текст к презентации. к презентации тема 1 ипипу. Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений
Скачать 18.67 Kb.
|
Тема №1: «Предмет и метод истории политических и правовых учений». Что изучает история политических и правовых учений? История политических и правовых учений — основополагающая дисциплина, изучающая различные политико-правовые теории и доктрины, обосновывающие происхождение государства и права, раскрывающие их сущность, развитие правовых и государственных институтов, что позволяет получить представление об их многообразии. Данная дисциплина рассматривает эволюцию представлений человека о политике, власти и их назначении, о государстве и его формах, о праве и связанных с ним правоотношениях. Задача этой дисциплины — на конкретном историческом материале показать закономерности развития политико-правовой идеологии, познакомить студента с содержанием и историей наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох. Каждая большая эпоха сословного и классового общества имела свою теорию государства и права, чаще несколько теорий. Изучение этих теорий и их связи с современными проблемами права и государства так же важно для подготовки высококвалифицированных правоведов, как для философов изучение истории философии, для экономистов — истории экономических учений, для искусствоведов — истории эстетики и т.д. Каким образом удается реконструировать идеи мысли и конкретные деяния, которые имели место в далеком прошлом? Наука истории политических и правовых учений, в рамках которой накоплен огромный фактический материал, предоставляет возможность соотносить с учетом многовековых споров разные теории, направления, течения политико-правовой мысли. С середины 90-х годов XX века в нашей юридической литературе в качестве особенностей этого времени назывались становление идеологического плюрализма, признание различных вариантов мышления, в том числе, юридического. Справедливо отмечалось, что соревнование идейных течений, обмен доводами «дают возможность изжить узость и одномерность идеологически деформированного сознания, строго ориентированного на господствующее официальное мировоззрение» Содержание и формы политико-правовых учений различны (философские письма, научные трактаты, политические памфлеты и др.), однако каждая политико-правовая доктрина (учение, концепция, теория), а не случайно высказанная, даже оригинальная, мысль (суждение, настроение, взгляд) предполагает определенную структуру, включающую философско-теоретическую основу /методологию/, содержательную часть, предметно раскрывающую вопросы государства и права и предлагающую для решения этих вопросов ряд мер, содержащихся в программной части учения. Составные элементы доктрины не всегда очевидны в творчестве мыслителя, но в том или ином объеме обязательно присутствуют. Так, например, при явном приоритете философско-методологической составляющей философия права И. Канта содержит конкретную антифеодальную политико-правовую программу преобразования государственно-правового строя Пруссии XVIII века. П.И. Пестель, помимо детального перечня первоочередных мер радикального переустройства России, являлся сторонником теории естественного права в качестве логико-теоретической основы своих программных построений. Одной из задач для специалистов в сфере истории политико-правовых учений является поиск, раскрытие и анализ всех частей концепции. Наличие политического и правового учения предполагает связанность элементов структуры, что выражается в относительной устойчивости доктрин. При анализе политических и правовых учений крайне нежелательно разрывать части системы, выбирать из контекста отдельные фразы и оценивать их вне общего понимания доктрины. На какие вопросы позволяют ответить знания о политико-правовых идеях и концепциях? Знания о политико-правовых идеях и концепциях помогают в выявление «сильных» и «слабых» сторон рассматриваемых концепций, учений, различных теорий, после проведения сравнительного анализа правовых концепция разных государств разных эпох, которое вскрывает взаимосвязь между некоторыми из них, устанавливается их влияние на изменения, произошедшие и происходящие в политико-правовой реальности. При освоении данного сложного и весьма емкого материала о политико-правовых идеях и концепциях, позволит ответить на следующие вопросы: – когда и где возникла данная доктрина, кто ее главные представите- ли –какова связь доктрины с исторической обстановкой, с интересами социальных групп –каково теоретическое обоснование доктрины, ее связь с господ- ствующим или влиятельным мировоззрением, какие идеи лежат в ее осно- ве –как решаются вопросы о происхождении, сущности, задачах, формах власти и государства, содержании, основных принципах и источниках права –каково теоретическое содержание доктрины и что в ней нового –какие программные положения содержатся в данной доктрине, интересам какой социальной группы она защищает –каковы исторические судьбы той или иной правовой теории. 4. Как решаются вопросы о происхождении, сущности, задачах, формах власти и государства, содержании, основных принципах и источниках права? Реализация данного вопроса осуществляется посредством следующих методов. В качестве основных выступают два метода — метод историзма и догматическо-доктринальный метод. Первый означает необходимость оценивать события и суждения как прошлого, так и настоящего с учетом особенностей той исторической эпохи, к которой они принадлежат. Следует учитывать рамки мировоззренческих представлений и научных знаний, а также предрассудки, искания и идейную борьбу их исторической эпохи. Относительно же догматически-доктринального метода следует сказать, что по его канонам содержащий интересное для науки суждение текст должен быть осмыслен исходя только из самого себя, подчиняясь правилам логически-рационального анализа и соотносясь с идейно-культурным контекстом эпохи. Помимо двух основных методов возможно использование сравнительно-исторического метода, который может быть синхронным, т.е. одновременным, а также — и как правило — разновременным — диахронным и полихронным, т.е. осуществляться в двух и более временных средах. Возможно сравнение концептуальных конструктов (идей, теорий) двух и более мыслителей одной страны, нескольких стран, нескольких исторических регионов (цивилизаций и культур). К сказанному необходимо добавить, что трехсоставная конструкция политико-правового учения позволяет расширять диапазон сравнительных исследований в следующих направлениях. Каждое учение может рассматриваться либо в некой статичной своей форме (в процессе своего формирования), либо в динамике (изучение его с учетом толкований и перетолкований и в процессе практического применения). В случае изучения плохо проясненной теории исследователь вынужден восстанавливать, а иногда и домысливать ее недостающие элементы и части, опираясь на имеющиеся либо вновь открытые факты и свидетельства, а также собственную интуицию. Этот метод именуется методом реконструкции. Следует учитывать, что использование данного метода не всегда приводит к убедительным результатам, что делает возможными и оправданными повторные усилия в этом направлении. Заслуживает внимания также метод ретроспективного анализа и синтеза, когда историческая судьба концепции проясняется путем обзора ее зарождения и оформления на всех важнейших стадиях ее толкований и перетолкований, включая и современную стадию. Наконец, очень широко используется историко-биографический, или "портретный", метод, представленный на страницах многочисленных учебных пособий по истории политических и правовых учений. |