Главная страница
Навигация по странице:

  • Шесть классических школ

  • Конфуцианство.

  • Философия. Тема Феномен философии в Восточной культуре. Философия в Античной культуре


    Скачать 58.5 Kb.
    НазваниеТема Феномен философии в Восточной культуре. Философия в Античной культуре
    АнкорФилософия
    Дата23.05.2022
    Размер58.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаlekcija_2.doc
    ТипДокументы
    #545494

    Тема 2. Феномен философии в Восточной культуре. Философия в Античной культуре.

    Цель занятия: сформировать целостное представление о развитии философских школ Древней Индии, Древнего Китая и Античности в социокультурном контексте.

    Вопросы к теме:

    1.Основные направления и школы Древнеиндийской философии.

    2. Характерные особенности Древнекитайской философии

    3. Античная философия

    1. В Индии процесс зарождения философии назывался "эпохой брожения умов", т.е. временем кризиса сословного строя. Индийская философия систематически излагалась в сутрах Вед – наиболее древнем литературно-философском произведением индийской мысли и основе религии индуизма. Это первые священные книги древней Индии, писавшиеся в течение нескольких веков. Структура вед: гимны, молитвы, заклинания, жертвенные формулы.. Результатом дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н.э), ритуальные тексты, араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н.э.).

    Упанишады - "знания, полученные у ног учителя" (до II тыс. до н.э.) Упанишады - диалог учителя с учеником. Доминирование проблемы первопричины, первоначала бытия. Духовное начало - Брахман. «Атман есть Брахман». Атман - всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брахман - безличный духовный абсолют, из которого происходит все остальное.

    Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма - предопределенность человеческой жизни, судьбы. Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается.

    Шесть классических школ: Вайшешика, Санкхья, Йога, Миманса, Веданта, Ньяя.

    Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии. Его основателем считается Сиддхартха Гаутама Будда (563-483 гг. до н.э.). После своего просветления (Будда значит «просветленный») принц Гаутама высказал людям четыре благородных истины:

    1) Есть страдание, оно не случайно, а повсеместно существует во всех формах опыта и существования. Даже то, что кажется источником удовольствия, на деле есть источник страдания.

    2) Есть причина страдания - наше рождение и тяга ко всему земному. В конечном счете, причина страдания - наше незнание.

    3) Страдание может прекратиться, когда мы устраним в себе все земные желания и тем самым устраним дальнейшие рождения.

    4) Есть путь прекращения страдания, он состоит из восьми ступеней: правильной точки зрения, правильной речи, правильных: решимости, поведения, усилий, направления мыслей и правильной сосредоточенности. Идя по этому пути мы придем в «нирвану» - состояние совершенства. Будда выдвинул ряд положений, которые носят философский характер:

    1) Все вещи обусловлены, ничего не существует само по себе.

    2) Все изменяется, нет ничего постоянного.

    3) Нет никакой перманентной субстанции, нет и Бога

    4) Одна жизнь по закону Кармы творит другую жизнь, и этот процесс непрерывен.

    Главная идея буддизма - «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий). «Средний путь» - путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана - высшая благодать. Принципы «Восьмеричного пути»: правильное понимание основ буддизма и своего пути в жизни; правильная мысль; правильная речь; правильное действие; правильное умение; правильное внимание; правильное сосредоточение.

    Джайнизм. Основатель вероучения – Вардхамана (599 (540) – 527 (468) гг. до н.э.). Миром движет всеобщий закон, а не воля Бога-творца. Цель джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение от кармы и сансары путем обретения «Трех жемчужин»: 1) правильное воззрение, или видение истины; 2) правильное познание; 3) правильное поведение.

    Источник существования реального мира — четыре элемента материи: воздух, огонь, вода, земля, которые мы воспринимаем при помощи ощущений. К ним добавляются пространство и время, а также особые причины движения и покоя (дхарма и адхарма). Кроме перечисленных элементов, пространства, времени и причин, есть души во всех живых телах. Душа есть и у животных, и у растений. Души не равноценны. Низшие души только осязают, высшие имеют пять чувств и познают. Душа живет. в теле и тем самым ограничена возможностями тела и страдает вместе с телом. Душа может обрести счастье, но ей мешает Карма. В процессе жизни можно облегчить или изменить Карму и в результате освободиться. Как же освободиться? 1) Верить в учение джайнизма. 2) Точно знать всё учение. 3) Следовать ему на практике.

    Большинство философских систем древней Индии пессимистичны. Они указывают на зло и его причины в мире, пронизаны чувством беспокойства, неудовлетворенности миром. Рассматривая жизнь как трагедию, индийская философия говорит не только о причине страданий и о самом страдании, но намечает пути к прекращению страдания. Высшая цель жизни — освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления и блаженства.

    2. В Китае процесс зарождения философии назывался "эпохой борющихся царств". Первые философы бродяги критиковали мифологию. Философы крупные - Конфуций и Лао-дзы. Для древнего Китая характерна опора на священные книги - "пятикнижие". Аскеты, бродячие мудрецы были первыми критиками мифологии. Уже в наиболее ранней из книг упоминается два принципа янь и инь олицетворяют два взаимодополняющих начала (муж. и жен.). Позже была включена категория ци - нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет приходится на время существования 6 классических школ.

    Главный интерес китайской философии - отношения между обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Невмешательство, или недеяние (увэй - созерцательное отношение к действительности) - одно из главных требований дао по отношению к человеку. Дэ - опредмеченное, конкретное проявление дао в вещах и поведении человека. Ци - мельчайшая телесная частица, появляющаяся в результате опредмечивания дао. Мужское начало - Янь, женское начало - Инь.

    Книга перемен (И цзин—XII—VI вв. до н. э.), является наиважнейшей. В ней содержатся первые представления о мире и человеке в китайской философии.

    Даосизм. Основные понятия: «дао» и «дэ». Первоначально понятие «дао» означало «путь» природы, ее закономерность. Вместе с тем оно приобрело также смысл жизненного пути человека, превратилось в понятие «этическая норма» («дао—дэ»). В дальнейшем «дао» рассматривалось:

    1) как естественный путь вещей, закономерность материального мира, первопричина всего сущего (Лао-цзы, Ван Чун и др.); 2) как «идеальное начало», логическое понятие единого, главного и всеобщего {Ван Би и др.)

    Понятие «дэ» означает благодать, исходящую свыше; энергию, преобразующую «дао» в окружающий мир.

    Мировой порядок, законы природы, ход истории объективны и неприкосновенны. Этим определяется и основной принцип жизни человека — покой и недеяние («у-вэй»). Путь к счастью и познанию истины предполагает освобождение от желаний и страстей.

    Основателем считается Лао-цзы (старший современник Конфуция), В основной работе «Книга о дао и дэ» (Даодэцзин) поставлены проблемы существования мира. Существует естественный путь, он же закон и основа всего сущего - это Дао. Дао существует вечно, оно порождает «ян» и «инь». «Янь» — это положительные частицы единого (мужские); отрицательные — «инь» (женские). Из них образовались небо и земля, которые в свою очередь выделяют частицы (ци). Соединения небесных и земных «ци» породили все существующее, в том числе человека. Появилась соответствующая сказанному формула. Одно рождает два, два рождает три (небо, земля, человек), а три рождает все существа. Формы, в которых обнаруживает себя «Дао», называются «Дэ». Главная цель даосизма — указать путь к средоточию жизненного опыта, верную жизненную ориентацию.

    Конфуцианство. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) - виднейший мыслитель и политический деятель, основатель школы конфуцианства. Конфуцианство рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основные идеи: почитание знати, требование признания строгой субординации внутри общества, этические правила «почтения». «Сяо» - «почтение к родителям», «ди» - «почтение к старшему брату», «чжун» - «верность правителю и своему господину».

    Основные вопросы: как необходимо управлять людьми и как вести себя в обществе.

    Главная конфуцианская добродетель: жэнь (гуманность) — закон жизни людей в семье и обществе. Важное место в конфуцианстве занимает этикет «ли», т.е. нормы общественного поведения, нравы, обычаи, ритуалы. Строгое соблюдение «ли» помогает постижению «жэнь». Конфуций подчеркивал, что главный фактор стабильности государства – доверие народа.

    3. Характерные черты первых философских (досократических) школ.Античная философия — это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VII в. до н.э.

    - Милетская школа - Фалес (ок.624 - 547 до н.э.) утверждал, что начало сущих (вещей) - вода. Анаксимандр считал первоначалом апейрон, Анаксимен - воздух. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) впервые в философии поставила вопрос о сущности мира.

    Качественно новый шаг в философии сделал Гераклит из Эфеса (ок.544 - ок.483 до н.э.). Первоначало Гераклита - всегда существующий огонь, который то разгорается, то гаснет и тем самым обеспечивает непрерывость рождения и исчезновения в мире природы. Все изменяется и изменяется постоянно. Вот дошедшее до нас высказывания Гераклита: «Все течет, все изменяется». «Солнце новое ежедневно», «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды». Гераклит - родоначальник стихийной диалектики.

    Пифагорейцы. С образом Пифагора тесно связана идея меры и порядка: некоторые античные авторы даже приписывали ему введение мер и весов. Структуру мироздания пифагорейцы связывали с существованием такого явления, как число. Именно числа выражают точные, не зависящие ни от какого произвола соотношения величин. «Число владеет вещами» – учили они.

    Элейская школа. У элеатов субстанция - бытие всего. Организовал эту школу Ксенофан. Он впервые высказал мысль, что Боги - творение человека. Бог Ксенофана не подобен людям ни телом, ни мыслью. Бог Ксенофана - чистый ум - он не физичен, у него нет телесной силы, его сила в мудрости. Наиболее ярким представителем элеатов был Парменид.

    Ученик Парменида Зенон считал, что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, не истинно. Он создал целый ряд апорий, доказательств, направленных против признания истинности движения.

    Рождение и развитие атомистических идей связано, прежде всего, с именами Левкиппа и Демокрита.Демокрит написал около 70 сочинений. Бытие есть нечто простое, неделимое – атом - греч. ”не рассекаемое”. Материалистическая трактовка: атом - неделимая физическая частица и таких атомов бесконечное множество.

    2.Софисты (V - первая половина IV вв. до н.э.), обучали искусству убеждать, красиво говорить и правильно аргументировать свои мысли, а главное - искусству опровергать суждения противной стороны (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Критий). Софизмы - логические приемы, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях.

    Сократ (469—399 до н.э.) - выдающийся афинский философ, учитель Платона. Сократ - представитель реалистического религиозно-нравственного мировоззрения.

    Центральная проблема в философииСократа — человек и человеческое сознание. Главная задача познания - самопознание: «познай самого себя».Познание - главная цель и способность человека, ибо в процессе познания он приходит к общезначимым истинам, к познанию добра и красоты, блага и счастья. В этом и есть цель философии.

    Платон (427-347 до н.э.) - ученик Сократа, основатель собственной философской школы - Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Важную роль для судеб философии сыграли его теория идей, теория бессмертия, теория познания как воспоминания и учение об идеальном государстве. Сущностью процесса познания Платон считал анамнезис - воспоминания. Он утверждал, что душа человека вспоминает то, что она до своего воплощения в этом теле созерцала, находясь в мире идей.

    3. Учеником Платона был Аристотель (384 -322 до н.э.), основатель Афинской школы «Ликей». Он занимался естественными науками и поэтикой, проблемами государственного устройства, был создателем логики и психологии. Однако центральную часть его наследия образует философия, названная через несколько веков после его смерти метафизикой. Это наука «о причинах и началах». Сущность, по Аристотелю, способна к самостоятельному существованию. Форма какой-либо вещи - суть каждой вещи - это первая причина сущности. Бог - есть целевая причина всякой деятельности. Один Бог состоит из формы без материи. Это форма всех форм. Философия Аристотеля содержит ряд гениальных догадок, которые впоследствии нашли себе подтверждение. Например, аристотелевская иерархия первоэлементов (земля, вода, воздух, огонь и эфир) в скрытом виде содержит идею всемирного тяготения.

    5. Эллинистическая и римская философия (III в. до н. э. — VI в. н.э.)

    -- Эпикурейская школа. Эпикур (341—270 до н. э.) Тит Лукрецкий Кар(95-55 до н.э.). Цель философии – счастье человека. Главное для достижения счастья условие – постижение себя самого. Ни Бог, ни государство счастья не дают. Счастье в самом человеке. Идеал счастья - в духовных наслаждениях, в замкнутой жизни, избегающей политики.

    Стоицизм - основателем которой Зенон Китионский (родом с острова Кипр). Среди римских стоиков следует отметить Сенеку, Марка Аврелия, Цицерона, Диогена Лаэртского и др. Философия стоиков подразделяется на три основные части: физику (философию природы), логику и этику (философию духа). Стоики много занимались разработкой формальной логики. Однако главной частью их учения, была их этика, центральным понятием которой стало понятие добродетели.

    Неостоицизм также уделял огромное внимание проблемам морали. Главная задача философии – нравственное исцеление, воспитание добродетели. Главная ценность – любовь к другим людям, она внушена человеку Богом.

    Античная философии оказала огромнейшее влияние на развитие всей мировой философии.

    Вопросы для самоконтроля

    1.Дайте характеристику общим понятиям древнеиндийской философии: сансары, кармы, мокши, Атман.

    2.Охарактеризуйте учение Буддизма и его основные идеи.

    3.В чем суть объяснения китайской мифологией и философией возникновения окружающего мира и человека.

    4.Даосизм – древнейшее философское учения Китая.

    5.Социально-философские школы Древнего Китая – Конфуцианство и Легизм.

    6. Раскройте поиски первоначала у философов Античности.

    7. Охарактеризуйте основные философские школы древней Греции.

    8. Что означает космоцентризм философии Античности.

    9. Как и кем решалась проблема бытия в философии древней Греции.

    10. Охарактеризуйте философию Софистов и Сократа.

    11. Особенности философии Платона.

    12. Раскройте значение философских работ Аристотеля для последующего развития философии.

    13. Назовите основные философские школы периода эллинизма.


    написать администратору сайта