Главная страница
Навигация по странице:

  • Автор: к.с.н., доцент кафедры философии, истории и политологии ЯЦЕНКО Н.А.

  • Платона Афинского

  • Фома Аквинский

  • Никколо Макиавелли

  • Шарлю Луи Монтескье

  • фывфы. Тема 2. Становление и развитие политической науки Политические учения Древнего Востока


    Скачать 1.25 Mb.
    НазваниеТема 2. Становление и развитие политической науки Политические учения Древнего Востока
    Анкорфывфы
    Дата04.03.2022
    Размер1.25 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаtema-n2.pptx
    ТипДокументы
    #382573

    ТЕМА №2. Становление и развитие политической науки

    1. Политические учения Древнего Востока.

    2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.

    3. Политические учения Средневековья.

    4. Политические учения Эпохи Возрождения и Просвещения.

    5. Политические учения Нового времени.

    6. Современные политические течения.

    7. Развитие политической мысли в Украине.


    Автор: к.с.н., доцент кафедры философии, истории и политологии ЯЦЕНКО Н.А.
    История политической мысли зародилась в те далекие времена, когда в эпоху Древнего Востока и Античного Мира мыслители стали задумываться над тем, что представляет собой политика и каково ее соотношение с нравственностью, в чем суть государства и кому оно служит, что означают те или иные формы общественного устройства и какие из них являются наиболее целесообразными. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, в основе которой лежали представления о божественном происхождении политической власти и существующих порядков в обществе. В середине І-го тысячелетия до н.э. на смену религиозно-мифологической трактовке политики пришла философско-этическая трактовка, основанная на теоретическом исследовании политики. Этой форме присуще рассматривать политику в единстве с этикой. Иными словами, политика должна отвечать интересам людей, т.е. быть нравственной.
    Одна из центральных в учении Конфуция – идея божественной природы царской власти, однако власть царей божественна до тех пор, пока они правят «разумно».

    Максима (от лат. propositio maxima - высший принцип) – всеобщее жизненное правило, субъективный принцип воли, краткое изречение.

    Широкая теоретическая разработка проблем политики впервые была предпринята в Древней Греции в период расцвета ее городов-государств.


    Суть политической социологии Сократа (469-399 гг. до н.э.) состоит в приоритете принципа законности как основе государственного порядка. Проблему политического блага он видел в разумном, нормативном упорядочении поведения людей, т.е. в гражданской добродетели подчинения закону своего государства.

    Политико-управленческие взгляды Платона Афинского (427-347 гг. до н.э.) отражены в его работах «Государство» и «Законы», где , в частности, излагается теория идеального государства, политической формой которого является демократия.
    По мнению Платона, идеальное государство призвано организовать общественную жизнь на началах социальной справедливости: равенстве, общности собственности, коллективизме и солидарности. Весь образ жизни граждан должен находится под надзором государства, а отдельная личность не имеет никакого самостоятельного значения. Управление государственными делами должны осуществлять философы в соответствии с законами бытия. В противоположном случае демократия перерастет в охлократию (власть толпы) и далее в свою противоположность – тиранию.
    Наиболее целесообразной формой государства он считает конституционную умеренно-демократическую республику – «политию», опирающуюся на средние слои общества и предполагающую правление большинства в интересах всего общества. Политическое правление, по Аристотелю, это не правление людей, а правление закона как уравновешенного разума.
    • Выдвинул предположение о естественном происхождении государства;
    • Назвал человека политическим существом;
    • Залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя средне обеспеченных граждан.
    • Двухтысячелетняя история Древнего Рима – это огромный по своим масштабам опыт политической жизни, которая изобиловала борьбой различных политических сил, прошла через смену нескольких форм правления, перевороты, народные восстания.

    Римские философы интерпретировали идеи своих древнегреческих предшественников в духе условий своей страны.

    В пределах Римской империи в первые столетия новой эры распространяется христианство, которое к середине 4 века становится государственной религией Рима.

    Учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской.

    В Средние века утверждается религиозно-этическая форма осмысления политических отношений, в основе которой лежала идея о божественном установлении политической власти и праве народа на ее свержение в случае нарушения ею воли божьей.
    Фома Аквинский (1225-1274 гг.) уделил, например, особое внимание проблемам политической власти в ее различных проявлениях и формах, сочетая с религиозной рационалистическую трактовку закона как определенного правила и мерила действий.

    4. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения

    В эпоху Возрождения происходит становление современной формы познания политики, которое связано с именем Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) Он освободил политику от теологии и стал рассматри-вать ее как проявление естественного, разумного начала в жизни общества.

    Основной труд – книга «Государь».


    Теология – от греческих teos – бог и logos – учение, наука.
    Внутренняя природа человека, по Макиавелли, порочна и несовершенна, ему свойственны эгоизм, властолюбие, коварство, зависть и жажда наживы. Поэтому в политике надо опираться не на мораль, а на силу. Ради благой цели моралью можно пренебречь. («Цель оправдывает средства»). Макиавелли обосновывает политику как результат борьбы социальных сил. Равновесие социальных сил он считал условием стабильности и динамичности республиканского строя. Государство в его теории означает политическое устройство общества, которое может иметь правильные и неправильные формы. В политической теории Макиавелли преобладают демократические тенденции, хотя он считал, что в исключительных обстоятельствах необходима диктатура.
    Они изображали государство без частной собственности, при распределении произведенных благ по потребности.

    Томас Гоббс (1588-1679) – создатель систематезиро-ванного учения о государстве на основе естествен-ного права («Левиафан»). Борьбу за существование как естественное состояние человеческих отношений (борьба всех против всех) он противопоставлял естественному праву, общественному договору.

    Джон Локк (1632-1704) – является основателем теоретической системы буржуазного либера-лизма как основы государственности современного западного мира. Он сформулировал политические принципы либеральной демократии:

    Характерные черты политической мысли Нового времени:
    • формирование либеральной политической идеологии;
    • обоснование необходимости разделения властей;
    • анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии;
    • формирование концепции прав человека.

    • Теория разделения властей по праву принадлежит французскому мыслителю Шарлю Луи Монтескье (1689-1755). Верховенство права, по мнению Монтескье, может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

    1

    2

    3

    1

    2

    3

    4

    6. Современные политические учения

    Современная политическая наука в своем развитии прошла следующие периоды.

    Первый период - становление современной политической науки (конец 19-го - конец 40-х гг. 20-го в.).

    Этот период характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ:

    • теория заинтересованных групп (А. Бентли);
    • теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето);
    • социологическая теория государства (М. Вебер);
    • теория олигархизации власти (Р. Михельс);
    • психологическая теория власти (Г. Лассуэл).
    • новая теория демократии (И. Шумпетер);
    • плюралистическая теория демократии (Р. Даль);
    • теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер);
    • концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж. Катона, У. Ростоу, О. Тоффлер).
    • Третий период - поиск новых парадигм развития политической науки (сер.70-х гг. - наст. время).

    • футурологическая концепция единого мирового государства (Кларк, Сон);
    • концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, З. Бжезинский);
    • концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда);
    • концепция национального интереса (Г. Моргентау);
    • теория элитарной демократии;
    • силовая концепция власти.


    написать администратору сайта