Главная страница

Тема 10 Сознание и самосознание. Тема 10. Сознание и самосознание Образовательные задачи


Скачать 91 Kb.
НазваниеТема 10. Сознание и самосознание Образовательные задачи
Дата09.06.2022
Размер91 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТема 10 Сознание и самосознание.doc
ТипДокументы
#582160




Тема 10. Сознание и самосознание

Образовательные задачи:

–       Понять ключевые идеи психологии сознания и самосознания.

–       Осознать роль социальных процессов и труда в происхождении высших психических функций.

–       Усвоить основные понятия психологии сознания.

–       Сформировать представления о роли общественно-исторического опыта в психическом развитии.

Содержание

1.       Функции и свойства сознания.

2.       Высшие психические функции человека.

3.       Самосознание.

4.       Психологические подходы к проблеме самосознания.

5.       Классификация неосознаваемых процессов.

1. Функции и свойства сознания


Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира.

Это сформированная у человека внутренняя модель внешнего мира, в результате чего становится возможным познание и преобразование окружающей действительности [2; 8].

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

С. Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания:

построение отношений,

познание и

переживание.

Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания.

Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям.

В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания.

Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием [8].

Основные функции и свойства сознания отражены на рис. 10.1.



Рис. 10.1. Сознание и его свойства

Основные психологические характеристики сознания:

1.       В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.

2.       В сознании закреплено отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “Я” человека и его “Не-я”.

3.       Сознание обеспечивает целеполагание в деятельности человека. Приступая к какой либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели.

4.       Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия.

Эта идея развивалась Л. С. Выготским.

А. Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре сознания:

         чувственную ткань образа;

         значение;

         смысл.

В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия (см. рис. 10.2).



Рис. 10.2. Структура сознания по В. П. Зинченко

В. П. Зинченко выделяет два слоя сознания:

1.      Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

        биодинамические свойства движений, опыт действий;

        чувственные образы.

2.      Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя значение (содержание общественного сознания, усваиваемое человеком) и смысл (субъективное понимание и отношение к ситуации, информации) (см. рис. 10.2).

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного поведения в той или иной ситуации необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира.

Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного “Я” [10].

2. Высшие психические функции человека


Высшие психические функции человека представляют собой сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования.

Высшие психические функции (ВПФ) – одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элъкониным, П. Я. Гальпериным и др.

Высшие психические функции обусловливаются деятельностью головного мозга; развиваются под воздействием социальных условий; претерпевают возрастные трансформации.

Л. С. Выготский выделял два уровня психических явлений (“натуральные” и “культурные” психические процессы), считая, что

первый детерминирован преимущественно действием генетического фактора, а

второй– формируется всецело под влиянием социальных воздействий. Социальные воздействия определяют способы формирования высших психических функций человека и тем самым их психологическую структуру [1].

Важнейшей характеристикой высших психических функций является их опосредованность различными “психологическими орудиями” –

знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества.

Среди “психологических орудий” ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредование высших психических функций представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.

Высшие психические функции человека – сложные системные образования, качественно отличные от др. психических явлений. Они представляют собой “психологические системы” и, по мнению Л. С. Выготского, создаются «путем надстройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого» [1, с. 488].

Основные характеристики высших психических функций –

опосредованность,

осознанность,

произвольность – представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции человека как “психологические системы”.

Высшие психические функции как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов.

Неизменными (инвариантными) в них являются исходная задача (осознанная цель деятельности) и конечный результат.

Средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах онтогенеза и при разных способах и путях формирования функции.

Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми (т. е. как интерпсихологический процесс) и

лишь позже – как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс.

Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации.

Другая важнейшая черта, характеризующая логику развития ВПФ, – их постепенное “свертывание”, автоматизация.

На первых этапах формирования ВПФ представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы;

затем эти действия и процессы свертываются, приобретая характер автоматизированных умственных действий.

Одновременно меняется и психологическая структура высших психических функций.

Психофизиологической основой ВПФ являются сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию.

Часть звеньев функциональной системы жестко “закреплена” за определенными участками мозга, остальные – обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что лежит в основе механизма перестройки функциональных систем в целом.

Таким образом, высшая психическая функция не связана с работой одного мозгового центра или всего мозга как однородного эквипотенциального целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие [6].

3. Самосознание


Самосознание – это особый, структурный компонент психики, выражающийся в способности человека выделять самого себя как некую самостоятельную и отличную от всего окружающую реальность.

Содержание самосознания проявляется в осознании человеком физических и психических свойств, действий и поступков, чувств, желаний, стремлений и пр.

Самосознание формируется на определённой ступени развития личности под влиянием образа жизни, который требует от человека самоконтроля собственных поступков и действий, принятия полной ответственности за них.

Ряд авторов выделяет три компонента в самосознании:

самопознание,

самооценку,

саморегуляцию.

Критерии самосознания: 1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической и социальной);

2) осознание своей активности («Я управляю собой»);

3) осознание себя “через другого” («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить четыре уровня:

1.       Непосредственно-чувственный уровень – самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики. В результате достигается простейшая самоидентификация личности.

2.       Целостно-образный, личностный уровень – осознание себя как деятельного начала. Проявляется как самопереживание, самоактуализация, поддержание аутоидентичности своего “Я”.

3.       Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень – осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности. В результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия.

4.       Целенаправленно-деятельный уровень – своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.

Выделяя себя из объективной действительности, осознавая свои достоинства и недостатки человек может менять себя.

Стимулом для самоизменения могут являться требования общества (в том числе и конкретных людей) или собственные же требования к себе [7].

4. Психологические подходы к проблеме самосознания


Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов.

В работах Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, И. И. Чесноковой, А. Г. Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте проблемы развития личности.

В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих.

Обычно рассматривают 3 основные концепции, представленные на рис. 10.3.



Рис. 10.3. Компоненты самосознания и подходы к его исследованию
Процессы самопознания и самооценки взаимосвязаны в целостном  акте самосознания и определяются условиями деятельности и общения.

Самопознание – сложный многоуровневый процесс, развернутый во времени. Условно можно выделить 2 стадии:

познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию;

на 2-й стадии подключается самоанализ.

Самооценка – отношение к себе к своему образу “Я”. Это устойчивая система представлений о себе, на основе которых строятся взаимоотношения с другими.

Саморегуляцияэто совокупность приемов и методов коррекции психофизиологического состояния, благодаря которым достигается оптимизация психических и соматических функций.

5. Классификация неосознаваемых процессов


Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета.

Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие “сознание”, “сознательное”), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения.

В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата [7].

В область бессознательного входит целый ряд психических явлений, которые представлены на рис. 10.4.



Рис. 10.4. Классификация неосознаваемых процессов

Неосознаваемые механизмы сознательных действий - – неосознаваемые автоматизмы, неосознаваемые установки, неосознаваемые сопровождения сознательных действий). К ним относятся:

         субсенсорные (то есть подпороговые) ощущения и восприятия;

         интероцептивные ощущения, которые не осознаются в норме, когда человек здоров и начинают осознаваться только при нарушениях состояния здоровья;

         автоматизмы и навыки, которые вырабатываются в течение жизни (например, автоматизм речи, ходьбы, навык письма, рабочие навыки);

         импульсивные действия (действия, совершаемые безотчетно, без контроля сознания);

         информация, которая накапливается в течение всей жизни и хранится в памяти;

         установка как целостное состояние человека, выражающее динамическую направленность личности на активность в каком-либо виде деятельности, устойчивую ориентацию по отношению к определенным объектам.

Неосознаваемые побудители сознательных действий – психические явления, возникающие во сне, в период ослабления сознания, ошибки.

Надсознательные” процессы – творческие процессы, в том числе интуиция.

Таким образом, сфера бессознательного психического велика и ее нельзя считать низшим уровнем психики, так как это специфически человеческое явление, детерминированное общественными условиями, неразрывно связанное с сознанием [6; 11].

Резюме


Сознание – высшая форма отражения реальной действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности; обеспечивающих преемственность опыта, единства и многообразия поведения.

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная, опосредованная речью орудийная деятельность людей.

Человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику. Он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

Самосознание состоит из самооценки, самопознания, саморегуляции, которые проявляются в самонаблюдении, критическом отношении к себе, самообладании, ответственности перед собой / совестью и перед обществом / конкретным человеком.

Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса:

1)       неосознаваемые механизмы сознательных действий;

2)       неосознаваемые побудители сознательных действий;

3)       “надсознательные” процессы.



Вопросы и задания для самопроверки:


1.       Что такое “сознание”?

2.       Какова закономерность строения и происхождения высших психических функций?

3.       В чем кроется содержание основных критериев самосознания?

4.       В чем состоит роль неосознаваемых сопровождений сознательных действий в изучении психических явлений и повседневной жизни человека?

5.       В чем состоит разница в подходах Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева о происхождении сознания (см. «Дополнительные материалы», помещенные на CD-диске)?

Библиографический список


1.       Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М., 2002. – (Серия «Мир психологии»).

2.       Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 2006.

3.       Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. – М., 2004. – Т. 1.

4.       Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. – М., 2004. – Т. 2.

5.       Леонтьев А. Деятельность. Сознание. Личность / А. Леонтьев, Д. Леонтьев, Е. Соколова. – М., 2005.

6.       Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. для вузов / А. Г. Маклаков; под общ. ред. Е. Строганова. – СПб., 2005.

7.       Первушина, О. Н. Общая психология: метод. указания / О. Н. Первушина. – Новосибирск, 1996.

8.       Петровский, А. В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М., 2003.

9.       Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 2002.

10.   Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л. Д. Столяренко; под общ. ред. Э. А. Юсупянц. – 12-е изд. – Ростов н/Д, 2005.

11.   Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1990.


написать администратору сайта