Философию удуд. 1. Лекция. Задание. Становление философии в Древней Греции (1). Тема 2 Становление философии в Древней Греции
Скачать 37.03 Kb.
|
Тема 1.2.2. Становление философии в Древней Греции План: 1. Периодизация античной философии 2. Особенности возникновения и специфика античной философии. Характеристики греческой философии 3. Видные мыслители и особенности их учений. Сократ 1. Периодизация античной философии Этапы античной философии: 1. Ранняя классика (натуралисты, досократики), главные проблемы «Физис» и «Космос», его строение, проблемы бытия и небытия, материя и её формы: идея о противоположности формы и материи, о главных элементах, о тождестве и противоположности бытия и небытия, структурности бытия и его противоречивости; как возник Космос и какова его структура (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Зенон, Демокрит). 2. Средняя классика (Сократ и его школы, софисты), главная проблема - сущность человека, проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми: в чем сущность морали, отношение человека и государства, существует ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом (Сократ, Антифонт, Эпикур). 3. Высокая классика (Платон, Аристотель и их школы), главная проблема - синтез философского знания, его проблем и методов и др., проблема чувственного и сверхчувственного - идея синтетических основных философских проблем, проблема поиска рационального метода познания. 4. Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.), главная проблема - мораль и свобода человека, познание и т. д., структура Космоса, судьба Космоса и человека, отношение Бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский). Проблема воли и свободы человека: идея ничтожности человека перед силами природы и его силы духа в стремлении к свободе, к познанию. С этими понятиями отождествлялось счастье свободного человека (Сенека, Эпиктет). Проблема отношений человека и Бога, божественные воли, строение Космоса. Выдвигались идеи Космоса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие друг в друга (Плотин, Филон Александрийский и др.). 2. Особенности возникновения и специфика античной философии. Характеристики греческой философии В книге «Истоки истории и её цель» немецкий философ К. Ясперс определил время около 2500 лет тому назад как осевое и определяющее в дальнейшей судьбе человечества. В этот период человек начал осознавать бытие как целое, себя как личность, свои возможности. Он ощутил безграничность мира, собственное бессилие и самоценность. Сознание стало самосознанием, мышление обратилось к самому себе. Усилились внутренние духовные конфликты. «В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью». Однако основной порыв не был подхвачен большинством населения и, когда осевой период потерял свою творческую силу, начался процесс догматизации достигнутых результатов. Вскоре во всех трех регионах – Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции – образовались созданные завоевателями империи, правители которых, впрочем, поддерживали сформировавшиеся в осевой период буддизм, конфуцианство, греческую философию, способствуя их вхождению в сокровищницу мировой культуры. «Тем, что свершилось тогда, что было создано и продумано в то время, человечество живет вплоть до сего дня. В каждом своем порыве люди, вспоминая, обращаются к осевому времени, воспламеняются идеями той эпохи». Несколько очагов загорелось почти одновременно и, по-видимому, независимо друг от друга, но только в одном из них – Древней Греции - пламя разума и творческого горения достигло того, что заслужило названия философии. Почему произошло именно так? Дело в том, что помимо общих причин, имевших место во всех трех регионах, - развития мифологии и культуры в целом и благоприятной политической ситуации - в Древней Греции существовали еще и специфические причины, которых не было у других народов. Философия не только обязана древним грекам своим именем, она близка именно греческому духу. Философия зародилась за 500 лет до Рождества Христова и начала нашей эры в Древней Греции - богатой рабовладельческой стране с разнообразной культурой. В многочисленных мифах о возникновении и управлении Вселенной действовал целый сонм богов во главе с Зевсом. Примерно за 700 лет до появления философии были созданы Гомером, выдающиеся произведения литературы – «Илиада» и «Одиссея». Рабы выполняли в Древней Греции все тяжелые работы, у свободных людей было много досуга и денег, нажитых ремеслами и торговлей. Процветало театральное искусство, особенно в жанре трагедии. Произведения Эсхила, Софокла и Еврипида с интересом смотрят и сейчас. Посещение спектаклей считалось обязательным для свободных людей. Широкое распространение получили скульптура, музыка и физкультура. Древняя Греция – родина Олимпийских игр. Слово «гимнастика» имеет тот же корень, что и «гимназия», потому что в древнегреческих гимназиях не только изучали науки, но занимались атлетическими и физическими упражнениями, уделяя им по нескольку часов в день. Поговорка «В здоровом теле – здоровый дух» пришла из Древней Греции. Образование было направлено на то, чтобы воспитать целостного, гармонически развитого человека, о чем мечтают и поныне. Гармонически развитый человек должен быть умным. Но можно ли научиться уму – разуму? Чувство собственного достоинства, свойственное грекам, не переходило в самомнение и сознание собственной непогрешимости, и они оставались достаточно критичными в области мышлении. Подлинно мудрые называли себя в отличие от софистов философами, т. е. не мудрецами, а лишь любящими мудрость, потому что именно любовь побуждает человека трудиться с желанием, без которого он не добьется успеха в выбранной им деятельности. Философия начинается с критического анализа достижений культуры, прежде всего различных мифов, чтобы путем рассуждений удостовериться в их истинности. Но возникновению философии способствовали еще и обстоятельства, специфичные для Древней Греции. 1) Прежде всего, там существовала прочная традиция свободных дискуссий, развивавшаяся в эпоху демократии – власти народа (от «демос» - народ, «кратос» - власть), когда все свободные граждане собирались на главной площади города и совместно обсуждали общие дела, выслушивали всех желающих и принимая решения большинством голосов. Древние греки владели искусством выражать свои мысли, что было необходимо для убеждения других в собственной правоте. Тот же, кого не хотели слушать, мог переехать в другой, (Древняя Греция состояла из независимых городов - государств) и проповедовать свои взгляды там. Вот этой возможностью и способностью рассуждать, особым, рациональным складом ума, необходимым для философствования, греческий народ и отличался от других. 2) Особо следует подчеркнуть, что философы в Древней Греции были свободными людьми, отдававшими себя полностью философии. Они не были жрецами, как в Древней Индии, что привязывало бы их к традиционной религии, и не обязаны были находиться на государственной службе, как в Древнем Китае, что связывало бы их с существующими социальными традициями. Греческие философы были полностью свободны в своих действиях и не подчинялись никому, кроме собственной совести, а это как раз то, что необходимо для развития философии. Конечно, люди мыслили со времен своего появления на Земле. В широком понимании мудрого, целостного постижения бытия философия существовала во все культурах. Она зародилась именно в Древней Греции. Мудрые изречения мы находим в произведениях, созданных на Ближнем Востоке, в Древней Индии, в Древнем Китае, но философия как дисциплина с определенной системой понятий начинается там, где человек теоретически выделяет себя из окружающего мира и начинает рассуждать об отвлеченных понятиях, формирующихся в мозгу и выступающих в качестве предмета мышления (т.е. того, о чем мыслят). 3) Еще одна причина появления философии именно в Древней Греции, тесно связанная с другими, - высокий престиж «любящих мудрость». Когда, завоевав очередной город, Александр Македонский подошел к сидящему на земле философу, чтобы облагодетельствовать его, и, нагнувшись над ним, спросил: «Что я могу для тебя сделать?» Диоген Синопский гордо ответил: «Отойди, не загораживай мне солнца». И Александр Македонский не наказал дерзнувшего отказаться в довольно грубой форме от помощи «властителя Вселенной», а сказал, обратившись к приближенным: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном». 3. Характеристика древнегреческой цивилизации Древняя Греция (Эллада) классического периода была раздроблена на многочисленные самостоятельные полисы. Каждый из них состоит из города и окружающей его сельской местности. Это были крошечные государства с собственными самодовлеющими интересами (автаркия), с территорией в среднем в 3 - 4 тысячи квадратных километров и с населением несколько десятков тысяч свободных граждан. Можно сказать, что марафонский воин, пробежавший за несколько часов 42 с лишним километра, чтобы сообщить своим гражданам радостную весть о победе эллинов над персами, почти пересек всю территорию афинского государства. Древние греки не представляли себе государства с необозримыми краями и с населением свыше трехсот - четырехсот тысяч человек. И понятие «отечество» у них не заключало в себе ничего отвлеченного и неопределенного: в их сознании это понятие сливалось с живым восприятием отечества физического; «обозримым» было и само государство с его народным собранием, созывавшимся на площади, в котором принимало участие все взрослое мужское население из числа свободных граждан. Материковая Греция - гористая страна, почва которой плодородием не отличалась, за исключением некоторых прибрежных долин. В этих удобных для земледелия долинах, имеющих свободный доступ к морю и отрезанных друг от друга горами, обычно и располагались греческие полисы. Древнегреческий историк Геродот называл бедность молочной сестрой Эллады. Чтобы восполнить скудные доходы от земледелия, древние греки рано взялись за ремесла и торговлю. Развитие ремесленного производства и выгодные для торговли географические условия ещё в глубокой древности связали жизнь многих полисов с морем. Еще у легендарного Гомера – творца «Илиады» и «Одиссеи» – хитроумный Одиссей долго странствует повсюду, стремится все увидеть и узнать, попадает в невероятные затруднительные положения и с необычайной ловкостью выпутывается из них, не забывая при этом каждый раз своей выгоды. Первоначально торговля велась с соседними государствами, а затем и с дальними странами. Установление тесных связей со странами Древнего Востока имело большое значение для развития экономики и культуры греческих полисов. Древние греки переняли многие достижения техники, искусства и науки у древневосточных народов, в особенности у египтян и вавилонян. Однако, используя все ценное, древние греки никому не подражали и заимствованное творчески переделывали на свой лад. Деятельный образ жизни делал ум свободным и подвижным, мысль – наблюдательной и острой, а сознание – богатым впечатлениями и смелым. Новые обстоятельства, подчас непредвиденные, рискованные и тяжелые, заставляли людей быть инициативными, находчивыми, решительными. Нельзя было полагаться только на «волю богов», следовать косной традиции старого образа жизни и мышления. Рассчитывать можно было только на свои силы и способности, на приобретенный опыт и знания. По словам историка Фукидида, афиняне смотрели на праздный покой как на «утомление без отдыха», а любовь их к новизне переходила в настоящую страсть к новшествам. Они, говорит историк, рождены были для того, чтобы самим «не иметь покоя и другим не давать его». Вспоминается изречение Гераклита: «покой и неподвижность – свойство мертвых». Не удивительно, что новое мировоззрение, греческая наука, искусство и философия впервые возникают в торгово - промышленных центрах, которые поддерживали оживленные экономические и культурные связи с негреческим миром. Такими торгово-промышленными и культурными центрами в VII веке до н.э. стали малоазиатские полисы: Милет, Эфес, Колофон и др. Здесь зародились первые философские школы и представления о жизни как непрестанной борьбе. Это представление возводится одним из ионийских мыслителей, Гераклитом из Эфеса, до степени общефилософского принципа: сама мировая жизнь рассматривается им как непрерывное становление, как борьба. 3. Видные мыслители и особенности их учений. Сократ Досократики (милетская школа, Гераклит, Демокрит) Период античной философии в истории философии представлен работами древнегреческих и древнеримских философов от V века до н.э. – V века н.э. В этом ряду Анаксимандр, Демокрит, Гераклит, Анаксимен, Ксенофан, Платон, Сократ, Аристотель, Эпикур, Пифагор. Все они обладали энциклопедическими знаниями и занимались самыми различными науками. Многие из них были основателями первых философских школ: Платон создал первую Академию, а Аристотель – Лицей. В центре внимания античных философов находится универсальные проблемы бытия: - строение мироздания и составляющие его части; - место человека в космосе; - конечные основания бытия, первичные элементы, из которых состоит мир; - соотношение хаоса и порядка – конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного в мире; - проблема причин и источников движения и развития; - проблемы идеального устройства государства и правильного поведения граждан; - нормы добродетельной жизни и т.д. С точки зрения современности наибольший интерес представляют такие разделы философского учения древних, как учение о материи, учение о диалектическом развитии мира, учение о познании, учение о философских категориях. Сам термин «философия» возник тоже здесь: в противопоставлению «софосу» – мудрецу - пророку, обладающему «софией» – божественной мудростью, философ - человек, стремящийся к мудрости, ищущий, любящий истину, поэтому цель философа – понять «целое как целое», понять, в чем первопричина всего сущего, первопричина бытия, используя разум, рациональную аргументацию. Цицерон: «Не любить философию – все равно, что не любить собственную мать». Важным достижением Греции VIII – VI в.в. до н.э. было начало научного исследования природы. Новое мировоззрение выдвигает идею бесконечности материального мира во времени и пространстве. Впервые рождается мысль о том, что не человек есть создание божественных сил, а наоборот, боги созданы человеческой фантазией по образу и подобию самого человека. Античная философия имеет следующую особенность: материальной основой расцвета философии был экономический расцвет и греческих полисов. Мыслители были независимы от производства, освободились от физического труда и претендовали на духовое руководство обществом. Главной идеей был космоцентризм, на поздних этапах смешавшийся с антропоцентризмом. Допускалось существование богов, которые были близки человеку. Человек признавался частью природы. В античную философию были заложены два направления философии – идеалистическое (Платон) и материалистическое (линия Демокрита). Милетская школа. Откуда произошло все существующее в мире? Этот вопрос с древних времен волнует людей, и философия ищет на него ответ. Древнегреческие философы смогли критически переосмыслить мифы и сформулировать представление о первоначалах, из которых, по их мнению, всё существующее возникло. Фалес (ок. 625 – ок. 545 до н.э.) признавал первоосновой воду, Гераклит (ок. 544 – 483 до н.э.) – огонь, Анаксимен (585 – 525 до н.э.) – воздух, Эмпедокл – воду, воздух, огонь и землю, другие – число, атом, идею и др. Конечно, это совсем не та вода и не тот атом, какие мы знаем сейчас. «Вода» Фалеса – невидимая сущность, из которой все образовалось, как из семени, и прообразом которой является видимая всеми вода. То же самое можно сказать и о других первоначалах, открытых древнегреческими философами. Эту школу также называют милетской, поскольку трое ее главных представителей (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен) жили в Милете, крупнейшем городе средиземноморском побережье Малой Азии – Ионии. На примере этой первой в истории философии школы можно также понять, что собой представляет философская школа как таковая и в чем ее специфика. Философская школа в широком смысле представляет собой направление, которое создается учителем и его учениками и может существовать в течение нескольких поколений. Представители данной школы решают одну или несколько близких философских проблем (например, представители милетской школы занимались поисками первоначала). Спецификой философских школ является то, что их представители могут приходить к разным выводам. Дальнейшие развитие ионийская материалистическая философия получила в глубоком и ярком учении Гераклита (конец VI века до н.э.). В мировой литературе по истории философии имеется много работ, посвященных анализу мировоззрения Гераклита Эфесского. Учение эфесского мыслителя обращало на себя внимание еще в древности. Им увлекались и в последующее время. Крупнейший немецкий философ Гегель говорил, что нет ни одного положения Гераклита, которое бы он (Гегель) не взял в свою «Логику». Древний мыслитель, решая некоторые общие философские вопросы о мире и жизни, высказал ряд глубоких идей, сохранивших свою ценность по сей день. Интерес к Гераклиту постоянен. Об этом свидетельствует решение Всемирного Совета Мира отметить в 1961 году знаменательную дату – 2500-летие со дня рождения великого греческого философа – Гераклита из Эфеса. Мировоззрение Гераклита – одно из проявлений древнегреческого осмысления мира, которое оказало огромное влияние на последующее развитие европейской и мировой культуры. Размышляя над причинами происходящих перемен, Гераклит выразил основной принцип своего мировоззрения в краткой формуле «все течет». По мнению Гераклита, вечное и беспрерывное движение – основной закон мироздания, одинаково управляющий и общественной жизнью и жизнью природы. Гераклит не мог обойти вопрос о мировом первовеществе. Это первовещество (по Гераклиту) – огонь – наиболее подвижная стихия. Переход от первовещества ко всем остальным – воздуху, воде, земле – он представлял себе в виде последовательных превращений огня, его «погасание» и новых «воспламенений», т.е. как вечное его движение. Гераклит считается основоположником античной диалектики. Основное его положение – «все движется и ничего не покоится, и поэтому нельзя дважды войти в ту же самую реку». Все свойства вещей, по Гераклиту, относительны и переходят в свою противоположность: «холодное нагревается, горячее охлаждается». Поэтому «одно и то же живое и умершее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе в первом». Диалектический ответ (например, о летящей стреле; «Если летящая стрела находится в покое каждое мгновение, занимая определенную точку, то она вообще находится в покое, т.е. не движется») заключается в том, что сущее одновременно движется, и покоится. Диалектика есть компромисс между чувствами и мышлением, от которого, впрочем, нет пути ни к развитию чувств, ни к развитию мышления. Лишь тогда, когда мышление, вопреки диктату чувств начинает осознавать свою самоценность, оно получает действенное развитие. А ведь с точки зрения мышления, по Аристотелю, «невозможно допускать, чтобы какая-либо одна вещь существовала и в то же время не существовала», как считал Гераклит. Гераклиту принадлежит представление о разумной всеобщей истине, «ибо все человеческие законы питаются единым божественным». Единое божественное господствует над всем и называется «логос». «Мышление общее для всех». Все «желающие говорить разумно должны опираться на это всеобщее». Эти мысли, затем развил Сократ в полемике с софистами. Особо следует остановиться на учении Демокрита (ок. 460 – ок. 371 до н.э.), и не только потому, что он ввел понятие «идеи» – понятие, которое затем вошло в качестве главного в философскую систему, послужившую основой нового направления. Демокрита интересовали силы, которые движут миром. Он говорил, что отдал бы персидский престол за знание причины только одного какого - нибудь явления природы. Как и другие философы, Демокрит хотел найти первооснову всех вещей и Вселенной. Фалес считал первоосновой воду, Пифагор – числа, Гераклит – огонь, Анаксимен – воздух, Эмпедокл – воду, воздух, огонь и землю. Демокрита не убеждали их доказательства. Он сам искал первооснову всего и даже ослепил себя, чтобы отвлекаться от размышлений. И пришел к выводу, что первоосновой всех вещей и Вселенной являются маленькие неделимые частицы - атомы. Мельчайшие неделимые и непроницаемые частицы, из которых состоят все тела, Демокрит называл идеями (другое, ставшее общепринятым, название этих частиц - атом). Атомы («эйдосы») бесконечны по числу и отличаются размерами, положением, порядком и внешними формами, которые также бесконечно разнообразны – шаровидные, пирамидальные, крючковатые и т.п. Атомы не имеют чувственно воспринимаемых качеств. «Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – холодное, в мнении – цвет, в действительности же [существуют только] атомы и пустота». Демокрит допустил наличие пустоты между атомами, чтобы объяснить возможность их движения. В Новое время понятие атома вошло в физику для обозначения частиц, из которых состоят молекулы, пустоту стали называть вакуумом. Он сделал это открытие только при помощи силы мысли, без исследований и приборов. Спустя 2 тыс. лет ученые доказали его правоту. Вклад Сократа в становление и развитие античной философии О жизни и взглядах Сократа (469 - 399 г. до н. э.) известно немало, но так как сам Сократ ничего не писал, мы судим о нём по книгам его учеников, и, прежде всего Платона и Ксенофонта. В отличие от конкретных наук, истины которые всё равно были бы открыты не тем, так другим учёным, в философских рассуждениях огромное значение имеет личность философа, его характер и мироощущение. Поэтому мы уделим особое внимание личности Сократа, которого К. Марке назвал «олицетворением философии». Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе» пишет, что «Сократ обладал больше всех на свете воздержанием в любовных наслаждениях и в употреблении пищи, затем способностью переносить холод, жар и всякого рода труды и к тому же такой привычной к умеренности в потреблениях, что при совершенно ничтожных средствах совершенно легко имел всё в достаточном для него количестве». Он говорил, что «лёгкое времяпрепровождение и удовольствия, получаемые сразу, без труда, ни телу не могут дать крепости, ни душе не доставляют никого ценного знания; напротив, занятия, соединенные с упорным трудом, ведут к достижению нравственного совершенства». Современники отличали силу воздействия Сократа на окружающих. Один из собеседников вспоминал, что он цепенел от речей Сократа. Слушателям казалось, что нельзя жить так, как они жили. Порой Сократ иронизировал над людскими пороками, и это служило источником обиды. Вопреки мнению софистов, считавших, что истина относительна, т. е. своя у каждого народа и даже индивида, Сократ подчёркивал всеобщность истин философии. Софисты были правы, утверждая, что боги различны у разных народов, но нравственные ценности, полагал Сократ, должны быть одинаковы у всех людей. Прежние религиозные верования и нравственные нормы софисты подвергали анализу и критике, но Сократ пошёл дальше их. Его позиция была конструктивной, поскольку он заложил основы новой нравственности, базирующийся на мудрости и вырабатывающие общезначимые ценности. С Сократа начинается этический этап развития греческой философии и философии вообще. Диоген Лаэртский имел право собрать, что Сократ «ввёл этику», потому что он выдвинул формальные основания для создания новой науки и разработал её метод. Науки существуют постольку, поскольку их истины справедливы для всех. Если бы для одного 2*2 было равно 4, для другого – 5, для третьего – 6, не было бы науки математики. То же самое и в сфере морали. И здесь надо узнать, сколько будет 2*2, и, узнав, все люди будут вести себя, как считал Сократ, в соответствии с этим. Представление о том, что для всех людей существуют одни и те же ценности, и есть главная заслуг Сократа. Сегодня об этом говорят многие, но ещё 2500 лет тому назад философ задал вопрос: что нужно, чтобы социальная жизнь была гармоничной? И ответил: чтобы глубинные духовные ценности одинаковы для всех. Довести до сознания индивида, дремлющие в нём знания, призван был сократовский метод майовтики («повивального искусства»). Сократ считал, что спорить надо так, чтобы путем последовательных рациональных шагов мысли человек сам приходил к истине, поскольку истину нельзя внушить, а можно самостоятельно открыть для себя. Основным в учении Сократа было то, что к благу, даваемому общезначимым знанием, каждый приходит, что называется, своим умом. Никакие внешние предписания не могут заставить человека вести себя хорошо, и в этом Сократ согласился с Конфуцием. Человек сам должен понять, что надо поступать, именно так, но ему нужно помочь «родить плод добродетели». Отвечая на обвинения, Сократ, говорил, что никогда никого ничему не учил, а только не препятствовал другим задавать ему вопросы и задавал вопросы сам. Это и составляло суть метода диалога и приведения к истине, которую исповедовал Сократ. Для становления философии нужно именно рациональное обсуждение как способ достижения истины. В этом проявился древнегреческий дух и гений Сократа. Метод Сократа хорош тем, что человек не принуждается к истине, а приходит к ней свободно. Философия – это свобода мысли, а не закабаление ее. Ученик Сократа – Платон использовал его метод как форму своих произведений, и даже в первом произведении Платона, написанном не в форме диалога, - «Апология Сократа» - диалог между Сократом и его обвинителем Мелетом все же присутствует. Для того чтобы, дремлющие в душе человека знание проявилось, надо, чтобы он совершил над собой усилие познать то, что заложено в нем. Сократ обратил человека к самому себе, призвал его к самопознанию. Отсюда афоризм, который он часто повторял: «Познай самого себя». Это важнейший принцип, с которого берет свое начало этика как практическая философия, размышляющая не над тем, как устроен мир, а над тем, что в этом мире делать человеку и кто он такой. Все основные направления учения Сократа связаны между собой, выявляя своеобразную структуру его духа. Утверждение «Познай самого себя» происходило из утверждения, что «добродетель есть знание», и, стало быть, нравственное совершенство личности невозможно без познания своих способностей и сил. Особый интерес с точки зрения этики представляет взгляд Сократа на сопротивление злу. Лучше терпеть несправедливость, чем причинять ее, хотя и то, и другое плохо, считает Сократ. В пользу добродетельной жизни Сократ приводит помимо этических космогонический (без справедливости не было бы Космоса как «порядка») и теологический (посмертная судьба зависит от того, как человек жил на Земле) аргументы. Многие мотивы сократовского диалога «Горгий» - необходимость ограничения потребностей и др. – будут повторяться, затем на протяжении всей истории философии найдя свою кульминацию в спорах о ницшеанстве с его представлением о воле к власти как движущей причине человеческих устремлений. Диалог «Горгий» относится к начальному периоду творчества Платона, когда он, как считается, наиболее точно передавал мысли Сократа. В этом диалоге объясняются и суд над Сократом, и его почти добровольная смерть. Сократ поступил так, как считал нужным в соответствии со своими взглядами. У Сократа было много учеников, которые образовали школы: киников, киренаиков, мегарцев и т.д. Подобно древнеиндийскому мифу о сотворении людей из тела Пуруши, можно сказать, что из Сократа вышла вся античная философия: из его разума – академики и перипатетики, из его чувств – киники и киренаики, из его иронии – скептики, из его смерти – стоики. Ученики Сократа получили название «сократиков». Их разделяют на тех, кто развил все основные направления философии Сократа, и тех, кто занимался каким-то одним направлением. Первых называют «полными сократиками» и относят к ним Платона и Аристотеля; вторых – «неполными сократиками»; и среди вторых разделяют тех, кто уделял основные внимания этике, с одной стороны, и логике – с другой. О направлениях, развиваемых учениками Сократа, речь пойдёт на следующих занятиях. Вопросы для самоконтроля: Почему философия зародилась именно в Древней Греции? Каковы характеристики античной философии? 3. Что можно сказать о Сократе как личности? 4. В чём ценность метода майовтики?4 5. По каким причинам Сократ предпочёл смерть бегству из тюрьмы? 6. Каково значение Сократа для возникновения философии? |