Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Переселенческая политика. Столыпинская реформа

  • 3.Влияние просветительских идей джадидизма в Великой степи и Российской империи. Мусульманские благотворительные общества и их деятельность.

  • В более широком смысле джадидизм был движением за распространение просвещения, развитие тюркских языков и литературы, изучение светских дисциплин, использование достижений науки, равноправие женщин.

  • 4.Казахстан в годы первой российской революции 1905–1907 годов

  • 5.Участие казахов в деятельности I – II Государственных Дум России

  • Формирование идеи национальной государственности в эпоху социальных противоречий.. СРОП История Тема2. Тема Формирование идеи национальной государственности в эпоху


    Скачать 11.24 Kb.
    НазваниеТема Формирование идеи национальной государственности в эпоху
    АнкорФормирование идеи национальной государственности в эпоху социальных противоречий
    Дата23.02.2022
    Размер11.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСРОП История Тема2.docx
    ТипДокументы
    #370638

    СРОП

    Тема 2.Формирование идеи национальной государственности в эпоху

    социальных противоречий.
    1.Cоциально-экономическая ситуация в Казахстане

    По заключению ряда экспертных организаций (1), наиболее существенный экономический рост последних лет на постсоветском пространстве был зафиксирован в Казахстане. Локомотивом роста стала нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая индустрия. Менее заметна роль цветной и черной металлургии, и иной сырьевой промышленности.

    После обретения Казахстаном государственной независимости перед республикой встала задача осуществления перехода к рыночной, социально-экономический ориентированной экономике. Однако в начале 90-х годов «политика шла впереди экономики», и это способствовало разрыву экономических связей, во многом искусственных, что привело в первые годы суверенитета к негативной цепной реакции: остановились целые заводы и фабрики, десятки тысяч рабочих и служащих оказались без средств к существованию.

    Разорились субъекты сельского хозяйства, поскольку они перестали получать дотации и субсидии, в итоге колхозы и совхозы оказались банкротами. Поэтому к 1991 году экономическое положение Казахстана, как и других республик бывшего СССР, сильно ослабло. ВВП снизился на 12 %, нарастал товарный голод, в одночасье опустели прилавки магазинов, не хватало средств на зарплату и пенсии. Производство потребительских товаров стало минимальным, что отражало несоответствие спроса и предложения. Начиналась всеобщая гонка за прибылью только за счет роста цен.

    2.Переселенческая политика. Столыпинская реформа

    Главная цель переселенческой политики. Политика царского правительства по переселению населения в отдаленные районы нача­лась с принятия в феврале 1861 г. "Манифеста об отмене крепостного нрава в России”. Оставшиеся без земли российские крестьяне, не ожидая разрешения властей, стали стихийно переезжать на свободные земли в глубинке. Власти взяли ситуацию под контроль и стали созда­вать "переселенческие управления”.

    Столыпинская аграрная реформа — обобщённое название широкого комплекса мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся правительством России под руководством П. А. Столыпина, начиная с 1906 года. Основными направлениями реформы были: передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы.

    3.Влияние просветительских идей джадидизма в Великой степи и Российской

    империи. Мусульманские благотворительные общества и их деятельность.

    В XIX веке среди российских мусульман среди поволжских и крымских татар, башкир и других народов развернулось общественно-политическое и интеллектуальное движение, которое получило название джадидизм. Группа мусульман-реформистов считала своим призванием работу на благо прогресса. Джадиды действовали путём воспитания и просвещения, пытаясь показать муллам и всем верующим преимущества современной цивилизации. Они подчеркивали необходимость решения задач, которые ставила перед мусульманами европейская цивилизация.

    В более широком смысле джадидизм был движением за распространение просвещения, развитие тюркских языков и литературы, изучение светских дисциплин, использование достижений науки, равноправие женщин.

    В джадидистском движении Царское правительство видело опасный для себя источник роста этнического самосознания, поэтому стремилось ликвидировать мусульманское образование, ибо джадидисты стремились к созданию светской и национальной школы. Туркестанский генерал-губернатор С.Духовский в своём докладе импера­тору от 26 октября 1899 г. сообщает, что ислам есть кодекс враждебный не только нашей религии, но и всей вообще нашей культуре. Ещё более показательно письмо епископа Томского генерал-губернатору, где он настоятельно просит его запретить пропаганду ислама в Казахстане и развернуть развитие православия. В этой связи он советует не допустить от­крытия новых мечетей и школ, а имеющиеся школы постепенно вытеснить русскими школами и церквями, иначе говоря, речь идёт о русификации и христианизации казахского населения.

    Мусульманские благотворительные общества (нач. 20 в.), добровольные объединения исповедующих ислам лиц, создававшиеся с целью оказания бескорыстной помощи нуждающимся. М. б. о. создавались представителями наиб. образов. и состоят. части горожан для решения насущных проблем, облегчения существования неимущих.Они способствовали повышению культ. уровня беднейшей части гор. населения.
    4.Казахстан в годы первой российской революции 1905–1907 годов

    Поводом к началу революции 19051907 годов в Казахстане, как и в

    других частях империи, послужило

    «Кровавое воскресенье» 9 января

    1905 года в Петербурге, когда

    царскими войсками у Зимнего

    дворца была расстреляна мирная

    демонстрация рабочих. Одни из

    первых демонстраций в поддержку

    рабочих Петербурга прошли в

    феврале 1905 года в Перовске,

    Туркестане и других городах. Одним

    из организаторов

    антиправительственного митинга в

    Каркаралинске в мае 1905 года был

    Мыржакып Дулатов. В Казахстане в

    1905 году в забастовках участвовало

    440 тысяч рабочих.

    5.Участие казахов в деятельности I – II Государственных Дум России

    О заметном подъеме политического сознания казахов свидетельствует участие лидеров каз интелегенции в работе Гос Думы. После упразднения Петром 1 земских соборов Россия почтм 200 лет не имела общегосударственного представительного учреждения. В августе 1905 г царь Николай 2 под напором революционных сил России издал манифест о создании Гос Думы как законосовещательного и представительного органа империи. Но некоторые народы Россииской империи в том числе Средней Азии и Казахстана лишились избирательного права. Местным властям в самом начале избирательной компании была дана особая инструкция о категорическом недопушении казахов к выборам как" кочевых и бродячих инородцев". Это вызвало недовольство среди казахов. Коренное население края требовало о допущении к Гос Думу. Мощная волна протеста прокатившаяся по всем регионам края заставила царское правительство пойти на некоторые уступки. Казахи были допущены. В 1906 г 1ую Гос Думу от каз представляли А Байтурсунов, Ахмет Беремжанов Бакытжан Каратаев.


    написать администратору сайта