Тема 8 (1). Тема Философия xx века общая характеристика основных направлений. Основные вопросы
Скачать 330.09 Kb.
|
Тема 8. Философия XX века: общая характеристика основных направлений. Основные вопросы: 1. Философия иррационализма: психоанализ и экзистенциализм. 2. Философия науки: неопозитивизм и постпозитивизм. 3. Общая характеристика других направлений философии XX века. Постмодернизм. 1. Философия иррационализма: 1.1. Психоанализ Психоанализ (от греч. psyche — душа и analysis — решение) – это философско-психологическая концепция, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества, а также часть психотерапии, врачебный метод исследования, предложенный З. Фрейдом для диагностики психических заболеваний. Основоположник психоанализа, как уже отмечено выше, Зигмунд Фрейд (1856—1939), который после долгих поисков сформулировал концепцию бессознательного психического, существенно отличавшуюся от предшествующих теорий. Новизна его учения состояла в том, что им была выдвинута динамическая модель психики, в которой получила логичное объяснение не только большая группа психических расстройств, но и взаимосвязь сознательных и бессознательных процессов, причем последние однозначно отождествлялись с инстинктивными побуждениями, в первую очередь с сексуальным влечением, либидо (лат. «желание», «влечение»). Влечения взрослого человека подавляются и вытесняются в бессознательное, откуда дают о себе знать в сновидениях (когда ослаблена «цензура» сознания), различного рода оговорках, промахах «сознания» или, в радикальных случаях, невротических симптомах. Влечения конфликтуют с социальными нормами и моральными предписаниями. Человеческое существование всегда было и остается полем битвы между разнонаправленными инстинктивными стремлениями и требованиями культуры. Фрейд предложил структурную модель психики, где главными инстанциями стали Оно, Я и Сверх-Я. Бессознательные влечения (Оно) сталкиваются не только с сознанием (Я), но также со Сверх-Я - той частью психики, которая также не осознается индивидом, но представляет собой усвоенные с раннего детства социальные запреты и предписания, которые находят непосредственное выражение в том, что мы называем «голосом совести», в страхе, чувстве вины, охватывающем нас при нарушении социальных табу. Однако Фрейд не был, в отличие от некоторых его последователей, сторонником «раскрепощения чувственности». Подавление влечений представляет собой суровую необходимость. Во-первых, без следования «принципу реальности» вообще невозможно человеческое существование; во-вторых, удовлетворение естественных устремлений угрожает не только той или иной репрессивной культуре, но продолжению человеческого рода. Помимо сексуального влечения, Эроса, имеется иное – «инстинкт смерти», агрессивное или деструктивное влечение (Танатос). На основе своей метапсихологии Фрейд создал своеобразную философию культуры, в которой произведения искусства, религиозные представления или социальные институты интерпретируются на основе методов, разработанных для толкования сновидений и симптомов пациентов- невротиков. Возвышенные ценности и идеалы Фрейд был склонен объяснять бессознательными и далеко не идеальными мотивами, проекциями наших вытесненных влечений. Подход Фрейда ко всем областям культуры является «разоблачительным». Подобно тому, как индивидуальная психика каждого есть театр масок, за которым скрываются неузнанные влечения, так и произведения культуры оказываются переодетыми продуктами бессознательной страсти. По своему методу психоанализ представляет собой генеалогию или даже археологию, вычитывающую по симптомам архаичные первоистоки культуры. Именно идея о неких архаических истоках культуры нашла развитие в работах другого представителя психоанализа Карла Гюстава Юнга (1875- 1961). Он в процессе своей психиатрической практики пришел к выводу, что ниже уровня личного бессознательного лежат более глубокие и древние пласты - коллективное бессознательное, существующие в форме архетипов («прообразов») 1 . Главное, что мы можем знать об архетипах, это то, что они определяют нашу психику не прямо, а косвенно, посредством повторяющихся символов. Сила и мощь архетипа связана с тем, что в нем кристаллизован опыт древнего человека по восприятию, переживанию и ориентации в мире. Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются источниками мифологии, религии, искусства. В этих культурных образованиях происходит постепенная шлифовка темных и жутких образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме и всеобщие по своему содержанию. Мифология была изначальным способом нейтрализации колоссальной психической энергии архетипов. Человек первобытного общества лишь в незначительной мере отделяет себя от «матери-природы», от жизни племени, хотя уже испытывает последствия отрыва сознания от животной бессознательности (на языке религии – «грехопадения», «знания добра и зла»). Гармония восстанавливается с помощью магии, ритуалов, мифов. С развитием сознания пропасть углубляется, растет напряжение. Перед человеком возникает проблема приспособления к собственному внутреннему миру, и все более сложные религиозные учения берут на себя задачу примирить, гармонизировать сознание с архетипическими образами бессознательного. Человеческая психика есть целостность бессознательных и сознательных процессов. Это саморегулирующаяся система, в которой 1 Более подробно с пониманием Юнга «архетипов» и их роли Вы можете ознакомиться в Приложении 8. происходит постоянный обмен энергией между элементами. Обособление сознания ведет к утрате равновесия, и бессознательное стремится «компенсировать» односторонность сознания. Люди древних цивилизаций ценили опыт сновидений, галлюцинаций как милость божию, поскольку именно в них открывалась вечная мудрость. Если сознание игнорирует этот опыт, если культура отбрасывает ритуалы инициации и мифы, помогающие ассимилировать энергию коллективного бессознательного, то символическая передача невозможна, и архетипические образы могут вторгнуться в сознание в самых примитивных формах. С такими «вторжениями» коллективного бессознательного Юнг связывает не только все растущее число индивидуальных психических заболеваний, но и массовые психозы современности. Расовая мифология и «одержимые» вожди нацистов, коммунистический миф о реализации «золотого века» - все это детски наивно с точки зрения разума, однако подобные идеи захватывают миллионы людей. Все это свидетельствует о вторжении сил, которые намного превосходят человеческий разум. Разложенный на формулы символический космос сделался чуждым человеку, а сам он превратился в одну из физических сил. В образовавшийся вакуум хлынули абсурдные политические и социальные доктрины, начались катастрофические войны. Цель «аналитической психологии» - направления основоположником которого стал Юнг, гармонизация сознания и бессознательного. Хотя в последние годы мыслитель преимущественно занимался не врачебной практикой, а изучением проявлений коллективного бессознательного, что стало мощным импульсом для последующих исследований в области философии культуры. Еще одним выдающимся представителем психоанализа был Эрих Фромм (1900—1980). Он исходит в своем учении из социального бессознательного, которое не является уровнем или нишей человеческой психики. По мнению Фромма, бессознательное — это состояние психики. Это идеи, настроения и переживания людей, которых общество лишило ясной осознанности посредством ряда «фильтров»: языка, логики, социальных табу. Так, к примеру, в годы III Рейха добропорядочные немцы искренне «не замечали» существования концлагерей. Следующим нововведением Фромма стал «социальный характер», который он отличал от индивидуального характера человека. «Социальный характер» направляет энергию больших масс людей в определенное русло. Отдельный индивид овладевает социальным характером в процессе так называемой «социализации». При этом структура социального характера меняется от эпохи к эпохе, обеспечивая, согласно Фромму, органическую связь между экономикой, политикой и идеологией исторического времени. Опираясь на свою теорию Фромм, исследует многие социальные явления общества XX века, проявления потребительского общества (стремления к обладанию 2 в его терминологию), а также феномен фашизма и тоталитаризма, включая факт того что люди в век воспевания свободы личности, добровольно и массово от этой свободы отказывались. В целом психоанализ как направление в психологии и философии сохраняет свое влияние до настоящего времени, и он сыграл большую роль в понимании функционирования психики человека и сущности многих социальных явлений XX века. 1.2. Экзистенциализм Экзистенциализм (лат. existetia — существование), или философия существования,— одно из наиболее влиятельных и распространенных направлений в философии XX века. Появился он в период между двумя мировыми войнами (1918-39 г.г.) в Германии, а после второй мировой войны пережил второй период расцвета, преимущественно во Франции. Мировые войны показали человечеству реальность конца цивилизации. Это было время осмысления пережитых потерь и разочарований, время кардинальных переоценок прежних идеалов, включая веру в разум человека и силу науки. Так как прошедшие войны показали самые темные стороны человеческой натуры: жестокость, стремление к превосходству, уничтожению. Были отброшены христианские ценности, культивировавшиеся на протяжении многих тысячелетий. В Германии, Италии и Испании существовали фашистские режимы, опирающиеся на низменные и животные инстинкты людей. Одиночество, индивидуализм, утрата чувства сопричастности происходящему, неприкаянность - вот главные черты менталитета той эпохи. Именно в это время формируется экзистенциализм, в котором отразилось общее мироощущение людей той эпохи. Как философское и духовное течение экзистенциализм просуществовал с 20-х по 70-е годы ХХ века и был представлен многочисленными учениями и школами. Родоначальниками этого философского направления являются Мартин Хайдеггер (1889-1975), Карл Ясперс (1883–1969), Жан Поль Сартр, Габриэль Марсель, Альбер Камю. Наибольшее влияние оказали на экзистенциалистов работы Кьеркегора и Ницше. Философы- экзистенциалисты часто прибегали к изложению своих идей в собственно- литературной форме (романы, эссе, пьесы), хотя им не была чужда и определённая философская методология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н.А. Бердяев, Л. Шестов) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Центральным понятием учения является экзистенция — человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, которая есть выбор самой себя, своей сущности. Выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире. 2 Более подробно с пониманием данного опроса изложенного работе «Иметь или быть» Вы можете ознакомиться в Приложении 8 Основная установка экзистенциализма - существование предшествует сущности, т.е. человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность. По экзистенциализму, человек - это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистском учении о «пограничных ситуациях» - предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность. И главная «пограничная ситуация» - это ситуация перед лицом смерти. Пограничные ситуации ставят человека перед необходимостью выбора. Человек постоянно должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы. Представляется возможным выделить ряд ключевых проблем обсуждавшихся в рамках экзистенциализма: 1) Проблема бытия, в частности бытия человека, перед лицом смертности (например, М. Хайдеггер работа «Бытие и время»); 2) Проблема становления человека, его свободы и ответственности за свой выбор. Так в противовес психоанализу, Ж.П. Сартр в работе «Экзистенциализм – это гуманизм» отмечал, что человек делает самого себя, постепенно обретает свою сущность, изначально уже обладая существованием, т.е. нет заданной человеческой природы; никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не способен превратить его в человека. Индивид должен сделать это сам. И именно он несет ответственность, если его превращение в человека в подлинном смысле так и не состоится. 3) Проблема понимания абсурдности бытия человека и поиск выхода (Ж.П. Сартр, А. Камю). «Изо дня в день, — пишет Камю, — нас несет время безотрадной жизни, но наступает момент, когда приходится взваливать ее груз на собственные плечи. Мы живем будущим: «завтра», «позже», «когда у тебя будет положение», «с возрастом ты поймешь». Восхитительная эта непоследовательность — ведь в конце концов наступает смерть. Приходит день, и человек замечает, что ему тридцать лет. Тем самым он заявляет о своей молодости. Но одновременно он соотносит себя со временем, занимает в нем место, признает, что находится в определенной точке графика. Он принадлежит времени и с ужасом осознает, что время — его злейший враг. Он мечтал о завтрашнем дне, а теперь знает, что от него следовало бы отречься. Этот бунт плоти и есть абсурд». Несмотря на различия подходов, философы-экзистенциалисты исходят из очень важной идеи индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним самим и с другими людьми. Человек - своего рода «проект», который живет, развертывается, реализуется или не реализуется, и процесс обретения индивидом человеческой сущности длится всю его жизнь, не теряя остроты и драматизма 3 3 Более подробно с идеями философов- экзистенциалистов Вы можете ознакомиться в Приложении 8 2. Философия науки: неопозитивизм и постпозитивизм В конце XIX века позитивизм в своем изначальном виде переживает кризис, вызванный, во-первых, прогрессом естественно-научного знания, обесценившим многое из тех «синтетических» обобщений, которые рассматривались, в частности Контом, как как вечное и неоспоримое приобретение науки; во-вторых, коренной ломкой понятий в физике на рубеже XIX и XX вв., а также интенсивным развитием психологических исследований, заставлявшим предпринимать анализ тех самых «предельных» вопросов знания, которых всячески избегал позитивизм. Это и ряд других причин, приводит к формированию нового этапа позитивизма - эмпириокритицизма или махизма (основатель Эрнст Мах), в которой вновь ставиться вопрос о месте философии в системе наук, а ее основной задачей провозглашается создание теории научного познания. Но в целом махизм носит явно выраженный субъективно-идеалистический характер. Тенденции махизма получают своё дальнейшее развитие в неопозитивизме (включая логический позитивизм, а в дальнейшем аналитическую философию), его появление относится к 20-м гг. XX в. и является третьим этапом эволюции позитивизма, сохраняющий свое влияние до настоящего времени, хотя уже в 1930—40-х гг. (и особенно с 1950-х г.г.) отчетливо начинает осознаваться несостоятельность его исходных установок. Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско- методологических проблем, выдвинутых развитием науки, в частности отношений философии и науки в условиях дискредитации традиционной спекулятивной философии, роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Основные представители: Мориц Шлик (1882—1936), Бертран Рассел (1872–1970), Людвиг Витгенштейн (1889–1951), Рудольф Карнап (1891– 1970) и др. Неопозитивизм разделяет исходные философско- мировоззренческие принципы позитивизма — прежде всего идею отрицания возможности философии как теоретического познания. В центре внимания неопозитивизма - анализа языка науки и логической структуры теорий. По мнению Л. Витгенштейна, одного из основоположников неопозитивизма или логического позитивизма, любое высказывание, имеющее смысл, должно быть сводимым к атомарным предложениям, которые, в свою очередь, являются лишь описаниями. Понятно, что философские (метафизические) идеи к подобным высказываниям свести нельзя. Основным критерием научности провозглашается принцип опытной проверяемости научных высказываний (принцип верификации). Однако последовательное проведение данного принципа ставит под сомнение научный статус не только таких дисциплин, как, например, история или психология, но и естественных наук, которые часто базируются на утверждениях, которые не проверяются (например, понятие эфира в ньютоновской физике). Предложенная модель оказывается очень узкой, так как заставляет отказаться от общих предложений науки, то есть от ее законов, достоверность которых нельзя обосновать с помощью верификации. Именно этот факт способствовал кризису неопозитивизма и появление в 50-х годах XX века своеобразной альтернативы постпозитивима. Постпозитивизм – общее название, используемое в философии науки для обозначения множества методологических концепций, пришедших на смену методологии логического позитивизма в конце 1950-х гг. Характерная черта постпозитивизма — разнообразие методологических концепций и изменение проблематики исследования. Родоначальником этого направления является Карл Поппер (1902-1994) который в своей работе «Логика и рост научного знания» решая проблему разграничения (демаркации) научного и философского знания приходит к выводу что не все научные теории возможно проверить (верифицировать) эмпирическим путем. Он доказывал, что научное знание не может быть оправдано (и не нуждается в оправдании); оно рационально не потому, что мы находим ему оправдание, а потому, что мы способны его критиковать. Поппер в противовес принципу верификации выдвигает принцип фальсификации. Первоначально фальсификация - это один из способов проверки истинности теоретических утверждений (гипотез,- теорий) посредством их опровержения путем сопоставления полученными в результате опыта эмпирическими данными. Поппер этот принцип истолкован не как способ определения осмысленности научных утверждений, а как метод отделения науки от ненауки. Согласно Попперу, статусом научности обладают лишь такие высказывания, которые в принципе могут быть фальсифицированными, принципиально же нефальсифицируемые утверждения лишаются его. Именно принципиальная фальсифицируемость (опровергаемость) теории является необходимым условием ее научности (например, существование Бога нельзя опровергнуть и нельзя доказать рационально, следовательно – это не является знанием научным, а применение теории механики Ньютона для объяснения физических процессов с появление теории относительности Эйнштейна по ряду моментов было пересмотрено и опровергнуто). Таким образом, Поппер по сути, отказываются от доминирующей установки о научном знании как раз и навсегда данном, отвергая кумулятивный (накопительный) путь развития науки. Одна из главных заслуг Поппера – это переориентация философии науки на проблему развития научного знания. Вслед за ним Томас Кун (1922-1996) в работе «Структура научных революций» предлагает новую теорию развития науки, как смену научных парадигм – признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Иными словами определенная рациональная картина мира, проблемы и методы ее исследования, которые в силу ряда причин меняются в результате научных революций. Таким образом, К. Поппер, Т. Кун и другие мыслители этого направления И. Лакатос, М. Полани, П. Фейерабенд исходят из идеи относительности исторической обусловленности познавательных ценностей и результатов научного знания, тем самым отказываясь от поиска некого единого критерия научного знания, а также признания доминирующей роли науки в развитии культуры. Происходит своеобразная реабилитация философии и обоснование плюралистического видения мира и места человека в нем. Безусловно, это изменение не является ни всеохватным, ни необратимым; критический анализ связанных с ним процессов является необходимым условием дальнейшего развития философии науки. 3.Общая характеристика других направлений философии XX века. Феноменология (от греч. phainomenon — являющееся) — одно из главных направлений в философии 20 в.Основатель этого направления немецкий философЭдмунд Гуссерль (1859- 1938), а к списку выдающихся феноменологов принадлежат такие имена как М. Хайдеггер, М. Шелер, М. Мерло-Понти, А. Шюц, П. Рикёр. Гуссерль в своей основной работе «Логические исследования» выдвигает цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к «всеобъемлющему единству сущего», которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще. Такой наукой и должна стать феноменология. Он исходит из посылки, что сознание - это поток феноменов, который предан нам до всякой рефлексии и выступает как целостность. Феномены - элементы потока переживаний и тоже целостности. Они не могут быть восприняты путем абстрагирования, выведения общего из индивидуального. Поэтому соотнестись с феноменами можно только путем идеации - особого рода усмотрения сущности, интуитивного категориального созерцания. Усмотрение феноменов - это извлечение их из потока сознания. Итак, идя путем созерцания, мы открываем деятельную сущность сознания: сознание конституирует смыслы, которые мы придаем действительности. Поскольку смысл - отношение, а не вещь, то его и нельзя передать как вещь. Каждый человек сам и только сам может придать смысл тому, что происходит. Существует как бы запрет на получение смысла извне. Усмотрение феноменов позволяет нам избавиться от натуралистических иллюзий и от навязанных извне интерпретаций, от конструкций «мнения». Кроме того, феномены не подчинены причинным связям, их связи - смысловые. Это говорит, во-первых, о том, что сознание - это сфера свободы, сфера «иначе-действия», непредсказуемая заранее, и во-вторых, это означает, что сознание мы можем только описывать. Метод феноменологии - дескриптивный метод, метод описания. Сознание – «Гераклитов огонь», оно не укладывается в жесткие понятийные формы, отсюда - огромная важность выбора языка, способного передать в описании все переливы живого сознания. В ходе своего существования и развития феноменология создала целый спектр собственных интерпретаций, но и оказала мощное воздействие на многие направления современной мысли: экзистенциализм, герменевтику, понимающую социологию и другие. Феноменологический метод применяется в психологии, социологии, этике, эстетике, праве, онтологии, философии математики и естествознания. Герменевтика (греч. hermeneutike), в широком смысле - искусство истолкования и понимания текстов. На основе исследований М Хайдеггера и Вильгельма Дильтея (1833—1911) создает свое учение Ханс Георг Гадамер (1900—2002), считающийся основоположником герменевтики как самостоятельного философского направления. Свою задачу он видел в создании на основе герменевтики некоторой новой «онтологии». Но эта «онтология» должна отличаться от традиционной онтологии, которая считала основами мироздания Бога, материю, природу, пространство, время, бесконечность и т.д. У Гадамера онтология является производной от языка. Понимание текста, согласно Гадамеру, есть одновременно его интерпретация, а потому не только открытие скрытых смыслов, но и их порождение. Гадамер здесь действительно схватывает важное свойство языка и речи. Вернее, это свойство человеческого мышления, суть которого в том, что человек что-то понимает только тогда, когда он мыслит, а значит, активно строит воображаемый образ понимаемого. Обращение к тексту - традиция герменевтики, на которую опирается и Гадамер. Но в процедуры истолкования текста, которые и находятся в центре его внимания, Гадамер вносит важные новшества. В некоторых традиционных и современных герменевтических концепциях обосновывалась идея о том, что истолкование должно стать максимальным «приобщением» к миру, замыслам, личности творца (или творцов) текстов, как бы «перевоплощением» в давно умерших авторов. Тем самым гарантировались глубина и объективность интерпретации, реконструкция заложенного в тексте смысла. Гадамер существенно модифицирует герменевтический подход. Настаивая на непреодолимой уникальности бытийной исторической ситуации, в которой был создан текст, и ситуации его интерпретатора, Гадамер делает вывод: «проникновение», «перевоплощение» невозможно, да и нежелательно. Раз дистанция между прошлым и настоящим, текстом и интерпретатором все равно существует, раз реконструкция нереальна и все равно имеет место конструкция смысла (текста и ситуации), то следует тщательно продумать процессы и процедуры герменевтики именно в этих, ранее упускавшихся из виду или подвергаемых отрицанию аспектах. Прагматизм (от греч. pragma — дело, действие) — течение американской мысли, в котором фактор практики используется в качестве методологического принципа философии. Возникло в 1870-х гг., оформилось в 1-й половине XX в. и как тенденция сохранилось во 2-й половине. Основными представителями являются: Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи. По мнению Пирса, название направления происходит от «прагматической веры» Канта, когда человек действует, не обладая полным знанием и основываясь на вере, которую Кант и назвал «прагматической». В основе прагматизма, так же как и во многих других учениях этого времени, лежат интересы человека. Поскольку истины классической науки далеко не всегда эффективны, а теоретическое знание необходимо, хотя бы в конечном счете, для удовлетворения потребностей человека, прагматики считают что «истина — то, что полезно». С этой позиции ранжируются и научные идеи, которые делятся на истинные — те, которые полезны, и ложные — те, которые приносят вред. Наука — «служанка» человека, нужная ему для достижения своих интересов и целей. В терминологическом аппарате прагматиков есть понятия «вера» и «воля». Вера в данном случае противопоставляется сомнению, т.е. не является только религиозной, и считается критерием истины (Пирс). В этом смысле наука трактуется как коллективная вера. Воля необходима для руководства знанием, постановки нужных целей и обеспечения их достижения. Прагматизм — дитя своего времени и даже своей культуры. Но его не следует путать с более субъективным и циничным практицизмом, с философией «американской мечты» и т.п. Прагматизм ориентирован на благо для человека, он учит эффективно преодолевать трудности, он возвращает знание в процесс жизни. Прагматизм оптимистичен, воля, провозглашаемая им, носит созидательный характер. Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни, философии и культуре второй половины XX века. В настоящее время существует ряд концепций, рассматривающих специфику постмодерна, зачастую противоречащие друг другу. Философию постмодерна можно рассматривать либо как последний этап развития постклассической философии, по сути уже представляющий собой самостоятельную философскую парадигму, отличающуюся рядом наиболее общих особенностей: 1. Отмечается сближение философии с искусством. Таким образом, философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса множества концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. 2. В философии, так же как и в культуре в целом, действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». К наиболее выдающимся представителям философии посмодерна можно отнести: Р. Барта, Ж. П. Бодрийара, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ю. Кристева, Ж.Ф. Лиотара, Ж. Лакана, М. Фуко. Не смотря на всю неоднозначность философии постмодернизма, к заслугам ее представителей можно отнести факт того, что в сферу философской рефлексии попали, ранее не исследуемые в рамках философии явления, например, феномены сексуальности и безумия в истории культуры в работах М. Фуко; проявления мифологического сознания в современном обществе у Р. Барта; особенности современного информационного общества, виртуализация реальности и «симулякры» в работах Ж. П. Бодрийара. Насколько же является значимой для дальнейшего развития философии и культуры данная традиция покажет время. Резюме: Современная философия демонстрирует нам многообразие философских направлений и обсуждаемых проблем, в том числе обусловленных социально-политическими реалиями XX-XXI веков. Мы представили лишь весьма краткое описание, по нашему мнению, ведущих направлений философского знания, что касается более детального рассмотрения отдельных проблем, в том числе актуальных на сегодняшний день, этому посвящен второй раздел нашего учебного курса. |