Главная страница
Навигация по странице:

  • Экономическая сфера

  • Социальная сфера

  • Духовная сфера

  • Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.)

  • Р. Ф. Абдеев

  • Общество. Тема №2. Общество как социальная система. Тема 2. Общество как социальная система


    Скачать 173.21 Kb.
    НазваниеТема 2. Общество как социальная система
    АнкорОбщество
    Дата03.12.2021
    Размер173.21 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТема №2. Общество как социальная система.pdf
    ТипДокументы
    #290667

    Тема №2.
    Общество как
    социальная система
    1. Понятие общества.
    Системный подход к анализу общества.
    Категория «общество» является одной из ключевых для социологической науки.
    Поэтому неудивительно, что разработка этого понятия, его определения является очень важной для раскрытия всей социологии.
    На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм
    совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально- теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.
    Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную
    реальность, основанную на коллективных представлениях. С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.
    Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз. Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:
    1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;
    2) браки заключаются между представителями данной общности;
    3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;
    4) оно имеет свою территорию;
    5) у него есть самоназвание и своя история;
    6) оно обладает своей системой управления;
    7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
    8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.
    Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей.
    Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.
    Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство»
    (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).
    Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе.
    Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное
    системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.
    Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.
    Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.
    Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:
    1) люди;
    2) социальные связи и взаимодействия;
    3) социальные институты, социальные страты;
    4) социальные нормы и ценности.
    Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.
    Координация – это согласованность элементов, их взаимное функционирование.
    Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.
    Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.
    На основе системного подхода к анализу общества был разработан функционализм.
    Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом (интеракционизмом).
    2. Основные подсистемы общества.
    Как и любая сложная система, общество состоит из взаимосвязанных подсистем. Подсистема – это промежуточные комплексы, которые менее сложны, чем сама система. Выделение подсистем общества также является важным вопросом для социологической науки.
    Поэтому неудивительно, что в разных социальных теориях существуют различные подходы к выделению подсистем общества. Так, в рамках марксизма общество состоит из двух подсистем: базиса и надстройки. Базис – это совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества. В надстройку входят организации, идеи и учреждения. К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения, которые называются авторами марксизма формами общественного сознания. С каждой формой общественного сознания связаны определенные организации и учреждения.
    С политическими идеями связаны политические институты общества (партии, движения, органы власти), с правовыми идеями – институты права, с религиозными – церковь и церковные организации.
    При этом согласно марксистскому учению именно базис определяет характер надстройки, между ними существует линия причинно-следственной зависимости. Таким образом, все надстроечные явления так или иначе отражают экономические отношения, составляющие базис: одни – непосредственно (политические, правовые явления), другие – опосредованно (искусство, философия). Первичность и определяющая роль базиса по отношению к надстройке – это всеобщий закон.

    При этом идея детерминации надстроечных учреждений экономическим базисом неразрывно связана с идеей относительной самостоятельности и постоянной активности надстройки. Относительная самостоятельность учреждений надстройки вырастает из общественного разделения труда и связанных с ним процессов постепенной дифференциации и обособления разнородных социальных функций.
    Вокруг указанных функций концентрируются автономизирующиеся области общественной жизни. Эти сферы отличаются по содержанию, типическим признакам, занимаемому в обществе месту, поскольку различна природа лежащих в их основе социальных функций.
    Однако марксистский подход к выделению подсистем общества не является единственным. Если в советской социологической науке этот подход и считался определяющим, то сегодня он уступил свое место цивилизационному подходу. В рамках данного подхода общество рассматривается как совокупность четырех областей или сфер.
    Слова «область» и «сфера» употребляются здесь не в естественнонаучном или математическом смысле. Они позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.
    Экономическая сфера – это деятельность субъектов общественных отношений по производству, распределению и потреблению результатов труда.
    Во многом эта сфера является определяющей по отношению к другим, так как материальное производство является основным условием жизнедеятельности людей. В нее входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.
    Политическая сфера – это деятельность субъектов общественных отношений по обеспечению согласия между членами общества, регулированию его состояния.
    Основанием этой сферы общества выступают властные отношения. Они же определяют и ее специфику.
    Возникновение политической власти обуславливается четким осознанием политических интересов. Поэтому политическая власть всегда направлена прежде всего на их удовлетворение. В эту сферу общества входят государство, его институты, политические партии, право, а также связь между ними.
    Социальная сфера – это деятельность субъектов общественных отношений, направленная на удовлетворение своих потребностей. Этот процесс тесно связан с уровнем экономического развития общества.
    Можно выделить два подхода к рассмотрению социальной сферы общества:
    1) совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние, направленная на все слои населения;
    2) совокупность социальных организаций и учреждений социальной защиты и социального обеспечения незащищенных слоев населения.
    Социальная сфера включает в себя слои и классы, нации и национальные отношения, институты образования, здравоохранения, досуга.
    Духовная сфера – деятельность субъектов общественных отношений по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. Главными функциями, которые выполняет данная сфера общества, являются добыча новых знаний, их передача, формирование нематериальных ценностей. Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей. Стержнем духовной сферы общества является религия.
    Все четыре сферы взаимосвязаны друг на друга и оказывают взаимное влияние.
    Несмотря на то что в отличие от марксизма в цивилизационном подходе признается равенство всех подсистем общества, можно представить их вертикальную структуру в
    зависимости от их собственной роли в общественной жизни. Так, экономическая сфера играет роль добывания средств существования, являясь фундаментом общества.
    Политическая сфера осуществляет функцию управления и является верхушкой общества.
    Социальная и духовная сфера носят сквозной универсальный характер, пронизывая все общество и объединяя его экономическую и политическую составляющую.
    Подводя итог, необходимо сказать, что только взаимосвязь всех подсистем общества обеспечивает его нормальное существование.
    3. Типологии обществ.
    В процессе развития социологического знания сложилось множество подходов к классификации обществ. Классификации наиболее типических обществ основаны на выделении их основных параметров. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии.
    На сегодняшний день классификация обществ на основе господствующих в них политических отношений не потеряла своей актуальности.
    В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные
    (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократические
    (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества
    (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).
    В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ:
    1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно- присваивающим способом производства;
    2) азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю;
    3) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда;
    4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;
    5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;
    6) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.
    Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества.
    Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях.
    Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны.
    Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства. Для современности характерно снижение количества традиционных обществ, однако они по- прежнему сохраняются в Африке, центральной части Австралии, индейских резервациях.
    Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.).
    Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах Р. Арона, У Ростоу, О.
    Тоффлера и др. исследователей.
    В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:
    1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

    2) механизация и автоматизация производства и управления;
    3) массовое производство товаров на широкий рынок;
    4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта;
    5) рост урбанизации и социальной мобильности;
    6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;
    7) формирование гражданского общества.
    В 60-е гг. ХХ в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д.
    Белл, А. Турен, Ю. Хабермас.
    Основой трансформации индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:
    1) глобальный характер информации, которая прорывает государственные границы и организационные барьеры;
    2) рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;
    3) рост влияния информации на различные сферы деятельности;
    4) расширение демократии, децентрализация общества.
    В обществе существуют различные подходы к оценке феномена информационного общества. Так, Р. Ф. Абдеев пишет, что следствием информационной революции и становлением информационного общества становится развитие наукоемких производств с минимальным использованием сырья и энергии. В информационном обществе жизнью правят интеллект, знания, высокоорганизованный труд, нет безработицы и национальных проблем, народ доволен жизнью.
    Однако существуют и определенные опасения, связанные с наступлением эры информационного общества. Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. С другой стороны, существует опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных причин.
    Еще одним распространенным подходом в современной социологии является цивилизационный подход. В рамках этой концепции также существует классификация обществ.
    В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории разными исследователями выделяются различные цивилизации, однако для всех характерно выделение Египетской, Китайской, Вавилонской,
    Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций.
    Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа.
    Все это в совокупности составляет, по определению последователей данного подхода, дух народа, обуславливающий определенное отношение к самому себе. Таким образом, можно говорить, что в рамках цивилизационного подхода в качестве основания для классификации обществ является складывающаяся в них культура.
    Подводя итог, необходимо отметить, что существует множество подходов к классификации обществ. При этом среди них не существует единственного общепризнанного. Это подчеркивает актуальность рассмотрения данного вопроса


    написать администратору сайта