философия. Тема 12. Общество как объект философского анализа общество как система. Сферы общественной жизни и их взаимосвязь
Скачать 312.66 Kb.
|
ТЕМА 12. ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА1. Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаимосвязь.Существует много определений понятия «общество» . В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны. В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании. Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре: Экономическая сфера является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение. Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга. Политическая сфера жизни общества включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп. Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей. Итак, мы выделили четыре главные сферы современного общества. Они тесно связаны между собой и влияют друг на друга. К примеру, если экономика страны не выполняет своих задач, не обеспечивает население достаточным количеством товаров и услуг, не расширяет количество рабочих мест, то уровень жизни резко снижается, не хватает денег на выплату зарплаты и пенсий, появляется безработица, растет преступность. Иными словами, успехи в одной, экономической, сфере влияют на благополучие в другой, социальной. Экономика влияет и на политику. Когда в начале 90-х годов экономические реформы в России привели к резкому расслоению населения, т.е. появлению на одном полюсе очень богатых людей, а на другом — очень бедных, более активными стали политические партии, ориентировавшиеся на коммунистическую идеологию. Теории и «модели» развития общества (структурнофункциональная, социальных конфликтов, «формационная», «цивилизационная» и др.), их современные аспекты.Структурно-функциональный анализ общества.Представители структурно-функционального анализа Т. Парсонс и Р. Мертон рассматривают общество как целостный социальный организм, части которого функционально связаны друг с другом и со всем обществом. Важно понять эти связи и воздействовать на них таким образом, чтобы упрочить общество, обеспечить его равновесие и стабильное функционирование. Они анализируют общество с помощью таких понятий, как «система», «элементы», «структура», «функция», «дисфункция», «равновесие», «стабильность», «гармония» и т.п. В рамках структурно-функционального анализа явлений общественной жизни исследуются как факторы, способствующие равновесию и стабильности общества, так и те, которые мешают этому. В ряду других ставятся вопросы о нормах и ценностях, способствующих функционированию общества, а также об отклонениях от них, характеризуемых как «дисфункции». Широко исследуется «отклоняющееся поведение» как противоречащее принятым социальным нормам, в том числе нравственным и правовым. К такому поведению относятся преступность, наркомания, алкоголизм и т.д. Дисфункциональной может оказаться деятельность тех или иных социально-политических институтов, если она нарушает стабильность общества, ведет к деформации и разрушениям. Все это является предметом внимания социологии структурно-функционального анализа. Попытку создания теории функционирования общества, как целостной социальной системы, предпринял Т. Парсонс. В одном из своих основных трудов — «Структура социального действия» он выступил за «аналитический реализм» в исследовании общества. Это означает, что система теоретических понятий должна более или менее правильно отражать «черты реального мира» или происходящие в обществе процессы. Парсонс создает «функциональную теорию социальной организации», в рамках которой выделяет четыре уровня организации социальных систем. Первый уровень — это отдельные человеческие индивиды, взаимодействующие друг с другом в соответствии со своими социальными ролями. Второй уровень — коллективы, в которые организуются индивиды опять-таки в соответствии со своими социальными ролями. Третий уровень — социальные институты, к которым можно отнести, скажем, системы образования, политики, права, искусства и т.д. Наконец, четвертый уровень — это общество как целостная система, создающаяся в процессе взаимодействия индивидов, коллективов и социальных институтов на основе определенной системы ценностей. Парсонс определяет общество как социальную систему, которая должна выполнять следующие функции: адаптации (приспособления к миру), инструментальную (достижение целей), экспрессивную (преодоление напряженности) и интегративную (сплочение и сохранение целостности). Эти 4 функции обеспечивают сохранение границ системы. За каждую из функций отвечает определенный социальный институт: 1. Интеграция – социальная общность; 2. Латентность и сохранение структуры – система ценностей; 3. достижение целей – политическая сфера; 4. Адаптация – экономика. Общественное развитие рассматривается как процесс функциональной дифференциации подсистем и как процесс интеграции в целях сохранения системы. Мертон пытался приблизить структурный функционализм к эмпирике, создать теорию, которую можно обосновать эмпирически, поэтому большой теории Парсонса он противопоставил свои теории «среднего уровня». Он считал, что не все социальные формы имеют обязательно положительные функции, они могут быть функциональными и дисфункциональными. Также не существует неизбежных функциональных предпосылок, а одна и та же функция может выполняться несколькими структурами. Ф-и могут быть явными и латентными (не предполагавшимися). Теория конфликта р . ДарендорфаНемецкобританский социолог Ральф Дарендорф ( р . 1929) Конфликт является центральной категорией всей его социологической деятельности. Общество, по Дарендорфу, представлено как постоянно меняющаяся система взаимоотношений между конфликтующими социальными группами или классами. Социальные конфликты неизбежны и необходимы. Отсутствие конфликта считается ненормальным для общества. Дарендорф выделяет разные уровни, на которых может происходить конфликт: 1) между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к человеку, играющему ту или иную роль; 2) между социальными ролями, которые мы должны играть одновременно; 3) внутригрупповые конфликты; 4) между социальными группами; 5) конфликты на уровне общества в целом; 6) межгосударственные конфликты. Дарендорф выстраивает иерархию конфликтов , различающихся уровнем действия– от микроуровня до макроуровня, насчитывающую 15 типов конфликтов . Классовый конфликт как центральный конфликт общества зависит от характера власти, преобладающей на конкретном историческом этапе. Например, конфликт образа и стиля жизни. Влиять на подобные конфликты, как считает Дарендорф , бессмысленно и нецелесообразно, так как они образованы естественным эволюционным путем развития общества. Разработанная Р. Дарендорфом конфликтная модель общества опирается на четыре основополагающих постулата: Каждое общество в каждый данный момент своего развития подвержено процессам изменений - эти изменения вездесущи. В каждом обществе в каждый момент времени проявляются несогласие и конфликт - социальный конфликт вездесущ. Каждый элемент в обществе способствует его дезинтеграции и изменениям. Каждое общество опирается на принуждение, применяемое одними его членами в отношении к другим. Теория конфликта л . КозераАмериканский Льюис Козер (1913–2003). Причины конфликтов Козер видел в дефиците каких-либо ресурсов: власти; престижа; ценностей. Общество закрытого типа (ригидное, унитарное) обычно расколото на два враждебных класса. Конфликт между ними полностью разрушает общественное согласие. Энергия идет на проявление насилия, революцию. Общество открытого типа является плюралистичным по политическому и социальному устройству и более конфликтным, так как открыто новым влияниям. В нем существуют сразу не сколько конфликтов между различными слоями и группами. Именно поэтому конфликты бывают двух видов: конструктивные; разрушительные. Конфликт, по теории Козера , необходим и естествен для любого общества, так как выполняет адаптивные и интегративные функции. Но при неправильном развитии может осуществлять негативную или деструктивную функцию. Поэтому теория функционального конфликта анализирует: негативные последствия конфликта для общества; позитивные последствия для общества. Формационный подход к развитию общества.Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства. В чём же выражается зависимость производственных отношений от формы собственности на средства производства? Возьмём для примера первобытное общество. Средства производства там являлись общей собственностью, поэтому и трудились все сообща, а результаты труда принадлежали всем и распределялись поровну. Напротив, в капиталистическом обществе средства производства (земля, предприятия) находятся в собственности частных лиц - капиталистов, поэтому и производственные отношения другие. Капиталист нанимает рабочих. Они производят продукцию, но распоряжается ею тот самый владелец средств производства. Рабочие только получают зарплату за свой труд. Как же идёт развитие общества согласно формационному подходу? Дело в том, что существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация. Например, при феодальной общественно-экономической формации (феодализме) производственные отношения следующие. Основное средство производство – земля – принадлежит феодалу. Крестьяне за пользование землёю выполняют повинности. Кроме того, они лично зависят от феодала, а в ряде стран были прикреплены к земле и не могли уйти от своего господина. Тем временем общество развивается. Совершенствуется техника, зарождается промышленность. Однако развитие промышленности сдерживается практически отсутствием свободных рабочих рук (крестьяне зависят от феодала и не могут уйти от него). Низка покупательная способность населения (в основном население состоит из крестьян, у которых нет денег и соответственно возможности приобретать различные товары), а значит, нет большого смысла увеличивать промышленное производство. Получается, что для развития промышленности необходимо заменить старые производственные отношения новыми. Крестьяне должны стать свободными. Тогда у них появится возможность выбора: или по-прежнему заниматься сельскохозяйственным трудом или, например, в случае разорения, наняться на работу на промышленное предприятие. Земля должна стать частной собственностью крестьян. Это позволит им распоряжаться результатами своего труда, продавать произведённую продукцию, а на полученные деньги приобретать промышленные товары. Производственные отношения, при которых существует частная собственность на средства производства и результаты труда, используется наёмный труд – это уже капиталистические производственные отношения. Они могут установиться либо в ходе реформ, либо в результате революции. Так на смену феодальной приходит капиталистическая общественно-экономическая формация (капитализм). Как отмечалось выше, формационный подход исходит из того, что развитие общества, различных стран и народов идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. В основе этого процесса лежат изменения, происходящие в сфере производства. Сторонники формационного подхода считают, что ведущую роль в общественном развитии играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей. Прогресс же связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений. У формационного подхода есть свои недостатки. Как показывает история, далеко не все страны вписываются в ту “стройную” схему, которую предложили сторонники этого подхода. Например, во многих странах не было рабовладельческой общественно-экономической формации. А что касается стран Востока, то их историческое развитие вообще было своеобразным (для решения этого противоречия К. Маркс придумал понятие “азиатский способ производства”). Кроме того, как мы видим, формационный подход под все сложные общественные процессы подводит экономическую основу, что не всегда корректно, а также отодвигает роль человеческого фактора в истории на второй план, отдавая приоритет объективным законам. Цивилизационный подход к развитию общества.Слово “цивилизация” происходит от латинского “civis”, что означает “городской, государственный, гражданский”. Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию “silvaticus” – “лесной, дикий, грубый”. В дальнейшем понятие “цивилизация” приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города. На сегодня существует около 200 определений этого понятия. Например, Арнольд Тойнби (1889 – 1975), сторонник теории локальных цивилизаций, называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. А Освальд Шпенглер (1880 – 1936), основоположник культурологического подхода к историческому процессу, считал, что цивилизация – это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти. Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества. Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности. Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу. Так, видный американский социолог, экономист, историк ХХ века Уолт Уитмен Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял пять: Традиционное общество. Существуют аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников. Переходящее общество. Растёт сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности – предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Таким образом, созревают предпосылки для перехода общества на новую ступень развития. Стадия “сдвига”. Происходят промышленные революции, за которыми следуют социально-экономические и политические преобразования. Стадия “зрелости”. Идёт научно-техническая революция, растёт значение городов и численность городского населения. Эра “высокого массового потребления”. Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики. Теории локальных (локальный с лат. – “местный”) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития. Локальные цивилизации – это своего рода элементы, составляющие общий поток истории. Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д. Каждый из этих компонентов несёт на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остаётся некая основа, “ядро”, благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой. Один из основоположников теории локальных цивилизаций Арнольд Тойнби считал, что история – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др. Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на этот вызов; деятельность великих людей, талантливых, “богоизбранных” личностей. ТЕМА 13. ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА Социальные группы, общности, институты и организацииСоциальные группыЛюбое общество представляет собой совокупность самых разных групп: малых и больших, первичных и вторичных, реальных и номинальных, референтных и групп членства. Социальная группа - совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. Понятие «социальная группа» является родовым по отношению к понятиям «класс», «социальный слой», «коллектив», «нация», по отношению к территориальным, религиозным и другим общностям, так как фиксируют социальные различия, возникающие между отдельными совокупностями людей в процессе разделения труда на основе отношения к средствам производства, власти, характера труда, профессии, образования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, места жительства и т. д. Изучение групп нашло свое отражение впервые в работах Аристотеля, Т. Гоббса. В XIX-XX вв. эта проблема разрабатывалась Э. Дюркгеймом, Г. Тардом, Г. Зиммелем, Л. Гумпловичем, Ч. Кули, Ф. Теннисом, П. Сорокиным, белорусскими социологами Е. М. Бабосовым и А. Н. Елсуковым. В социологии различают малые и большие социальные группы. Малая социальная группа - малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом. Примером может служить семья, бригада рабочих, студенческая группа и т. д. Численность малой группы составляет от двух до нескольких десятков человек. Это относительно самостоятельный объект общественных отношений. С одной стороны, малые группы отражают в себе общественные отношения, с другой, - на основе личных контактов возникает сеть эмоциональных, психологических отношений. Обе системы отношений сливаются в единую систему межличностных отношений. Различают формальные и неформальные группы. Формальная малая группа характеризуется тем, что поведение и положение отдельных членов строго регламентируется официальными правилами организации и социальными институтами. Неформальная группа - вид малой группы, возникает в рамках как формальной организации, так и помимо ее, на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий и т. д. Эту группу называют также «психологической» или «группой по интересам», так как в основе ее образования лежат либо чисто психологические, эмоциональные отношения, либо общие личные интересы. Она образуется на личностной основе в результате инициативы индивидов. Такая группа имеет неформального лидера. Различают также первичные и вторичные малые группы. Первичная группа - вид малой группы, отличается высокой степенью солидарности. Характеризуется малочисленным составом, пространственной близостью ее индивидов, единством цели, добровольностью вступления и неформальным контролем за поведением ее членов (например, семья, традиционное соседство, друзья). Вторичная группа - совокупность людей, которые опосредованно связаны общей деятельностью по достижению общей цели. Социальные контакты и отношения между членами носят безличностный характер. Эмоциональные характеристики в такой группе отходят на второй план, а на первый выходит способность осуществлять определенные функции и достигать общую цель. Например, для студента студенческая группа является первичной, а коллектив потока, а тем более факультета в целом - вторичной. (См.: Антипина, Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп / Г. С. Антипина. - Л., 1982.). В классификации малых групп различают также референтные группы и группы членства. Референтная группа - это реальная или воображаемая социальная группа, система ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном. Группа членства - это группа, членом которой индивид является реально. Наряду с малыми группами существуют большие группы. Большая группа - это группа с большим числом индивидов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных публичных контактов. К большим группам относят: этносы (народность, нация), классы, социальные слои, демографические объединения (группа мужчин, женщин, молодежь и др.). Большие группы в социологии разделяют на номинальные и реальные. Номинальные (условные) группы - это совокупность индивидов, выделяемая для статистического учета по какому-нибудь признаку, не имеющему социального значения (например, группа голубоглазых или кареглазых, пассажиры пригородных поездов и т. д.). Реальная большая группа - это общность людей, способная к самодеятельности, объединенная общими целями (например, социальный класс, нация и другие сообщества). В социологии встречаются и такие названия в толковании групп, как агрегация, квазигруппа. Агрегация - это определенное количество индивидов, находящихся в каком-то физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий (например, пассажиры автобуса). Квазигруппа - это спонтанное образование людей с кратковременным взаимодействием какого-либо одного вида. Социальные общностиСоциальная общность - это совокупность индивидов, объединенных в группы, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса. Общности складываются под воздействием объективного хода исторического развития на основе совместных условий человеческой жизнедеятельности, образа жизни, системы ценностей. В основании сложившихся общностей лежат: этнические признаки (народность, нация), социально-демографические факторы (пол, возраст и т. д.), общественное производство (общественный класс, производственный коллектив), социально-территориальные признаки (село, район, город, область, республика), культурные ценности. Рассмотрим более подробно социально-этническую общность. Этнос - это специфическая природно-социальная и антропологическая общность людей, возникающая и развивающаяся на основе единства природно-ландшафтных условий, кровного родства, языка, особенностей внешнего облика, общей культуры и религии. Этнос характеризуется наличием устойчивого самосознания и самоназвания (этнонизма), который трансформируется в языках других народов, а самосознание развивается через антитезу «мы - они». Поэтому для этноса характерна комплиментарность, т. е. наличие симпатий или антипатий к другим этносам («свои - чужие»). В современном мире насчитывается более двух тысяч этносов, среди которых 96,2 % составляют этнические общности численностью более миллиона человек. (См.: Бабосов,Е. М. Социология / Е. М. Бабосов. - Мн., 1998. С. 144-145). Исторически первыми видами социально-этнической общности были семья, род, племя, которые основаны на кровно родственном единстве и совместной производственной деятельности. Племя - это такая природно-социальная общность людей, которая характерна для первобытнообщинного строя, объединена кровно родственными связями и представляет совокупность двух и несколько родов, отличается от других племен своей территорией, языком, культурой, религиозными верованиями. Например, на территории современной Беларуси в IX-X вв. жили племена: дреговичи, кривичи, радимичи. Постепенно, в процессе усложнения жизнедеятельности, развития экономической жизни происходило объединение племен, создавались народности (от слова «народ»). Народ - это большая группа людей, связанных главным образом местом своего пребывания. В этническом смысле слова понятие «народ» употребляется для обозначения всех исторически сложившихся этнических общностей: племен, народностей, наций (например, белорусский народ). Термин «народность» означает принадлежность к народу или наличие каких-то его качеств. Таким образом, народность - это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и социокультурная общность людей, следующая в процессе этнической эволюции за племенем и предшествующая нации (например, к народностям относятся малочисленные народы севера России). В процессе дальнейшего развития человеческого общества, разложения социально-кастовой (сословной) структуры, становления национальной государственности, развития капиталистических отношений шло становление и развитие более высокого уровня этноса - нации. Термин нация (от лат. natio - народ) - тип этноса, характерный для классового развитого общества, исторически сложившейся полиэтнической устойчивой общности людей на основе общности территории, языка, экономических связей, культуры, психического склада, самосознания. Различаются между собой нация и народность рядом факторов, главным образом численностью их представителей. Так, по данным отдельных ученых народности насчитывают до 100 тыс. человек, нация - более 100 тыс. и даже десятки и сотни миллионов человек. Но могут различаться также уровнем экономики, культуры и т. д. Термин национальность - означает принадлежность к той или иной нации или народности. В западноевропейских языках понятие «национальность» используется главным образом для обозначения государственной принадлежности людей (подданство). Существование различных этносов нередко создает определенные проблемы взаимоотношений между ними, особенно ущемляются интересы малых этносов (этнических меньшинств) крупными. Этнические меньшинства - это совокупность людей, с которыми обращаются иначе, чем с представителями основного (титульного) этноса. Нередко крупные этносы «поглощают» мелкие, происходит процесс ассимиляции. Ассимиляция - это вид объединительных этнических процессов. Различается естественная и насильственная ассимиляции. (См.: Энциклопедический социологический словарь. - М., 1995. - С. 60, 433, 444.). Социальные организацииСоциальная организация является одним из типов социальных групп. Термин «организация» происходит от лат. organisatio - формирую, создаю. Применительно к социальным объектам этот термин употребляется в трех смыслах. Во-первых, так называется искусственное объединение институционального характера, предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции (например, орган власти, предприятие и т. д.). Во-вторых, этот термин может означать определенную деятельность по организации, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей и т. д. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его. В-третьих, под «организацией» понимается степень упорядоченности какого-то объекта. Тогда под «социальной организацией» понимается определенная структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целом, специфических для каждого рода объектов. Социальная организация как объект чаще всего возникает тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей, или наоборот. В первом случае создаются трудовые организации (предприятия, учреждения), во втором - возникают общественные организации. Таким образом, определяющим признаком социальной организации является цель. Цель организации - это желаемый результат, или те условия, которых пытаются достичь члены организаций для удовлетворения как коллективных, так и индивидуальных потребностей. Коллективное достижение цели диктует необходимость вводить иерархию в управление. Иерархия в социальной организации - это когда социальные позиции и роли «нижнего» уровня контролируются «верхними». Социальные свойства социальной организации в том, что организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения цели. По степени формализации различают формальные и неформальные организации. Формальная организация - способ организованности, построенный на формализации социальных связей, статусов и норм. В основе формальной организации лежит разделение труда в виде системы социальных статусов, должностей со своими функциями. Должностные позиции упорядочены в иерархическую структуру. Все члены организации ориентируются на нормы и образцы служебного поведения. В организации существуют принципы и формы вознаграждения, стимулирования и принуждения. В организации не предусмотрены никакие другие отношения, кроме служебных. Неформальная организация представляет собой спонтанно сплотившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения. Неформальная организация не основана на официальных нормах, правилах. Она складывается внутри формальных организаций и в какой-то степени дополняет ее деятельность. Неформальная организация проявляется в двух разновидностях: как неформальная, включая неформальные служебные отношения, и как организация социально-психологическая, выступающая в виде межличностных связей. (См.: Пригожин, А. М. Современная социология организации / А. М. Пригожин. - М., 1995). Социальные институты. Институт семьи и бракаПонятие «институт» - от лат. institutum - учреждение, установление. Социальный институт - это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. (См.: Энциклопедический социологический словарь. - М., 1995. - С. 207). Социальный институт - это не только совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную общественную функцию, но и набор определенных нормативно урегулированных стандартов поведения индивидов в типичных ситуациях, характерных для конкретных социальных статусов и ролей данного института. Социальный институт рассматривается как ценностно-нормативный комплекс, посредством которого направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах общества, как механизм функционирования и развития общества. М. Вебер указывал на две характерные особенности социального института: 1) социальный институт выступает как совокупность людей, в которую они зачисляются на основании объективных данных - профессии, уровня образования, наличия определенных знаний, навыков, умений и т. д.; 2) наличие в этом объединении рациональных установок, правил, норм, которым надлежит следовать всем субъектам данного социального института, и специфического аппарата, осуществляющего санкции по соблюдению установленных норм и правил, в т. ч. и принуждение. Социальные институты связаны с реализацией основополагающих потребностей общества и человека. Так, потребность · в воспроизводстве рода осуществляет институт семьи и брака; · в интеграции социальных групп и коллективов, безопасности и социальном порядке выполняют политические и государственно-правовые институты; · в обеспечении материальной жизнедеятельности удовлетворяет экономический институт; · в передаче знаний, социализации молодежи, подготовке кадров восполняет институт образования; · в поддержании и содержании духовных ценностей обеспечивает институт культуры и религии. Институты выполняют как явные, так и неявные (латентные) функции. Американский социолог Р. Мертон дал определения функциям социальных институтов: «Явные функции - это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование или приспособление системы и которые входили в намерения и осознавались участниками системы». «Латентные функции» - соответственно те объективные последствия, которые не входили в намерения и не были осознаны». (См.: Мертон, Р. К. Явные и латентные функции / Р. К. Мертон // Американская социологическая мысль. Тексты. - М., 1996. - С. 438). К явным функциям относятся: 1 Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений посредством систем и норм, правил поведения. Этим обеспечивается устойчивость общества. 2 Регулятивная функция, регулирующая взаимоотношения между членами общества путем выработки шаблонов поведения. 3 Интегративная функция, которая включает в себя процессы единения взаимозависимости и взаимоответственности членов социальной группы. 4 Транслирующая функция, состоящая в передаче социального опыта новым членам общества. 5 Коммуникативная функция, которая проявляется в распространении необходимой информации как внутри данного института, так и на другие институты. Латентные функции - это неявные, имеющие скрытую форму, заранее не предусмотренные, но способствующие более полному раскрытию явных функций. Например, институт образования призван обеспечивать передачу знаний, социализацию молодежи, подготовку кадров - это его явные функции. Но одновременно он выполняет и не явно выраженные функции, а именно способствует более широкому познанию друг друга в большом коллективе, созданию новых товарищеских групп, приобретению определенного социального статуса, который отличает его от малозаметных, и т. д. Социальные институты, как и общество в целом, находятся в постоянном развитии, т. е. появляются новые социальные институты, происходит совершенствование деятельности, структур и функций уже существующих. Институт семьи и брака. Семья рассматривается и как малая социальная группа, являющаяся первичной ячейкой общества, и как социальный институт. Семья, как малая группа, представляет собой социальную группу связанных отношением брака или кровного родства людей, общностью быта, взаимной моральной ответственностью, где регулируются отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Семья, как социальный институт, призвана обеспечивать преемственность культурных и социальных форм общественной жизни. Эта роль семьи проявляется в таких ее социальных функциях, как воспроизводство населения, социализация, хозяйственно-экономическая деятельность. Семья, как социальный институт, взаимодействует со всеми сферами общественной жизни, развивается и изменяется под влиянием общественно-экономических процессов, но в то же время ее развитие обладает относительной самостоятельностью. Существуют различные виды семьи. Так, в зависимости от представленных в них разных поколений различают семьи: нуклеарную, расширенную и родственную. Нуклеарная семья насчитывает всего два поколения - родители и дети. Расширенная семья состоит из мужа и жены с детьми и кого-либо из их родственников, проживающих в одном домохозяйстве. Родственная семья включает не только супругов и их детей, но и своих родственников с их детьми. Выделяют также семьи: по наличию родителей - полную и неполную; по количеству детей - бездетную, малодетную и многодетную; по возрастному положению - молодую и зрелую; по социальному положению супругов (или родителей супругов) - гомогенная, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенная - из разных социальных групп, классов, национальностей, профессий. По критерию власти выделяют семьи: патриархальную, когда отец - глава семейства; матриархальную, где главой является мать; партнерскую, где супруги совместно принимают необходимые решения. Различают и другие типы семей по разным критериям. Сфера семейной деятельности весьма разнообразна. Семья призвана выполнять следующие функции: репродуктивную (биологическое воспроизводство общества); воспитательную (социализация молодого поколения); хозяйственно-бытовую; экономическую; духовного общения (духовное взаимообогащение членов семьи, укрепление дружеских основ брачного союза); социально-статусную (предоставление определенного статуса членам семьи); досуговую; эмоциональную (удовлетворение потребностей в личном счастье и любви, получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье); сексуальную и др. (См.: Мацковский, М. С.Социология семьи: проблемы теории, методологии и практики / М. С. Мацковский. - М., 1989). Каждая семья проходит через определенный жизненный цикл - период от возникновения семьи до прекращения ее функционирования. Жизненный цикл семьи складывается со следующих периодов: 1) до рождения детей; 2) семья в составе супругов и детей; 3) выделение детей в самостоятельную семью; 4) распад семьи вследствие смерти одного или обоих супругов. Есть и другие подходы к формированию жизненного цикла семьи. Семья создается на основе брака. Брак - исторически обусловленная санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и обществу. Брак по степени формализации может быть юридическим, фактическим. Но семья может образовываться и без юридического оформления (гражданским браком, когда двое людей сожительствуют вместе). Количество таких семей за последние десятилетия увеличилось. От характера брачных отношений в значительной мере зависят количественные и качественные показатели воспроизводства населения, физическое и духовное состояние новых поколений. В браке упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжение рода, преобразованная социальными условиями и культурой. Различают следующие виды брака: моногамный - это брак одного мужчины с одной женщиной; полигамный, при котором более одного партнера в супружестве. Среди полигамных браков существует такая форма, как полигиния - многоженство и редко встречающаяся полиандрия, когда женщина имеет несколько мужей. К числу нравственных ценностей, имеющих особенно большое значение для стабильности брака, относятся: индивидуальная половая любовь, чувство материнства и отцовства, супружеский и родительский долг, взаимные уважение и забота. Как известно, не всегда брачные отношения между супругами крепкие и долговечные. Когда, по разным причинам, супруги не могут поддерживать супружеские отношения на должном уровне, это может привести к разводу (т. е. расторжению брака). Развод - это не всегда оправданное социальное явление, особенно когда есть дети. Причины развода бывают разные, в том числе и экономического характера. Государство Республики Беларусь пытается изучать эти процессы. Оно принимает меры по экономической поддержке молодых семей, многодетных матерей, оказывает помощь в строительстве жилья и т. д. Современная жизнь, эмансипация женщин вносят существенные изменения в иерархическую структуру семьи, в изменение лидерства в семье. Все это требует новых подходов в формировании семьи и семейно-брачных отношений. Социальная структура общества, понятие, сущность, виды. Социальная структура общества - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных групп, общностей и институтов, связанных между собой относительно постоянными отношениями. Сущность социальной структуры общества наиболее полно выражается в ее общих чертах, к которым можно отнести: • многообразие социальных элементов, образующих социальную структуру общества • разная степень влияния каждого составного элемента социальной структуры общества на социальные процессы и явления, отличие их социальных ролей; • наличие относительно стабильных связей между составными элементами социальной структуры общества, взаимозависимость последних. Это означает, что ни один элемент социальной структуры не может существовать в общ сообществе • Сердечность элементов, что обеспечивает целостность социальной структуры, то есть одни и те же социальные субъекты могут быть частями различных составляющих единиц общества. • многофункциональность и стабильность - каждый элемент социальной структуры общества выполняет свои специфические функции, которые являются отличными от ролей других социальных элементов, и предполагает значительную количество социальных функций общества. Виды: Этническая структура общества Доклассовое общество выработало такие формы общности людей как род (объединение кровных родственников) и племя (объединение отделившихся друг от друга родов). В основе племени еще лежат кровнородственные связи, но уже положено начало расчленению единой общности. Более высокой формой общности стали народности, имевшие уже не кровнородственные, а территориальные соседские связи между людьми. Это уже не просто этническая, а социально- этническая форма общности. Она еще не имеет целостной экономической жизни, но эволюция натурального хозяйства в натурально – товарное уже ведет к этому. Еще более высокая форма общности людей - нации. Она характеризуется общностью территории, языка, экономической жизни, общими чертами психического склада, закрепленного в культуре данного народа, национальным самосознанием. Формирование нации связано с развитием капитализма. Демографическая структура общества Непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей – есть народонаселение. Народонаселение наряду с географической средой является первейшим условием жизни и развития общества. Ускоренные или замедленные темпы общественного развития в значительной степени зависят от таких демографических показателей, как общая численность населения, его плотность, темпы роста, половозрастная структура, состояние психофизического здоровья, миграционная подвижность. Все эти показатели тесно связаны с экономикой социального организма. Демографические факторы влияют также на все надстроечные сферы общества: мораль, политику, право таким образом демографические характеристики сказываются на всем обществе либо облегчая прогрессивное развитие, либо вызывая деградацию. Поселенческая структура общества Если этническая и демографическая структура общества биологичны по своему происхождению, то поселенческая есть порождение социальных причин. Поселенческая структура есть пространственная форма организации общества. Индивиды размежеваны в пространстве и являются либо горожанами, либо селянами. Исторически основополагающими поселенческими общностями были город и деревня. Основой развитого противоречия между городом и деревней стало включение их жителей в различные технологические способы производства. История цивилизации может быть представлена как история урбанизации (от лат. городской), но сегодня уже говорят, что апогей городской цивилизации позади и наметилась тенденция рурализации ( от лат. деревенский), но скорее это не так намечается синтез всего позитивного, что заложено в каждом из этих поселений. Классовая структура общества Учение об общественных классах возникло еще в домарксовский период, но Маркс доказал, что существование классов связано с определенными историческими фазами развития производства. Причина возникновения классов обусловлена уровнем развития производительных сил и характером соответствующих им производственных отношений. В основе образования классов лежит общественное разделение труда. Конкретно - исторически образование классов происходило двояким путем: а). выделение внутри общины или союза общин эксплуататорской верхушки; б). обращение в рабство чужеплеменников, а затем обнищавших соплеменников. Классообразующие признаки: 1. место класса в исторически определенной системе общественного производства; 2. отношение к средствам производства; 3. роль в общественной организации труда; 4. способы получения доли общественного богатства и их размеры. |