Феноменологическое направление в теории личности. Карл Роджерс феноменологическая теория личности. Феноменологическое направление в теории личности. Карл Роджерс ф. Тема Феноменологическое направление в теории личности. Карл Роджерс феноменологическая теория личности
Скачать 40.98 Kb.
|
Тема* Феноменологическое направление в теории личности. Карл Роджерс: феноменологическая теория личности СОДЕРЖАНИЕ. Введение.........................................................................................3 Биографический очерк..................................................................4 Феноменологическая позиция Роджерса.....................................8 Взгляд Роджерса на природу человека........................................10 Тенденция актуализации - руководящий мотив в жизни..........11 Я-концепция...................................................................................13 Развитие Я-концепции..................................................................14 Потребность в позитивном внимании.........................................15 Условия ценности..........................................................................16 Безусловное позитивное внимание..............................................17 Переживание угрозы и процесс защиты......................................18 Заключение……………………………………………………….19 Список литературы………………………………………………21 ВВЕДЕНИЕ Феноменологическое направление теории личности проповедует идею о том, что именно субъективная способность постигать действительность играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Другими словами, каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Представители этого направления отрицают идею о том, что мир существует сам по себе как неизменная действительность для всех. Они утверждают, что объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Другой важный тезис - идея о том, что люди способны определять свою судьбу. Они свободы в решении, какой должна быть их жизнь. Самоопределение является существенной частью человека. Оно приводит к заключению, что люди ответственны за то, что они собой представляют. Последний тезис заключается в том, что люди по своей природе добры и обладают стремлением к совершенству: реализации внутренних возможностей и личностного потенциала. Этот тезис четко отражает позитивный и оптимистический взгляд феноменологического подхода на человечество. Концепции и положения, характеризующие феноменологический подход к личности, наиболее ярко выражены в работах Карла Роджерса. БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers) родился в Оук-парке (предместье Чикаго), штат Иллинойс, в 1902 году. Он был четвертым из шести детей, пять из которых были мальчиками. Его отец был инженером и подрядчиком, добившимся определенного финансового успеха. Когда Роджерсу исполнилось 12 лет, семья переехала на ферму на западе от Чикаго, и в этой сельской местности он провел юношеские годы. Он вспоминал, что его отрочество проходило в строгой и бескомпромиссной религиозной и нравственной атмосфере. Не имея близких друзей вне семьи, Роджерс проводил много времени в одиночестве, читая книги. В школьные годы он тоже жил в социальной изоляции и одиночестве. Однако Роджерс учился отлично. Почти по всем предметам у него были высшие оценки, особенно он отличался в английском языке и естественных науках. Летние каникулы он проводил на ферме, работая до изнеможения. В юношестве Роджерс проявил страстный интерес к природе и занял научную позицию в занятиях сельским хозяйством. После окончания школы Роджерс Намеревался стать фермером. В 1919 году он поступил в Висконсинский университет и в качестве предмета выбрал научное земледелие. Однако на втором курсе он активно начал увлекаться религией и в результате решил готовится к пасторской деятельности. В 1922 году произошло событие, которое перевернуло его жизнь. Будучи на старшем курсе, Роджерс был одним из двенадцати студентов, посланных от США в Китай на международную конференцию Студенческой христианской федерации. Там он провел долее шести месяцев, наблюдая религиозные и культурные отношения, совершенно отличные от тех, к которым он привык. Это привело Роджерса к освобождению от религиозной веры его родителей и неоднократному восстанию против религии, а в дальнейшем и к отказу от нее. После окончания университета Роджерс женился на Хелен Элиот, с которой он, спустя некоторое время, отправился в либеральную Объединенную Теологическую семинарию. В конце второго года учебы он сменил семинарию на Учительский колледж Колумбийского университета, чтобы получить образование в области клинической и педагогической психологии. Роджерс получил степень магистра в 1928 году и степень доктора клинической психологии в 1931 году. В течении следующего десятилетия Роджерс активно занимался работой с делинквентными и неблагополучными детьми в Рочестере, Нью-Йорк. В 1940 году Роджерс вернулся в Колумбийский университет, где начал писать многочисленные статьи, привлекая к себе всеобщее внимание. В 1945 году Роджерс перешел в Чикагский университет, где занял должность профессора психологии и директора университетского консультативного центра. В 1957 году Роджерс вернулся в Висконсинский университет, где вел работу в отделении психологии и психиатрии. Впоследствии он начал интенсивную программу исследований, используя психотерапию для лечения больных шизофренией в Государственном психиатрическом госпитале. Однако эта программа оказалась на столь успешной, как ожидал Роджерс. В 1964 году Роджерс уволился из университета и стал сотрудником Западного института бихевиоральных наук в Ла-Джолле, штат Калифорния - благотворительной организации, занимающейся гуманистически ориентированными исследованиями по межличностным отношениям. Четыре года спустя он оставил это место и занял пост в Центре по изучению человека, также расположенном в Ла-Джолле. Здесь он трудился до самой смерти последовавшей от сердечного приступа во время операции на сломанном бедре (1987). В последние годы Роджерс ездил по всему миру с семинарами, на которых он демонстрировал психологам, педагогам и политикам, как принципы клиент-центрированной терапии могут быть использованы для облегчения напряжения в мире и достижения мирного существования. Основные научные труды Роджерса: · «Клиническое лечение проблемного ребенка» (1939) · «Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и теория» (1951) · «Психотерапия и изменение личности» (1954) · «Становление личности: взгляд психотерапевта» (1961) · «От человека к человеку: проблема человеческого бытия» (1967) · «Свобода учиться: чем может стать образование» (1969) · «Карл Роджерс о группах встреч» (1970) · «Партнерство: брак и его альтернативы» (1972) · «Карл Роджерс о человеческих возможностях (1977) · «Способ бытия» (1980) · «Свобода учиться: 80-е годы» (1983) ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ РОДЖЕРСА Феноменологическое направление считает реальным для индивида то, что существует в пределах субъективного мира человека, включающего все, осознаваемое в любой данный момент времени. Из этого следует, что каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Например, человек, изнывающий от жажды в пустыне, бросится к луже воды, являющейся миражом, так, если бы это была настоящая вода. Феноменологическая психология утверждает, что действительная реальность - это реальность, которую наблюдает и интерпретирует реагирующий организм. Следовательно, каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием, и его внутренний мир доступен только ему самому. Роджерс избегал делать какие-либо заявления о природе «объективной» реальности. Его интересовала только психологическая реальность. Большое значение для этого направления имеет то, что понимание поведения человека зависит от изучения его субъективного восприятия реальности. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения. Роджерс выступал против утверждения Скиннера о том, что поведение можно объяснить реакцией человека на объективную стимульную ситуацию. По его мнению, скорее следует говорить об интерпретации ситуации и ее персональном значении, которое регулирует поведение. Роджерс отвергал и теорию Фрейда о том, что прошлый опыт является первичным фактором, лежащим в основе личности. Роджерс подчеркивал, что необходимо понять, каким человек воспринимает действительность сейчас. Разумеется, Роджерс признавал, что прошлый опыт влияет на восприятие настоящих событий. Однако он настаивал на том, что на поведение данного момента всегда влияет актуальное восприятие и интерпретация. Более того, Роджерс полагал, что на поведение существенно влияет то, как люди прогнозируют свое будущее. И наконец, Роджерс подчеркивал, что поведение можно понять только если обращаться к целостному человеку. Другими словами он поддерживал холистическую точку зрения на личность - представление о том, что человек ведет себя как интегрированный организм, и его единство нельзя свести к составляющим частям его личности. ВЗГЛЯД РОДЖЕРСА НА ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА На основании своего клинического опыта Роджерс пришел к заключению, что сущность человека ориентирована на движение вперед к определенным целям. Он был убежден в том, что человек, если дать ему возможность раскрыть врожденный потенциал, будет развиваться оптимально и эффективно. Он отвергал идею христианства о том, что люди по своей природе злы и грешны. Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой. Когда же людям ничего не мешает проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и другими. Роджерс утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости. ТЕНДЕНЦИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ - РУКОВОДЯЩИЙ МОТИВ В ЖИЗНИ Роджерс считал, что важнейший мотив жизни человека - актуализация, то есть стремление к максимальному выявлению лучших качеств своей личности, заложенных от природы, и к реализации способностей с целью сохранить жизнь и сделать человека более сильным. Стремление к актуализации врожденно. Например, организм стремится сохранить себя, требуя еду и питье. Физически развиваясь, он усиливает себя, становится более независимым. Актуализация в отличии от стремления к равновесию часто связано не с уменьшением напряжения, а с его увеличением. Человек самоактуализируется в борьбе и преодолении препятствий, часто сам стремясь к этой борьбе. Движение к саморазвитию часто сопровождается страданиями, но побудительный мотив настоль непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи, которые он испытывает. Роджерс утверждал, что актуализация свойственна не только человеку, но и растениям и животным. Она - суть жизни, поэтому присуща всему живому. В процессе актуализации участвует оргазмический процесс оценивания. Тот опыт, который сохраняет или усиливает «Я» человека, оценивается организмом положительно. Тот опыт, который угрожает или препятствует сохранению или усилению «Я», оценивается организмом как отрицательный и избегается. Оргазмический оценочный процесс позволяет людям оценить переживания с точки зрения того, насколько они способствуют тенденции актуализации или препятствуют. Необходимой частью базисного стремления к актуализации является стремление человека к самоактуализации. Тенденция самоактуализации - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями, он живет, наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. Роджерс утверждал, что человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природе. Однако самоактуализация не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. Но одни люди достигают большей самоактуализации, чем другие. Они далее других продвинулись такому функционированию, которое можно назвать полноценным, творческим и автономным. Я - КОНЦЕПЦИЯ Я - концепция является определяющей в подходе Роджерса. Некоторые психологи даже называют теорию Роджерса «теорией Я». Я-концепция означает концепцию человека о том, что он собой представляет. Роджерс определяет это понятие следующим образом: «организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый». Таким образом, «Я» - это дифференцированная часть поля восприятия человека, которая состоит из осознанного восприятия и ценностей «Я». «Я» человека также может состоять из наборов восприятия, отражающих многие специфические «роли» в различных жизненных контекстах (студент, руководитель, спортсмен, музыкант и т.д.). Я-концепция включает не только Я-реальное, то есть наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими мы должны и хотели бы быть. Этот компонент «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится, называется Я-идеальное. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИ Роджерс сосредоточился на том, как оценка индивидуума другими людьми, особенно в период младенчества или раннего детства, способствует развитию позитивного или негативного образа себя. У младенца Я-концепция еще только формируется, он не отделяет себя от других, поле его восприятия не дифференцированно. Благодаря стремлению к различению, также входящему в стремление к актуализации, ребенок постепенно дифференцирует себя и мир. Роджерс выдвинул теорию, что когда «Я» только формируется, оно регулируется исключительно оргазмическим оценочным процессом. То есть, младенец оценивает каждое новое переживание с позиции того, способствует оно или препятствует его врожденной тенденции актуализации. Структура «Я» впоследствии формируется (все больше дифференцируется и усложняется) через взаимодействие с окружением, в частности, со значимыми другими. Таким образом, в значительной степени содержание Я-концепции является продуктом процесса социализации. ПОТРЕБНОСТЬ В ПОЗИТИВНОМ ВНИМАНИИ По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Потребность в позитивном внимании впервые проявляется как потребность младенца в любви и заботе. А в последствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, и фрустрации, когда им недовольны. Роджерс также предположил, что людям необходимо позитивно рассматривать себя. Потребность в позитивном внимании к себе - это приобретенная потребность, которая появляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности к позитивному вниманию. Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках. УСЛОВИЯ ЦЕННОСТИ Как уже было сказано выше, ребенок очень подвержен влиянию значимых для него людей. Благодаря этому дети учатся тому, что какие-то вещи можно делать, а какие-то нет. Таким образом создается то, что Роджерс назвал обусловленное позитивное внимание, или условия ценности. Условия ценности означает, что дети получают похвалу, внимание, одобрение за поведение, которого от них ожидают значимые другие. Роджерс утверждал, что условие ценности по отношению к ребенку причиняет ущерб его становлению как полностью функционирующего человека по той причине, что ребенок начинает оценивать себя как личность только с точки зрения ценности тех действий, мыслей им чувств, которые получают одобрение и поддержку. Этот процесс приводит к Я-концепции, которая находится в полном несоответствии с оргазмическим опытом и, следовательно, не служит прочной основой для развития здоровой личности. БЕЗУСЛОВНОЕ ПОЗИТИВНОЕ ВНИМАНИЕ Роджерс полагал, что можно дать и получить позитивное внимание независимо от ценности конкретного поведения человека. Это означает, что человека принимают и уважают за то, какой он есть, без каких-либо «если», «и» или «но». Такое безусловное позитивное внимание можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь к сыну не потому, что он выполнил какое-то особое условие или оправдал какие-то ожидания, а просто потому, что это ее ребенок. Роджерс подчеркивал, что ребенка всегда следует любить и уважать, но не следует терпеть его плохое поведение. Роджерс полагал, что воспитание детей с безусловным позитивным вниманием обеспечивает основу для их становления как полноценно функционирующих взрослых. Безусловное позитивное внимание к себе раскрывает естественную тенденцию самоактуализации, присутствующую в каждом человеке. ПЕРЕЖИВАНИЕ УГРОЗЫ И ПРОЦЕСС ЗАЩИТЫ Роджерс утверждал, что по большей части поведение человека согласуется с его Я-концепцией. Переживания, находящиеся в соответствии с Я-концепцией человека и его условиями ценности, могут осознаваться и точно восприниматься. И наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с «Я» и его условиями ценности, образуют угрозу «Я-концепции. Так, если человек считает себя честным, но совершит какой-то нечестный поступок, он будет ощущать угрозу. Это ощущение может выражаться в эмоциональном напряжении, замешательстве, чувстве вины. Несоответствие между «Я» и переживанием не всегда воспринимается на сознательном уровне. Когда существует такое несоответствие, и человек не осознает этого, он потенциально уязвим для тревоги и личностных расстройств. В любом случае (при осознании несоответствия и при ощущении его на подсознательном уровне) при появлении угрозы возникает защитная реакция. Роджерс определил защиту как поведенческую реакцию организма на угрозу, главная цель которой - сохранить целостность Я-структуры. Роджерс предложил только два механизма защиты: искажение восприятия (рационализация) и отрицание. ЗАКЛЮЧЕНИЕ По мнению Роджерса, все эффективные формы психотерапии имеют один общий элемент - взаимоотношения между людьми. Он утверждал, что качество взаимоотношений между психотерапевтом и клиентом является единственным важным фактом, ответственным успешное терапевтическое вмешательство. Специальные терапевтические методики являются вторичными по отношению к взаимоотношениям психотерапевт - клиент и эмоциональному климату, в котором проходит их общение. Этот основанный Роджерсом и широко распространенный в настоящее время подход к психотерапии известен как терапия, центрированная на человеке. Терапевтические условия для изменения личности. Роджерс предположил, что для осуществления конструктивных личностных изменений необходимо и достаточно наличие шести терапевтических условий. 1. Два человека находятся в психологическом контакте. То есть не может быть никакого существенного позитивного изменения личности вне взаимоотношений. 2. Первый человек, клиент, находится в состоянии несоответствия, он уязвим и тревожен. 3. Второй человек, психотерапевт, является гармоничным или интегрированным (особенно во время психотерапевтических отношений). 4. Психотерапевт испытывает безусловное позитивное внимание к клиенту. 5. Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутреннего мира переживаний клиента и стремится передать это клиенту. 6. Как минимум, должна произойти передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания психотерапевта. Психотерапевт должен передавать свое отношение в каждом слове и действии, а клиент должен воспринимать это как отражение принятия и понимания психотерапевтом. Роджерс утверждал, что именно клиент, а не психотерапевт, ответственен за личностный рост во время курса терапии. Психотерапия создает для изменения необходимые условия, но только клиент является реальным действующим фактором изменения своей личности. Психотерапия, центрированная на личности, предназначена для того, чтобы устранить несоответствие между переживанием и самостью. Когда человек действует в соответствии с оргазмическим оценочным процессом, а не с условиями ценности, ему не нужна защита в форме отрицания или искажения, и про него можно сказать, что он является полноценно функционирующим человеком. Закон жизни полностью функционирующего человека - стать тем, кем он может стать в течении жизни. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб. Питер Пресс, 1997. - 528-573 с. 2. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с. 3. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. - М.: Политиздат, 1974. - 305-319 с. 4. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова, - М.: Педагогика-Пресс, 1997. - 440 с. |