Главная страница
Навигация по странице:

  • Гуманизм и идеал человека эпохи Возрождения

  • Натурфилосовские взгляды представителей эпохи возрождения

  • Н. Кузанский. Кузанский Николай

  • Николая Коперника

  • Галилео Галилей

  • Солнце вращается вокруг своей оси

  • Джордано Бруно

  • 3. Социально-политическая мысль эпохи Возрождения

  • Список использованных источников

  • Русская философия. Тема Философия эпохи возрождения


    Скачать 35.64 Kb.
    НазваниеТема Философия эпохи возрождения
    АнкорРусская философия
    Дата26.04.2023
    Размер35.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРусская философия.docx
    ТипДокументы
    #1092334

    Первый лист тетради

    Философия

    Вариант 6

    Тема 6. Философия эпохи возрождения

    С новой страницы

    1. Гуманизм и идеал человека эпохи Возрождения

    В эпоху Возрождения впервые возник гуманизм как система идей и движение социальной мысли. Слово «гуманизм» происходит от латинского humanus – человечный, человеческий. Гуманизм – отношение к человеку, как высшей ценности и человечеству как наивысшей ценности. Один из первых гуманистов эпохи Возрождения – итальянский философ XV в. Джованни Пико делла Мирандола. Религиозные философы, конечно, тоже писали о человеке. Но они, как правило, характеризовали его отрицательными выражениями. А Пико Мирандола написал произведение «О достоинстве человека», где дана высокая оценка человека – свободной и деятельной личности. К числу мыслителей-гуманистов эпохи Возрождения относятся также Эразм Роттердамский (немецкий философ конца XV-начала XVI века), Мишель Монтень, (французский философ XVI века) и другие.

    Если мыслители средневековья видели в человеке «образ и подобие Бога», то философы эпохи Возрождения понимали человека в тесной связи с природой. Многие образованные люди все больше осознавали великое значение природы для жизни человека. Природа становилась не только предметом познания, но и предметом любования, эстетического (художественного) восприятия.

    Усиление интереса к природе способствовало развитию естественных наук. А для развития естествознания нужны не только научные опыты, но и мышление, разум, при помощи которого происходит обобщение опытов. Поэтому в философии эпохи Возрождения понятия человека и природы тесно связаны с понятием разума. 

    Существенным отличием культуры Возрождения является гуманизм в его новоевропейском понимании. В античную эпоху гуманизм оценивался как качество воспитанного и образованного человека, возвышающего его над необразованным. В средневековую эпоху гуманизм понимался как качества греховной, порочной природы человека, ставившие его много ниже ангелов и Бога. В эпоху Возрождения человеческая природа стала оцениваться оптимистично; человек наделен божественным разумом, способен действовать автономно, без опеки церкви; грехи и пороки стали восприниматься позитивно, как неизбежное следствие жизненного экспериментирования.

    Задача воспитания «нового человека» в эпоху Возрождения осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Определенные стандарты воспитанности и образованности в эпоху Возрождения становились нормой; знание классических языков, осведомленность в истории и литературе Эллады и Рима, способность к стихосложению и музицированию стали условием для занятия достойного положения в обществе. Разуму, его облагораживанию посредством воспитания и образования именно тогда стало придаваться ведущее значение. Складывалось убеждение в возможности усовершенствовать посредством studia humanitas (гуманитарных наук) все общество. Именно тогда Томас Мор (1478–1535 годы) и Томмазо Кампанелла (1568–1639 годы) выступили с проектами построения идеального общества.

    Некоторые исследователи говорят о новом типе человеческого достоинства, утвердившемся в эпоху Возрождения. Оно передавалось понятием «virtu» и определялось личными качествами человека, его талантами, интеллектуальными способностями. В предшествующие эпохи достоинство человека зависело не от него самого, а от принадлежности к сословно-корпоративной организации, к роду или гражданской общине. Переосмысление идеи virtu вызвало к жизни новое стремление человека продемонстрировать свои таланты и способности, стремление к славе и материальному успеху как общественному признанию своих талантов. Именно тогда стали проводиться конкурсы скульпторов, художников, музыкантов, публичные диспуты интеллектуалов, венчания лавровыми венками первых поэтов.

    Изменился идеал жизни. Если прежде господствовал идеал созерцательной жизни (vita contemplativa), то в эпоху Возрождения утвердился идеал активной жизни (vita activa).

    В эпоху Возрождения определилась ведущая роль городского населения: не только интеллектуальной элиты, но и купцов, ремесленников, являвшихся наиболее динамичными группами ренессансного общества. Уже к концу XV века уровень урбанизации в Северной Италии и Северной Франции достиг пятидесяти процентов. Города этих регионов Европы обладали наибольшими денежными накоплениями, которые вкладывались в развитие искусств и образования.

    1. Натурфилосовские взгляды представителей эпохи возрождения

    Мыслители эпохи Возрождения не всегда были последовательными в своих размышлениях о человеке, природе и разуме. Они не могли сразу освободиться от всех религиозных идей и представлений, которые распространялись длительное время и были привычными для многих. Поэтому некоторые философы делали уступки религиозным традициям и учению церкви. Они искали такое мировоззрение, в котором научное исследование природы можно было бы сочетать с верой в Бога. Такое мировоззрение они видели в пантеизме. Слово «пантеизм» происходит от двух древнегреческих слов: «пан» – все, «теос» – Бог. Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир. По мнению пантеистов, Бог и мир – это одно и тоже, иначе говоря, они совпадают.

    Выдающимся философом неоплатонического направления являлся Н. Кузанский.

    Кузанский Николай- (1401 —1464), философ, теолог, учёный, церковно-политический деятель. Родился в семье рыбака и виноградаря. Бежал из родного дома к графу Теодориху фон Мандершайду, который дал ему первоначальное образование и сделал возможным дальнейшее его обучение в университетах Гейдельберга и Падуи (1416—1423). Изучал юриспруденцию, математику и естествознание, а затем теологию, после чего получил духовное звание. Будучи ближайшим советником папы Пия II, в 1448 достиг звания кардинала, с 1450 стал епископом в Бриксене, с 1458 генеральным викарием в Риме. Оказывал значительное влияние на европейскую политику своего времени. Биографы указывают на его веротерпимость, проповедь свободы мышления, попытки противодействовать крайностям папистского абсолютизма.

    Философское решение Н. Кузанским главной пробле­мы— отношения Бога и мира — является теоцентрическим, но в то же время содержит элементы и тенден­ции, отличающиеся от средневекового католического богословия. Он считал, что познание вещей возможно при помощи чувств, разума и интеллекта, однако зна­ние о конечных вещах всегда выходит за свои пределы. Безусловное знание мы можем постичь лишь символически. Основой этой символики для Кузанского являются математические символы. Николай Кузанский существенно переосмыслил положения, лежа­щие в основе неоплатонизма. Если у Платона и его последователей единое определялось как противостоящее многому, то Николай Ку­занский отказался от такого противопоставления и поставил в основу своих идей утверждение «единое есть все». Другими словами, с точки зрения этого мыслителя единому ничто не противоположно.

    Чтобы проиллюстрировать наиболее значимые положения своего учения, Кузанский обращается к математике. При увеличении радиуса круга до бесконечности круг постепенно превращается в бесконеч­ную прямую линию. Поскольку диаметр круга бесконечен и в то же время бесконечна прямая, они совпадают друг с другом. Кроме того, центр круга, то есть определенная точка, также совпадает с кругом. Наконец, если обратиться к треугольнику, то при увеличении одной его стороны до бесконечности другие стороны также становятся бесконечными; поскольку линия, образовавшаяся при увеличении ра­диуса круга до бесконечности, бесконечна, очевидно, что треугольник совпадает с кругом. Мир — не изолированный шар в лоне абсолюта, но он (мир) бесконечен и является беско­нечным шаром. Уже этим его воззрение отличается от геоцентрического, ибо бесконечный шар не имеет определенного центра, он имеет центр везде и нигде. Нигде нет ничего устойчивого и абсолютного, нет так­же и абсолютного покоя. Абсолютной является лишь бесконечность.

    Некоторые пантеисты отождествляли Бога и природу, «растворяли» Бога в природе. Итальянский философ – пантеист конца XVI – начала XVII в. Лючилио Ванини утверждал: «Сама природа есть Бог». Из таких мнений некоторые делали тот вывод, что научное исследование природы не удаляет людей от Бога, а, наоборот, приближает их к Богу. В условиях эпохи Возрождения, когда религия еще господствовала в сознании многих людей, такое понимание природы могло способствовать развитию науки.
    Большую роль для переосмысления идей соотношения мира и Бога сыграли натурфилософские изыскания Николая Коперника,  который предложил теорию об обращении Земли вокруг Солнца и о суточном вращении Земли вокруг своей оси.

    Коперник, Николай (1473-1543), польский астроном. Учился в Краковском университете. Изучал практическую астрономию, математику, классическое право и медицину в университетах Болоньи, Падуи и Феррары, в Италию. В 1503 получил степень доктора церковного права в университете Феррары. Отправился в Падую, чтобы заняться изучением медицины согласно обещанию, данному членам капитула. В 1506 вернулся в Польшу, жил в епископской резиденции в Лидзбарке, занимал должности личного врача и секретаря своего дяди. Проводил астрономические наблюдения и выполнял поручения, связанные с управлением Вармией. В 1512 переехал во Фромборк, где приступил к исполнению обязанностей каноника. В его распоряжение была предоставлена квартира в одной из башен крепостной стены с выходом на галерею. Используя галерею как обсерваторию, он проводил астрономические наблюдения с помощью изготовленных им самим инструментов. Кроме того, оказывал врачебную помощь неимущим и исполнял те обязанности, которые были возложены на него как на каноника. В течение четырех лет (1512-1516), уже во Фромборке, работал над созданием нового учения об устройстве мира и примерно в 1515 изложил свои идеи в сочинении Комментарии, написанном на латинском языке. В нем Коперник кратко рассматривает объяснение движения планет, которое давали астрономы древности, а затем формулирует основные положения гелиоцентрической системы мира. Некоторое время его труд свободно распространялся среди ученых. Только тогда, когда у Коперника появились последователи, его учение было объявлено ересью, а книга внесена в "Индекс" запрещенных книг.

    Данная теория означала переход от геоцентрической системе к гелиоцентрической системе мира. Тем самым опровергались основанные на религии представления о Земле как «избранной Богом» арене, на которой разыгрывалась борьба божественных и дьявольских сил за человеческие души. Идеи Коперника продолжил Галилео Галилей, который считал, что мир бесконечен, материя вечна, природа едина.

    Галилео Галилей – начал получать образование в Пизе, а затем вместе с семьей переехал во Флоренцию. Здесь он продолжил образование в монастыре бенедиктинцев, где изучал грамматику, арифметику, риторику и другие предметы. В семнадцать лет Галилей поступил в Пизанский университет и стал готовиться к профессии врача. Из-за стесненного материального положения ему пришлось бросить университет и вернуться во Флоренцию. Здесь Галилей занялся изучением математики и физики. С 1606 года Галилей начал заниматься астрономией. Создал телескоп с 32-кратным увеличением. Галилей установил, что Солнце вращается вокруг своей оси. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был, подвергнут суду инквизиции (1633г.), вынудившей его отречься от учения Н. Коперника. Был обвинен в безбожии и отлучен от церкви. До конца жизни Галилей считался "узником инквизиции" и принужден был жить на своей вилле Арчетри близ Флоренции, где и умер 8 января 1642г. В 1992 г. папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным, реабилитировал Галилея, публично принес извинения ученому и вернул ему "право быть законным сыном церкви".

    Мировоззренческие идеи Н. Коперника и Г. Галилея стали основой пантеистической философии при­роды Джордано Бруно, которую относят к вершинам философской мысли Ренессанса.

    Бруно (Bruno) Джордано Филиппе (1548 —1600), итальянский философ и поэт, представитель пантеизма. Учился в монастырской школе в Неаполе, где в 1565 вступил в доминиканский орден, принял монашество; в 1572 стал священником. Занимался самообразованием, проникся атеистическими взглядами. В 1756 был обвинен в ереси, порвал с монашеством и бежал сначала в Рим, а затем за пределы Италии; переезжал из города в город, занимался чтением лекций и сочинением многочисленных трудов. Читал лекции по астрономии в Тулузском и Парижском университетах. В 1592 был предан суду инквизиции. Бруно был арестован, против него было начато следствие – сначала в Венеции, а затем в Риме. Ему были предъявлены обвинения в богохульстве, аморальном поведении и еретических взглядах в области догматической теологии; осуждению подверглись также некоторые из его философских и космологических идей. Дж. Бруно понимал мир как Единый, который состоит из множества самостоятельных единиц. Космос есть структура, состоящая из дискретных частей, атомов, существующих в непрерывной бесконечности. Вселенная является бесконечной. Тезис о бесконечности вселенной имеет основопо­лагающее значение для космологии Бруно. Космос — одновременно пустая и одновременно наполненная бесконечность. Вне космоса нет ничего иного, он является всем бытием, вечным, несотворенным богом. Бесконечность мира не является божественным атри­бутом, как это доказывает теология. Бруно отвергает также представление о том, что мир находится, на некотором особенном месте, окруженном пустым про­странством, или Богом. Бруно создает новую космологию, которая восходит к гениальным открытиям Коперника, и делает из гелиоцентрического понимания мира радикальные философские выводы. Мир однороден во всех своих частях, ни одно тело не имеет привилегированного положения, не су­ществует никакого размещенного в центре внешнего источника движения (первого двигателя). Следстви­ем концепции физического единства вселенной у Бруно является гипотеза, выражающая возможность существования жизни и на других планетах.

    Официальная церковь относилась к пантеизму отрицательно, так как он подрывал церковное учение о Боге как сверхъестественном духе, существующем где-то вне природы, до природы, и независимо от нее. Церковные власти жестоко расправлялись с пантеистами. Бруно отказался признать ложными главные из своих теорий и по приговору инквизиции (особого церковного суда) был приговорен к смертной казни и сожжен на костре на площади Кампо ди Фьоре в Риме в 1600 году.
    3. Социально-политическая мысль эпохи Возрождения
    Своеобразие средневековой политической мысли обусловле­но главным образом сильным влиянием на нее христианской ре­лигии и римской католической церкви.

    В XVI столетии во всех западноевропейских государствах господствующей стала культура Возрождения, в основе которой лежали гуманистические идеи. В противовес средневековым схо­ластам представители гуманизма изучали не Бога с его ипостася­ми, а человека, его отношения с другими людьми, с государством и обществом. В социально-политических науках активно разраба­тывались два основных направления. Первое — теоретическое обоснование необходимости замены феодально-сословного нера­венства юридическим равенством, закрепления права частной соб­ственности, защиты личности от религиозно-феодального произ­вола. Второе — политическая идеология низших слоев, предше­ственников рабочего класса, в основе которой лежали идеи утопи­ческого социализма.

    Итальянский политический мыслитель Никколо Макиавел­ли (1469— 1527) выступал против политической раздробленности, за сильную государственную власть, базирующуюся на частнособ­ственнических буржуазных отношениях. Он вошел в историю ми­ровой политической науки как автор книги "Государь", в которой изложены его представления о происхождении и сущности власти, о формах правления, о требованиях к участникам политического процесса, среди которых важное место занимает технология поли­тического лидерства. Главным в политических воззрениях Маки­авелли является выдвинутый им принцип политического реализ­ма, который предполагает учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практичес­ким интересам.

    Высшее правило политики и главная ее проблема — опре­делить такую форму действий, которая соответствует характеру времени и специфическим обстоятельствам в момент принятия решения. В чрезвычайных обстоятельствах, когда "народ раз­вращен", нужны и чрезвычайные меры. Ради упрочения госу­дарства допустимо использование любых средств, во имя госу­дарства можно нарушить и религию, и мораль. "Если безопас­ность государства зависит от предстоящего решения, не следует учитывать, справедливо оно или нет, гуманно или жестоко, бла­городно или постыдно. Отодвинув все в сторону, нужно спра­шивать лишь одно — спасет ли оно жизнь и свободу государ­ства".

    Сердцевина политической теории Макиавелли — концепция исторического процесса, в основе которой лежит представление о социальной борьбе как движущей силе общественных и поли­тических изменений. Макиавелли первый сформулировал чрез­вычайно важную для позднейшей политической науки идею фун­кциональности политического конфликта. Соответственно сме­ну форм правления он связывал не с божественной волей или человеческой природой, а с закономерными повторениями опре­деленных ситуаций и соотношений борющихся сил, которые обус­ловливают приход к власти то монарха, то аристократии, то на­рода.

    Француз Жан Боден (1530—1596) в работе "Шесть книг о государстве" писал о сильной государственной власти, способной вывести страну (у него — Францию) из хаоса религиозных войн. Государство он определил как правовую власть нескольких семей над социальными вопросами. Монарх — единственный, абсолют­ный источник права.

    Первым в истории политической мысли Боден выдвинул идею государственного суверенитета (фр. souverainete — носитель вер­ховной власти). Суверенитет, или право творить и проводить в жизнь законы, принадлежит государству по определению. Госу­дарство — обладатель верховной политической власти как внут­ри собственной страны, так и в отношениях с зарубежными дер­жавами. Выше носителя суверенной власти только Бог и законы природы. Суверенитет не зависит от того, справедливы законы или нет, он зависит от силы творить их.

    Боден отрицательно относился к демократическому государ­ству, в котором очень много законов и властей, а общее дело в упадке, и к аристократии, где много раздоров, а правит глупое большинство. Наилучшей формой правления он считал монар­хию, в которой обеспечены компетентность (советуют многие) и энергичность власти (решает, один). Особенно необходимы мо­нархии в больших государствах.

    Крупный вклад в развитие политологии того времени внесли английские мыслители Т. Гоббс и Дж. Локк.

    Томас Гоббс (1588 — 1679) свое политическое учение изло­жил в философском труде "О гражданине" и трактате "Левиа­фан, или материя, форма и власть государства церковного и граж­данского". Верховная власть и независимость светского государ­ства — основные идеи его политического учения. Признавая толь­ко три формы государства, он полагал, что самая лучшая форма власти — монархия, но в то же время отрицал теорию божествен­ного происхождения власти и утверждал, что источником коро­левской власти является общественный договор. Государство — человеческое, а не божественное установление. В учении Т. Гоб- бса, таким образом, сосуществуют две концепции — либеральная ("общественный договор") и консервативная ("приоритет монар­ха и обеспечение свободы").

    Сильное государство — средство избавления от человечес­ких недостатков. Настаивая на том, что монарх не имеет отноше­ния к общественному договору, который заключает общество, а потому его власть не может быть ограничена обществом, Гоббс был против разделения власти. Воля государя — высший закон, и необходимо подчиняться ему.

    Джон Локк (1632—1704) более решительно, чем Гоббс, встал на позиции либерализма. Теория естественных прав и конститу­ционализм — основной его вклад в политическую мысль. Он показал необходимость преобладания в политике гражданского начала, ограничения влияния монархии, первым обосновал поня­тия "личность", "общество", "государство". Локк считал, что го­сударство подчиняется обществу, которое в свою очередь подчи­няется личности. Правительству передается лишь часть прав личности, которая определяется отношением человека к собствен­ности: чем больше собственности, тем больше политических прав, но тем больше и обязанностей перед государством, стоящим на страже этой собственности. Необеспечение названной функции делает правительство незаконным и дает гражданам право на сопротивление.

    Одним из первых Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и союзную (сфера внешней политики); судебную власть он относил к исполнительной. Госу­дарство должно подчиняться незыблемым принципам права, а само право из велений власти вырастает в стабильную основу общества равных перед законом собственников.

    В заключение необходимо отметить важнейшую особенность философии эпохи Возрождения – ее непрофессиональный характер. Для гуманистов и мыслителей Ренессанса философия не являлась ни профессией, ни родом занятий, ни даже творческим хобби. Может быть поэтому, несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской мысли. Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого времени не должна умалять его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени.

    Список использованных источников

    1. Политология. Практикум : учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Н.П. Десинюк [и др.]; под общ. ред. С.В. Решетникова.–Минск: ТетраСистемс,2008.–С.22–26.

    2. Политическая мысль в эпоху Возрождения. Интернет-источник: http://allpolitologia.ru/politicheskaya-mysl-v-epoxu-vozrozhdeniya/11.09.2015

    3. Основы философии: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Е.В. Попова. – М., 1997

    4. Макиавелли Н. Государь. – Мн., 1999, с.76-82




    написать администратору сайта