Главная страница
Навигация по странице:

  • Современная казахская культура. Развитие культуры Казахстана в Советский период.

  • Литература.

  • Музыкальное и театральное искусство.

  • 2. Современная казахская культура.

  • Политика

  • Вопросы для самопроверки

  • Второй уровень понимания материала.

  • Тема 12 «Современный период казахской культуры». Тема 12 Современный период казахской культуры


    Скачать 24.14 Kb.
    НазваниеТема 12 Современный период казахской культуры
    Дата15.12.2020
    Размер24.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема 12 «Современный период казахской культуры».docx
    ТипЛитература
    #160843

    Преподаватель Алчинбекова С.М.

    2 курс, 2 модуль, 12 неделя

    Предмет «Культурология»

    Тема 12 «Современный период казахской культуры»

    План:

    1. Развитие культуры Казахстана в Советский период.

    А. Образование и наука

    Б. Литература

    В. Музыкальное и театральное искусство

    1. Современная казахская культура.



    1. Развитие культуры Казахстана в Советский период.

    В годы Советской власти в Казахстане начала развиваться система высших учебных заведений. В 1926 г. в Ташкентском высшем педагогическом институте был образован казахский факультет. В 1928 г. факультет был переведен в Алма-Ату и преобразован в Казахский государственный университет. Два года спустя он был переименован в Казахский педагогический институт, а в 1935 г. получил имя Абая Кунанбаева. В 1929 г. в Алма-Ате был открыт зооветеринарный институт, а в 1930 - сельскохозяйственный. 
    В 1934г. в столице состоялось открытие двух новых вузов - Горно-металлургического института и Казахского государственного университета им. С.Кирова (ныне КазГУ им. Аль-Фараби).

     В 20-х годах в Казахстане появляются первые научно-исследовательские учреждения. Химико-биологическая лаборатория (1922 г.). Краевая станция защиты растений (1924 г.), Санитарно-бактериологический институт (1925 г.), Институт удобрений и агропочвоведения (1926 г.).
          В 30-х годах начинает налаживаться академическая структура науки, в 1932 г. была образована Казахстанская база АН СССР, преобразованная в 1938 г. в Казахский филиал АН. Возникает сеть научно-исследовательских институтов - Институт национальной культуры (1933 г.). Научно-педагогический институт (1933 г.). Всего в 1932 г. в республике работало 12 НИИ, 15 опытных станций, 186 опорных пунктов, лабораторий, гидрометеостанций.
          Росли научные кадры Казахстана. Если в 20-х годах в республике работали ученые из центральных регионов, академики А.Ферсман, А. Самойлович, И. Губкин, профессора С. Руденко, А. Григорьев, то в 30-х годах ученое звание профессора получает выдающийся казахский историк С. Асфендиаров. Тем не менее численность ученых-казахов была невелика. Так, из 42 преподавателей КазГУ в 1936 г. было всего 8 казахов. Такая же ситуация была и в других вузах и научно-исследовательских институтах.

    Литература. В начале XX в. казахская литература была уже на достаточно высоком уровне. Огромной популярностью пользовались произведения классиков казахской литературы - А. Бай-турсына, Ш. Кудайбердыулы, М. Жумабая, Ж. Аймауытулы, придерживавшихся в своих произведениях общечеловеческих ценностей, принципов гуманизма. 
    В то же время появляется плеяда молодых литераторов, представителей т.н. "пролетарской" литературы - С. Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров, С. Муканов, появляются первые работы М. Ауэзова, С. Муканова, Г. Мусрепова, М. Хакимжановой.

     Первая половина 20-х годов характеризовалась господством в литературе классического направления, созданного Абаем, однако власти, прекрасно понимая, что литература обладает огромным пропагандистским потенциалом, прилагают огромные усилия по созданию казахского "социалистического реализма".

     Музыкальное и театральное искусство. Музыкальное и песенное искусство казахов, как самое распространенное и популярное у народа, с первых дней Советской власти стало объектом пристального внимания со стороны партии большевиков. Уже в 1919 г. в г. Верном был проведен слет акынов Семиреченской области.Сразу же после гражданской войны началась работа по сбору и систематизации творческого наследия народа. В 1921 г. был образован Главный политико-просветительный комитет, музыкальный отдел которого записывал народную музыку, организовывал музыкальные коллективы и т.п.
         В 1925 г. известный ученый-этнограф и музыкант А. Затаевич опубликовал труд "1000 песен казахского народа" - плод многолетней работы по сбору и систематизации музыкальных произведений казахов. В 1931 г. он опубликовал "500 казахских песен и кюев". В целях популяризации народной музыки и песенного искусства в крупных городах стали производиться концерты казахских исполнителей. 

    В 1925 г. в Париже в составе делегации советских артистов выступил А. Кошаубаев, вызвав восторженные отклики французской прессы. Большую известность получили акыны и музыканты Ж. Жабаев, К.Дзербаев, И. Байзаков, Т. Амренов,Н.Байганин,О.Шипин.
         С начала 30-х гг. в Казахстане начинает бурно развиваться музыкально-драматическое искусство. В 1933 г. на основе Постановления Казкрайкома ВКП (б) началась организация казахских театральных и музыкальных студий в Москве, Ленинграде и Алма-Ате. 
    13 января 1934 г. на базе музыкальной студии при Казахском драматическом театре был открыт Казахский государственный музыкальный театр, первыми постановками которого стали "Айман-Шолпан" М. Ауэзова и "Шуга" Б. Майлина. Крупными событиями стали оперы Е.Брусиловского "Кыз Жибек", "Ер Таргын" и "Жалбыр". Известными певцами становятся артисты Музыкального театра К. Байсеитова, К. Жандарбеков, прославилась танцовщица Ш. Жиенкулова.

     Развиваются и традиционные драматические жанры. До середины 20-х годов в Казахстане существовали лишь любительские театральные труппы, наиболее известными из которых были Семипалатинская и театр Оренбурского казахского института народного образования. На базе последнего в январе 1926 г. в Кызыл-Орде был открыт первый профессиональный казахский театр, где работали М. Ауэзов, Ж. Шанин, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев, К.Жандарбеков, 3. Атабаева и другие талантливые драматурги, режиссеры и артисты.

    2. Современная казахская культура.

    Одним из главных достижений периода независимости является возрождение и дальнейшее развитие казахской культуры, а также культур и традиций этносов, населяющих Казахстан.

    1990-2000-е годы стали, бесспорно, новым этапом в истории казахской культуры. Были возрождены древний праздник Наурыз и искусство музыкально-поэтической импровизации — айтыс.Для Казахстана в целом этот период также ознаменован формированием нового качества его многообразной культуры. В репертуаре музыкальных коллективов и на сценах театров казахстанская тематика стала главной. Прошли фестивали, посвященные юбилеям деятелей культуры, науки: Абая Кунанбаева, Курмангазы Сагырбайулы, Сакена Сейфуллина, Беимбета Майлина, Жамбыла Жабаева, Магжана Жумабаева и других. 

    Политика государства в сфере культуры нашла отражение в таких трудах Президента Нурсултана Назарбаева, как «В потоке истории», «Стратегия создания и развития Казахстана как суверенного государства», «Будущее Казахстана – в идейном единстве общества» и других, в решениях Национального совета по государственной политике при Президенте Республики Казахстан (1993 г.)

    Развитие казахской культуры благоприятствует социально-культурному и нравственному возрождению общества в целом, а также развитию культур этносов, населяющих Казахстан, укреплению международных связей. В годы независимости были созданы десятки этнокультурных центров, творческих коллективов. Поступательный рост экономики позволил проводить реформы в социально-культурной сфере. Была разработана Государственная программа поддержки культуры, рассчитанная на 1998-2000 годы. 2000-й год был объявлен в стране Годом культуры. Увеличилось число театров — на тот момент в стране действовало два театра оперы и балета, 33 драмтеатра, четыре театра музыкальной комедии, столько же ТЮЗов, пять кукольных, 73 постоянных и 266 передвижных кинотеатров. В конце 2000-х в Казахстане насчитывалось 48 театров, 62 концертных организации, 3539 библиотек,154 государственных музея, 2259 учреждений клубного типа, восемь культурно-исторических заповедников-музеев, 42 парка отдыха и луна-парка, четыре зоопарка.

    В укреплении национального самосознания и в осмыслении современных процессов значительную роль сыграло посвящение отдельных лет важнейшим событиям и темам.Так,1997 год был объявлен Годом памяти жертв репрессий,1998-й — Годом национального согласия и истории,1999-й — Годом преемственности поколений, 2000-й — Годом культуры, 2001-й — Годом независимости, 2002-й — Годом здоровья, 2003-2005 годы — Годами подъема села.

    В 2000-х годах в сфере культуры были достигнуты определенные результаты. Число действующих с 2001 года музеев в среднем за год увеличилось на 17 процентов. Вместе с растущим уровнем образования наблюдался спрос на библиографическую информацию. Это привело к росту пользователей библиотек в среднем на 2,3 процента с 2002 года, что, в свою очередь, породило необходимость технического обеспечения библиотек (46 процентов компьютеризированы). После кризиса и деградации в 1990-х годах многих библиотек постепенно началось возрождение библиотечного дела. При этом большая часть библиотек — 2900 (81 процент) — находилась в сельской местности. Каждый год на 20 процентов увеличивалось и количество клубных учреждений, в 2004 году их насчитывалось 2200, большая часть также располагалась в селах.

    В феврале 2001 года состоялось одно из значимых событий в культурной жизни страны — презентация проекта музыкального наследия Казахстана «Асыл мура». Цель проекта — систематизация, обработка и запись на цифровые носители национального музыкального наследия

    . Вторую жизнь обрели образцы народной, классической и современной музыки. Основной темой в произведениях писателей и поэтов стала история развития и расцвета казахского народа в конце ХХ и начале ХХI века.

    В 2000-х годах увидели свет ряд произведений Оразакына Аскара, Несипбека Айтулы, Алибека Аскарова и других мастеров пера. Значительным событием в культурной жизни страны стало появление романов Мухтара Магауина, Шерхана Муртазы, Жаксыбая Самрата.

    «Звезды» казахстанского классического искусства — скрипачка Айман Мусаходжаева, тенор Алибек Днишев, великолепные сопрано, оперные певицы Майра Мухамедкызы, Нуржамал Усенбаева и другие — стали широко известны не только отечественным, но и зарубежным ценителям классического искусства, регулярно выступая на крупнейших театральных подмостках мира. На отечественной сцене, наряду с признанными мэтрами, такими, как Бибигуль Тулегенова, Роза Багланова, Ермек Серкебаев, Роза Рымбаева, Майра Ильясова, Алтынбек Коразбаев, Макпал Жунусова и другие, удачно выступают молодые певцы Рамазан Стамгазиев, Мадина Садвакасова, Тохтар Сериков, Досымжан Танатаров… Заслуженную славу в стране и за ее пределами снискали творческие коллективы «Улытау», «МузАрт», ансамбль «Гульдер», дуэт «Нур-Мукасан» и другие.

    Организаторы международного фестиваля «Азия даусы» в 2003 году провели первый международный конкурс казахской песни «Астана –2003». В Казахстане ежегодно проводятся конкурсы, фестивали, посвященные творчеству молодых исполнителей, — «Шабыт», «Алтын Алма» и другие

    Казахстан подписал соглашения о сотрудничестве в сфере культуры с 49 странами ближнего и дальнего зарубежья. Значительными событиями в жизни страны стали встреча министров культуры стран-участниц ШОС, заседание Постоянного совета ТЮРКСОЙ. Все это свидетельствует о том, что за период независимости произошло реальное возрождение и дальнейшее развитие казахской национальной культуры и культуры народа Казахстана в целом

    Вопросы для самопроверки:

    1. Образование и наука Казахстана в Советский период.

    2. Какие произведения современной казахской литературы вы знаете?

    3. Какие государственные документы стимулировали развитие культуры в современный период?

    Второй уровень понимания материала.

    Подготовьте презентацию по какому-либо направлению современной казахской культуры.


    написать администратору сайта