Главная страница
Навигация по странице:

  • Гуманитарная деятельность в сфере культуры

  • Гуманитарная деятельность в сфере образования

  • Публичная дипломатия как основа международной гуманитарной деятельности

  • Лекция-14-2. Тема 16. Гуманитарная деятельность как сфера мирового общественного производства


    Скачать 0.59 Mb.
    НазваниеТема 16. Гуманитарная деятельность как сфера мирового общественного производства
    Дата12.09.2022
    Размер0.59 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛекция-14-2.pdf
    ТипЛекция
    #672279

    1
    РАЗДЕЛ 6. Международное экономическое сотрудничество в гуманитарной
    сфере
    Тема 16. Гуманитарная деятельность как сфера мирового общественного производства
    Лекция
    Вопросы международного гуманитарного сотрудничества наиболее ярко проявляются в культурном взаимоотношении стран друг с другом. На их примерах нагляднее всего рассматривать аспекты культурной дипломатии и гуманитарного сотрудничества как основы международных гуманитарных отношений.
    Гуманитарная деятельность в сфере культуры
    Россия характеризуется своим богатством и разнообразием культурного наследия. Культура может сыграть важную роль в том, чтобы сделать отношения
    России и Европейского союза (ЕС) более сильными и демократичными, объединяя граждан, обеспечивая чувство идентичности, одновременно способствуя индивидуальному благополучию, социальной сплоченности и интеграции. Ценности гуманитарного сотрудничества обеспечивают качество жизни и в целом гражданское благополучие, что отражается в индексе развития человеческого капитала. Сравнение индекса за 2020 год по странам мира представлено на рисунке 16.1.

    2
    Рис. 16.1. Индекс человеческого капитала по странам мира в 2020 году (составлено автором по данным Всемирного Банка
    1
    )
    Россия находится примерно в середине списка стран мира со значением в
    0,68 балла из 1. На вершине рейтинга располагаются страны с развитыми международными гуманитарными и культурными связями: Сингапур, Гонконг,
    Япония и Южная Корея.
    Кроме того, культурный и творческий секторы все чаще рассматриваются в качестве движущих сил экономического роста, особенно в качестве источника создания дополнительных рабочих мест. Это лишь некоторые из причин, по которым культура все чаще рассматривается как стратегический инструмент экономического роста в странах мира. Например, согласно ст. 167
    «Лиссабонского договора», страны ЕС должны развивать кросс-культурные взаимодействия. ЕС развивает это направление с помощью программы "Креативная Европа", а также ряда политических мер, изложенных в
    1
    The World Bank. DataBank. World Development Indicators. – URL: https://databank.worldbank.org/source/world- development-indicators#.
    0,88 0,81 0,80 0,80 0,80 0,80 0,80 0,80 0,79 0,79 0,78 0,78 0,78 0,68 0,32 0,32 0,31 0,30 0,29 0,0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0
    Сингапур
    Гонконг
    Япония
    Южная Корея
    Канада
    Финляндия
    Макао
    Швеция
    Ирландия
    Голландия
    Великобритания
    Эстония
    Новая Зеландия
    ……
    Россия
    …..
    Мали
    Нигер
    Южный судан
    Чад
    ЦАР

    3 последовательных планах работы в области культуры (последний из которых охватывает периоды 2015-2018 и 2019-2022 годы).
    Планы работы стран в области культурного сотрудничества основаны на приоритетах инклюзии, доступности, продвижения культурного наследия, поддержки расцвета культурного и творческого секторов, содействия культурному разнообразию и культуре во внешних отношениях стран.
    В плане работы в области культуры до 2022 года, принятом в ноябре 2018 года, определены пять ключевых приоритетов — устойчивость и культурное наследие, сплоченность и благополучие, экосистема, поддерживающая художников, культурных и творческих профессионалов, гендерное равенство и международные культурные отношения.
    Понятие культурного наследия часто ассоциируется с историческими памятниками и зданиями, археологическими памятниками, картинами, рисунками или скульптурами. Это также напоминает о различных аспектах человеческого творчества и художественного самовыражения, таких как фотографии или книги. Культурное наследие, однако, включает не только материальные, но и нематериальные объекты (музыку, традиции, танцы и проч.), которые могут быть переданы из поколения в поколение. Эти аспекты культурного наследия, как материального, так и нематериального, представляют собой системы ценностей, убеждений, традиций и образа жизни, которые характеризуют прошлые и нынешние общества.
    Политики, ассоциации и учреждения различных типов разрабатывают программы, политику и стратегии в целях продвижения, сохранения и обеспечения доступности этого наследия для широкой аудитории. В 1972 году ООН и её подразделение в области культуры ЮНЕСКО разработали конвенцию по защите культурного наследия по всему миру выдающейся универсальной ценности
    2
    . Конвенция создала Всемирное наследие ЮНЕСКО, а также Комитет и Фонд Всемирного наследия, роль которого заключается в
    2
    ЮНЕСКО. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. – URL: http://unesco.ru/wp- content/uploads/add/convention_PWCNH_ru.pdf.

    4 мониторинге и поддержке защиты и сохранения объектов, внесенных в Список
    Всемирного наследия. В этом списке указаны объекты, которые являются частью мирового культурного и природного наследия.
    Объекты, предлагаемые для включения в список, рассматриваются в соответствии с установленными критериями, определенными конвенцией и комитетом. В 2021 году в списке было 1 154 объектов по всему миру: 897 под заголовком "культурное наследие";
    218 под заголовком "природное наследие"; и 39, которые совмещают оба предыдущих. Расположение объектов Всемирного наследия на территории РФ представлено на рисунке 16.2.
    Рис. 16.2. Карта расположения объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО на территории России
    3
    Примечание: красным отмечены объекты культурного наследия, зелёным –
    природного.
    Гуманитарная деятельность в сфере образования
    В 2017 году почти 3 миллиона студентов высших учебных заведений по всей Европе обучались в областях образования, связанных с культурой. Это составило чуть более 15 % всех студентов высших учебных заведений в 28 странах ЕС. Доля студентов в областях, связанных с культурой, была выше среднего показателя по ЕС в восьми государствах-членах: она достигла пика, составив 18,8 % в Италии и 18,5 % в Соединенном Королевстве. Следующие по
    3
    Geostudy. Карта объектов ЮНЕСКО в России. – URL: https://geostudy.ru/unesco.html.

    5 величине доли были зарегистрированы в Германии (16,4 %) и Франции (16,0 %);
    Эстония, Швеция, Ирландия и Греция также зафиксировали значения академической мобильности, которые были выше среднего показателя. На другом конце диапазона самая низкая доля студентов вузов по академической мобильности в области международного гуманитарного сотрудничества, была в
    Латвии (9,7 %) и Болгарии (9,4 %). Что касается российских студентов, статистика их академической мобильности представлена в таблице 16.1.
    Табл. 16.1. Динамика академической мобильности российских студентов
    4
    Год
    2015
    2016
    2017
    Итого
    Количество российских студентов, обучающихся за рубежом, чел
    1916 2187 2264 6367
    Гуманитарные науки и языки являются наиболее распространенной областью изучения в Европе: 1,4 млн студентов высших учебных заведений, что эквивалентно почти половине (47.9 %) из всех студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки, связанным с международной гуманитарной деятельностью. 27,3 % студентов из Европы, обучающихся по направлениям, связанным с культурой, в 2017 году были обучены искусству, в то время как 10,4 % изучали журналистику и информатику, а 10,2 % изучали архитектуру и градостроительство.
    В большинстве государств Европы гуманитарные науки и языки составляли самую высокую долю среди студентов высших учебных заведений из областей образования, связанных с международным гуманитарным сотрудничеством. Более тщательный анализ показывает, что в 2017 году на гуманитарные науки и языки, как правило, приходилась самая высокая доля студентов высших учебных заведений, специализированно поступивших на международные гуманитарные программы. Такая картина наблюдалась в 21 стране, причем наибольшая доля была зафиксирована в Люксембурге (82,0 %), за которым следует Румыния (62,0 %) и Германия (58,0 %). То есть в этих странах
    4
    Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И., Краснова Г.А. Основные тенденции академической мобильности в мире
    // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 280-289. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.26.

    6 международное гуманитарное сотрудничество (в различных его формах) является самой популярной областью образования.
    Кроме того, ещё в 9 странах более половины студентов обучаются по программам, после выпуска с которых возможна работа в международной гуманитарной сфере. Среди семи стран-исключений (где гуманитарные науки и языки не были наиболее распространенными предметами), искусство неизменно регистрировало самую высокую долю студентов высших учебных заведений, которые хотели бы работать в данной индустрии. Например, в Ирландии более половина (59,6 %) всех студентов в областях, связанных с культурой, изучали искусство. Самая высокая доля студентов высших учебных заведений в областях, связанных с культурой, после изучения журналистики и информатики, была в Нидерландах (28,2 %), в то время как самая высокая доля в урбанистике и архитектуре была в Словении (19,9 %).
    Женщины составляли большинство студентов высших учебных заведений в каждом из направлений обучения, связанных с культурой: 63,4 % от общего числа. Доля женщин была несколько выше среди тех, кто изучал гуманитарные науки и лингвистику (66,4 %), а также журналистику и информатику (65,4 %), в то время как разрыв между полами был намного меньше среди тех, кто изучает архитектуру и градостроительство, где женщины составляли 51,8 % всех студентов высших учебных заведений.
    Согласно определению ЮНЕСКО, международный мобильный студент – это физическое лицо, которое физически пересекло международную границу между двумя странами с целью участия в образовательных мероприятиях в стране назначения, где страна назначения отличается от страны его происхождения.
    С позиции международного гуманитарного сотрудничества, академическая мобильность студентов развивает международные экономические отношения. С точки зрения образования академическая мобильность предполагает обучение за рубежом на срок от 1 года до 7 лет.

    7
    Следует различать понятия международного мобильного студента, кредитной мобильности и иностранных студентов.
    Иностранные студенты – это термин, который относится к негражданам, которые в настоящее время обучаются на курсах высшего образования. Это определение не проводит различия между студентами, имеющими визы нерезидента, и студентами, имеющими статус постоянного жителя. Первые обычно прибывают и остаются самостоятельно, в то время как вторые обычно мигрируют, потому что их родители переехали, что делает их иммигрантами в
    «полуторном» поколении.
    Кредит-мобильные студенты – это термин, который относится к
    “обучению за рубежом” или студентам по обмену, таким как студенты, участвующие в программе ЕС Erasmus. Эти студенты остаются зачисленными в своих странах, получая при этом часть образования в зарубежных учреждениях сферы образования. Из-за их нестабильного статуса зачисления большинство статистических данных о иностранных студентах не включают студентов, обучающихся по кредитным программам.
    Хотя согласованное определение международных мобильных студентов используется с 2015 года, данные об иностранных студентах отражают давние различия между этими тремя определениями.
    Объем потоков официальной финансовой помощи в целях развития международной академической мобильности в 2017 году составил 1229 млн долл
    США. Эти данные могут быть использованы для мониторинга обязательств по достижению целей устойчивого развития в отношении мобильности студентов путем измерения средств, потраченных на глобальные стипендии. Сравнение стран по доле затрат на образование в ВВП представлено на рисунке 16.3.

    8
    Рисунок 16.3. Доля затрат на образование в ВВП в страх мира в 2019 году, в %
    (составлено автором по данным Всемирного Банка
    5
    )
    Интересный факт, что страны, больше всего вкладывающие в образование, как правило, имеют самый высокий индекс счастья в обществе. Россия вкладывает примерно 4,7% ВВП в развитие образования, в том числе на международном уровне.
    Публичная дипломатия как основа международной гуманитарной
    деятельности
    Публичная дипломатия в целом и европейская публичная дипломатия в частности могут служить соответствующей концептуальной основой для лучшего понимания значения новой стратегии международного гуманитарного сотрудничества
    6
    . Усилиям в сфере публичной дипломатии на сегодняшний день уделяется относительно мало внимания в академических исследованиях, несмотря на недавний всплеск интереса к публичной дипломатии в России и
    5
    The World Bank. Government expenditure on education, total (% of GDP). – URL: https://data.worldbank.org/indicator/SE.XPD.TOTL.GD.ZS?end=2020&start=1970&view=chart.
    6
    Szűcs T. The challenges of an EU strategy for international cultural relations in a multipolar world. EUI Working
    Paper RSCAS 2017/30. – URL: https://cadmus.eui.eu/bitstream/handle/1814/46847/RSCAS_2017_30.pdf?sequence=1&isAllowed=y.
    12,39 9,61 9,48 7,96 7,80 7,37 7,24 7,14 7,00 4,70 4,68 1,85 1,82 1,79 1,77 1,33 1,15 0
    1 2
    3 4
    5 6
    7 8
    9 10 11 12 13
    Кирибати
    Маршалловы острова
    Намибия
    Тонга
    Лесото
    Сьерра-Леоне
    Суринам
    Белиз
    Узбекистан
    …..
    Россия
    Уругвай
    ……
    Гвинея
    Ангола
    Вануату
    ЦАР
    Бангладеш
    Монако
    % от ВВП

    9 странах ЕС. Сама публичная дипломатия не имеет единого общепринятого определения, но в целом является тем инструментом, который применяется государствами или их объединениям, а также над- и субгосударственными структурами и институциями для понимания общей культуры, гуманитарных отношений, мобилизации совместных усилий для отстаивания своих и общих интересов. Эти цели могут быть достигнуты различными средствами, включая науку, образование или даже спорт и образ жизни, но культурные связи остаются основой международных гуманитарных отношений. Хотя публичная дипломатия имеет историю, уходящую корнями в древние времена, можно акцентировать внимание на периоде, начинающимся с создания Европейских сообществ, с особым акцентом на текущие и будущие перспективы. Отцы- основатели объединенной Европы и американские политики после Второй мировой войны были не единственными, кто пытался облегчить этот процесс.
    Ряд выдающихся художников и интеллектуалов по обе стороны Атлантики также считали культурную дипломатию ключевым средством убеждения общественного мнения для прекращения враждебных действий и сближения исторических врагов друг с другом. Генрих Манн, Ричард Калерги, Джордж
    Оруэлл, Пол Валери, Томас Элиот, Дени де Ружмон, Луиджи Эйнауди были среди тех, кто участвовал в создании современных основ международного гуманитарного сотрудничества и международной общественной деятельности, в то время как американская джазовая музыка и голливудские фильмы также сыграли свою роль в этом процессе. Удивительно, что американский джаз был популярен в СССР до второй мировой войны и был факторов политического и культурного сближения стран. Тем более, что это сотрудничество развилось в инженерную помощь при строительстве крупнейших советских заводов.
    Американские инженеры помогали строить заводы ГАЗ, ЗИЛ, Магнитогорский металлургический комбинат и многие другие крупнейшие предприятия нашей страны.
    Одним из трех рабочих комитетов на Европейском конгрессе в Гааге в 1948 году был Комитет по культуре, который предложил ряд мер в области культуры,

    10 которые привели к созданию Европейского центра культуры, Европейского колледжа, Ассамблеи Совета Европы и Европейской конвенции о правах человека. Среди трех условий Плана Маршалла первые два предусматривали, что любая помощь должна предоставляться систематически, в то время как третье заключалось в том, что общественное мнение в странах должно превалировать над политической волей отдельного человека.
    После этих ранних усилий и создания новых политических структур культурная дипломатия оставалась национально ориентированной в течение длительного периода. Несмотря на то, что их страны-разработчики участвовали в межгосударственных объединениях (что стало прообразом современных
    ОЭСР, МВФ, ВТО, ЕС и проч.), национальные культурные институты, которые были его основными проводниками, почти исключительно представляли национальные интересы, традиции и ценности своих стран. Сегодня это все еще остается их главной миссией, хотя с конца 1980-х или начала 1990-х годов можно наблюдать медленный процесс изменений, выходящий далеко за рамки институтов. В Европе это было отчасти связано с постепенно увеличивающимся числом культурных, гражданских и студенческих программ обмена, в первую очередь ERASMUS, который был основан в 1987 году.
    Это способствовало процессам
    «размывания государственных суверенитетов» и росту неправительственных субъектов – так называемой
    «новой глобализации», движимой информационными технологиями, которые резко сократили стоимость перемещения идей через границы и транзакционные издержки. В области международного гуманитарного сотрудничества признанный мировой лидер – это Центр Роберта Шумана, продвигающий идеи культурного и гуманитарного взаимопроникновения стран друг в друга.
    Благодаря этому центру наблюдается растущий интерес к публичной дипломатии, особенно к ее культурному измерению на нескольких фронтах. В то время как все большее число национальных правительств активизируют свои индивидуальные усилия по всему миру, особенно страны БРИКС: Россия,
    Бразилия, Китай, Индия и Южная Африка. Крупные международные

    11 организации, особенно НАТО и ЕС, также стали более активными в международном сотрудничестве, что способствовало расширению контактов между людьми, ускоренным благодаря цифровой революции.
    Появился термин «мягкая сила». Это термин, введенный Джозефом Наем
    (1990), третий — и, возможно, центральный — элемент терминологического треугольника с «публичной дипломатией» и «культурной дипломатией», при этом размытые контуры каждого термина позволяют ему принимать ряд значений, выходящих за рамки его первоначальной концепции. Как правило, вместо «мягкой силы» используется термин «международные культурные отношения». Мягкая сила – это использование не только культуры, но и на демократических ценностей и прав человека в качестве замены жесткой военной и экономической мощи в конкретном контексте внешней политики. Впервые этот термин был применен США, а затем получил распространение в других странах мира, претендующих на региональное лидерство.
    По существу, эти три понятия тесно переплетены. Основными компонентами мягкой силы являются убеждение и привлечение сторонников; она основана на соответствующих ресурсах и может быть использована во благо или во зло как общественной, так и культурной дипломатией не только в межгосударственных отношениях и через наднациональных субъектов, но также может быть нацелена на широкую общественность как правительствами, так и гражданскими агентами. Проще говоря, это позволяет государству (или другому субъекту) «привлекать других, чтобы они хотели того, чего хочет оно». Сам автор – Най – усовершенствовал свой подход в 2003 году, введя термин «умная сила», и в последующих публикациях уточнил, что эффективные действия требуют от государств развертывания умной силы, которая проистекает из тщательно выстроенного баланса, сочетающего мягкую и жесткую силу. США традиционно считались "мастером мягкой силы" с точки зрения распространения массовой культуры, в то время как Европа (в первую очередь через некоторых своих членов, а не как ЕС) выступала за свою привлекательную социальную

    12 модель, утонченную художественную и литературную сцену и высококлассную креативную индустрию.
    Но, находясь на волне «глобальной культурной революции» в последние десятилетия некоторые из развивающихся экономик приближались очень быстро к модели именно «мягкой силы» — особенно в Азии, и в первую очередь
    Китай. Фактически, только Китай обладает очевидным потенциалом в краткосрочной и среднесрочной перспективе бросить вызов США и ЕС в борьбе за мировое господство в экономической и других сферах, а Индия следует за ним.
    В 2004 году Китай открыл свой первый Институт Конфуция, и по состоянию на
    2021 год его сеть насчитывает почти 500 школ, дополненных более чем 1000 классами Конфуция, предназначенными для средних и начальных школ по всему миру, в том числе 169 в Европе, при этом создаются новые классы почти еженедельно по всему миру.
    В современном глобализирующемся мире власть смещается глобально в сторону Востока и Юга. Однако в "топ-30" «индекса мягкой силы» по-прежнему доминирует Запад, а также Россия, Южная Корея, Сингапур, Новая Зеландия,
    Аргентина и Бразилия наряду с Китаем. Смещение стран-лидеров международного гуманитарного сотрудничества связано с тем фактом, что в отличие от крупных инвестиций стран БРИКС с их долгосрочной целью завоевания культурного влияния, правительства западных стран (за исключением Германии) сокращают финансирование, связанное с культурой, руководствуясь краткосрочным мышлением под давлением экономического кризиса. Отчасти, чтобы компенсировать эту тенденцию, страны Европы переориентируются на Ближний восток и Восточную Азию.


    написать администратору сайта