кр Ипатова А.А.. Тема 1. Восточные славяне в древности
Скачать 59.57 Kb.
|
Тема №1. Восточные славяне в древности. Основные этапы этногенеза славян Факты о происхождении славян, как отдельной народности, остаются для науки непознанными, так как ни в одном историческом документе нет точных данных о том, что это за народ, как он появился, как жил и чем занимался. Изучением появления славянских народностей занимались многие известные деятели, такие как Римский историк Тацит, монах Нестор (был первым кто заинтересовался вопросом о том, когда, откуда и каким образом появился народ – славяне). Самые первые упоминания о славянах начинаются в глубокой древности и приходятся на II-I века до нашей эры, когда только зародился первобытнообщинный строй. Это были племена, которые относились к индоевропейским народам. Во 2 тысячелетии ещё до нашей эры началось деление индоевропейской общины на три отдельные группы народов.[1] Протогерманцы (Они расселились на территориях Запада и Юга Европы) Индийский и Иранский народ (Заняли территорию Азии) Балто-Славянский народ (Заняли самую обширную территорию. Расселились по Центральной части Европы, между такими реками, как Днепр, Дунай, Эльба и Висла) «Вычленение праславян из индоевропейского массива было результатом тех значительных сдвигов в первобытном обществе, которые происходили у племен северной половины Европы на рубеже III и II тысячелетии до н. э. (культура шаровых амфор). Известное единство охватывало предков германцев, славян и балтов, простираясь от Эльбы до Днепра. Появляется подвижное пастушеское скотоводство с использованием повозок, устанавливаются довольно широкие торговые связи, четко выделяются вожди племен, с которыми погребают рядовых соплеменников (зарождение института первобытнообщинных «смердов»). В первой половине II тысячелетия до н. э. началось широкое расселение пастушеских племен по Восточной Европе. Конные пастухи, вооруженные боевыми топорами, медленно перегоняли свои стада (примерно со скоростью в 10—12 км за один год), расселяясь до Валдая и Средней Волги. В процессе этого расселения племена расщеплялись, перемешивались, сливались, что прослеживается даже в современной нам скотоводческой терминологии украинцев, русских и белорусов. По окончании расселения, к середине II тысячелетия до н. э., обозначился процесс постепенной консолидации осевших родственных племен в большие этнические массивы. Одним из таких массивов и были славяне (к отдаленному времени до нашей эры применяется термин «праславяне»). Выбранная нами начальная точка отсчета славянского исторического процесса — середина II тысячелетия до н. э. — застает праславянский мир на уровне первобытнообщинного строя, но с достаточно богатым историческим прошлым.»[2] I тысячелетие до нашей эры ознаменовано ещё одним делением народов. Из Балто-Славянских народов выходят два самостоятельных, обособившихся племени: балты и славяне. Последние проживали в центральной и восточной части Европы. Достоверно известно, что в VI веке нашей эры, праславянских народов насчитывалось более 160 племён. Все они были объединены в три огромные группы, которые различались между собой манерой говорить, бытом и традициями, религиозными соображениями. Венеды – проживали в центре реки Висла Склавины - междуречье рек Дунай и Висла Анты - им принадлежали земли между реками Днестр и Днепр. Об этих фактах упоминается в писаниях великого историка Иордана. А находки археологов при ведении раскопок в этих местах, только подтверждают данный факт. Большинство учёных и лингвистов полагают, что племена антов являются прямыми потомками народа восточных славян. С VI поVIII век нашей эры происходит значимое для истории переселение славянских племён. Этому способствовало увеличение численности народов, развитие у них земледелия и скотоводства. Пришло время осваивать новые земли. Всего было три направления, в которые передвигались переселенцы. Западная часть Европы. Там поселились чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы. Южную территорию Европы заняли современные хорваты, сербы, болгары, черногорцы. Восточно-Европейскую равнину обжили, теперь уже, русские, украинцы и белорусы. Они заняли обширную территорию с севера от Ладожского озера до южных границ черноморского побережья. На западе от Великих Карпатских гор до Поволжья на востоке. Из книги Нестора «Повести временных лет» известно, что существовало более 13 крупных племенных союза восточных славян. В каждый входило более 100 тысяч мелких племён, которые жили под управлением своего вождя или старейшины. Все 13 племенных союза имели своё названия, которое возникало в зависимости от места расположения народа. 1. Поляне. Занимали среднее течение Днепра. Жили в полях. Самое многочисленное племя восточных славян. Земля, на которой они проживали называлась Русь. 2. Дулебы и Бужане. Жили южнее реки Буг. 3. Тиверцы. Поселились на территории между реками Днестр и Южный Буг. 4. Северяне. Места между Днепром и Десной. 5. Белые Хорваты. Проживали на севере Карпат. 6. Полочане. Расположились возле реки Полота. 7. Радимичи. Бассейн рек Сож и Сула. 8. Словене. Территория между Волхвом и Рекой Ильмень. 9. Кривичи. Поселились в верховьях рек Волга, Западная Двина и Днепр. 10. Вятичи. Проживали между Окой и Доном. 11. Волыняне. В верховье реки Буг. 12. Уличи. Расселились между рекой Прут и Днестр. 13. Древляне – живущие в лесах. Жили между рекой Днепр и рекой Припять. Особенности среды обитания восточных славян. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2–3 года сельскохозяйственные культуры (рожь, овес, ячмень), используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав. С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала XX в. [3] Славяне занимались также скотоводством и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развивались ремесла, которые еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом. Внутренние предпосылки образования государства [3] Экономические Разделение труда на производительный и военно-управленческий (из-за развития земледелия, особенно пашенного, в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, которое приводило к появлению избыточного продукта) Развитие промыслов из-за суровых климатических условий и невозможности земледелия Развитие внешней торговли и обмена вследствие избыточного количества продуктов Эволюция родовой общины, которая стала трансформироваться в земледельческую, или соседскую (территориальную). Духовные Эволюция языческих представлений славян. Сакрализация(освещение) княжеской власти. Объединение общей языческой религией, имели общие обычаи, традиции и «менталитет» Как внешние связи и влияния воздействовали на жизнь восточных славян в IХ-Х вв. С одной стороны, стремление норманнов взять под контроль торговые пути, связывавшие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивавшихся во внешнюю торговлю. Полученные со своих соплеменников продукты промыслов, в первую очередь пушнину, а также захваченных, скорее всего, в межплеменных столкновениях пленных местная знать меняла у иностранных купцов на продукты престижного потребления и серебро. Все более обогащаясь, племенная верхушка изолировалась от рядовых общинников и подчиняла себе племенные структуры. Со временем местная знать, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начала осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что привело к укреплению и объединению ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей. С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями – Хазарским каганатом и Византией – приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Идеалом государственно-политического устройства у восточных славян той эпохи считалась Византийская империя. При этом великие князья на Руси назывались по примеру хазар – хаканами (каганами). Существование в низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV–V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению «зародыша» государственности. [3] В чем сущность, а также сильные и слабые стороны норманизма и антинорманизма? Норманизм – это направление в исторической науке, отождествляющее варягов с викингами и указывающее на скандинавское происхождение правящей династии в Древней Руси. Норманская теория строится на полном доверии изложенной в Повести временных лет легенде о призвании варягов. Она гласит, что в 862 году на Русь были приглашены в качестве правителей Рюрик, Синеус и Трувор. С Рюриком норманисты связывают начало русской государственности. [5] Старая норманская теория: Слабая сторона: следует отметить, что старая норманнская теория считается ненаучной, так как по данным современной науки «научить» другой народ государственности нельзя, так же как и невозможно создать государство путем завоевания без наличия внутренних предпосылок. Сильная сторона: опора на письменные источники и, прежде всего, на «Повесть временных лет»(ПВЛ) Современная норманская теория: Слабые стороны этих аргументов: а) исчезновение имени Руарика из датских летописей можно объяснить и его смертью; б) удельный вес найденных при раскопках скандинавских вещей составляет 5-7 %. [6] Антинорманизм отвергает равнозначность терминов «варяги» и «норманны», определяя варягов как жителей южного побережья Балтийского моря, этнических славян или других славянизированных прибалтийских племён. Образование Древнерусского государства сторонники антинорманской теории объясняют внутренними предпосылками развития восточнославянских племенных союзов.[5] Концепция М.В. Ломоносова: Сильная сторона теории: опора на внутренние факторы возникновения государства. Слабая сторона теории: явная надуманность многих аргументов, а особенно легенды о Гостомысле. Во многом именно поэтому теория Ломоносова не пользовалась популярностью в дореволюционной России. Концепция акад. Б.Ф. Рыбакова: Сильная сторона: аргумент о Синеусе и Труворе, опора на данные современной науки. Слабая сторона: фактическое отрицание данных летописей и, прежде всего, ПВЛ, а также тенденциозное отношение к факту существования Рюрика.[6] Источник: https://histerl.ru/slovar/normanizm-vs-antinormanizm.htm Основные версии происхождения этнонима «Русь». Норманисты выдвигают следующие теории: Термин «русь» изначально обозначал отдельный слой населения Древнерусского государства, а именно – княжескую дружину, состоящую из норманнов. Термин «русь» происходит от финского слова «ruotsi», что в переводе означает Швеция. Термин «русь» связан с названиями шведских провинций Руден (Roden) или Руслаген (Roslagen). Антинорманисты предлагают следующие объяснения: Термин «русь» имеет славянское происхождение и связан с названием реки Рось. Термин «русь» имеет иранское происхождение, пришедшее к восточным славянам от скифов и сарматов. Истоки термина следует искать на среднем Дунае (территории Норика – Ругиланда) или на южном побережье Балтийского моря (острове Рюген). [4] Источник: https://histerl.ru/slovar/normanizm-vs-antinormanizm.htm 7. Завершение объединения восточных славян и оформление государства – начался с реформ княгини Ольги (945–964). • Отомстив древлянам за смерть своего мужа, Ольга установила фиксированную норму дани, а для ее сбора устроила «погосты», где «сидел» боярин с малой дружиной. Погосты стали опорой княжеской власти на местах. Сын Ольги Святослав (964–972) стал князем в трехлетнем возрасте в 945 г., но фактически начал править в 964 г. Он добился победы над Хазарией и предпринял закончившиеся поражением походы на Дунай (970–971), куда он собирался перенести столицу Руси. Это потребовало мобилизации значительных сил и несколько задержало внутреннее устроение Русской земли. Окончательная ликвидация племенных княжений произошла во время правления Владимира Святого (980—1015), сына Святослава и Малуши. Малуша в большинстве учебников названа рабыней или наложницей. Фактически же она являлась одной из жен Святослава. (У восточных славян дохристианского периода было распространено многоженство). – Владимир хитростью победил своего брата Ярополка (972–980) в борьбе за киевский стол. В 981 г., продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединил к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли. – Он пытался реорганизовать языческую веру, а вместе с ней – укрепить княжескую власть. С этой целью был создан пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди дружинников. Но эта мера мало что изменила – племенные Полянские боги не были приняты другими восточными славянами. Тогда Владимир произвел своеобразную «духовную революцию» сверху – ввел в 988 г. христианство, установив обязательное отчисление десятой части полюдья в пользу православной церкви. Единобожная (монотеистическая) религия, имевшая разработанное учение и систему обрядов, мощные традиции и тесно связанная со светской властью, начала вытеснять местные языческие культы и заложила духовную основу для складывавшейся единой русской народности и Древнерусского государства. Следующим решительным шагом, завершившим создание государства, стала замена Владимиром местных племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укреплять власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность мобилизовать население страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, как свидетельствуют былины, начал восприниматься народным сознанием уже не как воин-защитник, а как глава государства, обеспечивавший охрану его рубежей.[4] Понятия: Анимизм - вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы Ассимиляция - (лат. assimilatio — уподобление, усвоение) в социологии и этнографии — потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и их замена позаимствованными у другой части (другого этноса). Вече - (от ст.‑слав. вѣтъ — «совет») — народное собрание в древней и средневековой Руси и у всех народов славянского происхождения до образования государственной власти раннефеодального общества для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Военная демократия - (англ. militarydemocracy) — термин, введённый в научный оборот Льюисом Морганом в своём труде «Древнее общество» для обозначения организации власти на стадии перехода от первобытнообщинного строя к государству. Гидроним - (от др.-греч. ὕδωρ — вода + ὄνυμα — имя, название) — один из классов топонимов — названия водных объектов Государство - политическая форма устройства общества на определённой территории, суверенная форма публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны. Неолитическая революция - переход человечества от присваивающего хозяйства («экономика охотников и собирателей») к производящей экономике, имеющей в своём составе сельскохозяйственные подотрасли (земледелие, животноводство), а также выделяющееся в отдельную отрасль ремесло. Подсечно-огневое земледелие - одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений. Политеизм - (от греч. πολύς, «многочисленный, много», + греч. θεός, «Бог,божество», — «многобожие») — система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь. Полюдье - сбор дани со славянских и финно-угорских племён князьями и х дружиной, практиковавшийся в IX—XII веках в Киевской Руси. Присваивающее хозяйство - хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества. Производящее хозяйство - хозяйство, где основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные. Родовая община - это форма социальной организации, основанная на кровном родстве ее членов, коллективном труде, потреблении, собственности на орудия труда, землю, территорию охоты. Соседская община - группа, коллектив людей, не связанных родственными узами. Она комбинирует в себе не только коллективный труд и потребление избыточного продукта, но и землепользование (общинное и индивидуальное). Социальная дифференциация - это процесс обновления социальной структуры общества в результате социальных перемещении, характеризующийся возникновением новых социальных общностей и слоев, и исчезновением утративших свои социальные функции других социальных общностей и слоев. Топоним - от др.-греч. τόπος — место + ὄνυμα — имя, название) — разряд онимов, обозначающих собственное название природного объекта на Земле или объекта, созданного человеком на Земле. Тотемизм - некогда весьма распространённая и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит культ так называемого тотема. Фетишизм - приписывание человеком особых способностей или ценности объекту. Этногенез - о определению академика В.П.Алексеева под этногенезом понимается совокупность исторических явлений и процессов, которые имели место в ходе формирования того или иного народа и привели к окончательному сложению этнического лица. Этноним - названия различных видов этнических общностей, как народов и народностей, так и племён, племенных союзов, родов и тому подобное. Тема №2: Удельно-вечевая Русь и монголо-татарское нашествие Ответить на вопросы: 1. Сравните условия договора Руси с Византией 911 и 944 гг. 2. Раскройте результаты походов князя Святослава. 3. - Владимир стремился укрепить государство и его территориальное единство. - Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, создавало условия для развития равноправных отношений, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относившихся к язычникам как к нелюдям. - Нараставшая социальная неоднородность, а также менявшиеся духовные запросы элиты общества создавали условия для перехода к более сложной мировоззренческой системе. - Существуют мнения, что Владимир задумался о духовном очищении, о деянии, которое могло бы прославить его. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагматических соображений. В качестве условия принятия Русью христианства Владимир выдвинул требование отдать ему в жены сестру византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно, укрепляло и княжескую власть. Кроме того, Владимир не мог не понимать, что христианизация не только уравняет русских с другими народами, но его самого – с христианскими монархами. 4. Христианство помогло объединить восточных славян в единое древнерусское общество, создало духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал ощущать себя только частью какого-либо местного коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем – сословия), он все более осознавал себя русским православным, что стало полными синонимами. Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству, насилие со стороны его верхов. При этом она формировала терпимость к ближнему и уважение к власти, так как «несть власти не от Бога». В целом христианство, резко противопоставляя идеальное материальному, способствовало духовному развитию человека. Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Зарождается каменное зодчество, возникает иконопись, фресковая живопись. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Она смягчала нравы, упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков. Церковь выступала и против рабства. 5. Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В. И. Горемыкина), другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладали общинные отношения (И. Я. Фроянов). Большинство сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, еще значительно отличавшегося от зрелого феодализма. Основные черты зрелого феодального строя: – монопольная собственность феодалов на землю; – наличие самостоятельного крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом; – за пользование землей крестьянин нес повинности – оброк, барщину или денежную ренту; – личная зависимость крестьянина от феодала; – господство натурального хозяйства. Историки пытаются обнаружить зарождение этих черт и, в первую очередь феодальной собственности на землю, в недрах древнерусского общества. По-моему мнению, и исходя из информации ниже, я согласна с первым мнением. Как мне кажется, в то время все-таки больше преобладали рабовладельческие отношения. Но для некоторых групп зависимых людей преобладали отношения схожие с феодализмом. 6. В княжеских селах и боярских вотчинах работали зависимые люди. Поначалу там преобладал труд самой многочисленной группы зависимого населения – рабов (холопов или челяди), пополнявшейся за счет пленных, а затем и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу. Другими источниками холопства были женитьба на рабе, а также служба тиуном без специального договора на этот счет. Однако запрещалось обращение в рабство за долги. Хозяин полностью распоряжался жизнью своего раба, а за его убийство нес лишь церковное наказание. Диапазон использования рабского труда был очень широким – от пашни (ролейные холопы) до управления усадьбой (тиуны, огнищане). В начале XII в. появилась новая группа зависимых людей – рядовичи и закупы. Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу по договору – ряду и за получение ссуды – купы. Отрабатывая долг, закуп мог трудиться и на земле своего господина, но при этом он сохранял свое хозяйство. Закон защищал закупа от возможного желания хозяина превратить его в «обельного» (полного) холопа. Таким образом, по своему социальному статусу закупы больше других групп походили на феодально-зависимых крестьян. «Русская Правда» не раз упоминает и такую группу, как смерды, зависимые от князя. Скорее всего, это люди, работавшие в княжеских селах. Некоторые историки видят в них все земледельческое население страны – общинников. (Термин «крестьяне» появится лишь в XIV в.) Однако, за убийство смерда полагался штраф в 5 гривен, как и за холопа, а за свободного общинника – «людина» – 40 гривен. К.к. керов 7. Раскройте причины княжеских междоусобиц. Объясните понятия: Вира - древнерусская мера наказания за убийство, выражавшаяся во взыскании с виновника денежного возмещения. обычное право – система права, действовавшая в Киевской Руси митрополия – территория, возглавляемая митрополитом двоеверие - религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований. церковная десятина – налог в виде десятой части доходов крестьян феодализм - общественный строй, для которого характерна зависимость крестьян от земельных собственников(феодалов) раннефеодальная монархия - форма правления, существовавшая в период становления феодальных государств, при которой монарх не располагал всеобъемлющей властью и вынужден был считаться с мнением своей дружины и народными собраниями. закуп – работавшие в хозяйстве феодала за заем, имели свое хозяйство. Отработав долг – освобождались. рядович - человек, заключивший определенный договор – ряд и обязанный выполнять работу по этому договору холоп - смерд - кормление - Указать даты: Объединение Новгорода и Киевом Олегом - Поход Олега на Константиполь - Договор Олега с Византией - Походы Игоря на Византию - Крещение княгини Ольги - Походы Святослава - Крещение Руси - Даты правления Олега - Даты правления Игоря - Даты правления Ольги- Даты правления Святослава – Даты правления Ярополка – Даты правления Владимира I – Даты правления Ярослава Мудрого – Даты правления Изяслава Ярославича – Даты правления Всеволода Ярославича – Даты правления Святополка II Изяславича Даты правления Владимира Мономаха - |