Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 6. Философская антропология. Человек: проблемы бытия, сознания, познания Задание для индивидуального выполнения (базовыйуровень)

  • Индивид, индивидуальность, личность. Типологизация личности.

  • Типы бытия: человеческое измерение. Смысл жизни человека. Основные стратегии смысложизненного поиска.

  • Структура сознания. Основные формы сознания. Сознательное и бессознательное.

  • Познавательные способности человека. Виды познавательной деятельности.

  • Задание для индивидуального выполнения (продвинутый уровень)

  • Задание для индивидуального выполнения (высокий уровень)

  • 6 тема (1). Тема Философская антропология. Человек проблемы бытия, сознания, познания


    Скачать 31.25 Kb.
    НазваниеТема Философская антропология. Человек проблемы бытия, сознания, познания
    Дата04.05.2023
    Размер31.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла6 тема (1).docx
    ТипДокументы
    #1109127

    Рабочая тетрадь по философии (автор – А.В. Артамонова, к.ф.н., доц. ПГТУ)

    Волков Дмитрий Андреевич

    ИТС-21

    Тема 6. Философская антропология. Человек: проблемы бытия, сознания, познания
    Задание для индивидуального выполнения (базовыйуровень)


    1. Человек как центральная проблема философии.

    Идея «человек как центральная проблема философии» относится к вере в то, что наиболее важными вопросами и проблемами в философии являются те, которые относятся к людям, их природе и их месту в мире.

    На протяжении всей истории философы задавались такими вопросами о человеческом существовании, как: в чем смысл жизни? Какова природа человеческого сознания? Какова связь между разумом и телом? Что такое свобода воли? Каковы этические обязанности человека?

    Некоторые философы, такие как экзистенциалисты, утверждали, что человеческое состояние по своей сути проблематично и что поиск смысла жизни является главной заботой всех людей. Другие сосредоточились на природе человеческого сознания и отношениях между разумом и телом. Третьи исследовали этические последствия человеческого поведения и природу моральной ответственности.

    Во всех этих областях человек рассматривается как центральный объект философского исследования. Понимая природу человеческого существования, философы считают, что они могут получить представление о некоторых из самых фундаментальных вопросов о природе самой реальности.

    Смысл жизни человека – это объект философских размышлений о цели и предназначенности жизни, которые представлены в различных мировоззренческих системах, таких как религиозные, философские и этические. Существует множество ответов на вопросы о цели, истинах и ценности жизни, но можно выделить два основных концептуальных подхода к проблеме предназначенности человеческой жизни.

    Один подход, который можно назвать этическим, связан с моральными нормами и ценностями жизни человека, и общее понимание смысла жизни здесь связано с понятием счастья. Например, счастье в концепции Аристотеля рассматривалось как высшее благо, которое доставляет удовольствие. Самый яркий пример этого подхода - эвдемонизм, который утверждает, что счастье является высшей целью человеческого существования.

    В некоторых философских течениях пытаются определить ценность человеческой жизни через концепции загробного мира. Религиозные учения, такие как христианство, утверждают, что человек должен очиститься от грехов, чтобы стать достойным вечной жизни, и что смысл истории человечества заключается в искуплении первородного греха. Некоторые концепции предполагают предопределенность жизни, в то время как другие признают решающую роль свободной воли. Но есть также идея бессмысленности человеческого существования, которая противоречит поиску смысла жизни. Хотя вопрос о смысле жизни является сложным, человек продолжает искать на него ответы и задумываться об этом. Когда мы задумываемся о том, что связывает нас с жизнью, это приводит к изменению нашего отношения к ней. Нижеприведенные высказывания об истинном смысле жизни и настоящем счастье помогают нам приблизиться к пониманию этой тайны.


    1. Индивид, индивидуальность, личность. Типологизация личности.


    Индивидуальность относится к уникальным характеристикам, чертам и атрибутам, которые отличают одного человека от другого. Личность, с другой стороны, относится к образцам мышления, эмоций и поведения, которые составляют отличительный характер человека.

    Человек представляет собой особое явление природы, которое сочетает в себе как биологические, так и духовные аспекты. Он обладает способностью к абстрактному мышлению, высокой обучаемостью, членораздельной речью и высоким уровнем социальной организации. В современном обществе социальные факторы играют решающую роль в контроле биологических аспектов человеческой природы.

    Индивид – это отдельный представитель вида Homo sapiens, который обладает общими наследственными свойствами, присущими данному виду. Индивидуальность же определяется уникальными психофизиологическими особенностями каждого человека, такими как темперамент, физические и психические особенности, интеллект и мировоззрение.

    Личность – это совокупность индивидуальных особенностей, которые определяют человека как нравственное существо и члена общества. Это понятие отражает все, что является надприродным и историческим в человеке. Личность формируется в процессе культурного и социального развития и представляет собой уникальные черты, которые вносят свой вклад в общее социальное целое.

    История русской философии богата примерами проблем, связанных с личностью и ее духовным самосовершенствованием.

    В философии славянофилов, таких как Хомяков и Киреевский, была разработана идея "целостной личности". Они подчеркивали, что для достижения этой целостности важно согласование рассудка и чувств с требованиями духа и подчинение их "внутреннему корню разумения" в душе, чтобы они слились в "одно живое и цельное зрение ума". С. Н. Трубецкой добавил, что для понимания сознания личности необходимо учитывать идею соборности, общественного целого и коллективного сознания.

    В своей философской антропологии С. Л. Франк высказал идеи о двойственной природе человека, его внутренней антиномичности и диалектике взаимоотношений между Богом и человеком. Он отметил, что личность является двигателем общественной жизни, но не может быть понята как замкнутая в себе и самодовлеющая реальность. И. А. Ильин развивал теорию личности, уделяя особое внимание проблеме борьбы со злом и проблеме формирования и воспитания духовно и морально здоровой личности, связывая их с пониманием смысла жизни человека. Хотя он не оправдывал применение насилия, он считал его допустимым в определенных условиях, когда это необходимо в интересах человека или общества.


    1. Типы бытия: человеческое измерение. Смысл жизни человека. Основные стратегии смысложизненного поиска.

    Человеческое измерение охватывает различные аспекты человеческого существования, такие как физический, эмоциональный, интеллектуальный, социальный и духовный. Люди уникальны в своей способности думать, чувствовать и общаться с другими. Смысл человеческой жизни может быть субъективным и варьируется от человека к человеку. Некоторые могут найти смысл в своих отношениях с другими, а другие могут найти его в своей работе или личных достижениях.

    Когда дело доходит до поиска смысла жизни, есть несколько основных стратегий, которым можно следовать:

    1. Развивайте самосознание. Понимание себя и своих ценностей имеет решающее значение для определения того, что придает жизни смысл.

    2. Стройте и поддерживайте позитивные отношения. Люди — социальные существа, и содержательные связи с другими могут дать чувство цели и принадлежности.

    3. Стремитесь к личностному росту. Постоянное обучение и рост личности может дать чувство удовлетворения и целеустремленности.

    4. Найдите значимую работу и займитесь ею: работа, которая соответствует вашим ценностям и дает чувство цели, может приносить удовлетворение.

    5. Практикуйте благодарность. Сосредоточение внимания на том, за что человек благодарен, может изменить точку зрения на позитив и признательность.

    6. Вклад в большее дело. Вклад в общее дело или сообщество может дать ощущение цели и удовлетворения.

    Эти стратегии могут помочь людям определить и следовать тому, что придает смысл их жизни.

    1. Структура сознания. Основные формы сознания. Сознательное и бессознательное.

    Структура сознания относится к организации и компонентам нашего субъективного сознания. Существуют разные теории о структуре сознания, но большинство согласны с некоторыми основными формами сознания, такими как:

    1. Сенсорное сознание: осознание сенсорной информации, такой как зрение, звук, осязание, вкус и запах.

    2. Эмоциональное сознание: осознание эмоциональных переживаний, таких как чувство радости, гнева, печали или страха.

    3. Когнитивное сознание: осознание мыслей, убеждений и психических процессов, таких как память, внимание и рассуждение.

    Сознание также можно разделить на две основные категории: сознательное и бессознательное. Сознание относится к мыслям, чувствам и переживаниям, которые мы осознаем в любой момент, в то время как бессознательное относится к психическим процессам, которые не доступны непосредственно сознательному осознанию.

    Считается, что бессознательное включает в себя такие вещи, как автоматические телесные функции, такие как дыхание и частота сердечных сокращений, а также более глубокие психические процессы, такие как подавленные воспоминания, эмоции и желания.

    Концепция бессознательного была разработана Зигмундом Фрейдом, который считал, что оно играет значительную роль в формировании поведения и личности человека.

    В целом структура сознания и взаимодействие между сознательными и бессознательными процессами сложны и до сих пор изучаются учеными и философами.

    1. Познавательные способности человека. Виды познавательной деятельности.

    Общие закономерности процесса познания включают следующие аспекты:

    1. Движение от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. На первом этапе происходит активное взаимодействие субъекта с объектом познания, где преобладает чувственное отражение действительности. На втором этапе оперируют понятиями, суждениями и умозаключениями, что позволяет постичь скрытую сущность объекта. Проверка результатов познания осуществляется на практике.

    2. Движение от явления к сущности и обратно. Человек постоянно углубляется в объект, вскрывая новые внутренние и внешние связи и отношения.

    3. Движение от непосредственного созерцания к рассудочному мышлению и от него к разуму. Непосредственное созерцание – это восприятие мира с помощью нерасчлененного единства чувств и мышления. Рассудок – это абстрактное мышление, сводящее действительность к одной из формальных противоположностей или к количественному описанию явлений. Разум – это диалектический способ мышления, который преодолевает поверхностность непосредственного созерцания и односторонность рассудка и создает синтетическую мысленную картину целостного бытия.

    4. Диалектика познания, которая заключается в движении через единство и борьбу двух сторон познания– отражение и понимание. Понимание представляет собой выявление сущности предметов, их смысла и значения, и является функцией научного познания. Оно направлено на расшифровку научных и обыденных смыслов, которые налагаются на объект знания.
    Термины:

    Антропогенез — это часть эволюционного учения, повествующая о процессе появления и эволюции человека как биологического вида. Антропогенез являет понятием, расположенным на стыке различных областей наук (биология, антропология, палеонтология, философия, этика и т.д.).

    Бессмертие - вера в нескончаемость человеческого существа, особенно души человека.

    Бессознательное - совокупность психических процессов, функции и состояний, не представленных в сознании субъекта (желания, влечения, переживания и т.д.)

    Гедонизм - тип эти­ческих учений, а также система нравственных воззрений, согласно которым все моральные определения (содержа­ние понятий добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные).

    Гуманизм - особый тип фи­лософского мировоззрения, в центре которого — человек с его земными делами и свершениями, с присущими его природеспособностями и влечениями, с характерными для него нормами поведения и отношениями. В широком смысле слова гуманизм — доброжелательное отношение к человеку, утверждающее его свободу и достоинство незави­симо от каких-либо исполняемых им социальных функций и ролей, усматривающее в нем самостоятельный источник творческих сил.

    Детерминизм - учение о взаимосвязи и взаимообусловленности яв­лений и процессов реальности. Они на­целивают исследование на анализ и раскрытие условий, причин и закономерностей, любых изменений в природе, обществе и мышлении.

    Диалектика - логическая форма и всеобщий способ рефлек­сивного теоретического мышления, имеющего своим пред­метом противоречия его мыслимого содержания.

    Добро – ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоему стандарту или сам этот стандарт.

    Долг – нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственная необходимость, фиксированная в качестве субъективного принципа поведения.

    Достоинство – характеристика человека с точки зрения его внутренней ценности, соответствия собственному предназначению.

    Закон – некоторые, вырабатываемые и поддерживаемые человеческим сообществом и его институтами требования и нормативные предписания, которые должны выполнять физические, юридические лица и иные субъекты морали и права.

    Зло – представление, противоположное добру, основополагающая для морали и этики; охватывает негативные состояния человека и силы, вызывающие эти состояния.

    Идеальное – субъективный образ объективной реальности, т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли.

    Индивид – единичное сущее, которое не может быть разделено без утраты его идентичности.

    Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека.

    Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

    Материальное – состоящее из материи.

    Мышление – процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата.

    Нравственность –осмысленность человеческой деятельности в той мере, в какой она зависит от решений самого действующего субъекта и воплощается в его ответственном существовании.

    Психика – система функций внешней и внутренней деятельности субъекта, обеспечивающих его ориентировку в мире, построение врезультате этой ориентировки образа мира и регуляцию на его основе деятельности субъекта в его мире.

    Развитие – высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому.

    Самосознание – осознания субъектом самого себя, т.е. состояний своего тела, фактов сознания, своего Я.

    Свобода – идея, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами.

    Совесть – способность человека, осознавать и переживать свое несоответствие должному – неисполненность долга.

    Сознание – состояние психической жизни индивида, которое выражается в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях.

    Сущность – то, что составляет внутреннее содержание, ядро, основу чего-либо.

    Тождество – равенство двух выражений, справедливое для любых допустимых значений входящих в них переменных.

    Хаос – неупорядоченное первовещество, противоположность конечному, упорядоченному космосу.

    Ценность – понятие, используемое для обозначения объектов и явлений, значимых в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов, а также для обозначения самой этой значимости.

    Человек - существо, наиболее известное самому себе в своей эмпирической фактичности и наиболее трудно улови­мое в своей сущности.

    Эвдемонизм - философско-этическая традиция и жизненная установка, соглас­но которым единственным или высшим (более предпочти­тельным, чем все остальные) человеческим благом является счастье; особый, в основе своей телеологический, способ обоснования морали и тип этической теории.

    Эволюция - в био­логии — изменение живой материи в ходе развития организ­ма или в последовательности поколений организмов.

    Эклектика - хао­тический способ изложения сведений о предмете без их от­бора и систематизации.

    Эмпатия - пости­жение эмоционального состояния другого человека сопере­живанием.

    Энтропия – мера неупорядоченности. Она всегда увеличивается со временем (здания разрушаются, машины ржавеют, люди стареют и т.д.).

    Этика – философская наука, предметом изучения которой является мораль нравственность
    Конспект первоисточника:

    1. З. Фрейд «Введение в психоанализ» (глава 29)

    В главе 29 «Вводных лекций по психоанализу» Зигмунда Фрейда обсуждается концепция психоаналитической терапии и ее эффективность в лечении психических заболеваний. Основная идея главы заключается в том, что психоаналитическая терапия основана на идее раскрытия вытесненных мыслей и эмоций с целью разрешения глубинных психологических конфликтов. Исследуя подсознание с помощью свободных ассоциаций и анализа снов, пациенты могут получить представление о своем поведении и моделях мышления, что может привести к долгосрочному эмоциональному исцелению. В главе также исследуются некоторые критические замечания в адрес психоаналитической терапии и утверждается, что, несмотря на ее недостатки, она остается ценным инструментом в лечении психических заболеваний.

    1. Ф. Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (полностью).

    В своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Фридрих Энгельс утверждает, что развитие человека из приматов тесно связано с эволюцией труда. Основная идея Энгельса состоит в том, что способность работать и преобразовывать окружающую среду посредством труда была движущей силой развития человека. Он предполагает, что превращение примитивных обезьян в современных людей во многом произошло благодаря способности использовать орудия труда, что привело к развитию языка, культуры и общества. Энгельс подчеркивает важность труда в развитии человека и утверждает, что именно он отличает нас от других животных.

    Задание для индивидуального выполнения (продвинутый уровень), выполняется один вариант из двух.

    1 вариант - составить презентацию на тему «Постчеловек: новое тело, новые возможности и угрозы».

    2 вариант- составить схему на тему «Развитие личности человека (с помощью философии)». Схема может быть любой, на Ваш выбор. ВАЖНО: основная задача схемы – выявить основные варианты применения философских знаний для развития личности человека

    Задание для индивидуального выполнения (высокий уровень)– составить историческую справку по развитию темы исследования (выбранной для написания статьи) в философской антропологии, онтологии, гносеологии (по вопросам из базового задания), план-конспект – не менее 2 страниц.

    Например, Вы занимаетесь темой, связанной с личностью человека, в процессе подготовки базового и продвинутого задания, Вы будете сталкиваться с идеями о человеке различных философов, и Ваша задача выписывать эти идеи в формате плана-конспекта (то есть не развернутыми предложениями, а ключевыми идеями, тезисно)

    ПРИМЕР:

    Человек в современной западной философии:

    Ж.-П. Сартр – Человек – проект самого себя, он -свобода. …

    Ф. Ницше – человек – канат над пропастью между животным и сверхчеловеком …



    написать администратору сайта