Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Объект и предмет этнической социологии

  • Этносоциология

  • 2. Методы этносоциологии

  • принцип деятельности.

  • Совокупность таких подходов составляет методологию

  • совместную социальную деятельность

  • взаимоотношения.

  • 3. Этносоциология в системе знаний об обществе

  • 3. Функции этносоциологии

  • Теоретико-познавательная функция.

  • Практико-преобразовательная

  • прогностическую

  • Наро́д

  • 1. Нации и этнические группы как объект социологии

  • 2. Национальные (этнические) аспекты общественных процессов

  • 3. Основные тенденции развития духовной жизни народов

  • Вопросы и задания для повторения

  • лекция 7 социология. Тема Этносоциология


    Скачать 78 Kb.
    НазваниеТема Этносоциология
    Дата11.11.2022
    Размер78 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлалекция 7 социология.doc
    ТипДокументы
    #783262

    Тема 7. Этносоциология

    1. Объект и предмет этнической социологии

    2. Методы этносоциологии

    3. Этносоциология в системе знаний об обществе

    4. Функции этносоциологии

    5. Типологизация этноса

     1. Объект и предмет этнической социологии

    Этническая социология в том виде, как она представлена в последнем десятилетии XX в., начала развиваться в советской науке в конце 60-х годов, что было сопряжено с активизацией национальных процессов во всем мире.

    Этносоциология формировалась как специальная социологическая теория среднего уровня на основе эмпирических исследований.

    В этносоциологических исследованиях объект изучается через личность, включенную в этническую группу.

    Этническая социология отпочковалась от исторической социологии, поскольку в сфере ее изучения находятся современные народы, прежде всего урбанизированные, в то время как историческая этносоциология изучает социальные изменения у народов в доиндустриальных обществах.

    Предмет этносоциологии — изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.

    2. Методы этносоциологии

    Как и в исследованиях других направлений социологии, этносоциологи стремятся осуществить комплексный подход, т.е. учитывать особенности не только макросреды — социально-политические и экономические условия в стране, но и мезо- и микросреды — конкретную обстановку в республиках, этнокультурную специфику контактирующих групп и уровень их общения (теоретическую вероятность контактов и характер расселения), различия по типу городов и сел, их этническому составу, а также особенности производственных коллективов, типы семьи и т.д. Наиболее общим принципом при определении метода исследований является принцип деятельности. Деятельность в социологии рассматривается как способ существования человеческого общества, как реализация социальных законов, которые и проявляются через деятельность людей.

    Применяя принцип деятельности к изучению личности, включенной в этническую группу, этносоциологи, как и социологи, работающие в других направлениях, используют ряд социологических подходов для изучения и объяснения различных фактов. Совокупность таких подходов составляет методологию, применяемую в данной области знания.

    1.Один из них — культурологический, согласно которому поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в той или иной культуре ценности и правила поведения.

    2.Другой подход — рассмотрение фактов через совместную социальную деятельность людей, в ходе которой возникают особые коммуникативные связи.

    3.Понять поведение людей в сферах, затрагивающих этнические стороны их бытия, помогает также подход, который выявляет взаимоотношения. Согласно данному подходу, взаимодействия людей друг с другом обусловлены ролями.

    4.Наконец, очень важный подход — психологический.Он объясняет поведение людей как личностей, т.е. не просто как индивидов, а людей, включенных в этническую группу в том смысле, что в их представлениях или поведении присутствует в той или иной мере этничность.

    3. Этносоциология в системе знаний об обществе

    Этническая социология - часть социологии, одно из ее направлений (как и социология семьи, сельская социология и т.д.). Этносоциологическая теория — это теория среднего уровня.

    В современных социологических теориях особое внимание уделяется этнометодологии. Сам термин «этнометодология» был введен Г.Гарфинкелем (people's methods буквально означает «методу людей»). Этнометодология ориентирована на исследование того, каким образом люди строят свою повседневную жизнь, поэтому одним из типов исследования стал так называемый разговор-анализ. В чем-то он корреспондирует с этнографическими методами в отечественной науке.

    Концептуальной идеей этнометодологии является идея значения практик. Согласно этой идее, смысл явлений фиксируется в действиях, по отношению к которым слова — только часть практики.

    Расширение тематики этносоциологии в связи с современными потребностями общества углубляет и взаимодействие ее с социальной психологией, контакты с политологией и экономикой.

    Социальная психология. Для этнопсихологического направления, развивающегося в рамках этносоциологии, характерно внимание, прежде всего к содержанию тех же феноменов — ценностей, установок и других психологических образований и процессов.

    Политология. Зоной общих интересов является поведение электората во время выборов в зависимости от его этнического состава.

    Политические интересы существенно влияли на развитие межнациональных и этнополитических конфликтов.

    Общество должно знать, на какой тип политического и государственного устройства ориентированы социальные слои разных народов.

    Экономическая теория. В ходе экономической трансформации общества также потребовалось изучение этнонациональных факторов. Прежде всего, это было связано с экономическим национализмом — мобилизацией этнических чувств для получения права контроля за ресурсами.

    3. Функции этносоциологии

    Подобно другим направлениям социологического знания, этносоциология выполняет, теоретико-познавательную, прогностическую, практико-преобразовательную и просветительскую функции.

    Теоретико-познавательная функция. Научное исследование предполагает изучение конкретного объекта с помощью мобилизации всего необходимого объема знаний. К теоретико-познавательной функции относится и формулирование специальных теорий.

    Практико-преобразовательная. В качестве цели исследования ставится не только объяснение полученных фактов, проверка гипотез, но и прогнозирование в будущем новых процессов и явлений, а также тенденций развития существующих, поэтому нередко ученые выделяют в качестве самостоятельной прогностическую функцию науки.

    Просветительская. С помощью этносоциологических исследований общество получает знания о реальном облике современных народов, их настроениях, ценностях, ориентациях.

    5. Типологизация этноса

    В этносоциологии окончательного мнения по поводу типологизации этноса не сложилось. Тем не менее, необходимость иметь представление о том, что такое этнос, народность, нация и т.д. существует не только в системе высшего образования. Приведенные ниже определения ни в коей мере не претендуют на абсолютность, но дают представление об уровнях и этапах развития предмета этносоциологии.

    Род - коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя.

    Племя - тип этнической общности и социальной организации доклассового общества. Отличительная черта племени - существование кровнородственных связей между его членами, деление на роды и фратрии.

    Наро́д многозначный термин. Под народом понимают, в частности, этнос, то есть определённую группу людей, отличающуюся общностью ряда признаков — языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т. д. Слово «народ» также используется в значении нация. Понятие «народ» также употребляется для обозначения всего населения какой-либо страны, вне зависимости от его этнической принадлежности. В политическом смысле нередко употребляется термин народ (простонародье), означающий основную непривилегированную массу населения, в противоположность «элите» и «власти».

    На́ция (от лат. - племя, народ) - социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи, сложившаяся в результате становления государства, фаза развития этноса, в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность.

    Этнос (от греч. ethnos - группа, племя, народ) - межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием.


    Самостоятельная работа
    ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ

    Предметом этносоциологии являются национальное самосознание и этническое поведение, опосредованные конкретно-историческими условиями их функционирования.

    Во-первых, в компетенцию этносоциологии входит изучение состояния общественного сознания и поведения основных рас, существующих в мире: белой, желтой, черной (европеоидной, монголоидной и негроидной).

    Во-вторых, каждая из рас подразделяется на малые расы, а те, в свою очередь, — на еще более дробные части.

    В-третьих, наиболее распространенным является изучение на-ционального самосознания и поведения народов, каждый из которых имеет уникальные черты и признаки, отличающие их друг от друга.

    В-четвертых, народы, особенно крупные, нередко распадаются на этнические социальные группы, которые, сохраняя много об-щего между собой, имеют ряд специфических различий.

    И наконец, этносоциология изучает такой феномен, который все больше и больше проявляет свое действие, — это диаспоры, т.е. национальные группы, живущие в отрыве от исторической Родины, но поддерживающие контакты между собой и сохраняю-щие национальную культуру, язык, традиции и обычаи.

    1. Нации и этнические группы как объект социологии

    На территории современной России живут представители более ста наций, народностей и этнических групп. В начале XX века они обладали различной исходной базой от жизни в условиях примитивной организации хозяйства до капиталистических экономических отношений. Соответственно большим был разрыв и в уровне культуры. Разнообразие обычаев, традиций дополнялось серьезными различиями в приобщении к достижениям человеческой цивилизации. На уклад жизни влияли религиозная обстановка, историческое прошлое, языковые особенности, степень развитости контактов с другими нациями и народностями. Специфика проявлялась и в быте, стиле ведения домашнего хозяйства, в одежде, утвари, в семейных отношениях.

    Особое место в этносоциологии занимает группа историков, которая знаменовала в своей работе единство исторического и социологического подхода (Ю.В. Арутюнян, М.А. Губогло, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов и др.) и которая с 1960-х годов реализовала ряд уникальных исследовательских проектов. Именно исследования этих ученых, а также социологов-философов (В.Н. Иванов) вскрыли многие тревожные симптомы, которые появились задолго до распада СССР и свидетельствовали о созревании скрытых напряженностей (например, отток русскоязычного населения из республик, в частности Грузии, начался еще в конце 1970-х годов, а не в конце 1980-х, и тем более не после 1991 г.).

    Вместе с тем ни в теории (в социологии), ни на практике не был своевременно замечен и оценен рост национального самосозна-ния. Хотя этот процесс происходил в условиях интернационализа-ции общественной жизни, нельзя забывать, что и этот вид обще-ственного сознания может неадекватно отражать объективную реальность. При определенных условиях именно в сфере сознания (а впоследствии и в поведении) возникает возможность появления национализма и шовинизма, представляющих по своей сути деформацию политического и духовного компонента национальных отношений, что порождает одно из обличий этнического эгоизма— стремление обеспечить привилегии своему народу за счет других.

    Говоря об этносоциологии, следует выделить феномен, раскрывающий специфику проявления национального в любом гражданском обществе и степень возрастания его влияния на жизнь каждой многонациональной страны. А так как практически в мире не осталось однонациональных государств, этнические процессы стали характерными для всех без исключения обществ.

    Поворот к национальным, этническим проблемам происходит в глобальных масштабах. Достаточно сказать, что в войнах и вооруженных конфликтах вес этнического фактора в 1984—1989 гг. достиг, по данным Д. Райта, половины (15 из 30), в то время как за весь период нового времени (с 1496 г. по 1983 г.) только 86 из 240 войн характеризовались той или иной степенью этнической нетерпимости.

    Отражением этой тенденции стали события в Казахстане, в Нагорном Карабахе, в Грузии, в странах Прибалтики, на Северном Кавказе.

    Иначе говоря, на современном этапе развития человечества есть целый ряд национальных проблем, которые обострились во многих странах. Хотя, безусловно, имеются особенности проявления национальных и этнических отношений в разных странах, тем не менее есть общее, интересующее этносоциологию, — социальное положение человека как представителя нации, его национальное самосознание, национальная культура, язык, т.е. все то, что определяет национальную самобытность людей.

    2. Национальные (этнические) аспекты общественных процессов

    Этнические проблемы всегда занимали особое место в истории России. В царской России представителей одних народов относили к инородцам, за другими не признавали права на самостоятельное существование их культуры и даже самоназвание, третьи были лишены возможности иметь свою письменность, свой язык, свою литературу.

    В этом смысле решение национального вопроса в Советской России после 1917 г. и в 1920-х годах можно считать существенным сдвигом с точки зрения признания прав всех без исключения народов. Обнародованная 2(15) ноября 1917 г. «Декларация прав народов России» устанавливала свободное развитие, равенство и суверенность всех национальностей и народностей России.

    Ошибка состояла не в том, что, по Конституции СССР 1936 года, была создана четырехчленная система национально-государственного строительства - союзная республика, автономная республика, автономная область и национальный округ, а в том, что по мере огромных индустриальных преобразований в стране в результате большой миграции и социальных перемещений была самым серьезным образом изменена этническая карта. И нужно было приводить изменения в соответствие с реальностью, закрепленной в законодательных актах, а не консервировать ее, откладывая решение на потом.

    В национальной политике не учитывалась специфика национальных и межнациональных отношений, которая заключается в необходимости рассматривать их как своеобразные синтетические общественные отношения.

    Что касается экономической жизни, то прежде всего следует отметить, несмотря ни на что, интенсивный процесс интернационализации экономических отношений.

    Чрезмерная централизация экономического и социального развития, подавление инициативы и самостоятельности породили такие процессы, которые, с одной стороны, стимулировали губительную для гражданского общества миграцию из одной республики в другую, а с другой — стагнацию социальных перемещений, избыток рабочей силы в республиках Средней Азии и Закавказья.

    Эти и другие процессы, происходящие в экономической жизни, со временем породили в национальном самосознании вопрос: насколько справедливо распределяется национальный доход как достояние всего народа между республиками, другими национальными образованиями и соблюдаются при этом интересы конкретных наций и народностей?

    В условиях рыночных отношений национальные аспекты экономической жизни наряду с позитивной тенденцией роста самостоятельности обнаружили и свои противоречивые последствия

    Что касается национального самосознания населения республик России, то его высокая степень автономности поддерживается лишь в тех из них, которые обладают значительным экономическим потенциалом (Татарстан, Якутия, Бурятия и Башкирия).

    Важным направлением в социологии наций стала социальная сфера национальных отношений. Национальный компонент таких проблем оказывает существенное влияние на сознание и поведение людей. По сути дела, речь идет о важном социально-политическом аспекте: сказывается ли национальная принадлежность человека на его положении в обществе?

    В принципе место человека, возможности его развития и т.д. определяются не классовой или национальной принадлежностью, а личными качествами, способностями, трудом.

    Так, анализ просчетов в национальной политике показывает, что если интересы представителей одной нации или народности преувеличиваются, то это, как правило, ведет к ущемлению интересов других национальностей.

    Такая местническая, недальновидная политика не могла в своем развитии не привести и к ущемлению интересов отдельных групп одной нации в ущерб другим.

    Как ни покажется странным, но многие недостатки в российском обществе стали своеобразным продолжением достоинств, когда в национальной политике реализуются неоправданные приоритеты.

    Что касается национальных, этнических аспектов политической сферы жизни общества, то, как показала жизнь, их деформации и изменения переносятся особенно болезненно.

    Перестройка, а затем события, происшедшие после августа 1991 г., резко обнаружили те подспудные политические процессы, которые скрытно развивались почти во всех республиках, в жизни многих народов.

    Предпосылки деформации политических аспектов национальных отношений накопились еще в пору существования СССР.

    В этой сфере допущены огромные просчеты, связанные как с теоретическим осмыслением происходящих реальных изменений, так и с практической реализацией требований национальной политики. Это нашло отражение в кадровой политике, в предпочтении выдвижения кадров не на деловой, а на национальной основе, что объективно не могло не привести к ошибкам.

    Национальные аспекты политической жизни продолжают оставаться острыми и на нынешнем этапе пореформенной России. Стало, например, очевидным, что необходимо изменять административную карту, вносить существенные коррективы в соответствии с требованиями времени. Однако предложения укрупнить части, создать нечто вроде губерний, земель наталкиваются на национально-государственные границы.

    Более того, несовершенство политического устройства привело к таким парадоксальным явлениям, когда под вывеской национальных образований (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий округа) под предлогом защиты прав малочисленных народов (их насчитывается несколько процентов от всего населения округа) реализуются интересы крупных монополий, делается все возможное, чтобы безраздельно, бесконтрольно пользоваться национальными богатствами.

    3. Основные тенденции развития духовной жизни народов

    Интернационализация экономической и социальной жизни объективно толкает национальное самосознание рассматривать духовную жизнь как наиболее полное воплощение достижений национальной культуры, область национальной самобытности.

    Прежде всего исследователи (Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева) отмечают значение культуры, накопленных ею ценностей для развития и укрепления национального самосознания.

    Национальная культура проявляет себя в таких явлениях и процессах, как деятельность массовых (библиотеки, клубы, кино) и специализированных учреждений (театры, музеи, художественные выставки, филармонии и т.д.).

    Аналогичные процессы характерны и для образования и науки. Попытки ограничить себя национальными школами, подготовкой молодежи к будущей жизни только на национальной основе ни к чему позитивному не приводят.

    Это в значительной степени объясняется тем, что ограничение подготовкой только в национальных школах приводит к потере конкурентоспособности молодого человека во взрослой жизни, затрудняет его приобщение к достижениям мировой культуры.

    Не менее сложной для развития духовной жизни народов является проблема языка.

    В ряде республик вследствие долгих деформаций в национальной политике возникло движение за превращение языка своего народа в государственный язык. Можно понять, что прошлые ошибки вызывают стремление к своего рода историческому возмездию. Наиболее разумное и приемлемое решение проблемы языка в рамках многонациональных государств — это двуязычие, би- и трилингвизм.

    Вместе с тем требуется осмысление и новой ситуации с русским языком как языком межнационального общения. В условиях научно-технической революции незнание русского языка серьезно тормозит освоение и внедрение новой техники и технологии, выравнивание уровней культурного развития, овладение последними достижениями науки.

    Сторонникам абсолютизации роли национального языка и игнорирования русского языка можно привести следующие данные: на Земле существует около 2000 языков в 266 странах, из которых 259 являются государственными. Но более 90% населения мира в качестве государственных используют 12 основных языков, которые имеют аудиторию от 100 млн до 1,2 млрд человек. Иначе говоря, вокруг этих языков и происходит концентрация интеллектуального богатства всего мира.

    И наконец, оптимальным развитие духовной жизни можно назвать тогда, когда учитываются такие уникальные явления, как традиции, обычаи и нравы народов, их приверженность к определенному образу и стилю жизни.

    Гипертрофикация стремления ориентироваться только на национально особенное порождает серьезные издержки в развитии национальной культуры.

    В заключение следует сказать о таком получившем большое распространение в последние годы явлении, как диаспоры, деятельность которых в основном сосредоточена в сфере духовной жизни, а проявляется в создании и функционировании национально-культурных образований — городов, республик.
    Вопросы и задания для повторения

    1. Почему возросла роль этнических процессов в мире, в нашей стране?

    2. Как соотносятся понятия «этнос» и «нация»?

    3. В чем проявляется национальное самосознание?

    4. Охарактеризуйте национальные особенности экономического (социального, политического) развития.

    5. Что включает в себя национальная культура?

    6. В чем наиболее наглядно проявляется национальная самобытность?

    7. Почему диаспоры стали заметным явлением общественной жизни?

    Тощенко Ж. Т. Социология. М. 2004. 527 с. (С. 197-213)


    написать администратору сайта