которой считался сыном всех братьев.
Браки между различными варнами не поощрялись, но были возможными, если муж принадлежал к более высокой варне, чем жена (но дети в таких брака были неравны между собой в правах).
Женщина находилась в приниженном, подчинённом положении. По ЗМ женщина не пригодна к самостоятельности: в детстве должна находиться под властью отца, взрослой — под властью мужа, в старости — под властью сыновей. Её главным назначением считалось рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей, на которых падала обязанность совершать номинальные обряды по умершим предкам. Законным отцом ребёнка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Женщина в данном случае приравнивалась к домашним животным, рабыням, потомство которых принадлежало хозяину.
Продажа жены и детей считалась возможной, но являлась грехом, однако даже проданная жена не освобождалась от мужа. В случае, если жена не рожала детей, муж мог взять новую жену через 8 лет, если рожала детей мертворождёнными — через 10 лет, если рожала только девочек — через 11 лет. В случае грубости жены муж мог взять новую «немедленно». Жёны, потерявшие мужей, не могли повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека.

7) Наследственное право по ЗХ и ЗМ
ЗХ

Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. Между другими сыновьями имущество делилось поровну. Жене разрешалось только оставаться жить в доме и пользоваться приданым. За ней сохранялись подарки, подаренные покойным мужем. Закон делал различие между детьми от первого и второго законных браков. Первые делили между собой две третьи наследственной массы, а вторые - только одну треть.

Кодекс Хаммурапи говорит в основном о наследовании по закону. Долю умершего сына получают его дети - внуки наследодателя. Усыновленные наследуют на равных основаниях с детьми. Дети, рожденные от рабыни-наложницы, наследуют в том случае, если отец признал их своими детьми. Если отец не признал их своими детьми, они получают только свободу.
ЗМ

Законы Ману - наиболее древний образец наследственного права. В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старший брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами. (Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.
8) Илку в широком и узком смысле. Правовой режим служебного имущества в зависимости от подхода.
Службное имущество в ЗХ получило название Илку. Илку – изъятое из гражданского оборота имущества (земля, дом, инвентарь, рабы), предоставляемое царём на время несения службы, имеющее свойство переходить по наследству совместно с повинностью. В широком смысле «илку» означало имущество, получаемое за любую государственную службу, а в узком – исключительно за военную.

9) Особенности заключения договора по ЗХ и ЗМ
Особенностями заключения договоров по ЗХ были наличие: письменной формы, клятвы, присутствия свидетелей, точного обозначения объекта договора. Особенностями заключения договоров по ЗМ были: запрет принуждения, соответствие принятой дхарме, трезвость, дееспособность и совершеннолетие субъекта. В обеих случаях рабам было категорически заключать договоры, однако в ЗМ имелось исключение, касательно пользы заключённого договора.
10) Элементы догосударственного древнего права в ЗМ и ЗХ. Особенности применения принципа талиона по ЗХ.
Для ЗМ и ЗХ в совершенстве соответствовали все признаки древнего права: казуистичность изложения норм, отсутствие логики в изложении, отсутствие отраслевого деления, религиозный, носящий авторитетный характер, подтекст, коллективный принцип ответственности, в системе наказаний доминировали смертная казнь, членовредительства и принцип талиона, носящие исключительно запугивающий и карательный характер. Несмотря на наличие принципа талиона, ни один из сборников не упоминает кровной мести. В ЗХ данный принцип использовался при отправлении наказаний за совершённые преступления в рамках отношений «авилумов».

11) Состязательный судебный процесс. Доказательства в суде по ЗМ и ЗХ
Рассмотрение дел в судах носило состязательный характер. Спорящие стороны сами должны были убедить суд в своей правоте и представить для этого соответствующие доказательства.
Доказательства в судах по ЗМ и ЗХ были идентичными: в их систему входили ордалий, свидетельские показания, клятва, вещественный доказательства, признание. Однако ЗМ предусматривали серьёзные требования к свидетельским показания, также в ЗМ была более шире разработана система ордалий.

Тема 2 Законы XII Таблиц и дальнейшее развитие римского права


  1. История создания Законов



В Древнем Риме долгое время монопольное право на толкование и применение правовых норм принадлежало патрициям (коренному населению), а это влекло недовольство плебеев (чужеземцы, освобожденные рабы). Последние требовали установления понятных и известных всем законов. Именно под их давлением в V веке до н. э. была избрана комиссия из 10 человек для составления таких законов. Их записали на 10 деревянных досках и выставлены на Форуме. Поскольку были выявлены определенные проблемы, позднее была образована еще одна комиссия, которая дополнила уже принятые законы еще двумя досками-таблицами.
2) Общественный строй Древнего Рима
Все римское общество делилось на свободных и рабов. Также свободное население делилось на граждан и не граждан. Граждане делились на зависимых это клиенты, вольноотпущенники и колоны, и независимых (патроны и патриции). А также были неграждане, то есть иностранцы, к ним относились перегрины и латины (древние и колоний).

3) Характеристика отцовской власти в Древнем Риме. Освобождение от отцовской

власти.
Отцовская власть над детьми, рождёнными в законном браке, в Древнем Риме была всеобъемлющей, признавалась подобной власти господина над рабами и закреплялась на государственном уровне. Так, отец имел право целиком и полностью распоряжаться жизнью и свободой своих несовершеннолетних детей, он отвечал по искам в пользу своих детей и мог выдать истцу своего ребёнка. Он мог продать ребёнка в рабство в качестве наказания или в силу имущественных интересов. Способами прекращения отцовской власти признавались: смерть домовладыки, смерть подвластного, лишение домовладыки отцовской власти (за оставление подвластного без помощи) и эмансипация подвластного (освобождение из-под власти по воли домовладыки и с согласия самого подвластного).

4) Правовое положение рабов
Рабы в Древнем Риме 1) могли выкупить себя и получить свободу 2) их жизнь и здоровье оценивались значительно дешевле, чем жизнь и здоровье свободного человека 3) в их отношении предусматривались более суровые наказания 4) отсутствовала правосубъектность, так как по искам в их пользу отвечал владелец 5) содержание долговых рабов регламентировалось, однако их могли продать за границу или убить 6) сделка самозаклада имела особый порядок и считалась нерушимой

5) Заключение брака, виды брака.
По Законам XII Таблиц брак заключался с согласия обоих семей и самих вступающих в брак и достижения ими брачного возраста. Заключать брак могли только патриции между собой, брак патриция и плебея был запрещён. Также брак был запрещён у рабов, перегринов и латинов. Признавались две формы заключения брака: cummanu (кумману) в форме символической покупки жены у домовладыки с её полным переходом под власть мужа и sinemanu (синеману), где брак признавался спустя год и один день без нарекаемого со стороны родственников пребывания жены в доме супруга. В последнем случае жена могла не вступать в полное распоряжение мужа, уходя на 3 дня в год из дома.
6) Приобретение права собственности. Разделение на res mancipi и res nec mancipi
По Законам XII Таблиц право собственности приобреталось на основании: захвата никому не принадлежавших вещей, давности пользования бесхозного имущества (для земельного участка – 2 года, для остальных манципируемых вещей – 1 год), наследования и сделки.

Разделение на res mancipi и res nec mancipi относилось к вещному праву Древнего Рима. Манципируемыми признавались земля, рабы и рабочий скот, а неманципируемыми иные вещи. Такое разделение имело значение при манципации – строго установленной, пропитанной юридическим формализмом Древнего Рима процедуре отчуждения вещей: их продаже, дарении и прочего. В данном процессе подразумевалось наличие клятвы, присутствия свидетелей, весовщика и меди.

7) Круг лиц, согласно Законам способных выступать субъектами права

собственности. Категории физических лиц, отстраненны от распоряжения своим

имуществом
Субъектами права собственности по Законам XII Таблиц признавались только римские граждане и позже латины. Отстранённым от распоряжения своим имуществом Законами XII Таблиц признавались: женщина, находящаеся под властью агнатов, человек, впавший в безумство, расточитель имущества, вольноотпущенник, переходящий в другую семью.

8) Патроны и клиенты
Патрон – патриций, как правило домовладыка, в зависимости от которого находился клиент. Клиент – представитель группы, образовавшейся из иностранцев, вольноотпущенников и незаконнорождённых, находящихся в зависимости от патронов. Он являлся младшим членом агнатской семьи патрона, получал от него скот, землю, имел право учавствовать в родовом культе, а в ответ был обязан уважать его, идти за ним в случае чего на войну, а также оказывать материальную поддержку.

9) Стадии судебного процесса
Судебный процесс Древнего Рима можно разделить на 3 части: 1) Подача иска, вызов ответчика в суд (данную функцию осуществлял сам истец) 2) Судоговорение (Оно было публичным и состязательным, а также имело нечёткий определённый временной промежуток до заката солнца. Здесь судья принимал и взвешивал доказательства) 3) Вынесение решения (Данную функцию осуществлял магистрат или народное собрание)

10) Легисакционный судебный процесс
Легисакционный процесс – форма рассмотрения сложных юридических случаев в древнейшем римском праве, состоящее из 2 стадий: in jure (ин юре) – строго формальная процедура и in judicio (ин юдицио) – свободная процедура. In jure включала в себя явку к претору, произнесение клятвы, назначение дня суда и суммы судебного залога. In judicio включала в себя сам судебный процесс в назначенный день: выслушивание сторон, свидетелей, взвешивание доказательств и вынесение приговора, который не мог быть обжалован.

11) Дуализм римского права
Дуализм римского права – феномен в изложении правовых норм, суть которого проявляется в коллизии, возникшей на основе противоречий цивильного (принятого навсегда до отмены высшими законодательными органами власти) и преторского (принятого в форме эдикта претора на год административными органами власти) права.

12) Виды договоров: литеральный, вербальные, реальные, консенсуальные
Литеральный – договор, имеющий силу, лишь с момента утверждения, посредством подписания сторонами. Вербальный – договор, приобретающий обязывающую силу посредством и с момента произнесения устных известных формул и фраз. Реальный – договор, устанавливающий какие-либо обязательства имущественного характера. Консенсуальный – договор, устанавливающий обязательства из данного соглашения.

13) Формулярный судебный процесс
Формулярный процесс – форма судебного разбирательства, ставшая эволюционной от легисакционного, ввиду ухода от формализма, посредством упрощения стадий. Данный процесс породил упрощение стадии in jure – теперь претор составлял для судьи записку (формулу) в форме некого приказа, содержащую все основные детали предстающего для рассмотрения дела. Приговор также не мог быть обжалован.

14) Экстраординарный судебный процесс
Экстраординарный процесс – форма судебного разбирательства, ставшая эпилогом долгого развития судебных институтов Римского государства и сформированная административными органами для быстрого разбирательства в делах, в обход деятельности утративших доверие выборных судебных органов. Складывание данного процесса объясняется необходимостью быстрого принятия решения на фоне большого количества дел в огромном государстве. В результате процесс потерял публичность, но при этом появилось право апелляции.

15) Источники права Византии. Причины кодификации Юстиниана.
Источниками права Византии являлись: Кодекс Феодосия I, сложенный на основе норм Римской империи, архаичные конституции Грегориана, Гермогениана, а также институция Гая, содержавшая в себе положения классического римского права, работы крупнейших юристов Ульпина, Павла и других. Причиной кодификации стало отсутствие единого судебного законодательства, необходимость формирования собственного обособленного от норм Западной Римской империи законодательства, стремление систематизировать накопившиеся с периода Законов XII Таблиц большой объём разнообразного материала.

16) Результат кодификации Юстиниана.
Результатом кодификации Юстиниана стало появление кодекса, унифицировавшего законодательство как Восточной Римской империи, так и доставшееся по наследству от пережившей падение Западной Римской империи. Кодекс Юстиниана стал отправной точкой для дополнительных переработок в связи с изданием дигест и институций, дополнявших или вносивших ясность в положение определённых статей. Данный документ стал важнейшим источником византийского права, действовавшим до IX века и ставшим основополагающим в дальнейшем развитии многих отраслей современного права.

Вопросы по темам лекционных занятий


  1. Образование государства в Афинах. Реформы Солона и Клисфена.

Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя. В рамках военной демократии очень серьёзно начинают проявляться противоречия между подвластными и власть имущими. Следствием этого были реформы, связываемые по традиции с именем Тезея. Приписываемые ему реформы - результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен. Следующим социальным противоречием во второй половине VI в. до н.э. стало превышение числа рабов над числом свободных людей, ввиду суровой ответственности за тяжесть долгового бремени. Предвещая мятежи и бунты, Солон провёл реформу, результатом которой стали списание долгов кабальных афинян и запрет ответственности личностью за несостоятельность должника. Также Солон преобразовал орган центрального управления – теперь он получил название «Совет четырёхсот» (по 100 от каждого племени). Также он разделил всех граждан Афин на 4 класса, в зависимости от уровня дохода и количества земли. На основе данного принципа классов стала формироваться армия и избираться на определённые государственные должности. Следующим этапом стали реформы Клисфена, которые ликвидировали деление граждан Афин по принадлежности к какому-либо племени, а вся территория Аттики была поделена на 100 демов (самоуправляющихся общин-округов).

2) Отличие афинской демократии от современной демократии.
Специфика афинской демократии, отличие которой от современной заключается в том, что современная демократия — представительная, тогда как афинская была прямой. Её характерными чертами были: непосредственное участие граждан в принятии законов и отправлении правосудия; выборность, сменяемость и подотчетность должностных лиц; относительная простота управления; коллегиальность решения вопросов; отсутствие какого-либо рода бюрократизма.

3) Государственный строй Афинской демократической республики.
В Афинской республике стала складываться система разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, при которой ветви власти имеют различную компетенцию и возможности воздействия друг на друга. Однако принцип разделения властей проявлялся неполноценно (народное собрание — экклесия, являвшаяся законодательным, судебным и контрольным органом). Тем не менее система органов власти в республике представляла собой следующую картину: высшая законодательная власть (и вообще верховная власть в государстве) передавалась экклесии. Высшая исполнительная власть вручалась Совету пятисот и коллегии 10 стратегов (по одному от 10 демов). Высшая судебная власть вручалась гелиэе.

4) Особенности общественного и государственного строя Спарты.
Становление спартанского государства специфично и значительно отличается от аналогичного процесса в Афинах. Дело в том, что община спартанцев образовалась в результате военных столкновений между племенами, мигрировавшими по территории Балканского полуострова. При объединении спартанцы поработили население Мессинии, а это позволило поделить землю между завоевателями и приобрести дешевую рабочую силу — рабов. Количество порабощенных оказалось значительно больше поработивших, что вызвало необходимость формирования военной демократии. Спартанцы жили в поселении, больше напоминавшем военный лагерь, в котором детей с раннего возраста обучали военным наукам, беспрекословной дисциплине, отваге. Во главе Спарты стояли архагеты – цари, власть которых передавалась по наследству, совет старейшин имел законодательные полномочия, народное собрание утверждало или отвергало принятые законы, а также было судебным органом, а представительная власть — коллегии эфоров.

5) Формы правления римского государства. Реформа Сервия Туллия и ее значение.
Период образования Рима (города), после Римская республика, потом Римская Империя, которая делилась на принципат и доминат
Термин «республика», которым традиционно характеризуют государственно-политическую организацию Рима IV–I вв. до н. э., в исторической основе не имеет качественного значения (res publicae — общие дела). Смыслом организации власти в своем государстве римляне видели обеспечение гражданских прав и гарантию особых, привилегированных свобод полноправного жителя полиса. Главную опасность гражданской свободе усматривали в единоличной и в исполнительной власти (украшая в легендарной своей истории прошлых царей многими пороками). Только народ в целом обладает верховной властью, поручая отдельные части этой власти разным учреждениям и лицам. Этот принцип стал основой классической Римской республики.

Строй Римской республики отличался несколькими важными свойствами, которые закрепили совершенно особый политический уровень взаимодействия общественных интересов гражданина с интересами всего сообщества. В этом смысле римская республика была новым важнейшим этапом в истории античного государства.
+

Принципат – это начальный период монархического правления, названный по именованию должности, выбранной Октавианом Августом (от лат. Princeps – первый среди равных). Принципат является стадией ухода от республиканского строя и характеризуется стремлением ликвидации демократических институтов, так титул принцепссенатус означал «первый сенатор». Его впервые получил от сената основатель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего. В данный период государства из орудия римской аристократии превращается в орудие всего класса рабовладельцев. В это время Римская империя остановила свои экспансии и приток новых рабов остановился, в связи с чем экономика пережила серьёзный кризис.

Изначально носившая исключительно военный характер реформа Сервия Туллия обернулась весомым социальным изменением: так как армия Рима на первых порах состояла исключительно из патрициев, то, ввиду отсутствия плебеев в военной организации, между населением и армией находилось несоответствие. Активная внешняя политика Рима требовала увеличения числа воинов, и с этой целью всё свободное население было распределено по имущественному цензу, опираясь на который, от каждого лица выставлялось определённое количество воинов. Значение реформ Сервия Туллия состояло в том, что они заложили основы новой организации римского общества — не по родовому, а по имущественному признаку. Включение плебеев в состав римского народа, привлечение их к участию в народных собраниях способствовало консолидации свободных граждан, обеспечило возможность осуществления их господства над рабами.

6) Государственный строй Римской империи.

Титул "император" долгое время оставался почетным военным титулом, и только со временем глава государства стал именоваться императором. Постепенно власть императоров усиливается и множество республиканских институтов уходят на второй план. Период империи берёт своё начало с 27 г. до н.э. В данных рамках сенат теряет свои полномочия, превращаясь в административно-управленческий и военный аппарат при императоре. Далее, в период доминанта, власть императора признаётся абсолютной и республиканские традиции окончательно разрушаются. Власть императора признаётся божественной, а все граждане превращались в его поданных. Совет принцепса превращается в государственный совет – консисториум. Аппарат чиновников различных рангов существенно увеличивается: придворные, военные и гражданские. Префект, управляющий городом Римом, назначается императором и ему подотчетен. Сенат – превращается в совет города, а магистраты становятся муниципальными должностными лицами.




написать администратору сайта