социология. Социология 8 неделя. Тема Феномен религии культурная и социологическая перспектива. Религия основные понятия
Скачать 16.89 Kb.
|
Борисова Алина Тема 8. Феномен религии: культурная и социологическая перспектива. Религия: основные понятия. 1.Социальная сплоченность. Религия и социальное неравенство. Социальная сплоченность является одной из базовых доктрин развития современного общества. Она предполагает активное участие населения в решении актуальных проблем сто жизнедеятельности, в преодолении социальной изоляции и социальной дезинтеграции (бедности, бездомности, сиротства и т.д.). Сплоченность (или социальная солидарность) основывалась (должна основываться) на разных критериях. Так, в простых обществах (первобытнообщинных) она базировалась на отношениях родства, прямых взаимоотношениях и общих ценностях. В других, более "сложных" обществах, строящихся на классовой дифференциации, частной собственности, отношения родства, прямые взаимоотношения, конечно же, сохраняют свою значимость, но в пределах прежде всего однородных классовых, социальных сообществ. На первый план с точки зрения социального сплочения выходят групповые, сословные классовые интересы, опирающиеся на общность той или иной формы собственности, общность духовных и политических интересов. Если говорить о возможности социальной сплоченности общества, то с появлением классовой дифференциации она может быть реализована только па здоровой социально-политической, социально-экономической и социально-управленческой основе в их единстве. Это касается как конкретных обществ (в том числе современного российского общества), так и человеческого общества в целом. Социальная сплоченность человеческого общества в целом — это объективная необходимость его развития, проявляющаяся, в частности, в процессе конвергенции общественно-экономических систем, обоснованная П. А. Сорокиным. С этой точки зрения не только теоретический, но и сугубо практический интерес представляет возможное направление дальнейшего развития современного российского общества (в том числе по пути укрепления или ослабления социальной сплоченности). Ныне существующее состояние сфер общественной жизни (в политике, экономике, социальной сфере и т.д.) свидетельствуют о трех возможных тенденциях: 1) возвращение к социалистическим порядкам (вероятно, в измененных формах), чему будут препятствовать не только внутренние, но и внешние силы. Вместе с тем мировой кризис, "полевение" латиноамериканского континента (и не только) могут облегчить такое возвращение; 2) отказ от социалистического пути развития (в обозримом времени) и построение (точнее, воссоздание) капитализма в других условиях и формах и на новой основе; 3) развитие, связанное с нестабильностью, неустойчивостью, сочетающее элементы (в разных порциях) различных типов общественно-политических систем. В ряде случаев действительно существует религиозная лиегитимация социального расслоения. Как пример этого чаще всего приводят кастовую систему в Индии. Известно также, что религия использовалась для прямого оправдания рабства, расизма и др. Однако можно привести примеры, когда религия осуждала различные проявления социального неравенства. Очевидно, что религиозная вера может оправдывать различие социальные состояния и отношения, может служить выражением и действительного убожества (говоря словами Маркса) и протеста против него. Важный аспект рассматриваемого соотношения — связь между определенными социальными слоями и определенными системами веры. Проблема “сословия, классы, религия” блестяще рассмотрена Вебером в работе “Хозяйственная этика мировых религий”. Он стремился показать, что жизненное поведение тех или иных слоев оказало сильное влияние на практическую этику соответствующих религий и придало им специфические черты, отличающие их друг от друга. Так, конфуцианство было сословной этикой литературно образованной светской рационалистической бюрократии. Носителями раннего индуизма были литературно образованные представители наследственной касты; напротив, не занимавшие никаких должностей, только обладавшие ведической образованностью брахманы были в качестве носителей религиозной традиции подлинным религиозным сословием. Буддизм же распространялся странствующими, нищенствующими монахами, предававшимися созерцанию и отвергавшими мир. Ислам был вначале религией воинов-завоевателей, рыцарского ордена, состоящего из борцов за веру. Иудаизм после вавилонского пленения — религия “народа-пария”; а христианство вначале было учением странствующих ремесленников, специфически городской религией по своему характеру. Следует также иметь в виду то обстоятельство, что религиозная принадлежность может служить средством сплочения тех или иных групп способом их “идентификации”, например старообрядцев в официально-православной среде, приверженцев иудаизма в христианском окружении и т. д., т. е. в ситуации меньшинств. 2 Культура и цивилизация: соотношений понятий и значений. 3.Социология культуры. 4.Ценности, традиции и обычаи. 5.Модернизация общественного сознания, национальный код, ментальность и мировоззрение: параметры соотнесения. 6.Национальная идентичность и культура. |