Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание 2 (проверяемое вручную) Тема 7. Расширение фронта поиска истины (вторая половина XVIII в.) Тема эссе: «Деятельность Академии наук во второй половине

  • XVIII века и ее вклад в становление русской исторической науки»

  • Задание 3 (проверяемое вручную) Тема 7. Расширение фронта поиска истины (вторая половина XVIII в.)

  • Задание 4 (проверяемое вручную) Тема 8. Яркий всплеск традиционализма в исторической науке (первая четверть XIX века)

  • Задания. Тема Формирование и развитие исторических знаний в ixxvii вв


    Скачать 29.23 Kb.
    НазваниеТема Формирование и развитие исторических знаний в ixxvii вв
    Дата17.06.2022
    Размер29.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗадания.docx
    ТипДокументы
    #600374

    Задание 1 (проверяемое вручную)

    Тема 1. Формирование и развитие исторических знаний в IX–XVII вв.

    Тема эссе: «Начальные этапы древнерусской историографии»

    Средневековые исторические представления роднит существенная общая черта, а именно: исторические события освещались авторами с позиций провиденциализма, то есть божественного предначертания, человеческие поступки и исторические события и явления объяснялись вмешательством провидения в человеческие дела

    На ранних этапах становления государственности у восточных славян исторические события объяснялись деятельностью божеств языческого пантеона, а позднее, с распространением христианства, - волей Господа.

    Средневековая историческая идея оформлялась в уникальных памятниках богословской мысли. Важнейшим памятником такой мысли было, в частности «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. «Слово» было впервые произнесено 26 марта 1049 г. Иларион стал первым русским по национальности митрополитом (1051-1054 гг.), который занял митрополичью кафедру усилиями Ярослава Мудрого (до этого митрополитами в Киеве ставили греков, присылаемых из Византии) «муж благ, книжник и постник».

    Время написания «Слова» датируется периодом между 1037-1050 годами. Иларион написал его еще тогда, когда был священником что сохранилось более чем 50 списков, относящихся к ХV – ХVI векам.

    Это первый дошедший до нас историософский и политический трактат Древней Руси. В «Слове» история различных народов, в том числе и русская история, рассматривалась автором как история прогресса, в основе которого лежит процесс приобщения народов к христианству

    Смысл существования народа -познать себя, свою задачу перед Богом. Это духовно-нравственный смысл всей истории.

    С древнейших времен на несколько веков наиболее распространенной формой исторических сочинений на Руси и ярчайшим примером именно исторических сочинений становятся летописи, то есть погодные («по летам») записи о событиях.

    Часто составителем сводились различные летописные рассказы, тогда летопись получала вид сборника, "свода". Центры летописания находились чаще всего при княжеских дворах, епископских и митрополичьих кафедрах, монастырях.

    Древнейшим из дошедших до нашего времени летописных сводов является "Повесть временных лет", составленная в начале XII века (предположительно около 1110-1113 гг.) монахом Киево-Печерском монастыря Нестором на базе нескольких, предположительно киевских и новгородских, сводов XI века. Текст свода уже вскоре после создания был подвергнут переработке игуменом киевского Выдубицкого монастыря Сильвестром (1116 г.), .), а затем и другими летописцами, и явился, таким образом, сложным по составу памятником коллективного исторического творчества.

    Повесть временных лет" можно рассматривать уже как общероссийский свод. Через весь рассказ проходит идея единства русской земли, сила государства прямо связывалась с необходимостью единения. Идеалом государственного деятеля предстает Владимир Мономах, которому удалось объединить князей вокруг киевского великокняжеского стола для борьбы с половцами. "Повесть" охватывает историю человечества от Ноева потопа и до начала XII в.;

    В частности, в текст "Повести" включено "Поучение" Владимира Мономаха, автобиографическое назидательное произведение, обращенное к детям. Владимир учит своих детей, что если кто молвит, что "Бога люблю, а брата своего не люблю" - ложь это

    Излюбленным чтением на Руси в течение многих веков были жития святых. С приятием христианства Русь познакомилась с обширным кругом византийских житий. Среди них особым почитанием и популярностью пользовались повествования о чудесах, творимых Николаем Мирликийским и Георгием Победоносцем, жития Дмитрия Солунского и Марии Египетской. Уже во второй половине XI в. появляются и первые жития русских святых – Антония Печерского (до нашего времени не сохранилось), Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Таким образом, на отечественной почве родился один из самых любимых русским народом жанров - агиография.

    Среди памятников церковной литературы XI – XIII вв. выделяется своим сложным, синтетическим содержанием «Киево-Печерский Патерик». «Патерик» (от греческого «патер» - «отец») – сборник слов, поучений и рассказов о духовных отцах, в данном случае о монахах Киево-Печерского монастыря. Этот сложный по составу сборник содержит много указаний на события, которые отсутствуют в других исторически источниках. В нем содержатся интересные известия об экономике и культуре Киевской Руси.

    Значительное распространение на Руси имели апокрифы,; это произведения, написанные на сюжеты Ветхого и Нового заветов, но не вошедшие в канонический текст Библии, признанные церковью «ложными» и запрещенные для чтения. Ветхозаветные апокрифы были созданы, как правило, в среде позднего иудейства на еврейском и арамейском языках

    Именно в период Киевской Руси оформляется комплекс восточнославянского фольклора это былевой эпос. Кроме того, народное творчество создавало также сказки, загадки и пословицы, поговорки и присловья, игры, гадания и т.д. многое было записано исследователями уже в XVIII-XX веках.

    Неизменным остается провиденциалистское понимание действительности.

    Новое в русской историософии было связано прежде всего с именем Сергия Радонежского, который трудился над решением задачи преодоления «розни мира сего». Сергий создал общерусский культ Троицы, придав особый смысл празднику Пятидесятницы. – отличие от Византии

    Задание 2 (проверяемое вручную)

    Тема 7. Расширение фронта поиска истины (вторая половина XVIII в.)

    Тема эссе: «Деятельность Академии наук во второй половине XVIII века и ее вклад в становление русской исторической науки»

    Центр научной жизни Петербурга - Академия наук, в эпоху Ломоносова игравшая крупнейшую роль в развитии национальной русской культуры, во второй половине XVIII в., с возникновением новых, не связанных с Академией центров культурной жизни, постепенно утрачивает свое руководящее значение в научной жизни страны.

    Екатерина 11, стремясь показать себя продолжательницей дела Петра 1 и дорожа своей заграничной репутацией, обнаружила внешнюю заботу об учреждении, считавшемся петровским детищем и имевшем связи с Западной Европой. 6 октября 1766 года был издан правительственный указ, признавший «великое нестроение и совершенный упадок» Петербургской Академии наук и объявивший, что императрица принимает ее в «собственное ведомство» в целях привести в цветущее состояние. Однако далее широковещательных заявлений дело не пошло: существенных изменений в организации Академии не было проведено, нового устава Академия не получила. Реальною мерой для расширения научной деятельности явилось только значительное пополнение академических кадров.

    Желая придать блеск принятому на свое личное попечение научному учреждению, императрица пригласила из-за границы ученых, среди которых были крупные представители европейской науки. Математик Л. Эйлер, в первые годы своей деятельности уже работавший в Петербургской Академии, но вскоре покинувший ее, занял кафедру математики, а сыну его И. Эйлеру была предоставлена кафедра физики. Были также приглашены натуралисты П. С. Паллас и К. Ф. Вольф, ботаники С. Г. Гмелин, И. Гертнер, астроном Г.М. Ловиц, физик Л.Ю. Крафт, химик И.И. Георги и некоторые другие.

    Значительно выросли ко второй половине XVIII в. кадры академиков. В первые 25 лет существования Петербургской Академии наук в нее вступило 6 русских ученых: В. Е. Ададуров, Г. Н. Теплов, М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, С.П. Крашенников, Н.И. Попов, в следующие 25 лет (до 1775 г.) - 8 человек: А. П. Протасов, С. К. Котельников, С. Я. Румовский, М. Софронов, Г. В. Козицкий, И. И. Лепехин, П. Б. Иноходцев и И. И. Исленьев, а с 1776 по 1800 г. поступило еще 10 русских ученых: М.Е. Головин, Н.Я. Озерцовский, В. Ф. Зуев, Ф. П. Моисеенков, Н. П. Соколов, А. К. Кононов, В. М. Севергин, Я. Д. Захаров, С. Е. Гурьев, А. Ф. Севастьянов. В Академии так же работал талантливейший русский конструктор и изобретатель И.П. Кулибин. В последней четверти XVIII в. все отрасли научных знаний имели уже русских представителей.

    Но если в области математических и естественных наук Петербургская Академия наук безусловно сохранила ведущее место в стране, то развитие общественных наук, философии и литературы шло в основном уже вне стен Академии и вне прямого руководства со стороны правительства. Только в области филологии правительство пыталось при содействии Академии сохранить за собой руководство, хотя и не всегда удачно.

    Широко развернутая в эпоху Ломоносова работа над словарем и грамматикой русского языка была продолжена и во второй половине 18 века крупными деятелями русской литературы.

    Задание 3 (проверяемое вручную)

    Тема 7. Расширение фронта поиска истины (вторая половина XVIII в.)

    Тема эссе:«Просветительство и развитие отечественной историографии во второй половине XVIII века»

    В XVIII в. получили развитие исторические идеи гуманистов XVI и рационалистов XVII столетий. В центре внимания просветителей XVIII в. (Ф. М. Вольтер, Э. Гиббон, Ж. А. Кондорсе, Г. Б. Мабли, Ш. Л. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, Д. Юм и др.), как и их предшественников, находился человек — индивид, равный всякому другому. Христианская идея всеобщего равенства перед Богом была "опущена с неба на землю" и использована для того, чтобы сломать сословные перегородки. XVIII в. был временем возрождения античного духа. Человеческая личность противопоставлялась феодальному корпоративизму. Подкреплялись эти идеи теориями общественного права, общественного договора и разумного эгоизма.

    С точки зрения просветителей, все благодеяния должны последовать сверху, и чем могущественнее правитель, тем больше у него возможностей облагодетельствовать своих подданных. Просвещенный монарх, окруженный философами, — идеал, естественно выраставший из идеологии буржуазного Просвещения. Идеи французских, английских и немецких просветителей стал и общеевропейским явлением.

    Во второй половине XV'III столетия в России определились два направления просветительства. Представители умеренного, или либерального, крыла выступали за реформы, которые должны были осуществляться "просвещенным" монархом, представители революционного — за народную революцию. Распространение просветительской идеологии в России связано с Екатериной II. Правда, переписываясь с французскими философами и литераторами, императрица не предполагала возможных последствий своего увлечения.

    Историческая литература была довольно широко представлена в России переводами произведений античных писателей, в частности, "отца истории" Геродота, сделанного А. А. Нартовым. Как и в большинстве других стран Европы, в России выходили энциклопедии, словари (лексиконы) по самым различным отраслям знаний, словари иностранных языков, в том числе и языков народов ее населявших, географические и исторические словари. Лучшими из них были "Географический лексикон Российского государства" Ф. А. Полунина и Г. Ф. Миллера (1773 и 1788—1789) и незавершенное произведение В. Н. Татищева "Лексикон Российский, исторический, географический, политический и гражданский" (впервые был издан в 1793 г.). В "Опыте исторического словаря о Российских писателях" (1772) II. И. Новикова содержались биографии представителей различных слоев общества.

    В 60-х — первой половине 70-х гг. формировались исторические концепции, выражавшие взгляды разных социальных групп, зарождается буржуазная историография, в некоторых трудах появляется критика крепостного строя. В свою очередь дворянские историки пытаются осмыслить происходящее и укрепить свои позиции, обращаясь к историческому опыту.

    В 1760-е гг. в ряде статей Щербатов сформулировал свои социально-политические взгляды: отрицание равенства людей, требование сильной государственной власти, критика правительства с позиций дворянской аристократии. Он проводил большую работу по научной публикации исторических источников (Царственная книга, "История Свейской войны", "Летопись о многих мятежах", Царственный летописец и др.).

    В 1767 г. в качестве депутата от дворян Ярославской губернии Щербатов участвовал в Комиссии по составлению нового Уложения, где выступил как лидер оппозиционного правительству родовитого дворянства. Он выступал за ограничение доступа в дворянство лицам из других сословий.

    Послужной список Щербатова довольно большой: работа в Комиссии о коммерции, герольдмейстер, действительный камергер, заведование секретным делопроизводством по военным делам, тайный советник, президент Камер-коллегии, сенатор.

    Разделяя точку зрения об общности общественного развития различных народов, Болтин останавливался на роли в этом процессе таких условий, как климат, воспитание, форма правления. Понятие "национальный характер", по его мнению, зависит больше от климата. Стремление определить общие линии исторического развития ряда народов сочетается у Болтина с идеей своеобразия их исторической жизни. Наконец, он подчеркивает значение в истории счастья, фортуны — понятий, в конечном счете ассоциирующихся с Божественным промыслом.

    Представление о сходстве исторического развития различных стран и одновременно идеи о своеобразии России Болтин использует для построения своей концепции. Крепостной строй для него — это порядок, который можно обосновать, исходя из "естественного разумения о вещах": если "вольный человек" не может быть "без собственности", то крестьянин не может быть без помещика; вольность приносит пользу далеко не каждому народу. Защищая крепостнический строй России, Болтин подчеркивает, что он в большей мере отвечает интересам русского народа, чем порядки, господствовавшие в других странах. Политическим идеалом Ивана Никитича была крепкая самодержавная власть.

    Свое отношение к религии, церкви и духовенству Болтин выразил словами: "для народа просвещенного духовенство просвещенное полезно; для народа же непросвещенного духовенство просвещенное бедственно и гибельно".

    Исторические взгляды Болтина отличались оригинальностью. Он один из наиболее крупных представителей историографии второй половины XVIII столетия.

    Задание 4 (проверяемое вручную)

    Тема 8. Яркий всплеск традиционализма в исторической науке (первая четверть XIX века)

    Тема эссе: «Общественное значение «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина»

    «История государства Российского» -- многотомное сочинение Н. М. Карамзина, описывающее российскую историю начиная с древнейших времён до правления Ивана Грозного и Смутного времени. Труд Н. М. Карамзина не был первым описанием истории России, но именно это произведение благодаря высоким литературным достоинствам и научной скрупулёзности автора открыло историю России для широкой образованной публики и наибольшим образом способствовало становлению национального самосознания.

    Карамзин писал свою «Историю» до конца жизни, но не успел её закончить. Текст рукописи 12 тома обрывается на главе «Междоцарствие 1611--1612», хотя автор намеревался довести изложение до начала правления дома Романовых.

    "История государства Российского" - крупнейшее для своего времени достижение русской и мировой исторической науки, первое монографическое описание русской истории с древнейших времен до начала XVIII в.

    Труд Карамзина вызвал бурные и плодотворные для развития историографии дискуссии. В спорах с его концепцией, взглядами на исторический процесс и события прошлого возникали иные идеи и обобщающие исторические исследования - "История русского народа" М.А. Полевого, "История России с древнейших времен" С.М. Соловьева и другие работы. Утрачивая с годами собственное научное значение, "История…" Карамзина сохранила свое общекультурное и историографическое значение, из нее черпали сюжеты драматурги, художники и музыканты. И поэтому этот труд Карамзина входит "в корпус тех классических текстов, без знания которых не может быть полноценно понята история русской культуры и исторической науки". Но, к сожалению, после октябрьской революции восприятие "Истории…" как сочинения реакционно-монархического на долгие десятилетия закрывало ей путь к читателю. С середины 80-х гг., когда в обществе наступает период переосмысления исторического пути и разрушения идеологических стереотипов и давящих идей, хлынул поток новых гуманистических приобретений, открытий, возврата к жизни многих творений человечества, а с ними и поток новых надежд и иллюзий. Вместе с этими переменами к нам вернулся Н.М. Карамзин со своей бессмертной "Историей…". В чем же причина этого общественно-культурного феномена, проявлением которого стала многократная публикация отрывков из "Истории…", ее факсимильное воспроизведение, чтение ее отдельных частей по радио и т.д.? А.Н. Сахаров предположил, что "причина этого заключается в огромной силе духовного воздействия на людей подлинно научного и художественного таланта Карамзина". Автор данной работы полностью разделяет это мнение - ведь проходят годы, а талант остается молодым. "История государства Российского" раскрыла в Карамзине подлинную духовность, в основе которой лежит стремлении ответить на вечные вопросы, волнующие человека и человечество - вопросы бытия и цели жизни, закономерности развития стран и народов, соотношение личности, семьи и общества и т.д. Н.М. Карамзин был как раз одним из тех, кто затронул эти вопросы, и попытался в силу своих возможностей решить их на материале отечественной истории. То есть можно сказать, что это сочетание научности и публицистической популяризации в духе модных сейчас исторических произведений, удобных для восприятия читателя.

    Со времени выхода в свет "Истории государства Российского" историческая наука далеко ушла вперед. Уже многим современникам Карамзина представлялась натянутой, недоказанной и даже вредной монархическая концепция труда историографа Российской империи, его стремление подчас с объективными данными подчинить з этой концепции рассказ о русском историческом процессе с древнейших времен до XVII в. И, тем не менее, интерес к этому труду сразу после выхода был огромен.

    Издание "Истории государства Российского", причем в полном виде, помогает увидеть не только первоистоки важнейших явлений в истории русской науки, литературы, языка, но и облегчает изучение исторической психологии, истории общественного сознания. Поэтому труд Н.М. Карамзина на долгое время стал образцом подходов к исследованию основных сюжетов Российской истории.


    написать администратору сайта