Главная страница

ТЕМА 13. ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПО. Тема 13. Объектноориентированный подход к проектированию по


Скачать 13.96 Kb.
НазваниеТема 13. Объектноориентированный подход к проектированию по
АнкорТЕМА 13. ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПО
Дата01.08.2021
Размер13.96 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТЕМА 13. ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПО.docx
ТипДокументы
#225871

ТЕМА 13. ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПО
Классические методы проектирования ориентированы на процедурную реализацию. Современное программное обеспечение разрабатывается на основе объектно-ориентированной технологии.

Вместе с развитием объектно-ориентированного программирования стали развиваться и общие объектно-ориентированные методы разработки программного обеспечения.

В течение последних нескольких лет при поддержке OMG (Object Management Group) специалистами ряда известных фирм разрабатывался Унифицированный Язык Моделирования (Unified Modeling Language - UML), который представляет объектно-ориентированный метод разработки программного обеспечения с поддержанием объектно-ориентированной реализации.

Основные принципы


Первая и главная идея, лежащая в основе объектно-ориентированного подхода, такова: система представляется в виде множества самостоятельных сущностей (объектов), взаимодействующих друг с другом.

Объектно-ориентированное проектирование основано на принципах:

  • инкапсуляции;

  • абстрагирования;

  • модульности;

  • иерархической организации.

Инкапсуляцияиабстракция это взаимодополняющие понятия. Абстракциявыделяет внешнее поведение объекта, а инкапсуляциясодержит и скрывает реализацию, которая обеспечивает это поведение. Инкапсуляциядостигается с помощью информационной закрытости. Обычно скрываются структура объектов и реализация методов.

Модульностьопределяет способность системы подвергаться декомпозиции на ряд связанных и слабосцепленных модулей.

Иерархическаяорганизацияразмещает абстракции на различных уровнях системы.

Основным элементом объектно-ориентированного подхода является объект. Объект обладает индивидуальностью, состоянием и поведением (рис. 24).



Рис. № 24. Характеристики объектаИндивидуальность характеристика объекта для идентификации.

Состояние – перечень свойств и значений каждого свойства. Поведение перечень действий и операций, выполняемых объектом. Поведение - это действия, которые определяют, как объект воздействует на другие объекты, каким воздействиям подвергается со стороны других объектов, как меняется сам и какие передает сообщения. Поведение – функция от состояния объекта и выполняемых им операций.

Все операции можно поделить на следующие классы:

  • изменение состояния объекта;

  • доступ только к состоянию объекта, без изменения состояния;

  • доступ к содержанию объекта;

  • создание объекта и инициализация объекта;

  • уничтожение объекта.

Отношения между объектами


Существует два вида отношений: связии агрегация.

Объект сотрудничает с другими объектами через соединяющие их связи. Как участник связи объект играет роли актера, сервера, агента.

Актервоздействует сам, но неподвержен воздействию.

Сервериспользуется другим объектами.

Агентможет воздействовать сам, и на него могут воздействовать другие объекты.

На этапах проектирования и реализации с каждым объектом связывают понятие видимости. Различают четыре вида видимостимежду объектами:

  • объект глобален для клиента;

  • объект, как параметры операций клиента;

  • объект часть объекта клиента;

  • объект локальный объект.

Агрегация – отношения объектов в иерархии «целое-часть». Агрегация означает физическое включение части в целое. Агрегация может обеспечить перемещение от целого к его частям.

Классы


Понятие объекта тесно связано с понятием класса. Класс это множество объектов с одинаковыми свойствами, операциями и отношениями. Объект – это экземпляр класса.

Класс – абстракция существенных характеристик объекта. Класс - это совокупность внешней сущности и внутренней (интерфейс). Интерфейс открывает возможности класса, но скрывает структуру и поведение. Интерфейс включает перечень всех объявлений, применимых к экземплярам класса, объявления типов переменных, выражающих свойства и их значения. Интерфейс делится на три части:

  • публичную (объявления этой части доступны всем классам);

  • защищенную (объявления доступны самому классу, подклассам, друзьям);

  • приватную (объявления доступны самому классу и друзьям). Между классами существует четыре вида отношений:

  • ассоциация (фиксирует связи между экземплярами классов);

  • зависимость (отображает влияние одного класса на другой);

  • обобщение (супертип);

  • целое-часть (подтип).

Эти отношения поддерживаются большинством объектно- ориентированных языков программирования в виде таких отношений, как: ассоциация, наследование, агрегация, зависимость, конкретизация, метакласс, реализация.


написать администратору сайта