Task 8 Разработать планпроект Проектирование работы педагогапсихолога по диагностике и развитию этнического самосознания и межэтнической компетентности в производственномобразовательном учреждении
Скачать 51.14 Kb.
|
Task 8 1. Разработать план-проект «Проектирование работы педагога-психолога по диагностике и развитию этнического самосознания и межэтнической компетентности в производственном/образовательном учреждении». План-проект «Проектирование работы педагога-психолога по диагностике и развитию этнического самосознания в образовательном учреждении». Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных подходов к гуманизации образовательной деятельности. Подлинная гуманизация образования связана с приобщением школьников к мировой культуре. Гордость за национальную культуру должна органично сочетаться с уважительным отношением к этнокультурным традициям других народов. Этнокультурное содержание образования должно обеспечивать молодое поколение не только знаниями, направленными на формирование его гражданских качеств, но и личных черт нравственной, интеллектуальной культуры. Высокая нравственно-духовная и интеллектуальная культура в сочетании с такими качествами, как толерантность, милосердие, терпимость, уважение к чужой собственности, а также навыки конструктивного общения, чувства эмпатии, юридических норм, как показывает анализ литературы, способны создать благоприятные условия для нормального функционирования и взаимодействия личности с микро- и макросредой в полиэтническом регионе. Мы предположили, что, работая с ученическим коллективом, необходимо не только обеспечить учащимся общее образование, но и реализовывать этнокультурное образование, формируя этническое самосознание, приобщая детей к родному языку, истории, этнической культуре, духовным ценностям, воспитывая у школьников толерантность, культуру межнациональных отношений. При этом формирование этнического самосознания осуществлялось с ориентацией на толерантное отношение к представителям других этнических групп. Как известно, Казахстан многонациональная страна, следовательно, в нашем образовательном учреждении были такие этнические группы, как: русские, украинцы, белорусы, немцы, узбеки, армяне, азербайджанцы, татары, чеченцы и т.д. Декларация принципов толерантности определяет толерантность как уважение, принятие и понимание многообразия культур мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. При этом под толерантностью мы понимаем отрицание нетерпимости, сдерживание неприязни, способность к признанию или практическое признание и уважение культуры, убеждений и действий других людей. В то же время этническая толерантность является неразрывной составной частью этнического самосознания в целом, так как, являясь формой проявления отношения какой-нибудь личности, она не может существовать отдельно, без реального носителя - субъекта этнических и межэтнических отношений. 2. Нами были подобраны методы и методики для оценки этнического самосознания представителей разных культурных групп: Методика «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда - Данная методика разработана для изучения self-identities (т.е. множественных самокатегоризаций или самоидентичностей). Данный тест также часто используется в составе батареи методик, направленных на изучение этнической идентичности. Типы этнической идентичности (Солдатова Г.У., Рыжова С.В.) - Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. Методика Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности 3. Оценить степень культурной включенности «инокультурных» учеников (на основе наблюдения и опроса учителей). При опросе учителей и под четким наблюдением, было выявлена средняя степень включенности. Поскольку, «инокультурные» ученики свободно и раскрепощенно чувствуют себя с другими учениками, следовательно, они воспринимают казахскую культуру положительно, что и доказывает сплоченность в классе. Казахские дети, в свою очередь, также поддерживают «инокультурных» учеников, тем самым, развивая этническую/религиозную/расовую толерантность среди всех учеников. Это способствует пониманию родной и чужой культуры, повышая межкультурную компетенцию. 4. Оценить уровень межкультурной компетентности педагогов, работающих с учениками - представителями других культур (обосновать установленный уровень подтверждающими примерами поступков и реакций учителей), Желательно дать оценку уровня межкультурной компетентности нескольких педагогов. Чтобы оценить уровень межкультурной компетентности педагогов, было необходимо провести наблюдение и анализ уроков, а также классных часов. Классный руководитель 3А класса, Зарина Жумабековна, проявила свои лучшие качества на классном часу, показав высокий уровень межкультурной компетентности. В ходе урока, были затронуты такие темы, как культуры соседних стран, их обычая, традиции. Владея двумя языками, казахским и русским языками, данный педагог отлично справился с просвещением детей о разных культурах СНГ. Второй учитель, а именно, Айнагуль Асхатовна, также имеет высокий уровень межкультурной компетентности. На вопросы о культурах соседних стран, педагог отвечал непринужденно и раскрыто, явно демонстрируя свой профессионализм и компетентность. 5. Разработать или подобрать мероприятие для решения основных проблем развития этнического самосознания н конкретной школе (классе) и мероприятие для развития межкультурной компетентности педагогов. Мероприятия для решения основных проблем развития этнического самосознания: Согласно Р.С. Немову, по характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. Они могут быть - и на практике чаще всего являются - комплексными, включающими разные стороны личности воспитуемого. Аналогичным образом можно разделить те средства воспитательного воздействия, которыми пользуется воспитатель. Также видный отечественный социолог В.А. Ядов в разрабатываемой диспозиционной теории личности при рассмотрении социальной установки выделяет систему, обладающую тремя взаимосвязанными компонентами: когнитивным (познавательным - определенные представления и мнения об объекте); аффективным (эмоциональным - положительные или отрицательные чувства к объекту); поведенческим - готовность к определенному образу действий в отношении объекта К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы. Как показывает анализ литературы, формы педагогического воздействия можно также разделить на индивидуальные, групповые, фронтальные, а также коллективные, парные со сменным составом учеников. При этом индивидуальная форма подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником. В групповых формах учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах. Фронтальная форма предполагает работу учителя сразу со всем классом в едином темпе и с общими задачами. Коллективная форма работы отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия. Анализ научной литературы позволяет выделить следующую систему общих методов осуществления целостного педагогического процесса: - методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера); - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы); - методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); - методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, и др.). Внеклассная и внеучебная деятельность учащихся даёт им тот социальный опыт, который соответствует основным общественным ценностям, готовит учащихся к жизни в этом обществе, трансформирует многое из того, что идёт из окружающей среды и способствует усвоению этого опыта. Нами были выделены необходимые мероприятия для развития межкультурной компетентности педагогов: - Проведение научно-методических мероприятий по внедрению практических межкультурных программ для педагогов, способствующих адаптации школьников из других культур в образовательной среде, профилактику и снижение агрессивности в поликультурной среде. - Систематическое обучение их через семинары, курсы, индивидуальные и групповые консультации, научно – практические конференции, брифинги, симпозиумы, ознакомление с опытом подобных работ в других образовательных учреждениях; - Разработка на этнокультурологической основе педагогами учреждения методических рекомендаций, уроков – образцов, конспектов занятий и т.д. - Организация и проведения семинара для педагогов, социальных педагогов, педагогов-психологов «Толерантность и здоровье». 6. Составить методическую копилку диагностирующих и развивающих этническое самосознание и межкультурное общение методик и техник. Методическая копилка диагностирующих и развивающих этническое самосознание и межкультурное общение методик и техник: Тест Куна – Макпартленда «Кто Я» (Модификация Т.В. Румянцевой) Методика «Кто Я?» представляет собой нестандартизированное самоописание с открытой формой и (в некоторых модификациях) количеством ответов. Методика была предложена в 1954 году М. Куном и Т. Мак-Партландом, и имеет несколько модификаций на русском языке. Тест создан на основе Я-концепции Манфреда Куна. Теоретической основой методики служат концепции социальных ролей и ролевого поведения, в рамках которых задается и способ самовосприятия человека как носителя этих ролей. Этот факт находит свое отражение в самоописаниях испытуемых. В то же время личности свойственно рефлексировать и свои психологические характеристики, свое место не только в социальном мире, но и в мире в целом. Поэтому методика охватывает не только ролевые аспекты, но все сферы представлений человека о своей личности и ее ядре – «Я». Наиболее часто для анализа ответов испытуемых применяются следующие категории группировок: группы принадлежности, тип родства, основные занятия, черты характера, интерперсональный стиль, устремления и др. Внутренняя структура В общих представлениях методика не предполагает формализированного стимульного материала в виде вопросов, утверждений, списка качеств или картинок. Вместо этого испытуемый на чистом листе должен составить список характеристик самого себя и выразить своё отношение к данным характеристикам. Процедура проведения Оригинальный вариант Испытуемый должен в течение 12 минут дать двадцать различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я такой?» Ответы следует давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают. Затем он должен оценить каждое качество как позитивное (+), негативное (-), неоднозначное (±), или поставить знак того, что он затрудняется в оценке (?). Модификация Т.В. Румянцевой Главное отличие методики в модификации Румянцевой - отсутствие жёсткой регламентации количества ответов (испытуемый может дать их больше 20, или меньше). Принципы интерпретации те же. Инструкция В течение 12 минут дайте 20 ответов на вопрос: «Кто я такой?». Ответы стоит давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают. Затем оцените каждое своё качество как позитивное (+), негативное (-), неоднозначное (±), или поставьте знак того, что вы затрудняетесь в оценке (?). Интерпретация Интерпретация количества ответов По количеству ответов, данных за отведённый промежуток времени, можно косвенно судить о уровне рефлексии личности. Чем больше ответов дано за отведённое время, тем уровень рефлексии выше. Диагностика идентичностей В рамках интерпретации теста Куна-Макпартленда можно определить множество идентичностей человеческой личности, такие как: половую, социальную, духовную, семейную, профессиональную, индивидуальную, физическую и т.д.. Типы этнической идентичности (Солдатова Г.У., Рыжова С.В.) Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. Один из показателей трансформации этнической идентичности – это рост этнической нетерпимости (интолерантности). Толерантность/интолерантность – главная проблема межэтнических отношений в условиях роста напряженности между народами – явилась ключевой психологической переменной при конструировании данного опросника. Степень этнической толерантности респондента оценивается на основе следующих критериев: уровня "негативизма" в отношении собственной и других этнических групп, порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, выраженности агрессивных и враждебных реакций в отношении к других групп. Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от "отрицания" идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом – апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам. Инструкция: Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько Ваше мнение совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.
Шкала экспресс-оценки чувств, связанных с этнической принадлежностью (Н.М. Лебедева) Данная шкала может применяться в составе больших батарей тестов, когда, например, в полевых условиях необходимо оценить большое количество параметров, но нет возможности тратить много времени на работу с каждым респондентом [Лебедева, Татарко, 2005]. Шкалу можно также использовать для экспресс-диагностики результатов тренинга межкультурного взаимодействия, если в процессе тренинга предполагается повышение позитивности этнической идентичности. Методика позволяет оценить эмоциональную окрашенность (валентность) этнической идентичности. Фактически методика представляет собой шкалу оценки социальной установки, соответствующую типу шкал Лайкерта и оценивающую установку по отношению к собственной этнической идентичности. Построение шкалы направлено на оценку позитивности этнической идентичности. Респонденту предъявляется следующий вопрос: «Какие чувства вызывает у вас принадлежность к своему народу?» 1. Гордость. 2. Спокойная уверенность. 3. Никаких чувств. 4. Обида. 5. Ущемленность, униженность. Чувства, указанные в данном меню, образуют шкалу, по которой идет нарастание позитивности чувств от самых негативных (ущемленность, униженность) к гиперпозитивным (гордость). На данной шкале нормой является вариант ответа «спокойная уверенность». Результаты кодируются следующим образом: гордость — 5 баллов; спокойная уверенность — 4 балла; никаких чувств — 3 балла; обида —2 балла; ущемленность, униженность — 1 балл. Методика Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности Мы предлагаем вам ответить на вопросы, касающиеся вашей этнической принадлежности, вашей этнической группы и вашего отношения к ней. Но сначала продолжите предложение: С точки зрения этнической принадлежности я рассматриваю себя как_________________________________________________________ . А теперь прочитайте утверждения и рядом с каждым из них отметьте крестиком тот ответ, который отражает степень вашего согласия с утверждением:
|