Главная страница

Лекция по античной философии. Античная философия. Тема Античная философия


Скачать 97 Kb.
НазваниеТема Античная философия
АнкорЛекция по античной философии
Дата19.10.2022
Размер97 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАнтичная философия.doc
ТипДокументы
#741537

Тема: Античная философия
1. Раинегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит

2. Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит

3. Поворот к человеку философские учения софистов и Сократа

4. Платон и Аристотель — систематизаторы древнегреческой философии

5. Позднеантичный идеал мудреца: эпикуреизм и стоицизм
1. Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит

Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в VIV вв. до н. э. Она воз­никла и развивалась в тесной связи с зачатками конкрет­ных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями

Спецификой древнегреческой философии в ее на­чальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главным вопросом древнегреческой фи­лософии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее ми­ровоззренческую проблематику. Но, если мифология стре­мится решить этот вопрос по принципу — кто родил сущее, то философы ищут субстанциальное начало — из чего все произошло. Так, родоначальник греческой фило­софии Фалес, рассматривал все существующее многооб­разие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала — воды. Он утверждает, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в во­ду. Излагая учение Фалеса о воде как начале, великий греческий философ Аристотель употреблял два выражения: вода как элемент материи, стихия природы и вода как первооснова, общее, субстрат всех вещей.

Аналогичные воззрения развивали Анаксимен и Анаксимандр. У Анаксимена таким первоначалом и субст­ратом всех вещей является конкретная стихия — воздух. У Анаксимандра — апейрон («бесконечное») — неопреде­ленное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало.

Одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии является учение Гераклита Эфесского. Гераклит в качестве субстанциально-генетического начала Вселенной рассматривает огонь. В учении Герак­лита он выступил как субстанция бытия. Мир по Гераклиту — упорядоченный Космос.

Все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности, которая тождественна необходимости. Необходимость — это всеобщий закон — Логос. В самом общем плане Логос Гераклита есть выражение логической структуры Космо­са, логической структуры образа мира, непосредственно данного живому созерцанию (Богомолов В. С. Диалекти­ческий логос. — М., 1982. с 71—72).

Гераклитовская космология строится на основе сти­хийной диалектики. Движение, по Ге­раклиту, свойственно всему существующему. Вся природа, не останавливаясь, изменяет свое состояние.

Учение Гераклита о потоке тесно связано с его уче­нием о переходе одной противоположности в другую, о «обмене», «обмене» противоположностей. Обмениваясь друг с другом, противоположности становятся тождественными.

Таким образом, в раннегреческой философии налицо совмещение философского и физического (естественно­научного) подхода в объяснении первоначала мира. С од­ной стороны, они довольно четко осуществляют субстанционалистский подход, с другой стороны, — субстанция бытия, как правило, отождествляется с конкретной стихи­ей, явлением природы.

2. Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит

Дальнейшим крупным шагом в развитии раннегреческой философии была философия Элейской школы Парменида, Зенона, Ксенофана. Философия элеатов представляет собой дальнейший этап на пути рационализации знания, освобождения мышления от метафорических образов и оперирования абстрактными понятиями. Элеаты первые в истолковании субстанции перешли от конкретных при­родных стихий — воды, воздуха, земли, огня — к бытию как таковому. Центральное понятие их философии — бы­тие. Бытие вечно, не возникает и не уничтожается, оставаясь тождест­венным и всегда равным самому себе.

Бы­тие бесконечно во времени, поскольку оно не возникло и не уничтожалось, бытие ограничено в пространстве, оно ша­рообразно. Это связано с его однородностью. Ксенофан это единое, вечное, несотворенное и не уничтожаемое начало называет Богом. Бог — субстанция мира. Прослеживается пантеистическая тенден­ция отождествления Бога с природой. Бог тождествен Космосу.

Физическая картина мира находилась в оп­ределенном противоречии с их философским учением. Парменид многообразие мира сводит к двум началам. Первое — Эфирный огонь, чистый свет, теплое, второе — густая тьма, ночь, земля как Костное на­чало, холод. Из смешения этих двух начал происходит все многообразие видимого мира.

Это противоречие между метафизикой (философи­ей) и физикой — (учением о Природе) элеатов отчасти объ­ясняет их учение о познании. Элеаты четко разграничива­ли истину, основанную на рациональном познании, и мне­ние, основанное на чувственных восприятияхЗнание их истинной сущности дает философское уче­ние о бытие, а то, как предстает мир нашим чувствам, опи­сывается в учении о Природе.

Доказательству иллюзорности многообразия мира и движения посвящены трактаты Зенона. Если сущее мно­жественное доказывал Зенон, то оно одновременно должно быть и настолько малым, чтобы вовсе не иметь величины, и настолько большим, чтобы иметь бесконечную величину. Каждая из множества вещей имеет величину, плотность и некоторое расстояние от другой части так до бесконечности, стало быть, каждая вещь бесконечно велика.

В этой антиномии неразрешаемости противоречий Зенон ставит проблему конечного и бесконечного, проблему бесконечной делимости конечных вещей. Обе противоположности — конечное и бесконечное (у него взаимно) исключают друг друга и пред­ставляют нечто внешнее по отношению друг к другу. Каждая из них с необходимостью предполагает свою противоположность.

Множественное бытие не существует.

Bобнаружении противоречия в строго логически выведенных следствиях основных понятий, которыми опе­рирует античная наука и обыденное сознание.

Развитие онтологического подхода в решении философских проблем - ато­мизм Демокрита (460 —370 до н. э.).

Онтология Демокрита. Бытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое — атом. Атомов бесчисленное множество. Демокрит характеризует атомы так же, как Парменид бытие.

Если атом — бытие, то пустота — это небытие. Движение Демокрит считал вечным естественным состоянием Космоса. При этом движение истолковывалось строго однозначно как механическое перемещение атомов в пустоте.

Суть онтологии Демокрита сводилась к двум основным положениям:

1. Все вещи образуются из сочетания атомов: все мно­гообразие мира проистекает из их соединения и разделе­ния.

2. Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте: по отношению к атому место, занимаемое им, совершенно случайно.

Гегель так выразил суть и основное достижение демокритовского атомизма. «Главным является единица, для себя — бытие, эта определённость представляет собой ве­ликое первоначало, которое до сих пор не встречалось. Это простое соотношение с самим собой, но соотношение по­средством отрицания инобытия ».

Космология и антропология. Демокрит попытался применять свою теорию для объ­яснения происхождения и развития Вселенной. По его мне­нию, бесконечное движение атомов приводит их к совпа­дению, взаимной встрече и столкновению сначала отдельных атомов, а потом и целых комплексов. Земля - центр миро­здания. По Демокриту Вселенная бесконечна и бесконеч­но в ней количество миров.

Организмы возникли под влиянием тех же механи­ческих причин. Человек — то же скопление атомов и отли­чается от других существ наличием души. Душаэто ве­щество, состоящее из мелких, наиболее подвижных, огненных атомов. Душа смертна, она уничтожается со смертью тела. Душа со­стоит из двух частей: она имеет разумную часть, находя­щуюся в груди и неразумную часть, рассеянную по всему телу.

Атомистическая теория Демокрита распространя­ется и на истолкование познания. Демокрит объясняет по­знание мира на основе принципа «истечения». Согласно этому принципу, процесс познания состоит в восприятии человеком воздействия на него тел через соответствую­щие органы чувств. Истинное познание до­стигается только разумом.

В марксистско-ленинской философии атомизм Де­мокрита квалифицируется как вершина античного «сти­хийного материализма». В. И. Ленин называет философский материализм «линией Демокрита». До Платона, вопрос о соотношении бытия и мышления, материи и сознания еще не сформировался и не был поставлен. Отсутствует и само понятие материи. В философском плане здесь речь идет только о субстанции мира и основах его бытия. Можно говорить только об онтоло­гизме, но не материализме Демокрита. Ключевые понятия демокритовского учения — это умозрительные конструк­ции. Атомы и пустота— не некие материальные структу­ры, из которых состоит весь мир, это не природные стихии, не философские частицы, а понятия, равноценные элеатскому понятию бытия и сущего. А идеального мира, с кото­рым бы хоть в какой-то мере соотносится атомизированный мир, у Демокрита не существует. Теория познания как теория истечения не приводит даже к образованию идей. Поэтому исторически первым формируется не стихийный материализм (как выражение здравого смысла), а идеа­лизм, так как вопрос о соотношении бытия и мышления в более или менее ясной форме впервые ставит и развивает Платон.
3 Поворот к человеку — философские учения софистов и Сократа

В период своего становления человеческое познание на­правлено «вовне», на объективный мир. Происходит переход от преимущественного изу­чения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая тенденция в философии. Родоначальниками этой тенденции являются софисты и Со­крат..

Начало в исследовании проблемы человека по­ложили софисты Протагор (480—410 гг. до н. э.), Горгий (480—380 гг. до н. э.) и другие. Новый тип философа появляется в период расцвета рабовладельческой демократии, благодаря по­требности в общем и политическом образовании, порож­денной развитием политических и судебных учреждений, научной, философской и художественной культуры. Софисты способствовали развитию логического мышления, гибкости понятий, позволяющих соединить и далее отождествить как будто бы самые несо­вместимые вещи. Логическая доказуемость считалась у них основным свойством истины.

В философии софистов и Сократа человек становит­ся единственным бытием. Перенос акцента в философском размышлении с природы на человека означал не просто более широкое и всестороннее развитие второй важнейшей составляющей мировоззренческого комплекса, а коренной поворот в раз­работке мировоззренческой проблематики. Следовательно, начиная с со­фистов и Сократа, философия впервые формулирует ос­новной мировоззренческий вопрос как вопрос об отноше­нии субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бы­тию. Философ­ское восприятие мира всегда субъективно, личностно ок­рашено, в нем нельзя абстрагироваться от присутствия познающего, оценивающего и эмоционально переживающего человека. Философия — эта самосознающее мышле­ние.

Эта особенность позволила Ф. Энгельсу сделать вы­вод, что отношение мышления к бытию является основ­ным вопросом философии. Первая сторонаэто ответ философов на вопрос: что первично, а что вторично — бытие или мышление, природа или дух. В зависимости от решения этого вопроса все философы разделились на два лагеря: материалистов и идеалистов. Материалисты утверждают первичность, самодостаточность материи. Идеалисты же в качестве первоначала всего сущего называют духовное начало — личностное или безличностное. Те из идеалис­тов, которые в качестве первичного начала называют лич­ностное, индивидуальное сознание, мышление, именуют­ся субъективными идеалистами, а те, кто понимает ду­ховное начало как надличностное, — объективными идеалистами.

Вторая сторона основного вопроса философии фор­мируется Ф. Энгельсом как вопрос о познаваемости мира, то есть может ли дух, мышление, сознание без остатка, без границ постичь материю, природу бытия, отразить в поня­тиях все многообразие универсума. Большинство философов отвечают на этот вопрос положительно, в той или иной форме признавая возможность познания бытия. Те же из философов, которые отрицают принципиальную возможность познания бытия, называются агностиками.

Если применить к софистам энгельсовские критерии решения основного вопроса философии, то их следует квалифицировать, во-первых, как субъектив­ных идеалистов, а во-вторых, как агностиков. Субъектив­ный идеализм их позиции ярко проявляется в установке, что человек есть мера всех вещей, а агностицизм — в реля­тивизме, учении об относительности всех наших сужде­ний и знаний. Протагор: проблема истины переносится в практическую сферу, прак­тика — критерий истины.

Релятивизм в теории познания служит обосновани­ем и правового, и нравственного релятивизм.

Прогрессивное значение софистики заключается в том, что она выдвинула на передний план субъективный момент в отношении человека к миру, вы­разившийся в требовании: все, что ценное для личности, должно быть оправдано перед ее сознанием. Мерилом всех вещей для Сократа является не субъективно-произволь­ный единичный человек, а человек как разумное, мысля­щее существо, поскольку в мышлении находят свое выра­жение общие законы. Основополагающая способ­ность человека, по Сократу, — это разум, мышление Метод Сократа — майевтика — (повивальное искусство). Исходным на­чалом метода Сократа является ирония. Благодаря ирони­ческому отношению к окружающему, Сократ пробуждает у людей сомнения в общепринятых истинах («Я знаю, что я ничего не знаю», — заявил он).

Основное содержание сократовских рассуж­дений посвящено проблемам морали: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость. Философия, с точки зрения Сократа, — это и есть способ познания добра и зла. Целью критической работы ума, по Сократу, должно быть получение понятия, осно­ванного на строго научном определении предмета.

Философия — любовь к мудрости, любовь к знанию — может рассматриваться как нравст­венная деятельность в том случае; если знание само по се­бе есть добро. Истина и нравственность, для Сократа,— совпадающие понятия. Сократ называл три основных человеческих добродетели: 1) умеренность (зна­ние как обуздывать страсть); 2) храбрость (знание как пре­одолевать опасности); 3) справедливость (знание как со­блюдать законы божественные и человеческие).

Сократ пытался найти в сознании, мышлении человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей об­щественной жизни, в том числе и государства.
4. Платон и Аристотель — систематизаторы древнегреческой философииПлатон (427—347 гг. до н. э.) и Аристотель (384—322 гг. до н. э.). В их системах философ­ское знание той эпохи приобретает наиболее всесторонний характер.

В философской системе Платона уже четко можно выделить все четыре составные части философского зна­ния того времени: онтологию, космологию, гносеологию и этику.

Онтология. Платон, также как и элеаты, характеризует бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождест­венное, неделимое, недоступное чувственному восприя­тию и постигаемое только разумом. Но в отличие от элеатов, бытие у Платона множественно. В отличие от Демокрита, это множество бы­тии Платон называет видами, идеями (эйдос)или сущно­стями. Вид, идея, сущность часто употребляются Плато­ном как тождественные понятия.

Бытие у Платона есть вид, идея, сущность. Пла­тон впервые в истории философии проводит четкое разли­чие между сущностью и явлением, между тем, что сущест­вует поистине и тем, что существует, но не имеет истинно­го бытия.

Для объяснения многообразия чув­ственного мира Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, это первичный материал, то, из чего делают все чувственно-существующие вещи. Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она со­вершенно бесформенна, неопределенна («апейрон»), как бы только возможность, а не действительность.

Аристотель заменяет понятие идеи на понятие форма. Согласно Аристотелю, форма — это активное начало, начало жизни и деятельности. Сущность — это единичное, обла­дающее самостоятельностью бытие. Наивысшей сущнос­тью Аристотель считает чистую, лишенную материи фор­му, перводвигатель, который служит источником движения всего Космоса.

Платон обращается к понятию еди­ного, но истолковывает это понятие иначе, чем элеаты. Еди­ное, по Платону, само по себе не есть бытие. Оно выше бы­тия и составляет условие возможности бытия, то есть идей.

Неоплатоники Плотин, Порфирий. Понятие единого приобретает централь­ное значение: единое характеризуется ими как божест­венное начало, первопричина всего сущего, высшая исти­на, высшее благо и высшая красота. Природа создается из материи путем проникновения в нее обожествленного первоначала.

Космология. С учением о бытии в системе Платона тесно связана космология. Здесь Платон развивает учение о творении божеством Космоса из первобытного Xaoca. Космос, промышлением божьим, получил бытие как одушевлен­ное и поистине одаренное умом.

Теория познания. Теория познания Платона опира­ется на его учение и о душе. Человек, как телесное существо, смертен. Поэтому суть процесса позна­ния, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление - абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. В связи с этим процесс познания определяется Пла­тоном как диалектика. Теория познания Платона проникнута интеллектуальным аристократиз­мом.

Этика. Онтология, космология и теория познания в учении Платона носят подчиненный вспомогательный ха­рактер. Они выступают в качестве методологической и ми­ровоззренческой базы для обоснования главной части это­го учения — нравственно-этической. Истинным знанием обладает душа. Пo учению Платона, душа состоит из трех частей: 1) ра­зумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувствен­ной). Разумная часть — основа добродетели мужества, преодоления чувственности — это добродетель умеренно­сти, благополучия.

Платоновская этика ориентирована на самосовершен­ствование личности, на создание совершенного общества — государства. Платон общественное, государственное начало ставит над индивидуальным, личным. Поэтому этика Плато­на органически сочетается с концепцией государства. Укреплению идеального государства, по Платону, должна служить строгая система воспитания и образова­ния.

Изучение онтологии и гносеологии Платона позво­ляет нам сделать вывод, что в его учении впервые ставит­ся вопрос об отношении бытия и мышления, материально-чувственного и идеально-существенного мира. Платон решает этот вопрос однозначно, утверждая приоритет идей над чувственно-воспринимаемыми вещами. Им была положена основа идеа­листической линии в философии.

Аристотелю принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждой из них специаль­ные области исследований, и установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками.

Теоретические: метафизика - изучает первопричи­ны всех вещей, первоначала всего сущего; физика - изу­чает состояние тел и определенные «материи»; математи­ка -абстрактные свойства реальных вещей.

Практические: этика - наука о норме поведения лю­дей; экономика; политика.

Творческие науки, связанные с деятельностью твор­цов: поэтика - теория стихосложения; риторика - тео­рия ораторского искусства и искусства ремесла.

Онтология. Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в «Метафизике». Арис­тотель сохраняет характерное для элеатов и Платона по­нимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, не­подвижного. Однако Аристотель не отождествляет бытие с идеями. В результате Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон, толкование. Сущность — это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими.

Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя у Аристотеля, также как и у Платона, - это первичный ма­териал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, то есть превращает ее из возможности в дейст­вительность форма. Форма, согласно Аристо­телю, - это активное начало, начало жизни и деятельнос­ти. Высшие сущности он называет чистыми формами. По сути дела, чистые формы есть ничто иное, как идеальные сущности. Наивысшей сущностью Аристотель считает чи­стую, лишенную материи форму - Перводвигатель, кото­рый служит источником жизни и движения всего Космоса.

В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия. Аристотель вы­деляет четыре вида причин.

1. Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.

2. Формальные, в которых форма проявляет себя, об­разуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.

3. Действующие или производящие — рассматриваю­щие источник движения и превращения возможности в дей­ствительность, энергетическая база формирования вещей.

4. Целевая или конечная причина, отвечающая на во­просы «Почему?» и «Для чего?».

3авершение раз­вития, воплощение энергии у Аристотеля носит название энтелехии. Под энтелехией Аристотель понимает достиг­нутый результат, цель движения, завершение процесса. Каждое бытие, по Аристотелю, содержит в себе внутренние цели.

Учение о душе. Душа является формой по отноше­нию к материи, однако, по Аристотелю, присуща лишь жи­вому существу. Душа — это проявление активности живи­тельной силы.

Разумной же душой обладает только человек. Арис­тотель определяет разумную душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное на­чало этой души. Он не зависит от тела. Он бессмертен и на­ходится в тесной связи с вселенским разумом.

Учение о человеке. Только человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость. Центральное понятие ари­стотелевской этики - добродетель. Аристотель разделял добродетель на два главных вида: дианоэтические (интел­лектуальные) и этические (волевые). Дианоэтические воз­никают преимущественно путем обучения, этические складываются благодаря привычки. Решающее значение для Аристотеля имеют дианоэтические добродетели: муд­рость, разумная деятельность, благоразумие.

Аристотелевское учение о че­ловеке направлено на то, чтобы поставить на службу госу­дарству личность. Центральное место он отводил понятию справедливости. Справедливость, по его мнению, состоит в ра­венстве, но не для всех, а для равных, а неравенство также представляется ему справедливостью, но опять-таки не для всех, а лишь для неравных. Неравенство — это нор­мальное состояние людей.
5 Позднеантичный идеал мудреца: эпикуреизм и стоицизм

Эпикурейцы и стоики возрождают субъективистско-антропологическую традицию, берущую свое начало в философии софистов и Сократа.

Философско-этическая система Эпикура направлена на обоснование идеи о возможности и необходимости дости­жения индивидом счастливой жизни. Методологической предпосылкой этики в эпикурействе служит учение о при­роде натурфилософия.

Эпикур признает вечность и неизбежность бытия. Конкретное же учение об устройстве бытия Эпи­кур развивает на основе демокритовского атомизма. Эпикур вно­сит существенное новшествопри образовании вещей атомы движутся не по за­данной траектории, а как бы случайно, в сторону от пря­мой линии.

Признание случайности имело цель освободить людей от чувства обре­ченности и привести к одному из важнейших понятий его этикипонятию свободы.

Человек, с точки зрения Эпикура, это, прежде всего, телесное чувственное существо. Высшим благом для человека Эпи­кур считал достижение им блаженства, наслаждения.

Действительно длительными и прочными, с точки зрения Эпикура, могут быть только духовные наслажде­ния и блага: дружба, знания. Высшая форма блаженст­ва, по Эпикуру, — это состояние полного душевного по­коя, невозмутимости, отрешенности от всех проблем это­го мира — атараксия. Эпикурей­ская атараксия в какой-то мере родственна буддийской нирване.

Несколько иное решение «мудрой жизни» предлага­ет стоицизм. Подчеркивает практическую нрав­ственную направленность философии, призванную, по их мнению, научить человека жить «сообразно природе». Стоицизм исходит из представле­ния о предопределенности всего существующего. Все со­бытия, происходящие в природе и обществе, подчинены строжайшей закономерности; которая выступает как не­отвратимая необходимость. Все в мире жестко детермини­ровано. Бог также подчинен необходимости, точнее, он есть сама необходимость. Таким образом, мировоззрению сто­иков присущ глубокий фатализм: Жить сообразно с природой, а поскольку природа, по мнению сто­иков, тождественна с разумом, поступать разумно та­ков главный принцип этики стоицизма.

Человек, по мнению стоиков, постоянно стремится стать свободным. Но от него зависит только духовная свобо­да. Истинная свобода заключается лишь во внутренней, духовной независимости человека и, чтобы обрести такую свободу, человек не дол­жен желать того, что не находится в его власти, в том числе и не должен требовать изменения сложившегося порядка вещей.

Этические идеи эпикурейцев и стоицизма оказывали ог­ромное влияние на дальнейшее развитие философской мыс­ли. Стоический идеал мудреца, как духовно свободного чело­века, безропотно сносящего удары судьбы, сдерживающего свои страсти и привыкшие к страданиям, способного к любви и всепрощению, был полностью воспринят христианством.

В период формирования и развития античной философии сло­жилась основная проблематика философии, обнаружи­лись ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытии. На начальных этапах бытие отожде­ствляется с природой. Отсюда — объективистская, нату­ралистическая тенденция в раннегреческой философии. Позднее, с развитием общественных отношений и форми­рованием личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека. На смену объективистскому натура­лизму приходит субъективистский антропологизм. Одна­ко натурализм и антропологизм развиваются в рамках космоцентризма. Бытие в античной философии рассматри­вается как упорядоченная система - Космос, важной составной частью которого является человек. Все пробле­мы человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе.

ЛИТЕРАТУРА
Аристотель. Метафизика // Соч. в 4-х тт. М., 1975.

Асмус В. Ф. Античная философия. — М., 1976. Богомолов В. С. Античная философия. — М., 1988.

Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. — Кемерово, 1986.

Платон. Сочинения: в 3-х тт. — М., 1971.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч. .1 и 2.-М.,1989.


написать администратору сайта